коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Восприятие детей с нарушением зрения


Восприятие детей с нарушением зрения

Коррекционно-педагогическая работа по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп для детей, страдающих различными глазными заболеваниями.

В нашем Центре развития ребенка также вот уже более десяти лет функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Эти группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Так чаще всего самыми распространенными диагнозами являются: дальнозоркость с косоглазием (чаще всего со сходящимся), дальнозоркий астигматизм, близорукость. Все чаще в детский сад стали приходить дети с более сложными диагнозами, например, такими как: отслоение сетчатки, амблиопия высокой степени, блефароптоз, есть дети-инвалиды по зрению.

Имеющийся опыт организации лечебно-восстановительной работы в условиях Центра развития ребенка показывает, что эффективность лечения в таких группах выше, чем в кабинете охраны зрения при детской поликлинике. Это объясняется системностью лечения и сочетанием его с коррекционно-педагогической работой:

  • Коррекция – в переводе означает “исправление”. Врач-офтальмолог регулярно один раз в неделю проводит осмотр детей, уточняет и назначает лечение; определяет зрительную нагрузку для каждого ребенка. Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры: (ПОТ – периометрический офтальмологический тренажер, предназначен для лечения амблиопии, для улучшения глазодвигательных функций; ЛКА-1, предназначен для лечения всех видов косоглазия и восстановления бинокулярного зрения; электростимулятор – для тренировки мышц аккомодации) и др.
    • Учителя-дефектологи же используют на занятиях психофизиологические методики, которые направлены на коррекцию нарушения зрительного восприятия основных свойств предметов и изображений (формы, размера, цвета) в условиях различной адаптации и пространственной локализации. Эти методики реализуются с помощью специальных психофизиологических стимуляторов, позволяющих варьировать форму, цвет, размер, яркость, контраст и менять условия стимуляции (адаптацию, фиксацию, частоту и время).

    Основные задачи коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения

    1. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки): повышение остроты зрения. Это различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (Близоруким нагрузки не давать вообще или соблюдать осторожность).
    2. Тренировка сетчатки глаза. Упражнения с цветными предметами – яркими, крупными. Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков.
    3. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения.
    4. Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку на белом фоне. Смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации.
    5. Выработка бинокулярного зрения.
    6. Развитие стереоскопического зрения.

    Организация коррекционно-педагогической работы

    При поступлении детей в группу с нарушением зрения учитель-дефектолог тщательно изучает и анализирует анамнез каждого ребенка, беседует с родителями; совместно с врачом-офтальмологом определяет индивидуальную зрительную нагрузку; проводит первичную диагностику уровня развития зрительного восприятия. Итогом такой предварительной работы является составление плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия с каждым ребенком, который основывается на зрительном диагнозе, уровне развития и самостоятельности при выполнении заданий.

    Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной. Если говорить о коррекционно- педагогическом процессе в целом, то он строится так, чтобы повысить остроту зрения детей и закрепить достигнутые результаты по устранению косоглазия и амблиопии. Вся учебно-воспитательная и коррекционная работа осуществляется в условиях тесной взаимосвязи и слаженной работы всех педагогов и специалистов (учителя-дефектолога, воспитателей, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, воспитателя по изо, учителя-логопеда), работающих с этими детьми.

    С этой целью в начале учебного года учителем –дефектологом составляется памятка “Рекомендации по проведению коррекционной работы в группе с нарушением зрения”. В ней фиксируется следующие индивидуальные данные на каждого ребенка :

    • Зрительный диагноз и диагноз сопутствовающего заболевания;
    • Зрительные нагрузки, тренировочные упражнения, преследующие лечебные цели;
    • Практические рекомендации педагогам при реализации коррекционно-педагогических задач в разных видах деятельности;
    • Необходимые ограничения, записываются их характер и срок, на который они установлены, особенно на период атропинизации;
    • Группа здоровья по зрению и по физкультуре отдельно;
    • Офтальмологические требования при работе с наглядностью.

    Вышеперечисленные рекомендации выполняются всеми педагогами, работающими с этими детьми.

    Индивидуальная работа по развитию зрительного восприятия ведется в сочетании с фронтальной и подгрупповой работой. Специфичной частью этих занятий является, во-первых, зрительная гимнастика. Так, с детьми, имеющими расходящееся косоглазие, используется упражнение на усиление аккомодации (взор вниз и в близь). Во- вторых, строгий учет офтальмологических требований при работе с наглядностью. (См. Приложение №1).

    В конце учебного года учителем-дефектологом проводится вторичная диагностика зрительного развития. Целью, которой является выявление результативности работы по развитию зрительного восприятия ребенка и при необходимости коррекция плана индивидуальной работы по развитию зрительного восприятия.

    Восприятие детей с нарушением зрения

    Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно –педагогической работы по развитию зрительного восприятия

    Обучение и воспитание в нашем детском саду для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно- восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения этих задач зависит от того, как тесно они будут взаимосвязаны. В связи с этим является важным развитие зрения и зрительного восприятия, т.к. неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном упражнении и активизации зрительных функций.

    Например, в период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям необходимо дать задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики. Младшим детям для обводки давать простые крупные предметы (шар, мяч, яблоко и т.д.). Детям постарше - сюжетные картинки. В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому при рисовании и для обводки следует использовать трафареты, контурные изображения. Во время индивидуальной работы необходимо включать упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию, классификации предметов по основным признакам.

    В период плеоптического лечения детей младшего возраста можно использовать игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, например, “Собери матрешку”. Использование игр, в которых дети составляют из частей целое (матрешки, разрезные лото) заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Активно влияют на развитие остроты зрения игры-лабиринты. Например, на картинке изображены различные животные, от каждого из них отходят линии, дети прослеживают по линиям и в конце линии обнаруживают изображение того, чем питаются животные: коза любит капусту, заяц – морковку и т.д.

    Самое главное, важно помнить, что дидактические игры и задания для развития зрения подбираются индивидуально для каждого ребенка, в зависимости от состояния зрения и периода восстановительного лечения. Так, например, при высокой степени амблиопии предметы и их изображения даются более крупные, а по мере повышения остроты зрения размеры пособий уменьшаются. Самые мелкие предметы не должны быть менее 2 см. т.к. у детей с нарушениями зрения страдает и развитие мелкой моторики рук. Все данные об индивидуальной зрительной нагрузке для каждого ребенка должны быть записаны в особой тетради здоровья.

    Для активизации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать такой интересный методический прием, как дидактические игры с электрифицированными игрушками, например, с лазерным фонариком “Где зажегся фонарик”, в том числе авторские пособия: “Разноцветные электрические огоньки” (с какого цвета началось включение и каким цветом закончилось), “Экран заданий” (при правильном ответе загорается световой сигнал или раздается звуковой сигнал). В период восстановления остроты зрения важно систематически упражнять амблиотичный глаз на выделение формы, цвета, величины предметов, их изображений. В зависимости от рефракции (близорукости или дальнозоркости) система работы по повышению остроты зрения неодинакова. При дальнозоркой рефракции рекомендуется усиленная зрительная нагрузка и применяются пособия и материалы более мелкого размера. При близорукости не допускается зрительная нагрузка и пособия даются крупного размера. Вот конкретный пример индивидуального подхода на занятиях.

    Вероника Е. диагноз: сходящееся содружественное косоглазие, амблиопия средней степени, гиперметропия. Острота зрения правого глаза - 0,2, левого - 0,8; характер зрения монокулярный. Девочке назначен курс плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения хуже видящего глаза. На занятиях ей предлагаются объемные игрушки, реальные предметы, обводка через кальку, по контуру, работа с мелким строительным материалом. Девочке рекомендована врачом- офтальмологом интенсивная зрительная нагрузка.

    В период ортоптического лечения (развития фузии- слияния двух изображений в одно) косоглазия очень важно провести специальную подготовку к лечению на синоптофоре. Для этого используются такие упражнения, как накладывание одного изображения на другое. Например, на листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений и даны вырезанные из цветной или черной бумаги точные копии этих изображений, дети должны наложить их на нарисованные изображения.

    В играх на прослеживание движущихся объектов у детей развиваются глазодвигательные функции. Для этого можно использовать игры типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель”.

    В период выработки стереоскопического зрения (развития трехмерного видения) особенно эффективны настольные игры “Футбол”, “Бильярд”, “Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

    Говоря о результатах коррекционно- педагогической работы на занятиях по зрительному восприятию, хочется отметить, что, после четырехлетнего пребывания в специализированной группе с нарушением зрения, у всех детей повысилась острота зрения, улучшилась клиническая картина офтальмологического заболевания, некоторым из них даже отменили ношение очков. В то же время, был отмечен высокий уровень подготовленности детей к обучению в школе, вследствие того, что у них посредством целенаправленных ежедневных занятий были развиты такие важные психические процессы, как произвольное зрительное внимание, память, наглядно-образное мышление, воображение; сформированы следующие качества характера: аккуратность, усидчивость; развита мелкая моторика.

    Нарушение восприятия у детей

    Восприятие – это сложный процесс общего отображения всех свойств явлений и предметов. Оно охватывает в совокупности все суждения, действия, память, эмоциональное отражение, собственные ощущения. Ощущение отображает в нашем сознании отдельные свойства и качества предмета. Процесс восприятия анализирует и синтезирует прошлый опыт накопленных ощущений и отображает их в сознании.

    Нарушение восприятия у детей, связанное с недостаточностью раздражителей и информации, не может правильно ориентировать ребенка в окружающей среде. Восприятие является отражением комплексного раздражения.

    Определяя окружающие нас предметы, мы основываемся на образе, полученном в результате предыдущего опыта. Получая неполноценный опыт из-за какого-либо физического дефекта, мы воспринимаем образ, не соответствующий его действительным качествам.

    Особенности восприятия у детей с нарушением зрения

    Обладая полноценным зрением, человек при определении образа основывается на его предметности, целостности, осмысленности, значимости. При этом целостность предмета или явления состоит в различных нюансах, объединенных одним целым.

    Недостатки в восприятии у детей с нарушением зрения откладывают негативный отпечаток на их интеллектуальное и психическое развитие.

    С младенчества ребенок, обладающий неполноценным зрением, воспринимает мир и предметы в искаженном виде. Он не может четко определить грани предмета, цветовая гамма бывает лишена оттенков, затруднено пространственное ощущение предмета.

    На фоне нарушения восприятия у детей появляются страхи, додуманные, иллюзорные объекты, вызывающие растерянность и плохую ориентацию в окружающем мире.

    В результате дефектов зрения у детей может развиться оптическая (зрительная) агнозия –нарушение узнавания зрительных образов.

    У детей с нарушением восприятия зрительных образов наблюдается пониженный познавательный горизонт. На всех этапах развития наблюдается психическая недоразвитость, а иногда развитие психических заболеваний. Порой восприятие у детей, имеющих нарушения зрения, влечет за собой нарушение или недоразвитость речи, снижение слуха.

    Образовательный процесс таких детей проходит с затруднением и отставанием от сверстников.

    Пространство и время детьми с ограниченным зрением постигаются с трудом. Иногда они путают правую и левую стороны, долго не могут запомнить времена года, часы, месяцы. Все это является результатом нарушения у детей восприятия окружающей среды.

    Кроме того, у детей с нарушением зрения наблюдается узость восприятия. Они плохо ориентируются на местности, замечают меньше подробностей.

    Часто нарушение восприятия у детей становится причиной неуспеваемости в школе, т.к. им трудно определить приоритеты, вычленить главное, уловить суть.

    Школьные проблемы у них начинаются с первых дней, когда нужно учиться писать, читать. В результате искаженного зрения ребенок не может правильно изобразить буквы.

    Все это порождает нарушения психики ребенка.

    Восприятие у детей с ЗПР

    Задержка психического развития детей – ЗПР – может быть вызвана как органическими факторами, так и психологическими. Одним из них является нарушение у детей восприятия окружающего мира.

    Часто неправильное восприятие у детей окружающей действительности влечет за собой и психические проблемы.

    Иногда говорят о том, что картинки, нарисованные детьми с задержкой психического развития, характеризуют их болезненное состояние, т.е. больную психику. Но, по сути, дети с нарушенным восприятием мира рисуют мир таким, каким они его видят.

    Следовательно, восприятие мира, являющееся результатом нарушения зрительных или слуховых образов, влечет за собой и нарушение в развитии ребенка. Искаженное восприятие у детей с ЗПР является выражением их ощущений окружающих предметов и явлений.

    У детей с нарушением зрительных функцией иногда формируется разрозненное, фрагментарное зрительное восприятие, при этом знание мира также имеет фрагментарный характер. Вследствие этого происходит неправильное восприятие окружающего и ведет к задержке в развитии.

    В процессе развития ребенка необходимо задействовать память и мышление, но в ситуации, когда эти понятия искажены, происходит нарушение восприятий и снижение уровня развития.

    Восприятие у детей с ЗПР по сравнению с ровесниками имеет намного меньше граней воспринимаемых ощущений.

    Малый объем воспринимаемого материала, слабое различие конфигураций объекта, затруднения восприятия сюжетов, явлений, замедленность восприятий, трудности с ориентацией – все это сказывается на развитии ребенка.

    Нарушение восприятия у детей должно быть особой заботой взрослых. Без их помощи ребенку трудно войти в сложный взрослый мир.

    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

    Восприятие детей с нарушением зрения

    Особенности восприятия детей с нарушением зрения

    «Дефект, по выражению Л. С. Выготского, «не только

    слабость, но и сила», и влияние его двойственно: с

    одной стороны он нарушает деятельность организма,

    с другой – служит стимулом к повышенному развитию

    другой функции организма»

    Все это становится в центре внимания коррекционной работы в зрительной группе и определяет ее необходимость. Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения.

    Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. [3]

    Важную роль в развитии образного мышления имеет зрительное восприятие. Зависимость зрительного восприятия от мышления проявляется уже на этапе формирования образа, включающем различение и объединение признаков объекта. Высокий уровень зрительного восприятия во многом определяет и уровень развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. [2]

    Нарушения функций зрения приводит к сокращению и ослаблению зрительных ощущений. Изменения в сфере ощущений, то есть на первой ступени чувственного отражения, неизбежно должны отразиться на следующем этапе – восприятии. В процессе восприятия обычно принимают участие несколько анализаторов. В норме у большинства людей формируется зрительный тип восприятия. Причем доминирование зрение настолько прочно, что даже такие серьезные нарушения его функций, какие наблюдаются у слабовидящих, не влекут за собой изменение типа восприятия. Как и в норме у них наблюдается зрительно - двигательно - слуховой тип восприятия. [1]

    Зрительное и осязательное восприятие сходны не только по своим физиологическим механизмам. В образах, возникших в процессе этих видов перцепции, отражаются многочисленные свойства и качества материи, движущиеся в пространстве и времени. [1]

    Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности учащихся.

    Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. [4]

    Среди учащихся с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на свое дефектное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющееся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

    Указанные отклонения у детей с нарушением зрения могут быть корригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т. е. рационального взаимодействия осязания, имеющегося зрения и других анализаторов.

    Навыки бисенсорного и полисенсорного восприятия позволяют детям с нарушением зрения эффективнее познавать окружающий мир и изучать материал конкретных учебных предметов (родного языка, математики, изобразительного искусства, физического воспитания и др.). [3]

    Осязание становится эффективным средством познания окружающего мира в процессе упражнений рук в разных видах предметно-практической деятельности, благодаря которой вырабатываются тонкие дифференцировки восприятия. [4]

    Изучение практических действий детей с нарушением зрения во всех видах деятельности дает основание сделать вывод о том, что освоение предметного мира, развитие предметных действий, особенно там, где требуется зрительный контроль и анализ, у детей с косоглазием происходит сложение. Практические действия носят замедленный характер.

    Дети с нарушением зрения труднее усваивают инструкцию, состоящую из нескольких действий, испытывают затруднения в процессе усвоения различного учебного материала, особенно там, где необходима зрительная ориентировка.

    Опираясь на все вышеизложенное можно сделать вывод, что восприятие детей с нарушением зрения обуславливается трудностями выделения объемных предметов, расстояния и удаленности. Таким образом, необходимо вести систематическую работу по корректировке зрительного образа и компенсировать недостаточную зрительную информацию за счет развития полисенсорных взаимосвязей, когда в восприятии, регуляции и контроле предметных действий, наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности.

    1. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. - СПб. 2006.

    2. Малева З. П. М184 Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению /З. П. Малева -М. Издательство Парадигма, 2009.— (Специальная коррекционная педагогика) .

    3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной помощи детям с косоглазием и амблиопией в условиях дошкольного образовательного учреждения;

    4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л. И. Плаксивой. — М. Издательство «Экзамен», 2003.

    восприятие детей с нарушением зрения

    Коррекция познавательной деятельности детей с нарушениями зрения. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. (дополнить полисенсорное воспитание)

    Н.М.Сеченов выделил ряд признаков, воспринимаемых глазами: цвет, форму, величину, удаление телесность, направление и движение предметов. В исследованиях Б.Г.Ананьева, В.Д.Глезера, И.И.Цукермана было установлено, что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого, нерасчлененного различения формы предмета, проходит через ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.

    Зрительное восприятие слабовидящих и слепых характеризуется неполнотой и фрагментарностью восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.

    Слабовидящие пользуются зрением как основным средством восприятия. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие различных видов деятельности протекает в условиях зрительной депривации, строится на суженной наглядной и действенной основе.

    Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов. Слабовидящие испытывают трудности в восприятии формы, размеров, оценке положения предметов. Наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов, изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, обеспечивающих предоставление информации об окружающей действительности.

    У слабовидящих наблюдается изменение границ поля зрения. Слабовидящие с нормальным полем зрения способны обозревать предметы и явления целостно, одновременно. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия. При восприятии предмета дети с узким полем зрения совершают последовательный обход глазами вдоль контура (возникают соскальзывания с контура, изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора, ребенок осматривает предметы по частям, выделяя их отдельные признаки и свойства). Целостный, одновременный характер заменяется последовательным узнаванием.

    Слабовидящие дети относительно легко воспринимают формы плоских предметов, значительно сложнее объемных, различают расстояния между ними, оценивают глубину пространства.

    Среди слабовидящих большое число детей с нарушением цветоразличительных функций, контрастной чувствительности зрения. Встречаются также врожденные формы патологии цветоощущения, часто сопровождающиеся одновременным понижением и других зрительных функций. У детей с сохранной способностью различать цвета наблюдается ослабление восприятия к основным цветам – красному, зеленому и синему.

    Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый характер. Цветоразличительные функции при некоторых приобретенных формах нарушения зрения могут восстанавливаться в процессе лечения основного заболевания, а также вследствие применения специальных упражнений в ходе обучения. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегулируемые экраны и др.).

    На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов. На восприятие предметов и изображений оказывает влияние также и нарушение глазодвигательных функций. При этом возникают трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и угловых величин, восприятии быстро изменяющихся процессов и явлений окружающей действительности. В целях формирования глазодвигательных функций обычно применяют приемы и способы целенаправленного наблюдения предметов и явлений, опираясь на другие виды чувствительности (осязание, слух и пр.). Это позволяет сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

    Наблюдающиеся у слабовидящих детей нарушения различительной способности, глазодвигательной координации, цветоразличения, сужение границ поля зрения приводят к изменениям в процессах зрительного восприятия: фрагментарности, уменьшению объема, замедлению темпа, сокращению содержания, неточностям, ошибочным суждениям. Почти у всех слабовидящих детей проявляются особенности в формировании зрительных образов, которые зависят от сложности предметов и изображений, опыта ребенка в оперировании ими, характера и степени нарушения зрения. Все это предполагает дифференцированный подход к детям, применение специальных приемов и способов обучения, создание условий для чтения, письма, игровой и трудовой деятельности.

    Наличие у большинства детей остаточного зрения и его использование в процессе обучения открывают дополнительные возможности повышения познавательной активности в овладении знаниями и умениями. В исследованиях А.И. Каплан, Л.П. Григорьевой показано, что развитие зрительного восприятия предполагает:

    А) формирование способности к обнаружению, различению и опознаванию предметов с различного расстояния, цветоразличению, координации движений глаз и рук;

    Б) взаимодействие сенсорных функций, обогащение представлений, активизацию мыслительных операций, способствующих формированию и развитию аналитико-синтетического визуального мышления в процессе опознания и действий с предметами; расширение специальных знаний о предметах и явлениях окружающего мира; совершенствование практической деятельности.

    Таким образом, развитие зрительного восприятия проводится не изолировано, а в процессе всей познавательной деятельности, включая и другие виды восприятия, которые продолжают оставаться ведущими в игровой, учебной и трудовой деятельности (слуховое, осязательное). Планомерное полисенсорное воспитание детей расширяет возможности в познавании ими окружающего мира. Совместное использование частичного зрения и осязания дает значительно лучшие результаты при узнавании предметов. Дети, использующие осязание и остаточное зрение, лучше воспринимают форму, точнее оценивают размеры, быстрее выделяют конструктивные особенности предметов. Изучение опыта работы дошкольных учреждений и школ показывает, что использование остаточного зрения в учебно-воспитательном процессе протекает зачастую стихийно.

    Другие работы

    Программа лишь манипулирует символами мозг же придает им смысл ДЖОН СИРЛ СПОСОБНА ли машина мыслить Мож.

    Программа лишь манипулирует символами мозг же придает им смысл ДЖОН СИРЛ СПОСОБНА ли машина мыслить Может ли машина иметь сознанные мысли в таком же смысле в каком имеем их мы Если под машиной понимать физическую систему способную выполнять определенные функции а что еще под ней можно понимать тогда люди это машины особой биологической разновидности а люди могут мыслить и стало быть машины конечно тоже могут мыслить. Сильный ИИ утверждает что мышление это не что иное как манипулирование формализованными символами а.

    Заңтану пәндері кафедрасы пән атауы: Отбасы құқығы 1.

    Некеге тұру үшін еркекпен әйелдің: а неке жасына жетуі қажет; б атааналарының келісімі қажет; в өзара ерікті келісімі және олардың неке жасына жетуі қажет; г өзара ерікті келісімі қажет. Неке жасы еркектер мен әйелдер үшін: а 19 жас толып белгіленеді. б 16 жас болып белгіленеді; в 17 жас болып белгіленеді; г 20 жас болып белгіленеді. д 18 жас болып белгіленеді; 4.

    задание выполняется студентами в каждом семестре в установленные графиком учебного процесса сроки.

    Вариант 5 Fir trde Fir trde is n orgnized socil movement which promotes stndrds for interntionl lbour environmentlism nd socil policy in res relted to production of Firtrde lbelled nd unlbelled goods. Fir trde’s strtegic intent is to delibertely work with mrginlised producers nd workers in order to help them move from position of vulnerbility to security nd economic selfsufficiency. It lso ims t empowering them to become stkeholders in their own orgniztions nd ctively ply wider role in the globl ren to chieve greter equity in interntionl.

    А СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ Главная цель внутреннего аудита системы менеджмента.

    ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Внутренний аудит системы менеджмента качества позволяет решать следующие задачи: Подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в системе менеджмента качества установленным требованиям. Предотвращение появления проблем качества. Оценка эффективности функционирующей системы менеджмента качества и ее элементов.

    Вариант 5 1. Вычислить предел функции а ; б ; в ; г ; д.

    Вычислить предел функции а ; б ; в ; г ; д. Вычислить производную функции а ; б ; в ; г. Найти наибольшее и наименьшее значения функции y=5rctg3x9x8 на отрезке [ 1 2]. Найти экстремумы функции 6.

    тема наук о живых системах.

    Открытие клетки и изучение микроскопического строения организмов позволили глубже понять причины возникновения болезненного процесса способствовали разработке методов диагностики и лечения. Изучение химического состава и строения молекул сложных органических веществ входящих в состав клетки белков нуклеиновых кислот и др. Выявление роли нуклеиновых кислот в хранении наследственной информации белков в образовании клеточных структур в процессах жизнедеятельности клетки. Сложное строение клетки наличие в ней оболочки плазматической.

    ПАРАНОИК Черты этого психотипа редко проявляются в детстве но обычно такие дети сосредоточены на чемто.

    Доминирующая черта характера: высокая степень целеустремленности. Привлекательные черты характера: высокая энергичность независимость самостоятельность надежность в сотрудничестве если его цели совпадают с целями тех людей с которыми он вместе работает. Отталкивающие черты характера: раздражительность гневливость которые проявляются тогда когда чтото или ктото оказывается на пути к достижению поставленной цели; слабая чувствительность к чужому горю авторитарность. Доминирующие черты характера: любовь к порядку стремление.

    Менеджмент організацій 20102011 н.

    1 Управління реальними інвестиціями Товариства з обмеженою відповідальністю Анабель 2 Управління маркетинговою діяльністю підприємства на прикладі Представництво ДЛінк Інтернешнл ПТЕ ЛТД 3 Управління інвестиційною діяльністю Публічного акціонерного товариства Галактон 4 Антикризове управління Відкритим акціонерним товариством Дніпропетровський металургійний завод ім. Комінтерна 5 Підвищення ефективності діяльності Закритого акціонерного товариства Техновибух 6 Управління якістю продукції підприємства на прикладі Товариства з.

    Когда мы употребляем слово экономика мы думаем о деньгах бизнесе инфляции и безработице.

    Экономисты изучают решения которые мы принимаем каждый день. Экономисты изучают компромиссы совершаемые людьми. Экономисты говорят о микро и макроэкономике. Экономисты делают 3 вещи: собирают данные создают экономические модели разрабатывают теории.

    Источники:

    Следующая:


    16 ноября 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения