коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Социализация детей с нарушением зрения


Социализация детей с нарушением зрения

1. Назначение коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке в начальных классах школ для детей с нарушением зрения.

Под социально-бытовой ориентировкой подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей.

Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности.

В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

социализация детей с нарушением зрения

МА ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 62 г. Хабаровска.

Методические разработки по проблеме развития

социально – бытовой ориентировки детей с нарушением зрения

Воспитатель 1- квалификационной категории                                                                  Лиханова Юлия Александровна

2011 г.

Проблема поиска эффективных средств приспособления ребенка дошкольного возраста   с нарушением зрения   к социальной среде и организация собственного поведения в бытовом пространстве имеет большую социально - педагогическую и коррекционно – психологическую значимость.

Специальные исследования доказывают, что снижение зрения накладывает специфические особенности на ориентировку ребенка – дошкольника в бытовой и социальной жизни. Нарушение зрительного восприятия препятствует полноценному познанию окружающего мира и отношений в нем .

Для себя я выбрала игру в качестве основного средства развития навыков и умений по ориентировки в социальном и бытовом пространстве.

Я отобрала и систематизировала игры, и игровые задания по основным темам коррекционного раздела «Социально – бытовая ориентировка»: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь». Игровой материал подобран мною по возрастам: 3-4, 4-5 и 5-7 лет.

Игры и игровые задания аккумулирован в следующих задачах:

- Информирование о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, приемах и правилах обращения с ними. Выработка практических умений и навыков пользования некоторыми предметами (согласно возрастным возможностям) окружающего социально – бытового пространства.

- Информирование о социальном окружении и социальных связях, развитие умения отражать в деятельности (игровой, художественно – продуктивной и так далее) явления социальной и бытовой жизни. Побуждение к установлению контактов с окружающими, адаптирование навыков культуры поведения и общения через игровую деятельность и общение. Выработка приемов, направленных на разностороннее взаимодействие в социально – бытовом пространстве.

Основное внимание при перспективном планировании в младше – среднем возрасте я уделяла дидактическим играм, поскольку это, прежде всего игры обучающие, а детей этой категории, как считают специалисты,  необходимо подводить к игре, то есть создавать специфические условия, обеспечивающие обучения его игровым действиям, по отображению социальной действительности. Игры, вошедшие в перспективное планирование, я использовала в равной степени, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.   Ценность игры для детей с нарушением зрения, по моему мнению, состоит в том, что в ней создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

На начальном этапе обучения основная моя задача была направлена на информирование воспитанников о назначении предметов, окружающих нас в быту и в социальном пространстве, о социальных связях и способах конструктивного взаимодействия. Я осуществляла обучение детей игровым и ролевым действиям, развивала представления об окружающем мире для дальнейшего сюжетного отображения его в игре.  Например, в результате специально организованных дидактических игр, типа «Путешествие в страну вещей», «Дом, в котором ты живешь» и т.п. мною формировались осознанные представления о предметах быта, способах их применения. Посредством игр «Где ты живешь?»,  «На чем я путешествую?», «Что кому необходимо», «Так бывает или нет» и т.п. дети познавали социально – бытовое пространство, учились ориентироваться в нем, выполняя определенные игровые действия.

Далее я предлагала игры – инсценировки. Первоначально они организовывались мною на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим. Игровые действия закреплялись и развивались в процессе совместной деятельности с детьми и в самостоятельной игре. Это помогало детям уточнить представления о различных бытовых ситуациях и о возможных действиях в них («Кукла Наташа заболела», «На приеме у врача», «Устроим кукле комнату»).

Мною отмечено, что развитие умения ориентироваться в социально - бытовом пространстве служило средством более полного общения и самопроявления слабовидящего ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей .

социализация детей с нарушением зрения

Annotation

The article deals with the problem of the personal development of a child with eyesight disabilities in the early years of his life. The major role at this stage belongs to the question of socialization of the blind child or a child with eyesight disabilities in the early years of his life. Necessary conditions of effective social development of such children are described.

Текст

УДК 37.013.42:376.352-053«465.00/. 06»

ББК 4466.02+4453.091 ГСНТИ 14.29.25 Код БАК 13.00.03

J1. В. Фомичева

Санкт-Петербург, Россия

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Аннотация. Актуализируется проблема личностного развития ребенка с нарушением зрения в ранние годы жизни. Центральным вопросом работы является социализация слепого или слабовидящего ребенка раннего возраста. Обозначены и раскрыты необходимые условия успешного социального развития таких детей.

Ключевые слова: социализация; ранняя социализация; социальное развитие; ребенок с нарушением зрения; особые потребности; абилитация, социальная среда; семья; образовательное учреждение; коррекционно-педагогическое сопровождение; «педагогика Успеха».

Сведения об авторе: Фомичева Лидия Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, (Санкт-Петербург).

Контактная информация: 197046. ская, 26.

E-mail: tiflospbl@yandex.ru.

В психологии период от рождения человека до школы определяется как период ранней социализации. Известно также, что семья и общественное дошкольное воспитание выступают в качестве институтов социализации ребенка. Сущностная характеристика социализации заключается в том, что она представляет собой механизм фор© Фомичева Л. В. 2014 Специальное образование. 2014. № 2

L. V. Fomicheva

St. Petersburg, Russia

TO THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF THE EARLY AGE CHILDREN WITH EYESINGIIT DISABILITIES

Социализация детей с нарушением зрения

Abstract. The article deals with the problem of the personal development of a child with eyesight disabilities in the early years of his life. The major role at this stage belongs to the question of socialization of the blind child or a child with eyesight disabilities in the early years of his life. Necessary conditions of effective social development of such children are described.

Key words: socialization; early socialization; social development; child with sight disability; special needs; rehabilitation; social environment; family; educational institution; corrective and pedagogical support; pedagogy of success.

About the author. Fomicheva Lidia Valentinovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Herzen State Pedagogical University of Russia.

г. Санкт-Петербург, ул. Малая Посад-

мирования и функционирования личности. В семье ребенок усваивает первые социальные роли, нормы и ценности, происходит первичное формирование образа «Я». Общественное дошкольное воспитание как институт социализации ребенка предоставляет ему возможность более широкого освоения всех трех сфер формирования и функ-

ционирования личности: сферы деятельности, сферы общения, сферы самосознания.

Решение вопросов ранней социализации ребенка с нарушением зрения лежит в границах знания и понимания особых потребностей детей этой группы: их развития, содержания и путей удовлетворения. Такое отношение объясняется тем, что именно удовлетворение потребностей (коммуникативных, физических, познавательных и др.) является основным условием повышения активности ребенка в разных сферах его жизнедеятельности и его перехода с позиции объекта социального воздействия на позицию активного субъекта социализации, естественно, в соответствии с возрастом. Если же воздействие социальной среды в виде воспитательного процесса устраняет активность ребенка, т. е. не дает возможность удовлетворить потребности, то формируется пассивная либо агрессивная личность, что будет негативным фактором последующей социализации [1; 2].

Развитие потребностей у детей с нарушением зрения в ранние годы жизни обусловлено спецификой факторов, влияющих на развитие ребенка в условиях зрительной депривации. Именно аномальный фактор в виде повреждения детского организма, в том числе различные клинические формы и степень нарушения зрения [3], оказывает значительное влияние на характер потребностей, удовлетворение или неудовлетворение которых в жизнедеятельности ребенка со зри-

тельной депривацией в период раннего детства во многом определяет его способность активно взаимодействовать с окружающим миром.

Нарушение зрения в ранний период жизни приводит к депривации (подавлению, недоразвитию, трудности становления) роли зрения в жизнедеятельности ребенка в социуме зрячих, значительно снижая проявление таких врожденных потребностей, как сенсорная и двигательная активность. Это, в свою очередь, приводит к пассивности ориентировочно-поисковых, познавательных, регуляторных и контролирующих действий и, как следствие, к пассивности, трудностям подражательного освоения сфер предметно-практической деятельности и общения и сферы самосознания. Приведем примеры этого явления из тифлологии: «незрячий ребенок в первые месяцы жизни может не понимать, что у него есть ножки», «малыш с глубоким нарушением зрения без посторонней помощи не пытается пользоваться предметами быта», «социальная улыбка появляется значительно позднее, чем у нормально видящего сверстника», «объем и качество двигательных умений разного порядка у ребенка с нарушением зрения ниже, чем у зрячего сверстника», и др. Таким образом, трудности зрительного отражения вследствие врожденного поражения зрительной системы осложняют ребенку с нарушением зрения в период раннего детства вхождение в социальную среду, освоение социальных связей и тем

самым — раннее усвоение социального опыта.

Понятно, что такое явление не фатально, и дети раннего возраста с нарушением зрения, как и их зрячие сверстники, имеют различный социальный опыт, что во многом определяется социальными факторами, влияющими на развитие ребенка. Социализация ребенка с нарушением зрения, ее успешность или недостаточность зависят от ряда факторов, их силы или слабости, полноты, направленности и др.

Социальная среда и условия жизнедеятельности малыша с нарушением зрения являются основополагающим фактором успешности его социализации, личностного развития, которая, в свою очередь, характеризуется опытом и широтой ориентировки в различных видах деятельности, способностью осваивать новые виды деятельности и осмысливать их значимость, опытом и способностью к общению, опытом самовыражения, освоения знаний о себе и др.

Социальное развитие в рамках возрастных возможностей ребенка со зрительной депривацией в период раннего детства как процесс усвоения им путем внешнего отражения социального опыта обусловлено рядом условий. Рассмотрим их.

Важнейшим, первостепенным условием социального развития ребенка с нарушением зрения является отношение ближайшего взрослого социума к зрительным проблемам малыша. Научно-практические данные в области тифлопе-

дагогики позволяют обозначить две основные позиции (характер отношения) взрослых к зрительным возможностям малыша: адекватное и неадекватное. Понятно, что такое обозначение имеет векторный характер: в жизни каждого ребенка с нарушением зрения в отношениях взрослого социума к его зрительным возможностям имеется множество нюансов. Однако адекватное отношение взрослых к зрительному нарушению ребенка имеет ряд выраженных характеристик. Оно проявляется в принятии ребенка таким, каким он есть, но с пониманием того, что несостоятельность и трудности зрительного отражения часто осложняют малышу реализацию его потребностей, способностей, интересов, самостоятельное освоение разных сторон жизнедеятельности детей. Руководствуясь этим, взрослый социум повышает свою роль в организации доступной для освоения незрячим или слабовидящим малышом предметнопространственной среды в соответствии с особыми сенсорными и компенсаторными потребностями. Стараясь не подавлять активность самого малыша, взрослый выступает инициатором общения, взаимодействия с ребенком, осваивает противоположные подражательному приему методы прямого обучения малыша с глубоким нарушением зрения двигательным умениям, практическим действиям, ориентировке в пространстве и др.

Другим важнейшим условием социального развития ребенка с нарушением зрения выступает отно-

шение общества (взгляды, законодательная готовность, государственное исполнение и др.) к решению вопросов ранней социализации детей с нарушением зрения. Аспектами этого условия выступают, в частности, решение государством вопросов абилитации ребенка с глубоким нарушением зрения, тифлопедагогическое сопровождение дошкольника с нарушением зрения.

Цель абилитации — нормализация личностного развития ребенка с нарушением зрения, который выступает субъектом этого процесса, в период раннего детства. Первостепенную роль в абилитации малыша с тяжелым нарушением зрения играет семья, которая, как основополагающий фактор становления личности ребенка (что характерно для любой семьи), выступает объектом профессиональной поддержки специалистов в выполнении ею целого ряда необходимых функций как социального института воспитания [4; 5].

Абилитация ребенка с глубоким нарушением зрения как процесс во времени характеризуется определенной, хотя и условной, этапностью:

• ранняя психологическая помощь родителям, узнавшим о факте глубокого нарушения зрения у новорожденного, с целью ослабления и преодолениями полученного ими психологического шока, стресса и развития позитивного взгляда на настоящую и дальнейшую жизнь ребенка. Необходимая и возможная ранняя медицинская (офтальмологическая) реабилитация ребенка с

целью восстановления функционирования зрительной системы в период онтогенетического становления акта видения (первый год жизни);

• поддержка специалистами семьи ребенка с глубоким нарушением зрения (социальная, правовая, психологическая, педагогическая) с целью преодоления родителями чувства «брошенности», «одинокости», повышения ее воспитательного потенциала, освоения семьей:

- коррекционно-компенсаторной составляющей воспитательной функции;

- позиции адекватного отношения к зрительным возможностям ребенка;

- приемов и способов общения, взаимодействия в роли зрячего (нормально видящего) партнера в коммуникации с партнером со зрительной депривацией и др.;

• расширение социальных контактов семьи, повышение компетентности родителей в вопросах развития, воспитания детей с глубоким нарушением зрения с целью дальнейшей актуализации и усиления позитивного отношения взрослого социума к возможным личностным достижениям незрячего или слабовидящего ребенка, осознания своей роли в личностном развитии ребенка;

• сопровождение ребенка специалистами (коррекционно-педагогическое, психологическое, медицинское) в соответствии с его индивидуальными потребностями с целью нормализации хода психического, физического, личностного

развития в условиях зрительной депривации;

• подготовка ребенка с нарушением зрения к самостоятельной деятельности в среде детского коллектива. Это важнейший этап аби-литации малыша с глубоким нарушением зрения, предполагающий не только формирование личности, но и вторую сторону социализации — освоения опыта функционирования в группе партнеров с равными возрастными возможностями.

Другим аспектом такого условия социального развития ребенка с нарушением зрения, как отношение общества к решению вопросов его ранней социализации, является совершенствование общественного дошкольного воспитания с точки зрения актуализации образовательным учреждением решения вопросов обеспечения системной работы с семьей воспитанника с нарушением зрения раннего возраста. Содержание и методы этой работы должны быть направлены на повышение воспитательной функции семьи малыша с глубоким нарушением зрения с целью обеспечения его психоэмоционального благополучия и личностного развития в соответствии с возрастом.

Важнейшей задачей общественного дошкольного воспитания выступает также профилактика и, при необходимости, ранняя коррекция вторичных нарушений в физическом и психическом развитии воспитанника раннего возраста с нарушением зрения. Эта задача решается посредством коррекционно-компенсаторного сопровождения разви-

тия незрячего или слабовидящего ребенка раннего возраста, целенаправленной деятельностью тифлопедагога и других специалистов.

Одним из путей и условием социализации воспитанника с нарушением зрения выступает осуществление взрослым социумом образовательной среды «педагогики Успеха».

Даже незначительные, на взгляд окружающих, успехи ребенка с нарушением зрения выступают для него, с одной стороны, важным аспектом самопознания, самосознания, самоактуализации, самоутверждения, развития чувства собственного достоинства и другого, что актуально для любой развивающейся личности, с другой стороны — необходимым условием усиления потребности в самостоятельности, побуждения к активности, самовыражению, проявления уверенности и т. п. т. е. всего того, что может быть проблемным в личностном развитии слепого или слабовидящего ребенка. В связи с этим педагогика успеха как деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на успешность воспитанников, очевидно, должна пронизывать образовательное пространство детей с нарушением зрения.

Педагогика успеха слепого или слабовидящего ребенка в условиях специальной и инклюзивной образовательной среды базируется на освоении взрослым социумом следующих сфер:

• сферы общения зрячих со слепым или слабовидящим ребенком (область межличностных отношений);

• сферы практического взаимодействия зрячих со слепым или слабовидящим ребенком (область обучения, передачи опыта овладения разными видами деятельности и его практического осуществления);

• сферы организации образовательного пространства ребенка с нарушением зрения в соответствии с его запросам и возможностям (область организации предметнопространственной среды жизнедеятельности слепого или слабовидящего воспитанника).

Удовлетворение ребенком с нарушением зрения субъективной потребности в активности и самостоятельности, без чего немыслим успех даже в самых скромных его проявлениях, во многом определяется адекватностью позиции окружающих по поводу возможностей (реальных, потенциальных) слепого или слабовидящего воспитанника. В основе адекватного отношения нормально видящего субъекта общения к личностным проявлениям ребенка со зрительной депривацией лежат:

- объективная оценка зрительных возможностей воспитанника (например, их недооценка или переоценка чаще всего приводят к выдвижению неадекватных требований);

- знание особенностей развития в условиях зрительной депривации, причин их появления;

- знание особых сенсорно-перцептивных потребностей, обусловленных зрительной деприваций;

- усилия взрослых (стремление, практические шаги, действия) по

саморазвитию, расширению знаний, умений в сфере воспитания и обучения ребенка со зрительной депривацией.

Самоактуализация, самовыражение ребенка с нарушением зрения в процессе делового общения с нормально видящим партнером во многом определяется ролью, которую ему отводит этот партнер, тем, признается ли личностная состоятельность воспитанника с нарушением зрения, или он постоянно находится в ситуации ведомого, чрезмерно опекаемого или непризнанного неудачника. При этом нормально видящий партнер пагубную для личностного проявления слабовидящего воспитанника позицию в большинстве случаев занимает неосознанно. В соответствии с этим в образовательной среде ребенка с нарушением зрения усиливается роль «педагогики Успеха», так как ее важнейшими и обязательными компонентами являются рефлексия взрослого в процессе взаимодействия с воспитанником и установка взрослого на его успех. Именно позитивная установка взрослого на частый успех ребенка с нарушением зрения, ее реализация обеспечивают устойчивую мотивацию воспитанника на достижение результатов в разных сферах жизнедеятельности. Рефлексия же взрослого должна быть направлена на преодоление им субъективизма в оценке перцептивных возможностей воспитанника с нарушением зрения.

Важным аспектом «педагогики Успеха» является сфера практиче-

ского взаимодействия взрослого с ребенком с нарушением зрения. Зрячий взрослый, предъявляя требования к воспитаннику с нарушением зрения, должен учитывать следующее:

• отсутствие или нарушение зрения затрудняет, осложняет самостоятельное овладение практическими действиями и умениями в рамках разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной и др.);

• детям с нарушением зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих;

• во взаимодействии со слепым или слабовидящим приоритетным должно быть накопление ребенком опыта самостоятельности и инициативности в том, чем он владеет.

Социализация детей с нарушением зрения

Особая организация предметно-пространственной среды для ребенка с нарушением зрения в образовательном учреждении — мощнейшее средство поддержания его самостоятельности и активности в осуществлении ориентировочнопоисковой, познавательной деятельности. Например, в данной среде обязательно должны присутствовать ориентиры — внешние раздражители, позволяющие ребенку со зрительной недостаточностью безошибочно определять свое местоположение в знакомом пространстве.

Коррекционно-компенсаторное сопровождение развития незрячего или слабовидящего ребенка — это одно из важнейших условий расширения его возможностей реализовать свой потенциал в разных

сферах жизнедеятельности, так как целью этого процесса выступает профилактика и, при необходимости, коррекция вторичных нарушений в физическом и психическом развитии воспитанника, в том числе через формирование сенсорных, предметных, социальных, пространственных представлений.

Успех ребенка с глубоким нарушением зрения в образовательном пространстве дошкольного учреждения обусловлен не только активностью взрослых как субъектов непосредственного взаимодействия с воспитанником, но и активностью, настроем семьи по отношению к успехам или неуспехам дошкольника. В связи с этим образовательное учреждение призвано вести системную работу с семьей воспитанника с нарушением зрения для улучшения выполнения воспитательной функции семьи, что будет залогом психоэмоционального благополучия, личностного развития ребенка.

Таким образом, ранняя социализация ребенка с нарушением зрения имеет ряд особенностей.

Литература

1. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих. учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / А. Г. Литвак. — СПб. КАРО, 2006.

2. Саблин, В. С. Психология человека / В. С. Саблин, С. П. Спаква. — М. Экзамен, 2004.

3. Фомичева, Л. В. Кпинико-педаго-гические основы воспитания и обучения детей с нарушением зрения: офтальмологические и гигиенические

аспекты охраны и развития зрения. учеб.-метод, пособие. — СПб. КАРО, 2007.

4. Фомичева, Л. В. Некоторые вопросы влияния аномального фактора на личностное развитие ребенка с нарушением зрения // Модернизация специального образования в современном социокультурном пространстве.

материалы 16 междунар. конф. «Ребенок в современном мире». — СПб. 2009.

5. Фомичева, Л. В. Некоторые аспекты абилитации детей с глубокими нарушениями зрения // 13 Царскосельские чтения «Высшая школа — инновационному развитию». — СПб. 2009. — Т. 5.

социализация детей с нарушением зрения

Поделиться ссылкой

«Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (30 марта 2011 г.)

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕННЫМ ЗРЕНИЕМ

Джелоухова Валентина Ивановна

дефектолог МДОУ 11 г. Батайск, Ростовская область

Колодяжная Татьяна Павловна

к.п.н. доц. кафедры коррекционной педагогики ПИ ЮФУ г.Ростов-на-Дону

Человек рождается и познает окружающий мир. Важнейшую роль в этом процессе играет зрение. По наблюдениям врачей, с каждым годом на нашей планете увеличивается количество детей, страдающих глазными заболеваниями. Как правило, это близорукость, дальнозоркость, астигматизм, амблиопия (слабовидение) и косоглазие.

Дети с нарушением зрения - это дети с особыми образовательными потребностями и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому педагогу. В связи с этим педагогам необходимо изучать дефектологию, психологию, специальные коррекционные методы и приемы работы с детьми, имеющими особенные образовательные потребности [3].

Основоположником тифлопедагогики и обучения людей с нарушением зрения считается В.Гаюи (1745-1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д.Дидро, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.Гаюи не только началось систематическое обучение людей с нарушением зрения, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации [3].

Л.Брайль (1809-1852), тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых. Основанная на комбинациях шеститочия, его система рельефного письма охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. В течение XIX в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881 г.).

В настоящее время проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах ученые. Это работы: Р.М.Боскис (1975), Т.А.Власовой (1972), Л.С.Волковой (1983), Л.П.Григорьевой (1985), В.З. Денискиной (2001), В.П.Ермакова (1986), А.Г.Литвака (1973), Л.И.Плаксиной (1995), Л.И.Солнцевой (1980), Б.К.Тупоногова (1996), В.А. Феоктистовой (1992).

Вопросы социализации детей с нарушениями зрения, решались в зарубежной и отечественной педагогике и психологии в различных направлениях и трактовались как социальные научения, социальные взаимодействия, самоактуализация, социальная идентификация. Условиями успешной социализации рассматривались коммуникативные и адаптационные способности личности. В связи с этим дошкольное образовательное учреждение как социокультурная среда создает оптимальные условия для приспособления ребенка к обществу, включения ребенка с нарушением зрения в социальные нормы и нахождения самореализации в социальном пространстве сверстников и взрослых [1].

Вопросы социализации, детей дошкольного возраста, актуализируются возрастом ребенка, входящего в новое пространство жизни – дошкольное детство, в котором складывается определенная картина мира, чувственно-образные способы ее познания, присвоения социального опыта (Е.В. Бондаревская, Р.М. Чумичева, И.Э. Куликовская В.С. Мухина и др.). Социализация являлась предметом изучения многих наук: философии, психологии, педагогики, социологии. Каждая из этих наук дает свое понимание данного определения. В педагогике под социализацией понимают оптимизацию взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение ее в ролевую структуру [2].

В педагогике существуют разные пути и методы социализации детей с особыми образовательными потребностями. Проблемой социализации детей с нарушением зрения занимались тифлопедагоги и тифлопсихологи: М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н Б. Коваленко, Л.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, Л.И. Каплан, А. Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.Л. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

Социализация детей с нарушением зрения осуществляется в трех основных направлениях:

· повышение социально-психологической компетентности детей, т.е. способность детей с нарушением зрения эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений.

· расширение бытового и социального опыта детей с нарушением зрения, для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью (Т.П.Трубачева, Н.А.Сементайн). Рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные ситуации (А.П.Антропов, Н.Л.Белопольская). При обучении детей с нарушением зрения рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности (Л.Б.Баряева, Н.Л.Белопольская). Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения со взрослым (Э.Кулеш).

· формирование у детей с нарушенным зрением адекватного восприятия своей социальной роли и окружающих, для успешной социально-трудовой адаптации (Ж.И.Намазбаева, О.Ф.Чумакова) [2, 4].

Своеобразием социализации детей с нарушением зрения обусловлено значительное расширение содержания воспитательно-образовательной работы в тифлопедагогике по сравнению с детьми имеющими норму зрения.

Социализация предполагает обязательное освоение ребенком социально-культурного опыта, результаты которого позволят активно, компетентно и ответственно участвовать в различных видах социальной деятельности. Зрительный дефект затрудняет взаимодействие с социальной средой и провоцирует, по выражению Л.С.Выготского, «социальную ненормальность поведения».

Овладение детьми с нарушением зрения социально-культурным опытом предполагает активность самого ребенка и умение педагогов, родителей передать этот опыт в доступной для них форме. Поскольку дефект зрения ведет к нарушению социальных отношений, у ребенка постепенно может возникнуть ряд негативных социальных установок (установка на избегание зрячих, иждивенчество, неадекватное ситуативное поведение). От этого страдает его подготовка к самостоятельной жизни [5].

Таким образом, социализация детей с нарушением зрения тесно связана с формированием компенсаторных навыков, не владея которыми они не могут полноценно адаптироваться в обществе зрячих. Компенсаторные навыки позволяют детям с нарушением зрения без зрительного контроля или под контролем дефектного зрения качественно, эстетично, относительно быстро выполнять действия, связанные с социальной деятельностью, используя совокупность информации от всех сохранных анализаторов, включая остаточное зрение.

Список литературы:

1.Плаксина Л.И. Теоретические основы тифлопсихологии. М. 1998г. 164с.

2.Ратнер Ф.Л. Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей – М. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006.

3.Солнцева Л.И. Тифлопсихология. М. Просвещение, 1997г.

4.Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения. Журнал «Дефектология», №2, 1997г.

5.Соболева А.В. Особенности работы логопеда в детском саду с глазной патологией (косоглазием и амблиопией) // Актуальные проблемы изучения и обучения детей и подростков с нарушениями развития. материалы межрегион. науч.-практ. конф. - М.; Новокузнецк, 2003. - C. 99-103.

Источники:

Следующая:


26 августа 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения