коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Сопровождение детей с нарушением зрения


Сопровождение детей с нарушением зрения

Инклюзивное образование. Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Педагогическое сопровождение ребёнка с нарушением зрения.

Ребёнок с нарушением зрения нуждается в повышенном внимании педагога, грамотном выстраивании его воспитательно-образовательного маршрута, построении траектории его жизнедеятельности. Педагогический опыт работы с детьми, имеющими патологию зрения, показывает, что чем раньше дети будут получать помощь взрослого сообщества - педагогов, специалистов и родителей, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каждом ребенке.

Внедряемое в данный момент инклюзивное обучение и воспитание позволяет детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность получения образования в условиях массовых детских дошкольных учреждений.

Понимая важность своевременно оказанной адекватной помощи, эффективно выстроенной индивидуальной траектории развития, педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают планы индивидуального педагогического сопровождения детей с патологией зрения. Тесное сотрудничество с врачом офтальмологом и медсестрой-ортоптистом позволяет решать такие задачи, как:

1. Развитие зрительных представлений о предметном мире.

2. Развитие сенсомоторных навыков.

3. Формирование представлений об окружающем мире.

4. Активизация зрительных функций (зрительные нагрузки). повышение остроты зрения.

5. Развитие скорости, полноты и точности зрительного обследования предметов и изображений.

Мы представим вам некоторые виды деятельности, используемые педагогами детского сада для успешного развития детей, независимо от уровня его компетентностного развития и жизненного опыта :

Соблюдение требований к ношению окклюдора и очков.

Использование офтальмотренажеров для снятия зрительного утомления и упражнения зрения, развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

Коррекция осязания и мелкой моторики с помощью игр: «Разложи по цвету и по форме», «Собери узор».

Использование таких упражнений, как накладывание одного изображения на другое, заданий по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики.

Включаются упражнения для развития зрительного восприятия (на выделение формы, цвета, величины и пространственного положения предметов). Например, “Найди такой же предмет”, “Подбери одинаковые предметы”, “Что от тебя ближе, дальше”, “Составь из частей целое” и др.

Развитие глазодвигательных функций с помощью игр помощью типа “Прокати шар в ворота”, “Попади в цель” и др.

Уделяется больше внимания развитию памяти, внимания.

Развитие чуткости воспитанников к звукам окружающей среды необходимое для развития слухового внимания.

Индивидуальная работа по развитию навыков - технических и художественных, в рисовании.

Введение ребенка в различные виды детской деятельности: игру, обучение, труд и дозирование содержания сообразно его познавательным возможностям.

Учебный материал предлагается в соответствии с уровнем познавательных возможностей и работоспособности, опираясь на «зону ближайшего развития» и перспективу социальной адаптации.

По мере утомления в процессе организованной учебной деятельности даётся отдых вплоть до прекращения занятия.

Предлагаются ребёнку коробочки с природным материалом, тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, что необходимо для активного стимулирования и развития осязательных и тактильно-кинестетических функций.

Идёт использование логической связи индивидуальной и дифференцированной работы, направленной на адаптацию ребёнка в окружающей действительности, подготовку к успешному школьному обучению.

Привлечение детей к театральной и музыкальной деятельности.

Использование офтальмологических требований при работе с наглядностью.

С помощью данных направлений в работе по сопровождению детей с патологией зрения достигается положительная динамика в компетентностном развитии ребёнка, его потенциальных возможностей, подготовка к бесстрессовому обучению в начальной школе.

сопровождение детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с нарушением зрения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Создание условий для психологических занятий, игр по

сенсорике

развитию внимания, развитию воображения, произвольности поведения -это эффективное средство сохранения психологического и физического здоровья, работоспособности дошкольника.

Результат.

Особенный ребенок

Максимально комфортно в условиях детского сада.

Реализация себя в различных видах деятельности.

Испытывает успешность. радость общения со сверстниками и взрослыми.

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того,

что

он видит, в каком качестве визуально воспринимает предметы, объекты и явления.

Условия психологического сопровождения

Создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду.

Организация полноценного общения со сверстниками.

Составление индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов.

Включение «особого» ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Осуществление мотивационной готовности к обучению.

Дидактико-методические пособия, направленные на психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением зрения.

1.Имеют большой практический и теоретический интерес.

2.Актуальность и востребованность (возросло количество детей с патологией зрения, отсутствие специализированных детских садов).

3.Компенсируют недостатки развития.

4.Создают условия для психологических занятий и игр-упражнений.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения в условиях детского дошкольного учреждения общеразвивающего вида

Полный текст

В норме зрение становится важным для изучения окружающего мира у шестинедельных детей. С треть­его месяца жизни это самый важный сенсорный ка­нал для получения информации об окружающем. При неправильном функционировании зрения или его отсутствии ребенок должен конструировать свой мир с помощью информации, получаемой через слух, осязание, движения, обоняние и вкус. Информация, получаемая благодаря слуху, отличается от зритель­ной. Звуки не формируют целостного образа и не мо­гут быть восприняты вторично. Возникают сложнос­ти в установлении контактов даже с близкими взрос­лыми. Отсутствие зрительного контакта восприни­мается ими как отсутствие интереса. Родителям нуж­но научиться слышать слабовидящего ребенка и об­щаться с ним.

Развитие незрячего ребенка, безусловно, отличает­ся от развития других детей, но это означает только то, что такой ребенок нуждается в повышенном внимании со стороны родителей и специалистов в области дет­ского развития. Опыт работы показывает, что чем раньше ребенок будет получать специализированную помощь, тем более благополучно будет протекать его психологическое развитие, благодаря уникальным компенсаторным возможностям, заложенным в каж­дом ребенке.

Первым этапом в организации комплексного со­провождения ребенка с нарушениями зрения является комплексная диагностика особенностей его развития. Диагностика осуществляется мультидисциплинарной командой специалистов, работающих в составе психо­лого-медико-педагогических комиссий различного уровня (региональных и муниципальных).

Следует отметить, что если раньше основной зада­чей комплексной психолого-медико-педагогической диагностики являлось выявление таких детей и на­правление их в специализированные образовательные учреждения коррекционного типа, то на современном этапе данные комплексной диагностики являются ос­новой для обеспечения квалифицированной психоло­го-педагогической и медико-социальной помощи де­тям и их семьям. В настоящий момент принимаются эффективные меры по развитию вариативной системы образования, внедрение инклюзивного обучения, обеспечивающего детям с особенностями в развитии, с проблемами в состоянии здоровья возможность полу­чения образования в условиях общеобразовательных (массовых) учреждений.

Появление такого ребенка в детском дошкольном учреждении (далее — ДОУ) предъявляет повышенные требования ко всем сотрудникам. Работа по комплекс­ному психолого-педагогическому сопровождению на­чинается с первых дней пребывания ребенка в ДОУ. Каждый ребенок, имеющий проблемы в развитии, мо­жет достигнуть значительных успехов, если ему будут обеспечены комплексная диагностика, лечение, про­филактическая и коррекционно-педагогическая по­мощь при адекватном обучении и воспитании. Чем раньше начинается работа по сопровождению, тем она эффективнее. Своевременно оказанная адекватная по­мощь может изменить судьбу ребенка даже при серь­езных врожденных нарушениях психофизического развития.

Понимая, насколько каждый ребенок исключите­лен и нуждается в помощи, очень важно определить и разработать комплексные дифференцированные пла­ны развития и программы обучения с учетом зоны ближайшего развития и потенциальных возможнос­тей ребенка. Для этого в МДОУ создается психолого-медико-педагогический консилиум (далее — ПМПк).

Сопровождение детей с нарушением зрения

Комплексное сопровождение в ДОУ обеспечивает­ся системой профессиональной деятельности «коман­ды» специалистов, направленной на создание психо­лого-педагогических и медико-социальных условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта в конкретной социальной среде. В работе ПМПк идет поиск психолого-педагогических условий, видов и форм работы, при которых достигается поло­жительная динамика развития ребенка и реализация его потенциальных возможностей. В этом одновре­менно участвуют специалисты разных профилей: учи-тель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель, руководитель физвоспитания, медик и др. Результатом проведения консилиума является раз­работанная комплексная программа, соответствующая возможностям ребенка, а также определение ведущей на данный момент проблемы и ведущего специалиста. В ходе работы с ребенком по мере его развития роль ведущего на разных этапах могут исполнять различ­ные специалисты.

В случае появления в ДОУ ребенка с патологией зрения в качестве ведущего специалиста может высту­пать педагог-психолог, так как патология зрения явля­ется причиной возникновения целого ряда трудностей и нарушений в психическом развитии детей, если их своевременно не включить в систему коррекционной работы.

Первоочередными задачами, стоящими перед кол­лективом детского сада, выступают: научить ребят вступать в общение с таким ребенком; помочь ребенку не чувствовать своей «ущербности», не воспринимать свой физический недуг как повод для одиночества и формирования комплексов.

Важно организовать совместную игру детей. Ро­весник порой способен научить тому, чему взрослые научить не в состоянии. Главное, чтобы дети стали от­носиться к ребенку с нарушениями зрения как равно­му, только нуждающемуся в помощи. Они могут помо­гать ему одеваться, обуваться, ориентироваться по зда­нию и помещениям детского сада. Это способствует гуманизации взаимоотношений детей, формированию у ребенка с нарушениями зрения ощущения заботы, опоры, доброты и защищенности.

Целесообразно привлечь для работы с ребенком с нарушениями зрения музыкального работника. Музы­кальные занятия не направлены на решение конкрет­ных задач развития определенных способностей и умений, а помогают создать условия, поддерживаю­щие в ребенке его естественную способность к творче­ству. Такими условиями становится богатый и разно­образный мир звуков. На занятиях дети знакомятся с музыкальными инструментами, овладевают возмож­ностями собственного голоса.

Воспитателю важно обратить внимание на созда­ние разнообразной предметной среды в группе. Ре­бенку должна быть предоставлена возможность ис­следовать и взаимодействовать с различными мате­риалами с целью получения сведений об окружаю­щем мире и разнообразных сенсорных ощущений. Зрячий ребенок сотни раз видит различные предме­ты до того как начнет их называть. Ребенку с наруше­нием зрения тоже нужен жизненный опыт, чтобы вы­работать представления об окружающем мире. Кон­цепция пространства, продуманная с точки зрения возможности ориентироваться в нем, является необ­ходимым условием, чтобы ребенок с нарушением зрения смог научиться перемещаться самостоятель­но, иначе ходьба становиться моторной функцией, зависящей от помощи взрослого.

Ребенок должен получать достаточное количество впечатлений, обеспечивающих активное состояние ко­ры головного мозга и способствующих его психичес­кому развитию [3]. Следовательно, для эффективного развития необходимо обеспечение различных сенсор­ных раздражителей и условий для двигательной ак­тивности: сенсорные уголки, заводные, звучащие, сде­ланные из разного материала игрушки, пространство для подвижных игр со сверстниками, детские аудиок-ниги и т. п.

Психолого-педагогической проблемой при орга­низации внешнего пространства могут выступать ин­дивидуальные различия в предпочтениях детей, осо­бенностях формирования базовой аффективной ре­гуляции. Уровни аффективной регуляции участвуют в процессе адаптации организма к внешнему миру, играют важнейшую роль в определении полноты и своеобразия чувственной жизни человека. Часть де­тей могут иметь дисфункцию того или иного уровня, проявляющуюся в повышенной или пониженной чувствительности к определенным воздействиям внешней среды. Например, при гипофункции уровня аффективной пластичности (этот уровень определя­ет адаптацию организма к внешнему миру, обеспечи­вает эмоциональный комфорт) ребенок обостренно чувствителен к интенсивности сенсорных стиму­лов — звуку, тактильным ощущениям, чувствителен к изменению внешнего пространства. В этой ситуа­ции воспитателю следует избегать излишнего пере­насыщения внешнего пространства яркими и интен­сивными стимулами (обилия игрушек, громкой му­зыки и т. п.) [1].

Семья, имеющая ребенка-инвалида, — это семья с особым психологическим статусом, так как она имеет специфические по сравнению с семьями, име­ющими здоровых детей, очень сложные психологи­ческие, социальные и педагогические проблемы. По­этому сопровождение семьи становится одним из направлений комплексной психолого-педагогичес­кой и медико-социальной помощи. В рамках данно­го направления организуются индивидуальные кон­сультации для родителей и членов семьи по вопро­сам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития, а также совместные детско-родительские занятия, способствующие формированию более тесного кон­такта родителей со своим ребенком, освоению роди­телями методов и приемов воспитания. Опыт рабо­ты показывает, что специально организованные за­нятия для детей с проблемами в развитии и их роди­телей дают в основном положительные результаты и способствуют гармоничному развитию воспитанни­ков. Этому же в немалой степени способствует инте­грация таких детей в учебно-образовательный про­цесс детского сада [4].

В процессе индивидуальных консультаций психо­лога с родителями прорабатываются многие личност­ные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с особенностями развития. В результате работы пси­холога с семьей ребенка-инвалида должно изменить­ся его положение в семье. Из требующего постоянно­го ухода и опеки он превращается в ребенка, имеюще­го определенные обязанности бытового характера. Родители же, чувствуя поддержку коллектива дет­ского сада и заинтересованность в судьбе их ребенка, приобретают надежду и уверенность в завтрашнем дне [2].

Библиографическая ссылка на публикацию

Мастер-класс «Сопровождение людей и детей с нарушениями зрения»

Мастер-класс «Сопровождение людей и детей с нарушениями зрения»

Этот мастер-класс – это изменение Вашего мировосприятия, это возможность почувствовать и понять, как ощущает мир человек с нарушениями зрения.

Этот мастер-класс научит  Вас доверять и поддерживать!

Это опыт, который Вы не забудете!

Где? На АРТ-ПИКНИКЕ Славы Фроловой, ВДНХ, 8-й павильон

Если судьба столкнет Вас с незрячим человеком. знайте, что это такой же человек, как и Вы, что он живет с Вами в одном мире и обладает теми же чувствами, мыслями и ценностями.

Каждый человек имеет свои возможности.  Люди склонны формировать свои собственные убеждения по отношению к людям с инвалидностью, к «очевидно» отличным (от их собственных) функциям тела, строению тела.

Люди часто думают, что инвалидность – это что-то странное и непонятное. Они также могут чувствовать жалость к людям с инвалидностью и энергично им помогать, или же наоборот – могут держаться в стороне и избегать людей с инвалидностью.

Все это происходит потому, что большинство обычных людей не имели опыта общения с людьми с ограниченными возможностями, не научены с ними общаться.

Ни опекающе-жалостливое отношение к людям с инвалидностью, ни страх перед общением с ними не помогают. И, тем более, не являются знаками уважения по отношению к ним.

Этот мастер-класс направлен на то, чтобы изменить убеждения людей по отношению к людям с нарушениями зрения, научить помогать им в сопровождении, узнать подробнее о технике сопровождения и самим ощутить окружающий мир без помощи зрительного анализатора, а также посмотреть на мир глазами людей с нарушениями зрения.

В этом тот мастер-классе:

  • Кто такие люди с нарушениями зрения?
  • Какие могут быть нарушения зрения?
  • Правила общения людей с нарушением зрения
  • Техника сопровождения людей с нарушением зрения
  • Сопровождение на улице и в помещении, в транспорте, в общественных местах.
  • Практическая часть по сопровождению незрячих людей (участники будут по очереди в роли сопровождающего и сопровождаемого)

Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их раздражает, не спешите выразить свое соболезнование, сентиментальное сочувствие. Ведите себя ровно,

спокойно и доброжелательно, но будьте готовы оказать помощь и проявить заботу.

Ведущая мастер-класса

Наталия Гладких. учитель-дефектолог (тифлопедагог), социальный педагог. Места работы: СОШ “Надежда” и Центр социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями  Соломенского р-на.

Источники:

Следующая:


21 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения