коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Самообслуживание детей с нарушением зрения


Самообслуживание детей с нарушением зрения

VI. КАК НАУЧИТЬ СЛЕПОГО РЕБЕНКА НАВЫКАМ САМООБСЛУЖИВАНИЯ, ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ И КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, ─ формирование у него навыков самообслуживания и личной гигиены. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, аккуратно пользоваться туалетом, опрятно есть и    т. д. зависит и его положение в детском саду и школе, и атмосфера в семье, и восприятие ребенка окружающими людьми, и его отношение к самому себе.

Если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство навыков в естественном опыте жизни, подражая взрослым, то ребенка с нарушением зрения всему этому нужно учить, ─ он не может овладевать действиями по подражанию.

Трудна эта задача еще и потому, что нет, наверное, папы или мамы, которые не понимали бы, чему необходимо учить ребенка, но очень немногие из них знают, как это делать, как облегчить незрячему или слабовидящему ребенку освоение быта, научить приспособляться к нему, быть самостоятельным и максимально независимым от других людей.

Эти вопросы родители постоянно задают тифлопедагогам в детских садах, стараются «подсмотреть», как справляются с проблемами незрячие люди с большим стажем слепоты, пытаются отталкиваться от «изобретений» ребенка или найти решение самостоятельно.

Часто родители детей с нарушениями зрения, помимо указанных объективных трудностей, встречаются с трудностями субъективного характера: дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интереса к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.

Преодолеть трудности как объективного, так и субъективного характера поможет родителям руководство следующими общими правилами.

Терпение ─ вот что самое главное в вашем стремлении привить ребенку с нарушенным зрением прочные навыки. Обучение слепого ребенка самообслуживанию и личной гигиене ─ дело хлопотное и трудное. Порой вам будет казаться, что все труды напрасны, ─ так медленно усваивает ребенок ваши уроки.

Но они непременно дадут результат, сполна оправдывающий усилия.

«Колесо познаний» - Достижения

Своеобразие формирования навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения на занятиях по социально-бытовой ориентировке.

27 ноября 2007

Одной из самых важных задач, стоящих перед педагогами и родителями, воспитывающими детей с нарушением зрения, является формирование у них навыков самообслуживания и личной гигиены. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависти его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками зрячими и незрячими и со взрослыми.

Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Трудовая деятельность в виде отдельных простейших приемов самообслуживания возникает и начинает активно развиваться уже на втором году жизни ребенка, когда ребенок становится способен сам пить, есть, надевать и снимать, майку, платье, намыливать руки и т.д.

Раньше всего дети овладевают трудовыми процессами, которые связаны с самообслуживанием и направленными на удовлетворение естественных потребностей в еде, чистоте и одежде. В этой деятельности появляется важнейшее новообразование младшего дошкольника – самостоятельность. Таким образом, осуществляется переход ребенка от общей оценке деятельности к конкретной, что обеспечивает его познавательное и личностное развитие.

Освоение трудовыми процессами по самообслуживанию в младшем возрасте осуществляется постепенно. Прежде всего, взрослые помогают овладеть ребенку простейшими микропроцессами (намылить руки, надеть колготки и т.д.), из которых складываются целостные процессы самообслуживания (умывание, одевание, раздевание и др.) Каждому из микропроцессов свойственны целеполагание, набор определенных действий, своя последовательность выполнения, контрольно-проверочные умения, результат. Поэтому именно в микропроцессах у детей впервые возникают постановка цели, поиск, освоение способов её достижения, зарождаются контрольно-оценочные умения.

Своевременное освоение процессов самообслуживания дает возможность ребенку самоутвердиться, почувствовать себя самостоятельным, умелым. Не менее важно в этом возрасте, побуждать его помогать своему сверстнику застегнуть пуговицу, завязать шнурки, снять пальто, шубу. Естественное сотрудничество со сверстниками воспитывает сопереживание, эмоциональную отзывчивость, общую гуманистическую направленность взаимоотношений с детьми.

При этом следует помнить о том, что если ребенок с нормальным зрением приобретает большинство социально-бытовых навыков в естественном опыте, подражая старшим детям и взрослым, то детей с нарушениями зрения всему этому необходимо учить, так как они не могут овладевать действиями по подражанию. Кроме того, часто педагоги и родители сталкиваются с трудностями в воспитании самостоятельности субъективного характера, связанными с отношением самих родителей к своему ребенку. В тоже время дети, привыкшие к постоянной родительской опеке, нередко негативно относятся к любой деятельности, требующей усилий, не проявляют интерес к занятиям, желания овладеть какими-либо приемами, стремления к самостоятельности.

Следует отметить, что фактический уровень возможностей и физических сил младших дошкольников с нарушением зрения ещё не велик. Они не могут обходиться без посторонней помощи, поэтому на занятиях нужно учить детей обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.

Важно, чтобы педагоги и родители поддерживали детское стремление к самостоятельности, не гасили его критической неумелых ещё действий ребенка, не подорвали его веру в собственные силы, высказывая неудовольствие медлительностью и неловкостью. Задача взрослых – помочь ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности по самообслуживанию.

Рост физических возможностей, стремления к самостоятельности позволяет детям с нарушением зрения среднего дошкольного возраста сделать важные шаги для вхождения в реальные трудовые связи с взрослыми и сверстниками. Детей данного возраста можно включать в несложный хозяйственно-бытовой труд семьи и дошкольного учреждения: сервировать стол, мыть игрушки и чайную посуду, вытирать пыль, стирать кукольную одежду, ухаживать за комнатными растениями. Глубокие нарушения зрения не должны являться причинами, ограждающими детей от самостоятельности в выполнении каких-либо бытовых действий. Не следует лишать детей возможности получать радость от сознания, что он сделал это сам, он научился, он умеет. Необходимо помнить, что насколько ребенок самостоятелен сегодня, настолько он будет свободен и счастлив завтра.

В этот период перед взрослыми стоит задача научить детей выполнять бытовые процессы целостно от постановки цели до получения результатов труда. Для этого важно, чтобы они освоили рациональные способы осуществления трудовых действий, научились сами контролировать качество промежуточных и итогового результатов труда.

При формировании навыков самообслуживания необходимо помнить, что у детей с нарушениями зрения на это требуется гораздо больше времени. Поэтому педагогу и родителям следует проявлять терпение. Следует помнить, что нельзя научить ребенка всему и сразу, так как какое-либо трудовое действие может быть ему непосильно, в связи с недоразвитием крупной и мелкой моторики, координации движений. Для формирования правильного навыка рекомендуется разделить каждый трудовой процесс на отдельные операции, предварительно отработав необходимые действия.

При обучении детей важно опираться на сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание, вкус), а также, если имеется, на нарушенное зрение. Любое действие, выполняемое вначале взрослым, а затем детьми обязательно должно оречевляться.

Кроме того, при обучении детей с глубокими нарушениями зрения навыкам социально-бытовой ориентировки следует использовать приемы сопряженных действий.

В дальнейшем мы рассмотрим диагностику сформированности навыков самообслуживания у детей с нарушением зрения, уровни и критерии оценки, а также методику их развития.

младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Развитие навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Самообслуживание играет определённую роль в развитии ребёнка. Именно с младшего дошкольного возраста начинают формироваться такие черты характера, как воля, уверенность в себе, желание добиться успеха, стремление к цели, активность и упорство в её достижении. Самообслуживание как один из видов трудовой деятельности играет основную роль в становлении у ребенка самостоятельности.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков, необходимых в жизни, связано с деятельностью, в значительной мере направленной на удовлетворение повседневных личных потребностей. Если у детей будут сформированы навыки самообслуживания, то они легче адаптируются к жизни в современном обществе.

Самообслуживание связано с овладением простыми операциями, которые необходимы при выполнении действий по умыванию, одеванию, приёму пищи. От того насколько ребенок умеет самостоятельно одеваться и раздеваться, опрятно есть, аккуратно пользоваться туалетом, во многом зависит его положение в детском саду, в школе, в семье, отношения со сверстниками и со взрослыми.

Дефект зрения обуславливает трудности формирования навыков самообслуживания, о чём освещают в своих работах В. З. Денискина, Е. В. Замашнюк, Л. Б. Осипова, Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, Л. М. Шипицына и др. Замедленность, узость, фрагментарность, недифференцированность зрительного восприятия не позволяет детям иметь достоверную информацию о действии, что осложняет выполнение культурно-гигиенических навыков; взаимосвязь анализирующих действий с характером моторных движений руки и глаза является причиной недостаточности развития предметно-практических действий 3.

При этом наблюдается неуверенность при выполнении действий, их недостаточная четкость и замедленность. Значительное количество ошибок, обусловлено нечетким зрительным анализом и контролем собственных действий. Детям с нарушениями зрения младшего дошкольного возраста в большей мере, чем их нормально видящим сверстникам, свойственны скованность движений, слабость мышечного тонуса, затруднения в переносе жеста с одной руки на другую, диффузный характер движений. При выполнении действий с мелкими предметами отмечается нарушение согласованности движений, скованность движений, недостаточная сформированность формообразующих движений рук. Кроме того, нарушенное зрение затрудняет ориентировку в расположении предметов в пространстве, оценку их качества, возможность планировать захват предмета и действия с ним. Все это затрудняет формирование трудовых навыков 2.

Учёные указывают на необходимость проведения коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания у детей с глазной патологией. Вместе с тем педагоги образовательных учреждений испытывают потребность в практических рекомендациях по данной проблеме.

С целью выявления начального объёма и уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения был проведён констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе МАОУНШДС № 82 г. Златоуста; в исследовании принимали участие дети младшего дошкольного возраста в количестве 16 человек.

Для изучения навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения мы использовали методику «Изучение сформированности культурно-гигиенических навыков» Урунтаевой Г. А. Афонькиной Ю. А. которая предполагала отслеживание в процессе наблюдения за детьми состояние следующих навыков:

навыки опрятной еды;

навыки мытья рук и личной гигиены;

навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке;

навык пользования носовым платком.

Критериями оценивания являлись самостоятельность, правильность выполнения действий.

Анализ экспериментальных данных показал, что у большинства детей (62, 5%) навыки самообслуживания находятся в стадии становления (средний уровень). Дети умеют пользоваться столовой и чайной ложками, аккуратно после принятия пищи пользуются салфеткой; во время принятия пищи за столом стараются не разговаривать. Одежду снимают в определенной последовательности, однако последовательность надевания одежды может быть нарушена. Не всем детям удаётся самостоятельно надеть платье, рубашку. Все дети с желанием убирают игрушки, карандаши, книжки и строительный материал, но не всегда на своё место.

Таким образом, дети данной подгруппы выполняют микропроцессы по самообслуживанию самостоятельно, однако нуждаются в помощи взрослого и контроле качества при выполнении целостных трудовых процессов. У них ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться. При этом дети могут оказывать помощь сверстникам в микропроцессах (завязать шарф сзади, завязать шнурки и пр.) .

У 37, 5% детей навыки самообслуживания не сформированы (низкий уровень). Для данной подгруппы детей характерны отказные операции. Они не хотят самостоятельно одеваться, раздеваться, гигиенические процедуры выполняют с помощью воспитателя, за столом разговаривают. На замечания реагирует плачем или замыкаются.

Таким образом, дети данной подгруппы выполняют действия с помощью взрослого, стремление к самостоятельности выражают недостаточно, ожидают помощи даже в освоенных микропроцессах по самообслуживанию.

Результаты констатирующего эксперимента позволили определить содержание коррекционной работы по развитию навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания проводилась как индивидуально, так и в подгрупповой форме. Важными условиями проведения коррекционной работы в данном направлении являлись регулярность занятий, непрерывность воспитательного процесса, единство требований педагогов, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой 1.

Прежде всего, необходимо было решать задачи дальнейшего расширения и обогащения представлений о предметах на полисенсорной основе в процессе оперирования ими; формирования рациональных способов действий с предметами; развития контрольно-корректировочных действий в процессе предметно-практической деятельности 2; 4.

Для детей младшего дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начиналось с показа и подробного объяснения. При показе давался правильный образец выполнения упражнения.

В процессе работы нами были применены наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с маленькими детьми. Показы мы сопровождали пояснениями.

Метод формирования двигательных навыков, который опирается на пассивные движения детей, оказывается наиболее продуктивным применительно к детям младшего дошкольного возраста (Л. И. Солнцева, 1980). Поэтому, если ребёнок затруднялся в самостоятельном выполнении движения, то педагог осуществлял проведение руки ребенка по эталонному пути в медленном темпе, рассказывал, как расположить пальцы, руки. В дальнейшем в результате тренировки дети выполняли движения самостоятельно.

В процессе работы с детьми мы использовали метод совместного и разделенного действия, широко используемый в практике обучения предметным действиям детей с нарушениями зрения. В него входит обучение:

выделению различных операций и движений;

умению расчленять единое действие на составляющие его движения;

освоению последовательности движений (т. е. использование процессов мышления – анализа и синтеза) 2.

В зависимости от вида предметно-практической деятельности составлялись алгоритмы – комплексы операционных действий, так как расчленение действий на этапы даёт возможность лучше понять и усвоить схему их выполнения, целенаправленно действовать.

Таким образом, коррекционная работа с детьми предполагала планомерное и систематическое обучение двигательным действиям и была направлена на усвоение правила работы.

После освоения ребёнком необходимого навыка, удачной являлась косвенная форма руководства деятельностью детей, когда мы заранее выражали уверенность в том, что дети правильно выполнят наши указания.

Когда ребёнок овладевал определенным навыком самообслуживания, мы переходили к формированию умения использовать данный навык в различных условиях. При этом использовался прием упражнения. В процессе многократного поэтапного выполнения действий происходила автоматизация двигательных навыков, что значительно снижало существующие у детей трудности выполнения действий, и создавалась возможность переключения контроля над действием в контроль над результатом действия 2.

Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков явились дидактические игры, плакаты-схемы, алгоритмы выполнения действий по самообслуживанию.

Для эффективного усвоения и овладения детьми навыками самообслуживания необходимо многократное повторение действий. Это возможно тогда, когда коррекционно-воспитательная работа в ДОУ не ограничивается рамками занятий и осуществляется комплексно: дефектологами, воспитателями, родителями.

Поэтому для продолжения работы по развитию навыков самообслуживания в домашних условиях, нами были разработаны рекомендации для родителей по развитию данных навыков в период выходных дней и на время отпуска.

Таким образом, коррекционная работа по развитию навыков самообслуживания осуществлялась комплексно, предполагала последовательную поэтапную реализацию задач в данном направлении в течение года и способствовала включению ребёнка в активную самостоятельную деятельность в различных её формах.

Список литературы

1. Дружинина, Л. А. В помощь тифлопедагогу ДОУ: учебно-методическое пособие для студентов высших педагогических учебных заведений дефектологических факультетов [Текст] / Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. – Челябинск, Цицеро, 2010. – 252 с.

2. Осипова, Л. Б. Методические рекомендации к программе «Развитие осязания и мелкой моторики»: коррекционно-развивающая программа для детей младшего дошкольного возраста с нарушениями зрения (косоглазие и амблиопия). Учебно-методическое пособие [Текст] / Л. Б. Осипова. – Челябинск. Цицеро, 2011. – 123 с.

3. Плаксина, Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие [Текст] / Л. И. Плаксина. – М. РАОИКП, 1999. – 54 с.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных уч-реждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л. И. Плаксиной. – М. Издательство «Экзамен», 2003. – 256 с.

самообслуживание детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Формирование навыков самообслуживания у детей с тяжелыми нарушениями зрения

Самсонова Татьяна Алексеевна

Учитель-дефектолог

МБДОУ №77 г. Череповец

Обучение ребенка действиям самообслуживания и бытового труда — первейшая задача родителей. Очевидно, чем лучше у ребенка будут сформированы навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет.

Однако на деле оказывается, что далеко не все родители понимают это. Некоторые из них, чрезмерно опекая своих детей и делая за них то, что они должны  учиться делать сами, оказывают им плохую услугу. В результате такие дети  вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе. С другой стороны, формирование навыков самообслуживания имеет  первостепенное значение для развития познавательной деятельности ребенка, а  следовательно, и для его психического развития в целом. Учась самостоятельно удовлетворять первичные потребности (в пище, в защите организма от какого-либо  вредного воздействия), ребенку волей-неволей приходится обследовать различные  предметы и орудия.

В результате ознакомительной деятельности у ребенка "формируются образы как самих предметов, потребностей (например, видов пищи), так и средств (орудий) и способов их удовлетворения (например, ложка и действие ею)" (Мещеряков А. И.  Слепоглухонемые дети.— М. Педагогика, 1974.—С. 123-124). Маленький слепой ребенок относится к новым предметам сначала с недоверием и даже страхом. Интерес и желание познакомиться могут вызвать у него лишь "полезные" раздражители (сначала пища, позже ложка, одежда и т. д.).

Со временем круг предметов, которые вызывают у ребенка ориентировочную ре- акцию, расширяется, и он начинает интересоваться (активно обследовать и  действовать) предметами, не служащими удовлетворению его естественных нужд.  Отсюда задержка в формировании человеческих способов удовлетворения  первичных естественных потребностей является тормозом для ознакомления ребенка с окружающим миром, для развития необходимой человеку познавательной активности.

Только через овладение практическими действиями по самообслуживанию может развиваться и игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью ребенка в дошкольном возрасте. Сначала ребенок знакомится с ложкой при кормлении, учится действовать с нею, лишь после этого становится способным "кормить" куклу. В разработанной специальной методике обучения детей действиям по  самообслуживанию на первом этапе обучения взрослый выполняет действие совместно с ребенком: берет руки ребенка в свои и производит все необходимые операции его руками.Взрослый должен максимально расчленить каждое действие на отдельные  операции и, выполняя действие руками ребенка, постоянно придерживаться определенной последовательности. Например, обучая ребенка пользоваться чашкой,  взрослый показывает (руками ребенка), как одной рукой взять чашку за ручку, другой поддерживать ее; как поднести чашку ко рту и затем, отпив, аккуратно поставить на стол.

Каждая операция обязательно сопровождается объяснением, например: — Возьмем свитер, найдем воротник. вот он. Положим свитер перед собой. Теперь проденем руки в рукава и т. д. Очень важно не упускать ни одной попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное движение. Малейшее стремление к самостоятельности должно поощряться. Со временем взрослому уже не нужно выполнять все действия руками ребенка. Он начинает выполнение действия, а затем в нужный момент направляет руки ребенка. Его помощь также нужна и по окончании выполнения действия при контролировании результата его выполнения. Иначе говоря, взрослый вместе с ребенком проверяет,  правильно ли выполнено действие: застегнута ли кофта, хорошо ли надеты колготки,  осталась ли еда в тарелке, положена ли на место ложка, чисто ли вымыт рот и т. д.

В итоге все действия выполняются ребенком самостоятельно. Для его начала и для осуществления контроля за выполнением действия становится достаточным лишь словесное побуждение или помощь взрослого (просьба, объяснение, наводящие вопросы). При обучении слабовидящих детей действиям по самообслуживанию и бытовому  труду необходимо использовать не только осязание, но и остаточное зрение. При этом следует учитывать, что эти дети не могут и не умеют его использовать, не знают многих зрительных качеств предметов, на которые они могли бы ориентироваться.  Поэтому при наличии любых остатков зрения (если есть форменное зрение)  необходимо учить детей зрительно распознавать предметы, наряду с показом и выделением осязательных и других ориентиров. Исследования, проведенные А. И. Каплан с детьми школьного возраста, с большой убедительностью показывают, что даже в случае, когда дети не идентифицируют цвета, показ цветного изображения или цветного раскрашенного предмета является  более информативным, чем черно-белого. Поэтому необходимо в любой ситуации обращаться к цвету предметов и учить детей распознавать цвета и ориентироваться при выполнении трудовых операций на цветовые гаммы объектов труда,  различать цвета по насыщенности. Особенно это касается труда по самообслуживанию. Таким образом, при первоначальном знакомстве с предметами, действиями,  которыми дети должны овладеть, ни при каких обстоятельствах нельзя  игнорировать цветовые и другие зрительные качества, помогающие слепому,  имеющему остаточное зрение, ориентироваться в ситуации. Поэтому, знакомя ребенка с различными предметами в процессе обучения его действиям по самообслуживанию,  надо обращать внимание ребенка на цвет предметов и постараться, чтобы предметы (чашка, тарелка, вешалка для полотенца и т. д.) были по возможности ярких, насыщенных тонов.

Рассмотрим некоторые приемы обучения детей второго-третьего года жизни  основным действиям по самообслуживанию: кормлению, навыкам туалета.Обучение самостоятельности в еде. В преддошкольном возрасте (на втором- третьем году жизни) можно начинать обучение ребенка пользованию ложкой, чашкой.  Вначале лучше давать ребенку маленькую кружечку, наполовину наполненную жидкостью, поскольку руки у него еще слабые. Он будет поддерживать кружку, и лишь затем научится держать ее самостоятельно. Следите, чтобы кружка не оказалась горячей — это приведет к отказу ребенка держать ее в руках. Возможно, что первое время ребенок будет выпускать кружку или ложку из рук сразу же после того, как пища попала в рот. Но со временем он научится ставить кружку на стол и класть рядом с тарелкой ложку.

Обучение пользованию ложкой обычно сопряжено с большими трудностями, чем  обучение пользованию чашкой. Прежде всего, нужно познакомить ребенка с ложкой и тарелкой (обследовать и назвать их). Рукой ребенка надо потрогать дно пустой тарелки, затем положить в тарелку еду (не горячую) и тоже потрогать ее, объясняя при этом каждое свое действие. После этого можно дать ребенку ложку, сказав, что есть нужно ложкой, а не руками, и показать, как надо есть из ложки. Для этого надо зачерпнуть ложкой еду и показать это ребенку (потрогать еду в ложке его рукой). Очевидно, что делать это надо не на протяжении всего кормления, а лишь в его начале. Ребенок может сопротивляться, если взрослый пытается действовать при  кормлении его рукой. Можно попробовать положить его руку на свою. Таким образом,  рука ребенка будет следовать за рукой взрослого. Движение руки будет согласовываться с движениями головы и губ. После того как ребенок научится держать в руках ложку, наиболее трудной  операцией становится зачерпывание пищи. Если пища не жидкая, ребенок часто  пытается положить ее в ложку левой рукой и, неся ложку ко рту, поддерживать её. Если своевременно начать обучение, то к трем годам ребенок научится самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.

Одевание. Процесс одевания, прежде всего, должен происходить в замедленном  темпе. Если мать, одевая ребенка, спешит, процесс одевания превращается для него в непонятные движения, которые к тому же неприятны (дергают за руки, сковывают в движениях и т. д.). Очень важно не упускать моментов проявления ребенком активности. Сначала  ребенок помогает взрослому тем, что сам принимает нужное для выполнения каждого действия положение (протягивает руки, поднимает ноги, поворачивается к взрослому и т.  п.). Затем он начинает стремиться выполнить самостоятельно ту или иную операцию.

Взрослый должен побуждать малыша к этому словом: "Давай снимем колготки,  возьмемся за резинку", направлять его руки, выполнять ту или иную операцию его руками. Постепенно отдельные операции ребенок начнет выполнять самостоятельно.  Взрослый должен строго дозировать помощь малышу при одевании: выполнять за  ребенка только те операции, которые он еще не в состоянии выполнить, выполнять  вместе с ним операции, которые он учится выполнять, и не делать за него то, что он уже может делать сам. Бывает, что ребенок капризничает во время одевания: не хочет сам одеваться или,  напротив, хочет все делать сам. В каждом конкретном случае нужно постаратьсяразобраться в причине каприза.

Если ребенку трудно выполнить действие, которое он уже выполнял  самостоятельно, взрослый помогает ему вспомнить последовательность операций, направляет  ребенка, помогает поверить в свои силы. —Ты можешь сделать это сам. Помнишь, как хорошо ты сделал это вчера? К трем годам слепой ребенок должен учиться самостоятельно снимать рубашку,  штанишки, колготки, переобуваться с помощью взрослого. Так, взрослый помогает  ребенку определить, какой тапочек следует надеть на какую ногу, а надевает тапочки ребенок сам. Ребенок должен учиться находить в одежде рукава и вдевать в них руки,  находить горловину у платья и надевать его, надевать шапку. Взрослый направляет его руки, руководит его действиями. Во время раздевания нужно учить малыша не выпускать снятую одежду из рук, а  протягивать ее взрослому. Перед сном следует показать малышу, как аккуратно повесить белье на стульчик, поставить тапочки около ножки кровати. Он должен также узнать, где висит верхняя одежда, стоит обувь. Ребенка преддошкольного возраста более привлекает процесс действия с  предметом, чем его результат. Поэтому ребенок может вновь и вновь повторять действие,  не стремясь его закончить. Этому не следует препятствовать, поскольку многократное повторение отдельных операций способствует формированию у него элементарных навыков самообслуживания.

На третьем году жизни слепого ребенка, с развитием предметных действий, речи и ходьбы, становится возможным обучение его некоторым действиям, связанным с  бытовым трудом. Так, его следует приучать убирать игрушки после игры на место, при этом нужно следить, чтобы ребенок играл одновременно не более чем с двумя-тремя игрушками.

Аккуратность в воспитании слепого ребенка имеет особенно большое значение. Все предметы обихода, личные вещи ребенка, игрушки должны лежать на определенном месте. Нужно стараться, чтобы ребенок как можно скорее запомнил, где лежит каждая вещь, и всегда клал ее на место. Мать может привлечь малыша и к своей "взрослой" деятельности. Например, накрывая на стол, она может дать ему в руки ложки и попросить положить их на  стол или дать ложку папе. Готовя тесто для пирога или фарш для котлет, можно дать двух-трехлетнему ребенку слепить пирожок или котлетку. При чистке картофеля малыш может давать картофелины или опускать почищенные картофелины в воду.

Такая деятельность очень ценна для ребенка, поскольку она способствует  обогащению его чувственного опыта: участвуя в ней, он знакомится с окружающими предметами и учится действовать с ними. На каждом шагу его подстерегают "открытия". Так, он узнает, что "котлетку", которую он сделал, нельзя есть, пока мама ее не пожарит, что к плите лучше не подходить, так как можно обжечься. Конечно,  результат его деятельности ничтожен, чаще он даже мешает матери. Однако если ребенок будет знать, что он "помогает маме", - это будет дисциплинировать его иориентировать на результат труда. Своевременное формирование навыков самообслуживания и бытового труда в преддошкольном возрасте явится залогом успешного психического развития ребенка в последующих возрастах, будет способствовать развитию познавательного интереса,  необходимого для познания окружающего мира. Обучение навыкам туалета. Обучение слепого ребенка навыкам туалета, чтобы опрятность и чистота стали для него привычкой, по существу, ничем не отличается от того, что делают родители зрячих детей.

В выработке навыков туалета очень важно, чтобы мать была внимательна к  поведению своего ребенка и знала способы выражения им неудобства. Не следует начинать высаживать ребенка на горшок слишком рано; надо четко  выработать время высаживания (до сна, после сна, после еды и т. д.). И если попытки не всегда увенчаются успехом, не следует настаивать, так как это часто приводит к сопротивлению ребенка, что значительно затянет время формирования навыка. Никогда не оставляйте ребенка одного на горшке до того, как у него не выработается самостоятельность, и не оставляйте его сидеть долго, так как слепой ребенок, как и зрячий, ищет в таких случаях занятия и у него могут выработаться вредные привычки. К двум годам слепой ребенок, как и зрячий, способен овладеть навыками туалета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Власова Т. А. Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии.

М. Просвещение, 1967.

2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Психол. и метод,

аспекты реабилитации.—Л. 1982.

3. Воспитание детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лялиной.—

М. Просвещение, 1976.

4. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой.— М.:Просвещение, 1967.

5. Воспитание ребенка с нарушениями зрения в семье: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. И. Солнцевой, В. П. Ермакова.— М. 1979.

Источники:

Следующая:


26 августа 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения