коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Реабилитация детей с нарушением зрения


Реабилитация детей с нарушением зрения

Адаптация и реабилитация детей с нарушением зрения в школе

Глаза – удивительный дар природы. В них отражается всё, что, мы видим, чувствуем. Глаза являются не только зеркалом души, но и зеркалом общего состояния здоровья.

Особенно остро вопрос о сохранении зрения встал сегодня из-за возрастающего влияния компьютеров на глаза. Посчитано, что 95% информации о внешнем мире мы получаем только благодаря зрению. Оно приняло на себя огромные перегрузки, на которые не было запрограммировано в процессе эволюции. Это привело к возникновению различных глазных патологий. В том числе увеличилось и число детей с ранней близорукостью, дальнозоркостью, астигматизмом, косоглазием и другими более тяжёлыми нарушениями. Ребёнок в очках часто ограничен и в подвижных играх, в занятиях спортом и потому вынужден или предпочитает проводить больше времени за экраном телевизора или компьютера, за книгами. Это перегружает зрение и в свою очередь, усугубляет близорукость. Опасность ухудшения зрения особенно велика в первые годы обучения, при резком увеличении нагрузок на весь организм в целом и на глаза в частности. Именно в этот сложный период адаптации детей к школе им особенно важно внимание родителей и учителей. И прежде всего это касается тех, кто имеет предрасположенность к нарушениям зрения, или уже страдает от них. Кроме того, необходимо смягчить процесс адаптации ребенка к изменению нагрузок, режима дня, и проч. Нередко неуспеваемость детей в школе бывает напрямую связана именно с плохим зрением. Во всяком случае, этот фактор играет не последнюю роль в развитии личности ребёнка, его самоощущения в классе.

В гимназии № 5 г. Новосибирска, начиная с 1999 года, осуществляется комплексная оздоровительная программа. Большое внимание в этой программе уделяется профилактике близорукости у детей начальных классов.

Расположенный недалеко от школы детский сад № 320 работает как дошкольное учреждение компенсирующего вида для детей с нарушением зрения. В нем созданы все условия для воспитания, обучения и реабилитации детей с аномалиями в развитии.

Но, как показано специалистами, в первые месяцы школьного обучения у выпускников сада зрение ухудшается на 45–60%, что связано не только с увеличением нагрузки, но и с тем, что формирование зрительного анализатора продолжается до 10–12 лет.

Большинство детей из детского сада поступают в нашу гимназию. Удобное местоположение детского сада и гимназии, заинтересованность руководителей учреждений и родителей детей привели к плодотворному сотрудничеству и созданию на базе гимназии офтальмологических классов в начальной школе, а на базе детского сада – групп продленного дня с лечебно-коррекционной деятельностью. Необходимость продолжения лечения зрения детей после пребывания в детском саду подтверждена многолетней практикой научных наблюдений. Поэтому очень важно не только улучшить состояние зрения в дошкольный период, но и закрепить полученные результаты в период начального школьного обучения, когда овладение чтением и письмом должно осуществляться с учетом зрительных возможностей учащихся.

Таким образом, концептуальными основами организации учебно-воспитательного комплекса (сад – начальная школа) является обеспечение оптимальных условий для системного, непрерывного лечения, воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста – периодов созревания зрительной системы ребёнка.

Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процесса являются:
  • Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушениями зрения;
  • Модификация учебных планов и программ, изменение темпа их прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;
  • Дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;
  • Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;
  • Обеспечение гимназического стандарта во время обучения в начальной школе;
  • Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;
  • Создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребёнка;
  • Обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2 до 10–11 лет;
  • Системность, гуманность, нетрадиционность подходов к организации единого процесса реабилитации здоровья и психофизического развития детей с нарушением зрения является основным содержанием деятельности учебно-воспитательного комплекса. Организационная структура сад-школа обеспечивает взаимосвязь и взаимопроникновение целей, задач, средств, форм и методов единого медико-психолого-педагогического процесса.

Вариативность программ и средств воздействия, адаптивные возможности воспитательно-образовательных форм и методов, целостность и комплексность при подходе к лечению не только зрения, но и общего оздоровления организма ребенка, создают стройную единую модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения. Данная модель сад – школа позволяет решить проблему профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий, общеукрепляющих и специальных коррекционных мероприятий.

В учебно-воспитательном процессе вводится дозированная зрительная нагрузка при обучении детей письму и чтению, присмотре видеоинформации и др.

Важным коррекционным требованием распорядка жизни детей является система двигательной активности ребёнка, включающая специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике и ориентировке в пространстве, физкультурных минуток. Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения.

Все занятия носят индивидуально-дифференцированный характер в зависимости от потребностей в них ребенка. Конечной целью совместной работы детский сад – гимназия является стабилизация результатов лечения зрения и всего хода психофизического развития ребенка для успешной интеграции его в школу и общество сверстников. Первыми итогами работы по программе явилось улучшение зрения у 60% детей и стабилизация его у остальных.

Социальная реабилитация детей с нарушением зрения DOC

74 с.

Содержание

введение

Теоретические основы социальной реабилитации учащихся с нарушением зрения

Понятие «социальная реабилитация», ее цели и задачи

Особенности детей с нарушением зрения как объекта социальной работы

Технологии социальной реабилитации детей с нарушением зрения

Социальная реабилитация учащихся с нарушением зрения в условиях школы-Интерната (На примере огсоу теткинская с(К)О школа-ИНТЕРНАТ III-IV ВИДА )

Особенности школы-интернат для учащихся с нарушением зрения (на примере ОГСОУ «Теткинская с(к)о школа- интернат III-IV вида»)

Основные направления работы специального учебного учреждения для детей с дефектами зрения

Заключение

Список использованных источников и литературы

Контрольная работа на тему Реабилитация инвалидов с сенсорно речевыми нарушениями

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы физической реабилитации»

ТЕМА:

Руководитель: Кирилов А.Н.

2008

Вопросы контрольной работы

1. Понятие инвалидности

2. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

3. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

1. Понятие инвалидности

В настоящее время под понятием инвалид понимают лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты [1]. Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Сегодня слово «инвалид» принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями».

Подход общества к проблеме инвалидности претерпевает изменения в ходе исторического развития. От идей физического уничтожения, неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду «неполноценных» членов общества, а в дальнейшем – к пониманию необходимости реинтеграции в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями. Наряду с этим меняются и потребности современного общества. Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведёт к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно-политическая и социально- экономическая цена потерь, обусловленных нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических и социально-средовых характеристик. Таким образом, инвалидность становится проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных физических и психических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни. Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включённость» в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой, досуговой и др. и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе являются отношения к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их просто потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, администрация предприятия опасается принимать его на работу. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о негативном, а иногда и прямо-таки враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают, что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие. Им часто приписывают такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, апатия, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самим себе, настойчивая требовательность при выполнении своих желаний. Отмечают и такую реакцию здоровых по отношению к инвалидам, как сострадание, любопытство, вежливое нерасположение, чувство отвращения.

По данным исследований, проведенных Институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считают, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям «второго» сорта. При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества.

Это свидетельствует о том, что у них существует нереализованная потребность в социальной интеграции, и они в наибольшей степени ощущают её.

2. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода); приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы. Виды врожденной патологии слуха:

—полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутреннего уха);

—отсутствие барабанной перепонки;

—атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха и речи. Цель реабилитации: улучшить состояние здоровья и трудоспособность инвалидов. В приложении к постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29 января 1997 г. записано: «Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, Достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». Исходя из того, какие нарушения основных функций организма человека наблюдаются у инвалида с нарушением слуха и речи, а также какие имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности, ставятся конкретные (специальные) задачи физической реабилитации. Так, у инвалидов с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма: нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); нарушение статодинамических функций; нарушение сенсорных функций (т.е. слуха). Помимо этого могут наблюдаться ограничения основных категорий жизнедеятельности: способность к обучению, трудовой деятельности, к ориентации, к общению и др. Поэтому примерные задачи физической реабилитации таковы:

—обеспечение свободного развития личности в обществе;

—устранение последствий инвалидности, разработка мерпредупреждения инвалидности;

—создание равных возможностей инвалидов для интеграции в общество.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий. А именно: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др. Зачастую больным с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультпаузы и др.).

3. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микро-фтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Реабилитация детей с нарушением зрения

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества.

При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8—12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое развитие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей-инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5—8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор. Для слепых: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогулки — пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.

Дети ежедневно должны заниматься физическими упражнениями не менее 1—1,5 ч. На занятиях используются не только упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), так как это особенно важно для слепых и слабовидящих детей.

При проведении оздоровительно-реабилитационных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке. В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Детям 1-й группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности. Во-первых, это занятия Л Г, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и- коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.

Список литературы

1. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд. доп. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

2. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. – М. Медицина, 2004. – 592 с.

3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

реабилитация детей с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад компенсирующего вида №724

Адрес:111401, Москва, ул. Металлургов, д. 16                                                                       тел. (495) 304 – 08 – 72                                                                                                                                                                                 Заведующая ГБОУ д/с №724                                                                                                      М.В. Кизбабаева

Учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Смирнова Ирина Алексеевна

Статья: «Адаптивное физическое воспитание

как средство реабилитации детей с нарушением зрения»

2014 год

На протяжении всей жизни человеку требуется   физическая нагрузка. Это единственный способ поддержать функцию мышц и суставов в удовлетворительном состоянии и, что более важно, при помощи мышечной работы сохранить резервные возможности всего организма, том числе сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем. Физичес кая нагрузка должна быть постоянным фактором жизни,   главным регулятором всех функций организма.

Реакция организма человека с нарушением зрения на физическую нагрузку не может полностью соответствовать аналогичной реакции зрячего в сил у перестройки различных систем, направленной на компенсацию зрительного дефекта. Известно, что фазовые циклические изменения активности всех жизненно необходимых систем организма   (суточные, сезонные и другие биоритмы) зрячих не вполне соответствуют ц иклам изменения активности у слепых и слабовидящих, у которых биоритмы выражены слабо и имеют общую тенденцию к сглаживанию.

В   жизни человека состояние двигательной системы чрезвычайно важно. Ее следует рассматривать как систему саморегуляции, включающую   прямые (афферентные) и обратные (эфферентные)   каналы, обеспечивающие непрерывную обработку и регуляцию потока  информации по принципу нервною кольца с рефлективной взаимосвязью.

Все движения нашего тела осуществляются за счет силы, которую развивают мышцы при своем сокращении. Не случайно на долю мускулатуры приходится 36% веса взрослого человека. В   мышцах располагаются питающие их сосуды и нервы, обеспечивающие двигательную и чувствительную иннервацию.

Разрабатывая учение о двигательном анализаторе, И.П. Павлов обращал внимание на центростремительную, афферентную его части, признавал, что так называемой двигательной области коры головного мозга присущи не только эфферентные, но главным образом афферентные функции. С этой точки зрения двигательная область стала рассматриваться как внешний корковый отдел двигательного анализатора. Не представляет сомнения исключительная сложность систем, имеющих отношение к двигательному анализатору, что определяется не только многообразием эфферентных и афферентных путей, обеспечивающих произвольные движения, но и, в значительной мере, результатом деятельности всей коры головного мозга, т. е. сложного комплекса анализаторов.

У человека корковый отдел двигательной системы располагается в лобной доле, совпадая с территорией передней центральной извилины. Двигательная система в целом обеспечивается комплексной работой двигательного, вестибулярного, кожного и зрительного анализатора. В единстве с аналитической деятельностью осуществляются различные формы   синтеза, в частности, образование в коре головного мозга временных связей. Одним из проявлений этой связи является вовлечение в процесс и второй сигнальной системы.

Такая сложная взаимосвязанная система обеспечивает жизнедеятельность всего организма в целом. То есть живой организм представляет собой   в высшей мере саморегулирующую систему, которая сама себя поддерживает, восстанавливает и даже совершенствует.

Одна из наиболее характерных особенностей системы живого организма – стремление сохранить устойчивость внутренней среды (гомеостазис). При любом изменении внешней среды процесс приспособления и есть адаптация. Согласно гипотезе С.Н. Брайнеса и В.В. Свечинского (по В.П. Казначееву с соавт. 1980) в организме оптимально сочетаются автономия и саморегуляция разных уровней с централизованным контролем и управлением со стороны высшей нервной деятельности. Систему управления в живом организме можно представить состоящей из 3-х уровней, причем более высокий управляет более низшим.

Низший уровень   регулирования обеспечивает постоянство основных биологических параметров организма (АД, температура и пр.).

На втором уровне   происходит переработка информации из внутренних органов и сигналы управления для приспособления низшего уровня  к измене нию внутренней среды организма.

Третий уровень   управляет двумя предыдущими на основе переработки информации, поступающей из внешней среды.

Интеграция уровней управления обеспечивается как гормонально-вегетатив ной лабильностью внутренней среды, так и адаптационными

свойствами   целостного организма. По мнению P.M. Баевского, поддержание гомеостазиса связано с постоянной перенастройкой различных систем и   возникновением реакций напряжения регуляторных механизмов с использованием нервных и гуморальных каналов в соответствии с меняющимися условиями внешней среды.

Как уже указывалось, в системе гомеостазиса большое значение имеет адекватное функционирование и взаимодействие различных анализаторных систем, в частности зрительной и двигательной. При слепоте и слабовидении это взаимодействие нарушается, что не может не сказаться на возникновении особенностей формирования и нарушений функционирования двигательной системы. Сужение афферентации в связи с выпадением из системного комплекса такого важного компонента, как зрение, восполняется за счет содружественного участия   сохранившихся анализаторов и воспроизведения следовых реакций в ЦНС под действием внешних раздражителей.

Зрительное восприятие - это способность интерпретировать то, что мы видим, способность к процессу и пониманию информации, приносимой со светом. Повреждение и восприятия, и зрительных функций влияет на развитие пространственного и психомоторного чувства у слабовидящих. Психомоторное и пространственное восприятие   у зрячих и слабовидящих детей идет по одинаковому закону, но у детей с нарушением зрения развитие идет медленнее. Разница между зрячими и слабовидящими в проблеме восприятия, а не в интеллектуальном замедлении.   При развитии компенсаторных механизмов сила сигнала и скорость от кожного и слухового анализаторов иная.

Кожный анализатор (самый крупный анализатор   нашего тела) – это функционально целостное образование, сформировавшееся в процессе филогенеза для восприятия и   анализа различных   видов внешних и внутренних раздражителей. Как и другие анализаторы. кожный характеризуется специфическими рецепторами, проводящими   путями, переключающими реле и центральным представительством.   Ощущение, возникающее в ответ на раздражение кожи, является результатом сложной интегральной деятельности всех структур   анализатора.   Оно является одним из составных частей осязания, представляющего   собой более сложную форму кожного восприятия, куда входит также ощущение тепла, холода, вибрации, боли, зуда и др. Периферический   отдел кожного анализатора охватывает всю поверхность тела и   служит посредником между организмом и внешней средой.

Компенсаторное значение осязания трудно переоценить.   Это чувство, приобретаемое с опытом. Незрячий человек как будто видит руками. Сначала этот анализатор является как бы средством обучения, так как дает сведения о текстуре, материале, температуре и др. Затем определение основы структуры объекта, ментальная идентификация объекта вне зависимости от его формы, высоты, материала, обнаружение отношения части воспринятого с восприятием в целом. Незрячие должны определить объект и представить его во всех измерениях.

Известно, что компенсаторная перестройка анализаторов затрагивает кожную чувствительность рук. А.А. Отелиным было установлено, что ладонные поверхности кистей рук представляют высокоразвитые рецепторные поля с очень пластичными структурами, быстро отвечающие на функциональные запросы приспособлением к наилучшему выполнению осязательной функции. У слепых, слабовидящих и зрячих лиц  эти качества могут значительно отличаться, так как «. зрячий избалован зрением в деле познания формы, величины, положения и передвижения окружающих его предметов, поэтому он не развивает драгоценной способности руки давать ему те же самые показания, а слепой к этому вынужден», - писал великий физиолог И.М. Сеченов.

Данные немногочисленной литературы свидетельствуют о том, что тактильная чувствительность у слепых отличается от таковой у зрячих, но закономерности этого процесса у лиц с различными степенями слабовидения изучены недостаточно, заключения противоречивы. Так, одни исследователи показали наличие изощренного осязания у слепых, а другие нe обнаружили у слепых более высокой чувствительности, чем у зрячих.

Рядом исследователей установлено, что и у слабовидящих механиз мы к омпенсации иные, чем у слепых. Лица с частичной утратой зрения максимально используют сохранившиеся возможности зрительного анализатора и даже незначительный остаток зрения предотвращает ту радикальную перестройку внутрицентральных взаимоотношений, которая наблюдается у слепых.

Анализ литературы показывает противоречия и недостаточное исследование вопроса о кожной чувствительности рук слепых. Кроме того,

приведенные краткие сведения о состоянии некоторых видов кожной

чувствительности касаются лишь зрячего и слепого контингента. Состояние чувствительности рук слабовидящих остается малоизученным. Имеются лишь общие сведения о том, что кожная чувствительность слабовидящих иная, либо она намного хуже, чем у слепых.

В основе компенсаторного приспособления кожной чувствительности   незрячих лежит подвижность корковых процессов, обеспечивающих     перестройку уже сложившихся и формирование новых систем условныx связей, соответствующих требованиям внешней и внутренней среды.   Следует предположить, что особенности функционирования кожного анализатора при слепоте и слабовидении могут свидетельствовать об участии всего организма в целом для поддержания процесса гомеостазиса   и наличия компенсаторно-приспособительных механизмов у лиц с различной степенью зрительного дефекта. Это представляется очень важным для формирования реабилитационных программ слепых и слабовидящих, в том числе и для развития адаптивного физического воспитания детей.

Выполненные под руководством профессора Б.В. Сермеева исследования ряда физиологических показателей показали, что не только слепые, но и слабовидящие отстают от нормы по   показателям подвижности в суставах, мышечной работоспособности, координации, ритму, точности движений. Значителен процент лиц, имеющих сколиоз, плоскостопие, дефекты осанки. Примерно 2/3 здоровых детей имеют нормальную осанку, а у слепых детей - только 1/4. Такая патология осанки, как сутулость, влияет на активное (работающие мышцы) и пассивное (связки, тонус покоящихся мышц) положение позвоночного столба. Типичными признаками этого являются изменяющееся по ложение покоя и подчеркнуто выработанное, но кратковременное выпрямление осанки. Ослабление выправки угрожает сутулостью, которая не компенсируется позвоночным столбом, и такие виды патологии, как круглая, уплощенная спина, выраженный лордоз, у слабовидящих сочетаются с поражением ног. Ослабление осанки может быть с помощью целенаправленных мышечных упражнении улучшено, причем мускулатура живота так же важна, как и мускулатура спины.

Трудности свободного ориентирования незрячих в большом пространстве также приводят к нарушению осанки, мышечного тонуса, ухудшают контроль за движениями. Наибольшее отставание   у незрячих проявляется в развитии силовой выносливости мышц, координации движений, скорости движений. Работы по исследованию характера этих нарушений у слепых и слабовидящих немногочисленны.   Показаны изменения в физическом развитии, пропорциональности   антропометрических характеристик, например при амблиопии и других нарушениях зрения. Имеются сведения, что при снижении   моторной активности слепых молодого возраста, не занимающихся физическим   трудом, возникают преждевременное ограничение различных сторон двигательной сферы: уменьшение показателей силы, быстроты,   выносливости. Отмечено, что при отсутствии адекватной для мышечной ткани физической нагрузки изменения двигательной сферы у слепых протекают по тем же законам, что и у зрячих, но более глубоко и интенсивно. Вместе с тем отмечено значительное положительное воздействие физических упражнений на состояние двигательной системы, что приводило у слепых и слабовидящих к заметному улучшению осанки, устойчивости, подвижности и выносливости уже через шесть недель занятий. Описаны некоторые особенности зрительных функций после разминки у здоровых спортсменов, занимающихся пулевой стрельбой. Показано улучшение остроты зрения на 5,4-8,2%, расширение периферических границ поля зрения у наиболее тренированных атлетов,   уменьшение границ слепого пятна и улучшение скорости зрительного восприятия. К.С. Коновалова отметила, что спортивные занятия вызывают положительные сдвиги в устойчивости аккомодации у дошкольников с миопической рефракцией. Циклические физические упражнения умеренной интенсивности (пульс 100-140) оказывают благоприятное воздействие на гемодинамику и аккомодацию, а упражнения с более высокой интенсивностью (пульс 180) сопровождаются выраженными изменениями, сохраняющимися длительное время, и ухудшением работоспособности цилиарной мышцы. Показана существенная связь между зритель ной и двигательной системами, свидетельствующая о положительном сиянии на функциональное состояния зрительного анализатора воспитанников при систематических физкультурных занятиях. Это указывает на наличие функциональной подвижности зрительного анализатора под влиянием тренировки.

Развитие моторики с помощью физкультурных занятий представляет собой   важнейшее условие функционирования организма детей, имеющих нарушение зрения. В то время, как для нормально видящих на первом месте стоят такие основные формы, как сила, быстрота и выносливость (по сравнению с координацией и подвижностью), у детей с патологией зрения преобладающее значение занимают координация, а затем выносливость. Под координацией следует понимать взаимное влияние центральной нервной системы и периферической скелетной мускулатуры в пределах целенаправленного движения (в педагогике применяются термины умение, сноровка, ловкость). Улучшение координации достигается с помощью повторяющихся упражнений целенаправленного движения. При этом из сознательного направленного в кору головного мозга посыла возникает бессознательный процесс, который охватывает соответствующий отдел мозга и должен привести к вырабатыванию навыка оптимального типа движения, которое можно назвать двигательный автоматизм, или моторно-динамический стереотип. Проводящие пути соответствующих специфических типов движения, ограничение иррадиации, адаптация синапсов, двигательных клеток передних рогов спинного мозга и вестибулярного аппарата, так же, как и повышение скорости финальных завершающих актов, приводят к тому, что двигательный процесс становится надежнее и точнее.

Наряду с моторикой адаптивная физическая культура детей с нарушением зрения улучшает сенсорную чувствительность. При полном или частич ном выпадении светочувствительности физкультура мобилизует другие виды чувствительности и этим улучшает представление об окружающем мире. Сенсорика ответственна за контроль и регуляцию моторики. Рецепторы различных органов чувств в состоянии влиять на процессы движения по принципу центробежно-центростремительных взаимоотношений по функциональному принципу. Двигательные реак ции возникают одновременно с появлением в высших отделах центральной нервной системы моторных команд к произвольному движе нию. Для регистрации моторного действия периферических мышц имеются в распоряжении рецепторы различных органов чувств: мышечное волокно для контроля мышечного напряжения, аппарат Гольджи в сухожилиях для ощущения положения и движения членов тела, рецепторы суставов для адаптации и контроля за их положением, рецепторы глуб оких тканей для информации о положении конечностей и всего тела. рецепторы поверхности кожи для регуляции ориентировочных движений, вестибулярные органы внутреннего уха для равновесия и положения тела, рецепторы слуха для контроля проведения движения в пространстве, рецепторы верхней части слизистой носа (обоняние) для управления движением поиска и ориентации. Зрительный анализа тор детей с нарушением зрения в состоянии проводить визуальный контроль за движением.

Совокупность всех этих рецепторов позволяет сравнить афферентный образ движения с его эфферентной копией. Сравнение афферентации с эфферентной копией означает завершение действия. Колебания между этими двумя процессами вызывают на себя регуляторные модификации моторных команд, причем при появлении информации о несовпадении в высшие отделы центральной нервной системы вызываются импульсы для корригирующего действия.

Таким образом, моторика находится под   контролем и регуляцией органов чувств, расположенных в различных частях тела. При   выпадении светочувствительности контроль и управление произвольными дви жениями берут   на себя рецепторы других органов чувств. Пластичность центральной нервной системы в первые годы жизни   делает возможным при своевременных тренировках активизировать органы   чувств и при поражении световосприятия возможно максимально нивелировать этот дефект. При этом заданные нейронные связи должны быть переключены в более правильные для   данной ситуации в зависимости от раздражителей окружающей среды.

Нарушения и отставания в физическом развитии   отрицательно ска зываются на поведении лиц с нарушением зрения как личности. Регулярные занятия адаптивной физической культурой способны благоприятно воздействовать и на   их   психическую сфе ру. Активные занятия физкультурой помогают преодолеть страх (анксиолиз). Это «антистраховое» (анксилиотическое) действие возникает непосредственно через 20-40 - минутной аэробной   физическ ой нагрузки (нагрузки на   выносливость) и держится д ольше (до 4   часов), чем   после упражнений на расслабление. Очень высокие, короткие нагрузки (тренировки силы или при   спринте) могут,   т ем не менее, ухуд шить психику. Антидепрессивное действие следует ожидать   не ранее чем через несколько недель тренировок выносливости,   и по   своему воздействию оно   схоже с групповой терапией. Психическое самочувствие людей, имеющих зрительную патологию может быть улучшено при   физическ ой нагрузке выбросом центральных эндорфинов. Эти эндорфины ответственны как за соответствующее улуч шение психики, так и   за благоприятное   влияние на чувствительность и толерантность к боли. Они могут лучше ощущать улучшение своих физических достижений и своего самоощущения. Положительное психологическое воздействие возрастает по мере улучшения результатов и достижений.

Адаптивная физическая культура для   детей с нарушением зрения  препятствует развитию дефектов обмена веществ и нарушению вегетативных функций или способствует их ком пенсации. X. Холлвиш занимался поражением обмена веществ, при   частичном или   полном выпадении зрительных функций. Существует не только «оптическая» часть зрительного анализатора, необходимая для получения зрительного образа. Имеется и «энергетическая» часть зрительного анализатора, доставляющая световое раздражение в управляющие вегетативные центры человеческого организма (гипоталамогипофизарная система), стимулируя процессы обмена веществ между эт ой центральной системой и гормонопродуцирующими периферичес кими эндокринными железами. При полном отсутствии светового раздражителя этот путь исчезает, что ведет к снижению функций систе мы гипоталамус-гипофиз и, соответственно, к снижению функции надпочечников, щитовидной железы и гонад. При радиоиммунологи ческом исследовании слабовидящих X. Холлвиш нашел, что при недостатке светового раздражителя, например, снижается количество гор мона гипофиза АКТГ, гормонов щитовидной железы Т 4  и Т 3. гормона коры надпочечников кортизола и гормона гонад тестостерона. Сниженные показатели содержания гормонов нормализовались при увеличении светового раздражителя и имели нормальные значения у зрячих.

Такие разнообразные вегетативные нарушения, как быстрая утомляемость, чувство холода, нарушение потоотделения, заторможен ность, нарушения сна, нарушения цикла у женщин, вызывались при описанных нарушениях обмена. Причем выраженность этих явлений уменьшалась при улучшении зрительных функций. Так, физическая нагрузка приводит к увеличению гормонов Т 3  и Т 4. что в результате приводит к стимуляции энзимов, повышению готовности к аэробному обмену веществ и улучшению регенерации после   нагрузки. Наблюдаемый при нагрузке на выносливость подъем кортизола повышает высвобождение «из депо» глюкозы и улучшает энергию   мышечного сокращения. Повышающийся при физической нагрузке с тестостерон активизирует синтез мышечного белка и этим улучшает общую и специфическую физическую силовую способность. Регуляр ные физические занятия  влияют на секрецию гормона коры надпочечников альдостерона, ведут к лучшей переносимости нарушений водно-минерального   обмена и позволяют регулировать возникающие вследствие недостат ка светового раздражителя изменения мочевыделения (торможение антидиуретического гормона).

X. Гердинг исследовал слабовидящих вследствие пигментной абиотрофии сетчатки. В противоположность X. Холлвишу, он установил нарушение   регуляции только у катехоламинов, проявляющееся в виде нарушений мочевыделения. Физкультурные занятия предлагаются и здесь для благоприятного влияния на нарушенные обменные процессы. С помощью тренировок выносливости концентрация катехоламинов в покое снижается, симпатическая активность уменьшается, что ведет к улучшению субъективного самочувствия (уменьшается страх, нервозность, неуверенность, возникает расслабление перистальтики кишечника и повышение частоты пульса). Дальнейший эффект занятий заключается в том, что при действии физической и психической нагрузок концентрация катехоламинов возрастает медленнее, что реже приводит у слабовидящих к стрессовой реакции. В принципе адаптация различных гормонов в условиях физической тренировки выносливости у слабовидящих может способствовать лучшей регуляции, обусловленной нагрузкой, и улучшить качество жизни.

Данные констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что коррекционные занятия адаптивной физической культурой способствуют формированию правильной моторной сферы, путем развития мелкой моторики, силы тонких движений, формирование координации, ориентировки, навыка выполнения действий  с предметами.

Для этого был проведён второй этап исследования (формирующий эксперимент), задача которого состояла в разработке п ринципов и методов адаптивного физического воспитания, которые положительно воздействуют на моторную сферу и функциональное состояние здоровья детей с нарушением зрения.

Принципы системной работы:

    принцип доступности; принцип систематичности; принцип прочности; дифференциально-интегральных оптимумов.

Ожидаемые результаты:   совершенствование моторной сферы, формирование двигательных навыков,  развитие всех физических и психических функций, что, несомненно, должно   помочь детям с нарушением зрения ощущать улучшение своих физических достижений и своего самоощущения, препятствовать развитию дефектов обмена веществ и нарушению вегетативных функций или способствовать их ком пенсации.

Для достижения желаемого результата, мы решили, что необходимо проводить  коррекционно-компенсаторную работу не только на занятиях по физической культуре, но и в другие режимные моменты специального дошкольного учреждения.

Оптимальным является использование в указанных целях физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Мы проводили пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужила сразу двум важным целям и не требует дополнительного времени. Физкультминутки проводились в сочетании движений с речью детей. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы “конструировать” из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображали зайцев, собак, кошек, деревья и т.п. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывала ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяло предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулировала запоминание. Хотя у некоторых детей получалось не все и не сразу, но систематическое проведение одних и тек же физкультминуток позволило, им правильно выполнять упражнения.

Для того чтобы обеспечить хорошую тренировку движений пальцев рук и  умение управлять своими движениями,  мы стали проводить во время  занятий ежедневно по 2-5 минут  пальчиковые игры.   Мы использовали  такие игры как: “Солнечные лучи”, “Ножницы”, “Коготки”, “Пальчики здороваются”, “Кулак - кольцо”, “Кулак - ладонь” и др. Эти игры довольно эмоциональны, но у Иры Г, Кирилла, Иры Р. и Коли были затруднения, поэтому мы дополнительно давали им задания на дом, чтобы родители с ними поупражнялись дополнительно.

Для того чтобы дети лучше научились управлять своими движениями и могли согласовано выполнять движения, мы проводили игры для развития общей моторики и жестовые игры по Лопухиной И.С. Ведь с помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп, ритм, развиваются слух и память. Мы использовали такие игры:  “Карусели”, “Медведь”, “Кошка”, “Улитка” “Пальчики уснули”, “Апельсин”. Детям с нарушением зрения довольно сложно выполнять согласованные движения, сразу это ни у кого не получалось. Поэтому  некоторые более сложные стихи мы разучивали отдельно и давали задания родителям, чтобы они выучили их дома, а лишь потом объединяли речь и движение.  Мы так же обратили внимание, что в начале для детей очень важен пример воспитателя, они внимательно следят, за тем как он делает, и стараются подражать ему. Поэтому необходимо педагогу максимально правильно осуществлять показ упражнений, ориентируясь на зрительные возможности детей, визуально контролируя их заинтересованность двигательным процессом. Лишь потом, когда они хорошо выучили текст и запомнили движения, они смогли спокойно, самостоятельно все выполнить.  Дети получали удовольствие и даже позволяли себе экспериментировать, изображая различных животных.

Для повышения активности, развитию подражательности, формированию игровых навыков, развитию чувства ритма, гармоничности движений,  мы использовали подвижные игры разработанные Литвиновой М.Ф. “Филин и пташки”, “Лошадки”, “Лапти”, “Шлепанки”, “Зайка”, “Хромая лиса”, “   Краски”, “Подари-отдари”, “Летит — не летит”, “Воробушки и кот”.  Эти игры мы проводили во время прогулок, а так же включили их в занятия по физической культуре. В процессе проведения подвижных игр мы обращали внимание на движение и действие детей, на выполнение ими правил и на дозировку нагрузки.

Для самостоятельной деятельности детей были предложены детям игры со шнурками, пуговицами, палочками, шариками. Данный вид работы был направлен на ознакомление и закрепление нового игрового материала, его введения в их активное и самостоятельное пользование детьми. Но для того, чтобы дети с нарушением зрения самостоятельно могли застегивать пуговицы, зашнуровывать шнурки требуется кропотливая работа по овладению этими навыками, поэтому к этой работе были привлечены родители детей. Мы обратились с просьбой к каждому родителю, чтобы они дома вместе с детьми играли в эти игры, ведь в получении хорошего результата они заинтересованы не меньше чем мы.

В самом начале на занятиях по рисованию, лепке, конструированию и аппликации мы проводили самомассаж кистей и пальцев рук. Времени на это надо мало, но детям это очень нравилось. Это даже вошло в привычку, и в начале занятия они сами начинали делать массаж, хотя в начале у них выпадали карандаши и кисточки из рук.

В своей работе мы также использовали игры и упражнения на развитие  пространственного мышления, благодаря которым мы учили детей ориентировке в пространстве, двигаться по заданным инструкциям, ориентироваться на листе бумаги. Эти игры способствовали в непринужденной (игровой) атмосфере правильно передвигаться, называть предлоги, имеющие пространственное значение (на, в, под, за, около, перед).

Изучив диагностические таблицы, мы пришли к выводу, что у большинства детей существуют проблемы с выполнением упражнений с мячом. Для того чтобы исправить это, во время индивидуальных занятий по физической культуре уделила особое внимания этой проблеме.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков являлось многократное повторение изучаемого материала и практический показ движений воспитателем. Сложности возникали из-за того, что детям было сложно ритмично и координировано двигаться. Поэтому педагог сначала показывал, как нужно двигаться, а затем дети повторяли за ним. Постепенно запомнив движения  и ритм, дети самостоятельно выполняли данные упражнения.

Для того чтобы проверить, как дети усвоили корригирующие упражнения, и игры  по формирование двигательных навыков,  развитию физических и психических функций, способствуя их ком пенсации.

Было проведено игровое занятия по адаптивной физической культуре, на котором были поставлены следующие цели: совершенствовать физические качества: ловкость и быстроту; развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию и мелкую моторику; продолжать знакомить детей с русскими народными подвижными играми;  воспитывать чувство товарищества и смелость. Были использованы игры: “Дорожки”, “Перебежки”, “Зайка”, “Шлепанки”, “Давайте поздороваемся”, “Воздушный шарик”, “Филин и пташки”, “Малечена-калечена”.

На физкультурном занятии дети охотно играли в подвижные игры, хорошо выполняли упражнения на равновесие, на внимание, на координацию движений, но упражнения на владение мячом получались не у всех, из-за сложности в зрительном контроле за движениями рук и мяча.

Занятия адаптивной физической культурой, таким образом, являются необходимой составной частью превентивных, реабилитационных и лечебных мероприятий для детей с поражением зрения. Представляется очевидным, что значение физкультурных занятий для детей с нарушением зрения даже более важно и необходимо, чем для лиц с нормальным зрением. Офтальмологические рекомендации для детей, имеющих зрительную патологию, ориентировали педагогов на допустимость определенных видов нагрузки, а не на какой-либо конкретный вид двигательной деятельности с учетом направленности  коррекционно-образовательного процесса.

Мы согласны с мнением СП. Евсеева и Л.В. Шапковой, что «. привлечение знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из возможных теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры».

Источники:

Следующая:


23 мая 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения