коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Профилактика нарушения зрения у детей


Профилактика нарушения зрения у детей

Зрение. Профилактика нарушений зрения у детей

Значение зрения и методы его сохранения. Заболевания органов зрения. Дефекты глаз, способы их устранения. Профилактика нарушения зрения, проверка его остроты. Правильное питание для сохранения зрения. Упражнения для профилактики зрительного утомления.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

презентация [1,4 M], добавлена 14.12.2014

Зрительное восприятие как формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Степень нарушения зрения и зрительные возможности детей, уровень восприятия. Упражнения для детей 5 года жизни с нарушениями зрения.

дипломная работа [93,5 K], добавлена 15.05.2011

Тифлопедагогика как наука о воспитании лиц с нарушением зрения. Причины и последствия нарушения зрения: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Особенности обучения слепых и слабовидящих общеобразовательным предметам.

презентация [2,4 M], добавлена 11.05.2012

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

курсовая работа [1,3 M], добавлена 20.11.2013

Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.

научная работа [92,1 K], добавлена 08.01.2008

Теоретические основы лечения и коррекции косоглазия и амблиопии у дошкольников: методы определения остроты зрения и содержание лечения детей на плеоптическом этапе.

Содержание коррекционной работы и её взаимосвязь с лечебно-восстановительными процедурами.

дипломная работа [208,2 K], добавлена 13.05.2011

Роль зрения в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. Анализ эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения.

доклад [671,6 K], добавлена 13.09.2012

Клинико-психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями зрения. Распространенность и симптоматика нарушений письма у младших школьников. Влияние особенностей зрительного восприятия младших школьников на характер нарушений письма.

дипломная работа [835,0 K], добавлена 18.03.2011

Особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения, система подвижных игр и методика определения ее эффективности.

курсовая работа [29,3 K], добавлена 08.04.2011

Теоретические основы проблемы развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения. Обучение ориентировке, дидактические игры и упражнения. Экспериментальная работа, проблемы и трудности. Констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

курсовая работа [53,8 K], добавлена 13.11.2011

Профилактика нарушений зрения у детей

Рассмотрим, что собой представляют нарушения зрения у детей. Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому в раннем детстве, когда у ребенка закладываются основы психики (социальной, общественной), нарушения зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.

Если вы хотите сохранить зрение вашего малыша, соблюдайте общие гигиенические правила:

1. Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.

2. Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза ребенка, прикройте яркие источники света абажурами.

3. Включите в рацион малыша продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).

4. Оберегайте глаза ребенка от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.

Обычно нарушения зрения обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если малыш:

- не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;

- подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;

- не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;

- длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;

- повредил глаз острым предметом;

- сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.

Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.

В раннем детстве распространенной причиной временного ухудшения зрения является общее ослабление здоровья ребенка. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов - эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.

Профилактика нарушений зрения у детей

А пока зрение ребенка не восстановилось, вы должны предпринять следующее:

1. Обеспечьте нормальное освещение «игрового поля» ребенка.

2. Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.

3. Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).

Профилактика нарушения зрения у детей

4. В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза ребенка от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)

5. По рекомендации» детского окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.

Все эти мероприятия при временных ухудшениях зрения малыша не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию ребенка.

Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием зрения со стороны детского окулиста. Специалист, оценив опасность и ее причины, предложит программу лечения.

В воспитательной работе с малышом старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации. При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Основными компенсаторами недостатков зрения, как известно, являются слух, осязание и мышечное чувство.

Малыша со стойкими нарушениями зрения учите, прежде всего, слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте ребенка с их названиями. Чаще, чем с обычными детьми, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков («громче - значит ближе») и их источников («слышишь, это едет машина»). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг («прилетела синичка»), комментируйте его и свои действия («мама моет тарелку»), вместе слушайте и обсуждайте музыку («как громко играет труба!»).

При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им «осязательную» характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением («это мишка, он мягкий»). Обогащайте осязательный опыт малыша, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.

Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего ребенка сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме («два притопа, три прихлопа»). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями («подними руку еще выше»). Каждое упражнение должно иметь звуковое («молодец!») или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.

Формируйте у малыша представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их («это ножка»). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас («это мамина голова»). Чтобы научить ребенка есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.

Резкая полная потеря зрения в раннем детстве происходит, как правило, в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.

Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти ребенка опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).

Профилактика нарушения зрения у детей младшего школьного возраста

Очень часто, к сожалению, у детей младшего школьного возраста встречаются проблемы со зрением. В процентном соотношении количество детей, страдающих нарушением зрения, составляет около девяти процентов от общего количества в младших классах и около тридцати процентов уже в старших выпускных классах.

Чаще всего проблемой учащихся становится близорукость. Это заболевание может принести массу неприятностей и способно очень стремительно прогрессировать. Именно поэтому нельзя пренебрегать лечением и оставлять ребенка без внимания.

Обычно близорукость начинает развиваться еще перед поступлением в первый класс. Это связано с тем, что родители, желая подготовить своего ребенка к школе, начинают с ним усиленно заниматься чтением и помогать осваивать навыки письма, совершенно забывая, что профилактика нарушения зрения у детей младшего школьного возраста также входит в их обязанности. А близорукость – это как раз и есть одна из самых распространенных проблем со зрением.

Близорукость может привести к серьезным, страшным последствиям, которые вызывают даже инвалидность. В последствии после окончании учебы молодых людей, которые страдают нарушением зрения, могут не допустить даже к некоторым профессиям, в числе которых может оказаться и одна из тех, к которым человек стремился и ради которой учился. Чтобы не столкнуться с такой досадной неприятностью, должна производиться профилактика нарушения зрения уже в раннем возрасте.

Профилактические мероприятия, препятствующие развитию близорукости, как ни странно, напрямую связаны с физической и двигательной активностью. Здоровый, крепкий физически организм способен бороться с любыми надвигающимися нарушениями и сбоями. Ведь вполне вероятно, что близорукость станет наследственной болезнью, несмотря на все усилия родителей избавить от этой болезни своего ребенка. Физические упражнения общего характера, а также специальный комплекс, подобранный врачом для того, чтобы укрепить мышцы глазные, помогут не допустить развития заболевания у детей младшего школьного возраста. Упражнения для профилактики нарушения зрения проводить совсем несложно, можно заняться этим в любое время дома, на отдыхе, в выходной день.

Профилактика нарушения зрения должна предусматривать здоровое и полезное питание и соблюдение распорядка рабочего дня. Нельзя разрешать ребенку просиживать перед экраном телевизора более двух часов в сутки. Впрочем, сегодня дети не слишком часто сидят у телевизора. Ведь на смену им пришли другие чудеса техники – компьютеры и ноутбуки. Почему-то некоторые родители считают, что они, их мониторы, в отличие от телевизоров, не воздействуют негативно на зрение детей. Замените ему время просмотра мультфильмов и кино на прогулки, на активные игры на свежем воздухе. Профилактика нарушения зрения должна включать тщательный подбор игрушек и учебных принадлежностей. Книги должны покупаться с нормальным средним шрифтом, быть написаны ярким черным цветом, чтобы ребенок не напрягал глаза, пытаясь прочесть текст. С самого раннего детства ребенку рекомендуется покупать игрушки, которые он будет хорошо видеть на расстоянии метра, не приближая к глазам. Если у малыша будут игрушки с мелкими запчастями и нанесенными рисунками, то он будет постоянно приближать их к глазам, а впоследствии и другие предметы, включая книжки и тетрадки, привыкнет подносить очень близко. Вот вам и причина появления близорукости, - во-первых, невнимательность взрослых.

Во-вторых, проследите, чтобы у детей младшего школьного возраста было полноценное питание. В рационе должно быть достаточно свежих фруктов и овощей, мяса и рыбы, молока и злаков. Когда в организме достаточно всех микроэлементов и витаминов, он развивается нормально, не вызывая беспокойство. Предлагайте побольше свежих, сделанных самостоятельно, соков, особенно морковного и яблочного. Включайте в рацион печень, рыбу. Летом настаивайте на употреблении ягод, фруктов и всего, что является сезонными продуктами. Не разрешайте с детства приучать организм к полуфабрикатам, чипсам, хот-догам и всему подобному. Настойчиво требуйте есть все продукты, разделяя и не на «любимые» и «нелюбимые», а на «полезные» и «очень полезные», других ведь вы предлагать не будете?

Не может обойтись профилактика нарушения зрения и без соответствующего освещения. Предпочтительным для чтения, письма и рисования является, конечно, естественное освещение. При искусственном освещении лучше заниматься играми, если есть возможность успеть все выполнить, пока не закончится световой день. Правильное расположение мебели ребенка, предназначенной для уроков, не может негативно повлиять на его зрение. Ставьте столы у окна, разрешайте читать только сидя за столом. Не позволяйте читать на кровати, тем более в лежачем положении. Книга и тетрадь, альбом для рисования и книжка для разукрашивания должны быть примерно в тридцати-сорока сантиметрах от глаз. Любые домашние занятия чтением или письмом должны иметь перерывы. Не зря же ведь даже в школах между уроками после сорока пяти минут наступает перемена – и для нервной системы, и для мозга, и для глаз.

В школе обязанности по предупреждению развития близорукости у детей младшего возраста возлагаются на учителя, который следит не только за успеваемостью детей, но и за их правильной осанкой, положением тела во время урока, расположением тетрадей и учебников на парте. Без особо веских причин не стоит освобождать ребенка в школе от физкультуры. Дома всегда должны следить родители затем, в каком положении ребенок пишет и читает. С самого детства ему необходимо не просто указывать, как нужно сидеть и смотреть, но и доступно объяснять, почему нужно именно так. Ребенок должен получить разумное объяснение, услышать мотивацию своих действий. Возможно, воспримет он их не сразу, но со временем поймет, что родители желают только добра.

Профилактика нарушения зрения у детей

Зрение – это бесценный дар, преподнесенный человеку самой природой. Благодаря глазам, мы получаем большую часть информации об окружающем мире, трудимся, читаем и учимся. Хорошее от рождения зрение нужно беречь, а если возникли проблемы – незамедлительно решать их. Профилактика нарушения зрения у детей важна в любом возрасте, ведь орган зрения развивается и взрослеет вместе с ребенком!

Причины нарушения зрения у детей

У многих детей от рождения зрение идеальное, некоторые могут похвастаться зоркими глазками в младшем и дошкольном возрасте. Однако к школе процент детей с какими-либо зрительными отклонениями значительно возрастает. С чем связаны причины нарушения зрения у детей. В большинстве случаев ухудшение зрения провоцирует высокая нагрузка на глаза. Это могут быть всевозможные достижения технического прогресса – компьютер, телевизор, телефон и так далее. Не меньше устают глазки и от «сидячих» увлечений – лепки, рисования, чтения, настольных игр и тому подобное.

Дети мало двигаются, а значит, у них нарушается осанка и застаивается в организме кровь. Специалистами доказано, что ухудшение зрения в детском возрасте напрямую связано с проблемами позвоночника, так как снижается полноценное кровоснабжение мозга. А школа еще больше прибавляет малоподвижных занятий, не все из которых нравятся малышам. Щуря и напрягая глазки, ребенок усиливает нагрузку на них, быстро теряет интерес и устает.

Детские очки лишь отчасти решают проблему, часто малыши стесняются и отказываются их носить. Если плохое зрение досталось ребенку в наследство, то без коррекционных очков вряд ли можно обойтись. А о том, как сохранить зрение у ребенка. читайте дальше!

Детское обследование у офтальмолога

Обнаружить отклонения в развитии зрительной функции поможет детское обследование у офтальмолога. Чтобы развеять все сомнения, обязательно проходите профилактическое обследование у офтальмолога в возрасте полугода, года, а также трех, пяти и семи лет. Эти мероприятия позволят предупредить такие заболевания, как близорукость, дальнозоркость, косоглазие и амблиопию – слабость зрения.

На приеме у врача:

  1. Оценивается состояние век и слезовыводящих путей. Офтальмолог дает визуальную оценку правильности состояния век и слезных путей, выявляет различные воспаления и патологии.
  2. Исследуется положение и подвижность глазных яблок. К патологическим состояниям глаз относят нарушение подвижности век, подергивание зрачка и косоглазие.
  3. Диагностируется зрачок, цветовое зрение и его острота. Ребенок до 3-х лет может путать цвета, если проблемы с распознаванием оттенков сохраняются и в старшем возрасте – возможен дальтонизм. Остроту зрения тестируют в возрасте 3-4-х лет по детской офтальмологической таблице, зрение у детей постарше контролируют по взрослой таблице.

Профилактика нарушения зрения у детей

Ключевые моменты профилактики зрения у детей :

  • Разумные зрительные нагрузки. Как любой человеческий орган, глаза, от чрезмерных усилий и напряжения, утомляются и снижают эффективность своей работы. Офтальмологи предупреждают, что регулярное перенапряжение может привести к спазму глазных мышц, в результате чего глаза перестают отзываться на смену фокусного расстояния. Контакт с компьютером и телевизором необходимо ограничить до двух часов в день, обеспечив малышу правильное освещение и достаточную дистанцию до монитора компьютера – 40-60 см, и до телевизионного экрана – 2-3 метра.
  • Правильное чтение и письмо. В процессе выполнения уроков и других «сидячих» занятий, дети забывают о правильной позе: спина прямая, плечи опущены и расслаблены, расстояние от глаз до поверхности стола – 35-40 см. Строго запрещается читать лежа, сгорбившись и в движущемся транспорте, это вредно для зрения.
  • Грамотная организация рабочего места школьника. Главные элементы школьного места – это удобный стул и стол, полноценное освещение и качественный монитор.
  • Активный образ жизни. Сбалансированные физические нагрузки и свежий воздух – это лучшая профилактика нарушения зрения у детей.
  • Здоровое питание. Для зорких глаз полезны продукты с высоким содержанием витаминов А и С. Это творог, мясо, кефир, рыба, морковь, яблоки, курага, черника, смородина и лимоны. В межсезонье не отказывайте себе и детям в аптечных витаминно-минеральных комплексах для глаз.

Лечение нарушения зрения у детей

Иногда складывается так, что лечение нарушений зрения у детей не может происходить без помощи очков. Здесь важен правильный настой и мотивация ребенка. Важно, в доступной и грамотной форме, рассказать малышу об очках, их предназначении и преимуществах, о дизайне и популярности этого аксессуара в современном мире и так далее. Родители в силах вызвать интерес и желание носить оправу у ребенка.

Приобретайте современные пластиковые линзы, они менее травмоопасные и более легкие, а по оптическим качествам не уступают стеклянным аналогам. Оправу для очков выбирайте вместе с малышом, самую удобную и модную. Мягко скорректировать зрение поможет перфорационные очки или лазерная стимуляция. Важно начать лечение своевременно и делать процедуры регулярно.

В детстве зрение вполне возможно сохранить и восстановить. Не отчаивайтесь, если у малыша началось падение зрения, этот процесс можно остановить, своими силами и с поддержкой врачей!

Источники:

Следующая:


13 декабря 2019 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения