коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Память детей с нарушением зрения


Память детей с нарушением зрения

память детей с нарушением зрения

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений– функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называютсяорганическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются натри типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении. их разделяют на

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух. в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения .  Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Дети с нарушением зрения

Новорожденный малыш познает мир при помощи зрения. осязания и слуха. Но порой действительность бывает суровой к тому или иному маленькому человечку, и тогда он приходит в наш мир с какими-либо нарушениями. Иногда состояние здоровья ухудшается в результате разнообразных заболеваний или несчастных случаев.

Сегодня мы поговорим о тех детях, кто видит мир немного по-другому, чем мы. Или вовсе его не видят. Это – дети с нарушениями зрения.

Классификация нарушений зрения

    Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость. астигматизм и так далее). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены. Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм. Память детей с нарушением зрения

К сожалению, большинство детей, у которых диагностированы нарушения зрения нередко имеют и другие (например, нарушения слуха. задержки умственного развития, ДЦП). Двигательная активность таких детей несколько ограничена, что сказывается на состоянии физического здоровья (нарушения осанки, плоскостопие. снижение функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы).

Причины возникновения зрительных нарушений подразделяют на врожденные, приобретенные и наследственные.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи. памяти. воображения. Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи.

Читайте также :

Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять подвижным играм, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам. Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Игрушки таких детей должны быть крупными, достаточно яркими (но не стоит покупать экземпляры «ядовитых» цветов). Интересными будут для них музыкальные игрушки, а также состоящие из разнообразных материалов, стимулирующих тактильные ощущения.

Что касается организации внутрисемейных обязанностей, родители должны знать, что ребенок со зрительными нарушениями обязательно должен вовлекаться в их реализацию. Также не стоит ограничивать общение и контакты такого ребенка с нормально видящими сверстниками и взрослыми.

Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.

Обычная или спецшкола?

Все дети нуждаются в образовании. Но, как правило, не только абсолютно слепые, но и слабовидящие дети нуждаются в специальном образовании. В большинстве случаев это происходит в специализированных учреждениях. Иногда, если нарушения незначительные, дети обучаются в массовых школах, но педагоги, а также одноклассники должны быть проинформированы об особенности данного ребенка, чтобы в процессе получения знаний или общения не возникало разного рода ситуаций.

Большим плюсом специальных школ является то, что в них дети получают не только знания, но и необходимое лечение. В таких заведениях учитывают все возможности слабовидящих или слепых, используют необходимые методики обучения и специальное оборудование. Что касается психологического момента, то специальные учреждения выигрывают перед массовыми общеобразовательными школами: там никому в голову не придет дразнить слабовидящего или вести себя неадекватно, в результате чего и самооценка такого ребенка будет выше. Но, если ребенок посещает спецшколу, возникает проблема иного характера. Дело в том, что зачастую подобные заведения находятся далеко от дома, и ребенок живет отдельно от семьи и видит родных по выходным или еще реже. В результате семейные связи ослабевают, а ребенку наносится психологическая травма.

Кроме того, во многих городах существуют центры коррекции зрения, где грамотные педагоги помогают родителям справиться с существующими проблемами развития и обучения малыша. В зависимости от того, насколько плохо видит ребенок, подбирают занятия, позволяющие развивать его зрительное восприятие. В большинстве случаев, обучение происходит посредством игры. Таким образом, происходит ненавязчивая стимуляция и активизация зрения.

Специально для malutka.net – Ольга Павлова

память детей с нарушением зрения

Развитие речи у детей с нарушением зрения.

Андреева С.В. учитель-логопед.

Родная речь!

Бунтующий глагол,

Протяжная певучесть междометий,

Наречий дерзость – воедино свел

Что есть на этом свете.

Дал сущему названья на века.

Невидимое смог он обозначить.

Он дал душе язык!

Без языка

Душа живая ничего не значит.

Лариса Романенко

Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к окружающим его людям с просьбой, говорить им о своих ощущениях, выражать чувства радости, горя и т.п. Все это он делает, подражая взрослым, в первую очередь – матери.

Постепенно ребенок овладевает речью.

Дефект речи приносит ребенку немало огорчений дома, а в школе эти трудности возрастают. Ребенку нужна помощь.

При нарушении зрения отмечаются недостатки в формировании речи.

Исследования показали, что можно предупредить появление у слабовидящих детей вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Это достигается путем использования специальных приемов обучения, применения оптических и технических средств, осуществления специально направленной коррекционно-воспитательной работы, создания необходимых гигиенических условий (повышение нормативов освещенности, применение специальных учебников с крупным шрифтом и четкими иллюстрированными рисунками, создание рационального режима зрительной нагрузки, а также правильное чередование обучения, труда и отдыха).

Надо постоянно играть с детьми, разговаривать с ними, читать потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, стихи, обыгрывать их. Использовать тексты с крупным шрифтом и четкими иллюстрированными рисунками. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь, образное мышление, свободу движения и чувство пространства, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. К тому же, в ходе таких игр дети незаметно для себя быстро запоминают стихи, учатся выразительно рассказывать и показывать их. Например, можно прочитать стихи и обыграть их с детьми, показывая движения. Дети очень любят считалки, поговорки.

В своей работе с детьми я использую карточки со считалками, успешно использую в работе карточки с загадками (одни дети читают загадки, а другие находят картинки с отгадками).

На индивидуальных, групповых уроках использую познавательные игры “Собери пословицы” с красочными иллюстрациями. Например, предлагаю детям назвать пословицы с похожим содержанием и показать карточку. (Нет друга – ищи, а нашел – береги. Трусливому зайке и пенек - волк. Сделал дело – гуляй смело. Правду как не прячь, она все равно наружу выйдет). Выученные стихи, пословицы, поговорки, считалки записываю на магнитофоне.

Также можно использовать карточки со считалками с иллюстрированным текстом. Например,

“Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Закружили хороводы.

Раз, два, три!

Ты води!”

Память детей с нарушением зрения

На траве двора”

Для старших детей можно использовать другие упражнения. Например, “Покажи стихи руками, с одновременным проговариванием текста”.

“Любит рисовать мороз, (рисуют в воздухе узор)

Детвору щипать за нос, (берут себя за нос)

И ликует детвора (прыжки на месте)

Прямо с самого утра, (качают головой)

Лыжи и коньки, салазки –

(изображают движения лыжника,

Катание на коньках и на санках)

Кутерьма всей зимней сказки.

(круговые движения руками)”

Е. Эрато

И другие.

Эти упражнения можно использовать на групповых и индивидуальных логопедических уроках.

Соблюдение гигиены зрения, особенно в дошкольном и школьном возрасте – одно из важнейших условий успешного обучения и развития детей с нарушениями зрения. Недооценка этих вопросов ведет к появлению у школьников ряда недостатков в развитии зрительных функций.

Все это значительно затрудняет формирование зрительно-сенсорных функций. Обеднение сенсорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обуславливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем связей, с одной стороны, и словесно-логических связей – с другой.

Логопедическую работу с детьми нужно проводить целенаправленно.

В начальных классах дети овладевают грамотным письмом, чтением, счетом, изучают основные правила грамматики и правописания. У слабовидящих детей при этом возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов.

Некоторые слабовидящие школьники медленно овладевают звуковым анализом и синтезом. В связи с этим, рекомендуется применять разные методические приемы, которые способствуют преодолению этих недостатков, например, выделение из предложений слов, слогов;определение, какой звук слышится в начале, середине, конце слова; рекомендуется в письменной речи делить слова на слоги, придумывать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов, составлять слова из рассыпной азбуки. При письменных упражнениях заменять и вставлять в таблицы с готовой основой буквы и слоги. Важно применять упражнения по дифференциации сходных звуков, научить учащихся прислушиваться к собственному произношению слов, для того чтобы выделять указанные звуки и слоги; и многие другие упражнения, которые обычно применяются на первоначальном этапе обучения в школе.

Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко обнаруживаются в письменной речи. Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной мере объясняются неполноценностью зрительного восприятия текста. С недостатками зрительного восприятия связаны также пропуски гласных букв, замены, перестановки и т.п. Однако далеко не у всех детей недостатки звукового анализа связаны с неполноценностью зрения. У некоторых их них они обусловлены недоразвитием фонематического слуха, неумением сосредоточить внимание на фонемах. Чтобы преодолеть эти трудности, рекомендуется подбирать для детей индивидуальные упражнения с учетом их специфических трудностей в усвоении учебного материала и недостатков развития зрения и речи.

Дети с частичной атрофией зрительного нерва допускают больше ошибок во время осуществления звукового анализа и синтеза, чем дети с аномалиями рефракции. У некоторых слабовидящих школьников с частичной атрофией зрительного нерва отмечаются грубые фонематические ошибки, искажение букв, пропуски, перестановки, внесение лишних букв, замены одних букв другими и т.п. Следует отметить, что некоторые ошибки у этих детей встречаются на всех годах обучения в начальных классах.

В связи с недостатками слухового анализа и синтеза, эти дети делают большее число ошибок в диктантах, а не в списываемых ими текстах. Звуковой анализ и синтез могут быть развиты в процессе чтения, письма, изучения грамматики, развития речи. Фонематических слух может развиваться у детей не только в связи с обучением родному языку, но и на других занятиях (пение, ритмика, музыка). Такие занятия способствуют формированию слухового внимания, звуковой памяти, чувства ритма и т.п. Все это в значительной мере способствует развитию слухового восприятия, слуховых представлений и определенным образом влияет на улучшение звукового анализа и синтеза.

У многих слабовидящих учащихся начальных классов с остротой зрения 0,1 и ниже, особенно при частичной атрофии зрительного нерва, встречаются трудности при чтении (пропуски, замены букв и др.). В связи с этим по отношению к таким учащимся следует осуществлять индивидуальный подход.

Чтобы облегчить запоминание и воспроизведение прочитанного материала, следует давать небольшие части текста и рассказа, а потом читать и воспроизводить рассказ в целом. Надо как можно больше читать и рассказывать вслух во время занятий в школе и дома.

Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач, воспринятого во время экскурсий, прогулок и т.п. Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматический строй.

Развитие устной речи оказывает положительное влияние на формирование правильной лаконической письменной речи, овладение которой имеет для слабовидящих особенно большое значение.

При формировании представлений у слабовидящих применяются разные формы демонстрации наглядных пособий. Дети с нарушением зрения затрудняются при восприятии многих иллюстративных средств наглядности. Поэтому, при демонстрации учебных пособий следует предварительно давать словесные объяснения содержания картины, кинофильма, рисунка и т.п. При этом большое внимание уделяется правильному сочетанию показа отдельных предметов или их частей с их словесной обрисовкой. Чтобы облегчить зрительно-пространственный анализ и синтез при восприятии изображений, наглядному узнаванию должно предшествовать словестное объяснение или чтение литературных текстов, позволяющих уяснить смысловое содержание картины, рисунка, схемы и т.п.

Перед просмотром кинофильмов или диапозитивов очень важно рассказать учащимся их содержание, раскрыть идейный смысл, выяснить пространственные и причинно-следственные связи между изображенными предметами и явлениями. При демонстрации многоплановой картины рекомендуется сначала раскрыть ее содержание, а далее перейти к детальному рассмотрению фрагментов. Детям предлагается сначала рассмотреть, что изображено на переднем плане картины (при этом даются необходимые пояснения).

Чтобы облегчить зрительное восприятие иллюстрированных пособий, их следует развешивать на видном месте, на уровне глаз учащихся, обеспечив при этом достаточную яркость изображения. Это достигается при помощи специального осветительного устройства (софита). Некоторые слабовидящие дети не могут непрерывно более 20 минут наблюдать мелкие объекты или изображения. Вследствие утомления зрения у них сравнительно быстро наступает снижение различительных способностей.

Полученная с помощью неполноценного зрения информация, слабо закрепляется в памяти. Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими. Для того, чтобы это проиллюстрировать, приведу материалы, характеризующие ответы детей на вопросы о том, какими признаками характеризуются времена года (весна, лето, осень, зима).

Как известно, с признаками времен года дети знакомятся в раннем детстве. Однако сложившиеся у них представления о сезонных изменениях больше базируются на информации, которую они почерпнули из книг. Из проведенного мной опроса слабовидящих учащихся третьего класса выяснилось, что они сохранили в памяти в два раза меньше признаков, характеризующих сезонные изменения времен года, чем их нормально видящие сверстники.

Иногда вместо выделения признаков, характеризующих явления природы, отдельные учащиеся передавали свои впечатления о той или иной конкретной ситуации, с которой они встречались в разные времена года. При этом вместо существенных признаков называли случайные, например “Летом скворцы летают на елку”, “Мухи мешают спать”, “Птицы поедают насекомых”.

Зрительные представления о сезонных изменениях многие слабовидящие дети получили не из непосредственных наблюдений, а на основе общения с окружающими, из рассказов учителя, воспитателя, родителей, путем ознакомления с иллюстрациями к учебникам или книгам.

Следует учитывать, что детям с низким зрением трудно воспринимать сравнительно далеко отстоящие предметы. В таких случаях необходимо привлекать и другие виды чувствительности. Это особенно важно при проведении экскурсий в природу.

Во время экскурсии дети опираются на зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

Сочетание зрительных образов со слухо-речевыми образами создает условия для успешного формирования прочных и легко воспроизводимых синтетических, сложных представлений.

В результате систематического проведения экскурсий обогащается речь детей, словарный запас ,личный опыт.

Многие слабовидящие дети страдают недостатками речевого развития, препятствующими усвоению знаний. Некоторые их этих недостатков не являются специфическими для детей с нарушениями зрения. Они преодолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы в условиях массовой школы и детских садов. Вместе с тем, исследования показали, что у слабовидящих детей чаще, чем у их нормально видящих сверстников, встречаются нарушения фонематического слуха, трудности в процессе чтения и письма. Более часто отмечаются бедность словарного запаса и некоторое несоответствие между уровнем развития непосредственно чувственных и логических связей.

Недостатки речевого развития преодолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы.

Для успешного овладения речью, важное значение имеет взаимодействие всех анализаторов. При неполноценном зрении возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов.

Самое главное в этом деле – суметь вызвать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности и спокойное отношение к своему дефекту.

Внимательное, неравнодушное отношение к детям, к тому в каком настроении они пришли в школу, как выглядят, как себя чувствуют, как едят, блестят ли у них глазки, улыбаются ли они, умеют ли радоваться – залог успешного и продуктивного сотрудничества взрослых и детей, а значит, и успешного обучения в стенах образовательного учреждения.

Развитие памяти у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений

Дошкольное детство – важная ступень подготовки к школьному обучению. Все родители будущих первоклассников мечтают, чтобы их ребёнок успешно начал обучение в школе. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у малыша развита память, сможет ли он качественно и быстро запоминать учебный материал на уроках. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. В зависимости от того, какой орган участвует в восприятии, память бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная, вкусовая. А в зависимости от вида информации память делится на словесную, образную, двигательную, эмоциональную.

У младших дошкольников обычно лучше развита непроизвольная память, основанная на эмоциях и интересе, когда легко запоминается всё яркое, новое, интересное. В старшем дошкольном возрасте психические познавательные процессы становятся произвольными. Ребёнок уже может ставить себе задачу запомнить определённый материал. Чтобы процесс запоминания проходил быстрее и легче, надо научить ребёнка тренировать память. Надо показывать ребёнку различные приёмы, которые помогают лучше запоминать. Помощь эту должны оказывать взрослые.

Особого внимания требуют дети со зрительной патологией. Нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций затрудняет восприятие признаков, свойств, местоположения предметов окружающего пространства. Знания детей с косоглазием и амблиопией о предметном мире носят частичный, неполный и фрагментарный характер. У них наблюдается снижение способности к интегрированию признаков, использованию в сенсорно – перцептивном процессе

умений и навыков сравнения, анализа, синтеза, классификации. Поэтому игровые упражнения для детей младшего дошкольного возраста направлены не только на развитие памяти, но и на формирование предметных представлений, развитие ориентировки в пространстве, двигательных навыков.

Коррекционную работу необходимо начинать с раннего возраста. Используя знакомые малышам предметы (мяч, ведёрко, лопатка, матрёшка, пирамидка и др.), можно провести игры «Собери в корзинку», «Я беру на прогулку…». Цель игр: учить правильно называть предметы, развивать внимание, зрительную память. На этом же материале проводятся игры «Какой игрушки не хватает?» - развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, обогащение словарного запаса; «Что изменилось?» - развитие зрительной памяти, цветовосприятия, внимания. С интересом дети играют со сказочными персонажами. На первом этапе лучше использовать не картинки, а объёмные фигуры, игрушки. Параллельно с запоминанием образов у детей развивается тактильное восприятие, которое дополняет представление о предметах. Для игр с подключением осязания надо подбирать игрушки (сказочные персонажи) с ярко выраженными отличительными признаками: сказка «Курочка ряба» - курочка, яйцо, мышка; сказка «Колобок» - зайчик, колобок, лисичка.

Развитию внимания и памяти способствует выкладывание картинок на фланелеграфе сначала по образцу, а потом по памяти. Сюжеты могут быть самые разнообразные: «Зверята в хороводе»; «Цветы и бабочки», «Фрукты в вазе»; «На птичьем дворе» и др. Всё зависит от творчества и фантазии педагога. Главное, чтобы ребёнок понимал смысловую связь между предметами. Такой материал легче запоминается чем набор произвольно подобранных изображений. Обучение способам запоминания будет происходить в более старшем возрасте.

Когда малыши будут справляться с заданиями, можно переходить на запоминание более абстрактного материала – геометрических фигур. В таких игровых упражнениях дети с нарушением зрения не только запоминают объекты, но и развивают глазодвигательные функции, умение ориентироваться в малом пространстве, активизируют зрительные образы и сенсорные эталоны.

У значительной части детей с низкой остротой центрального зрения нарушается восприятие цвета, происходит смешивание сходных по форме предметов. В связи с этим наглядный материал должен иметь чёткие контуры, определённый размер. Недостатки в цветовосприятии можно компенсировать за счёт усиления насыщенности и яркости цветных изображений.

Для игрового упражнения «Запомни кружочки» берутся кружочки одинакового размера, но разного цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный). Задания: запомнить последовательность расположения, отгадать чего не стало. В игровом упражнении «Бусы для куклы» необходимо воспроизвести заданную последовательность геометрических фигур по памяти. Развитие внимания, памяти и восприятие размера происходит при выполнении игрового упражнения «Построим ступеньки». Задания . выложить квадраты или прямоугольники одного цвета в порядке возрастания, убывания, в заданном воспитателем порядке. Как усложнение этого упражнения может быть использование разноцветных фигур. Тогда ребёнку необходимо запомнить не только последовательность расположения прямоугольников по высоте, но и по цвету. Посредством таких игровых заданий решается ещё одна коррекционная задача – развитие зрительно – моторной координации. Для проведения игровых упражнений удобно пользоваться большим фланелеграфом для педагога и индивидуальными (настольными) для детей.

Работа с более старшими дошкольниками также строиться на системе игр, направленных на улучшение, развитие всех видов памяти. Параллельно происходит развитие воображения, логического и образного мышления, совершенствуются предметные представления. Если игровой

материал для младших дошкольников имеет небольшой объём (3-4 предмета или картинки), то для старших дошкольников он состоит уже из 5-10 предметов или картинок.

Как бы ни была хороша память у ребёнка, тем не менее, необходимо тренировать зрительную память и зрительное внимание. Сложность состоит в том, что та или иная патология органа зрения влияет на процесс восприятия. Так при амблиопии затрудняется фиксация взора, восприятие формы и величины предмета; при косоглазии ограничивается возможность обозрения окружающего мира, при миопии затрудняется процесс рассматривания предметов, удалённых на определённое расстояние; при гиперметропии затруднено восприятие предметов, находящихся как вблизи, так и вдали от глаз; при нарушениях бинокулярного зрения отмечаются отклонения в развитии двигательной функции глаза, недостатки фиксации, контрастного различения, нарушение прослеживающих функций. Поэтому наглядные пособия для тренировки зрительной памяти должны своим содержанием побуждать детей и стимулировать их интерес к дидактическим играм, а формой, цветом, величиной соответствовать состоянию зрения ребёнка.

Для старших дошкольников актуальными являются упражнения на запоминание цифр, букв, слов: «Цифровой ряд», «Я - фотоаппарат», «Путаница из геометрических фигур», «Запомни  фигуры из палочек», «Запомни рисунки».

Упражнение «Запомни рисунки» можно проводить так. ребёнку показывают рисунок с изображением разных фигур, просят рассмотреть его и запомнить фигуры (их всего 9). Далее ребёнку показывают другой рисунок, на котором есть 9 изображений из первого рисунка и ещё 6 других, и просят его показать все 9 картинок из первого рисунка. Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок не узнает все изображения, но не более 1,5 минут.

Для усложнения игр используются изображения предметов в разных модальностях (контурном, силуэтном). На подготовительном этапе целесообразно провести дидактические игры «Чья тень?», «Кто мы?», «Забавные превращения». Сначала дети должны научиться составлять пары «цветное изображение – контурное изображение», «цветное изображение – силуэтное изображение», «контурное изображение – силуэтное изображение» для лучшего понимания и узнавания картинок. Варианты игр могут быть такие. «Выложи, как запомнил», «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Запомни цветные картинки, а выложи контурные (силуэтные)». В качестве игрового материала хорошо использовать рисунки животных, игрушек, листьев растений, овощей, фруктов. Вышеперечисленные упражнения не только развивают внимание и память, но и активизируют зрительные образы, совершенствуют и уточняют предметные представления.

Комплексный подход в организации игровых упражнений по развитию памяти предусматривает участие всей анализаторной системы, формирование полисенсорной основы восприятия предметов. Это особенно важно в работе с детьми, страдающими зрительными нарушениями, так как у них из – за недостаточности зрительной информации могут создаваться неполноценные представления. Частично компенсировать дефект зрения может развитие тактильной чувствительности. Поэтому важно давать детям задания для развития бимануального осязательного восприятия, развивать умение «запоминать руками». Этому способствуют игры и упражнения на определение геометрических фигур, объёмных игрушек, конструктивных деталей на ощупь: «Найди заданную фигуру в «Волшебном мешочке», «Распредели в группы», «Убери лишнюю фигуру», «Разложи верно». При организации такой работы дети осуществляют действия переноса: зрительно – осязательное, осязательно – зрительное, осязательно – осязательное. Например, ребёнку предлагается посмотреть на фигуры (игрушки), запомнить их, а затем найти такие же на ощупь в «Волшебном мешочке». Вариант игры – наоборот: «запомнить» руками предметы, а потом найти их среди предложенных педагогом.

Тактильная память крайне важна для формирования эмоциональности. Она развивает способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Для этого можно использовать дощечки прямоугольной формы с различной шероховатостью. Дощечки вырезаются из прочного материала и на обратной стороне нумеруются. На лицевую сторону наклеиваются: мех, наждачная бумага, фланель, толстый шнурок, спички или маленькие палочки, целлофан, бархатистая ткань, вельвет и др ткани. Задания к игре с дощечками могут быть такие:

  • Разложи дощечки в ряд по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рассмотри. Закрой глаза и перемещай их. Разложи дощечки в прежнем порядке.
  • Выбери на ощупь дощечки, которые напоминают кошку, стекло, газон со стриженой травой, шубу.

Используя ощущение от разных поверхностей, можно восстанавливать в памяти картинки, характер или голос, внешность или привычки знакомых людей, окружающую обстановку.

Значительную часть информации об окружающем мире дети с нарушением зрения получают при помощи обоняния. Именно обонятельная память часто помогает им ориентироваться в окружающем пространстве, в помещении (запах кухни, прачечной, медицинского кабинета). С целью развития этого вида памяти целесообразно создать «Банк запахов», куда войдут ароматы средств по уходу за телом, фруктов, специй, кофе.

Игровые упражнения «Узнай по запаху», «Найди определённый запах», «Угадай овощи (фрукты)» полезны не только в плане развития обонятельной памяти, но нужны для будущей жизни детей.

Тренировка памяти происходит эффективнее, если научить детей способам расширения способности к запоминанию. Одним из них является способ отыскивания аналогии. Например, при запоминании цифр какое – то число совпадает с возрастом ребёнка, какое – то с номером квартиры и т. д. Целесообразно предложить самостоятельно найти какие – то аналогии для воспроизведения игрового материала. Такой же приём можно использовать для тренировки запоминания букв и слов. Необходимо учить использовать воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает более надёжно закрепить нужную информацию в памяти.

Любая тренировка приносит положительные результаты только тога, когда дети систематически упражняются в развитии памяти. Это может происходить и на занятиях, и в свободное время. Игровые упражнения на занятиях целесообразно проводить на материале изучаемого предмета. А вне занятий можно использовать любой другой материал. Главное, чтобы он был интересен ребёнку и подобран с учётом его индивидуальных особенностей.

Работа по развитию памяти требует сосредоточённости ребёнка и контроля со стороны педагога. Поэтому целесообразно проводить её индивидуально или с небольшой подгруппой воспитанников. Память следует развивать в естественной обстановке, не используя видимое, прямое давление на детей. Для этого у взрослых есть замечательный инструмент – игра. Именно посредством игры можно не только улучшать память, но и развивать воображение, образное мышление, творческий потенциал и способствовать в целом росту общего интеллектуального уровня.

Источники:

Следующая:


09 декабря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения