коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Обучение детей с нарушением зрения


Обучение детей с нарушением зрения

обучение детей с нарушением зрения

«Формы обучения и воспитания детей с нарушением зрения и другими нарушениями в развитии»

Смотреть все записи категории: Педагогика

Актуализация проблемы

Глубокое нарушение зрения, существенно изменяя спектр получаемой информации, накладывает отпечаток на все аспекты жизнедеятельности че ловека, сказываясь на взаимодействии как с физической, так и с социаль ной средой.

Совокупность ограничений и трудностей, вносимых зрительной недоста точностью в процессы жизнедеятельности, и путей их преодоления, с од ной стороны, оказывает существенное влияние на функционирование ин дивида в обществе, а с другой – сама во многом определяется социальны ми условиями. На степень компенсаторного приспособления (реабилити рованности) инвалида по зрению решающее воздействие оказывает комп лекс социальных факторов: воспитание, обучение, содержание реабилита ционной работы и т. д. – под влиянием которых состояние незрячего может

варьироваться от почти полной бытовой беспомощности и социального иждивенчества до высокой самостоятельности и социальной активности. Поэтому особую важность приобретает организация условий обучения и воспитания детей, имеющих недостатки зрения.

В настоящее время образование детей с нарушениями зрения в Российс кой Федерации представляет собой развернутую и дифференцированную си стему, включающую специальные (коррекционные) образовательные школь ные и дошкольные учреждения, специальные группы (классы) при образова тельных учреждениях общего назначения. Кроме того, дети с нарушениями зрения могут получать определенные образовательные услуги в психолого медикопедагогических консультациях, реабилитационных центрах.

Развитие системы специального образования в нашей стране осуществляется в соответствии с основными современными тенденциями развития европейской педагогической теории и практики. Разрабатываемая в после днее десятилетие идея компетентностной модели образования активно про никает в сферу обучения и воспитания детей с недостатками зрения и зада ет основные ориентиры целевому и содержательному компоненту коррек ционнопедагогического процесса.

Сегодня в качестве основной цели образования детей с нарушениями зре ния признается подготовка к самостоятельной, независимой жизни через овладение ключевыми жизненно важными компетенциями.

Данная тема позволяет создать у слушателей целостное представление о множественности путей компенсаторного развития слепых и слабовидящих, осуществление возможности как интегрированного, так и дифференциро ванного обучения детей с недостатками зрения.

1. Цели и задачи:

Цель: повышение компетентности слушателей в области обучения и вос питания детей с нарушениями зрения и на этой основе их подготовка к дея тельности в области специального образования, изучение ценностей и тра диций образования лиц с нарушенным зрением, которые разработаны к на стоящему времени в отечественной и мировой теории и практике.

Задачи:

дать современную трактовку ведущих понятий, используемых в тифлопедагогике;

уточнить знания о научных основах обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

рассмотреть основные формы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

раскрыть слушателям тенденции развития современных педагогических

систем тифлопедагогики;

обобщить знания слушателей о формах обучения и воспитания детей

2. Требования к уровню освоения содержания В результате изучения темы слушатель должен знать:

формы дифференцированного обучения детей с нарушениями зрения;

формы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

формы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, имеющими другие отклонения в развитии.

уметь:

ориентироваться в формах обучения и воспитания детей с нарушением

зрения и другими нарушениями в развитии;

использовать педагогические и психологические знания при анализе

структуры дефекта у детей с нарушениями зрения;

осуществлять консультирование родителей детей с нарушениями зрения по вопросу выбора оптимальной формы обучения и воспитания;

проводить коррекционнопедагогические мероприятия.

3. Содержание вопросов:

1. Коррекционная направленность обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, по традиционным направлениям. Проблема обеспечения специаль ных образовательных потребностей лиц с ограничениями по зрению. Ин новационные методы обучения и технологии работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Особенности социализации детей с нарушениями зре ния как специфика содержания их обучения и воспитания. Роль социаль ной среды в воспитании и развитии детей с нарушениями зрения. Пробле мы и трудности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в со временных условиях.

2. Работа с семьей и социальным окружением ребенка с недостатками

зрения как одна из основных форм работы.

Типы отношения родителей к ребенку и его возможностям. Влияние се мейных взаимоотношений с становление личности ребенка с нарушением зрения. Психологическое консультирование родителей. Обучение приемам и техникам обучения и воспитания.

3. Формы интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Интеграция детей с нарушениями зрения в общеобразовательные учреж дения и социальная интеграция. Проблемы интеграции детей с ограниченны ми возможностями зрения в среду здоровых детей. Средовые ресурсы обра зования детей с недостатками зрения в условиях интегрированного обучения. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения.

4. Формы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения, имеющими другие отклонения в развитии.

Особенности детей с комплексными нарушениями развития. Особенности образовательных программ для детей, имеющих комплексные наруше ния. Специальные образовательные условия обучения и воспитания. Осо бенности трудового обучения. Особенности формирования коммуникатив ных навыков.

4. Учебнометодическое обеспечение:

5. Материальнотехническое обеспечение:

оборудованные аудитории, технические средства обучения, учебные и методические пособия, мультимедийное оборудование.

6. Примерный перечень вопросов к собеседованию:

1. Использование компьютерных технологий в развитии познавательной сферы детей с нарушениями зрения.

2. Нравственное воспитание детей с нарушениями зрения средствами сказки.

3. Особенности восприятия личности педагога детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения.

4. Особенности организации досуговой деятельности детей с нарушениями зрения в условиях школы интерната.

5. Использование современных психокоррекционных технологий в социальном развитии детей с нарушениями зрения.

6. Анализ особенностей взаимодействия специалистов школыинтерната с семьями детей, имеющих отклонения в развитии.

7. Особенности эстетического воспитания детей школьного возраста с нарушениями зрения.

8. Особенности формирования социальной компетентности лиц с нарушениями зрения.

9. Особенности развития мотивационной готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения к школе.

10. Ретроспективный анализ взглядов тифлопсихологов на проблему психического развития лиц с нарушениями зрения.

11. Актуальные проблемы современного образования лиц с нарушениями зрения.

12. Проблема интеграции детей с нарушениями зрения в общеобразовательные учреждения.

13. Компенсаторное развитие лиц с нарушениями зрения.

14. Организация образовательной среды для детей с нарушениями зрения.

15. Особенности воспитательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, по традиционным направлениям.

16. Особенности социализации детей с нарушениями зрения как специфика содержания их обучения и воспитания.

(Материал взят из книги Сборник программ курсов повышения квалификации для специалистов системы образования, здравоохранения и социальной защиты — С. В. Бобрышова, Е. С. Слюсаревой)

обучение детей с нарушением зрения

Обучение детей с нарушением зрения

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений– функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называютсяорганическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются натри типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении. их разделяют на

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух. в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения .  Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Дети с нарушением зрения

Новорожденный малыш познает мир при помощи зрения. осязания и слуха. Но порой действительность бывает суровой к тому или иному маленькому человечку, и тогда он приходит в наш мир с какими-либо нарушениями. Иногда состояние здоровья ухудшается в результате разнообразных заболеваний или несчастных случаев.

Сегодня мы поговорим о тех детях, кто видит мир немного по-другому, чем мы. Или вовсе его не видят. Это – дети с нарушениями зрения.

Классификация нарушений зрения

    Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость. астигматизм и так далее). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены. Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.

К сожалению, большинство детей, у которых диагностированы нарушения зрения нередко имеют и другие (например, нарушения слуха. задержки умственного развития, ДЦП). Двигательная активность таких детей несколько ограничена, что сказывается на состоянии физического здоровья (нарушения осанки, плоскостопие. снижение функциональной деятельности дыхания и сердечно-сосудистой системы).

Причины возникновения зрительных нарушений подразделяют на врожденные, приобретенные и наследственные.

Особенности развития детей с нарушениями зрения

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание. В результате этого у них формируется другое представление о мире, чем у зрячих, а чувственные образы имеют иные качество и структуру. К примеру, слепые дети узнают машину или соловья вовсе не по внешним качествам, а по звуку. Вот почему так важно обращать внимание детей на разнообразные звуки. Снижение остроты зрения не только ограничивает процесс познания окружающего мира, влияет на развитие речи. памяти. воображения. Иногда слабовидящие или слепые дети неправильно понимают слова, поскольку слабо соотносят их с реальными объектами. В таком случае, им не обойтись без квалифицированной логопедической помощи.

Читайте также :

Очень важным этапом в развитии (и как составляющая лечения) таких детей является физическая деятельность. Особенно важно как можно больше времени уделять подвижным играм, стимулирующим зрение, развивающим координацию движений, укрепляющим мускулатуру, обучающим определенным навыкам. Но при организации двигательной активности детей с нарушениями зрения необходимо учитывать рекомендации врача-офтальмолога, а также диагноз конкретного ребенка. В ином случае, при наличии неправильно подобранных нагрузок, возможен обратный эффект.

Особенное значение в развитии таких детей занимает обучение умению правильно ориентироваться в пространстве. В основном, это достигается в процессе выполнения специальных упражнений и заданий.

Если детей с нарушениями зрения обучают какому-то конкретному действию, то делать это нужно многократно, повторяя «рука в руку» и до тех пор, пока оно не дойдет до автоматизма. Свои действия обязательно нужно описывать словами, чтобы ребенок четко уяснил, что и для чего он делает.

Игрушки таких детей должны быть крупными, достаточно яркими (но не стоит покупать экземпляры «ядовитых» цветов). Интересными будут для них музыкальные игрушки, а также состоящие из разнообразных материалов, стимулирующих тактильные ощущения.

Что касается организации внутрисемейных обязанностей, родители должны знать, что ребенок со зрительными нарушениями обязательно должен вовлекаться в их реализацию. Также не стоит ограничивать общение и контакты такого ребенка с нормально видящими сверстниками и взрослыми.

Тем не менее, доказано, что зрительный дефект не влияет на такие сферы психики, как мировоззрение, убеждения, характер и темперамент.

Обычная или спецшкола?

Все дети нуждаются в образовании. Но, как правило, не только абсолютно слепые, но и слабовидящие дети нуждаются в специальном образовании. В большинстве случаев это происходит в специализированных учреждениях. Иногда, если нарушения незначительные, дети обучаются в массовых школах, но педагоги, а также одноклассники должны быть проинформированы об особенности данного ребенка, чтобы в процессе получения знаний или общения не возникало разного рода ситуаций.

Большим плюсом специальных школ является то, что в них дети получают не только знания, но и необходимое лечение. В таких заведениях учитывают все возможности слабовидящих или слепых, используют необходимые методики обучения и специальное оборудование. Что касается психологического момента, то специальные учреждения выигрывают перед массовыми общеобразовательными школами: там никому в голову не придет дразнить слабовидящего или вести себя неадекватно, в результате чего и самооценка такого ребенка будет выше. Но, если ребенок посещает спецшколу, возникает проблема иного характера. Дело в том, что зачастую подобные заведения находятся далеко от дома, и ребенок живет отдельно от семьи и видит родных по выходным или еще реже. В результате семейные связи ослабевают, а ребенку наносится психологическая травма.

Кроме того, во многих городах существуют центры коррекции зрения, где грамотные педагоги помогают родителям справиться с существующими проблемами развития и обучения малыша. В зависимости от того, насколько плохо видит ребенок, подбирают занятия, позволяющие развивать его зрительное восприятие. В большинстве случаев, обучение происходит посредством игры. Таким образом, происходит ненавязчивая стимуляция и активизация зрения.

Специально для malutka.net – Ольга Павлова

Методы обучения детей с нарушениями зрения

Методы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные, направленные на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии детей. Необходимость применения общих и специальных методов определяется характером и спецификой познавательной деятельности детей.

Словесные методы обучения являются основными. К числу наиболее распространённых словесных методов обучения и получения информации относятся: беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога.

Беседы являются одним из наиболее распространённых словесных методов и применяются на всех годах обучения. Беседа – важное средство развития диалогической речи дошкольников с нарушением зрения. В младшей, средней и особенно в старших группах беседы проводятся в связи с разными видами работы: составлением рассказов по картинкам, обсуждением событий из жизни детей, чтением и др. Беседа также проводится в связи с играми, рисованием, организацией экскурсий, наблюдений. В предварительных беседах педагог уточняет знания детей по теме занятия, например, перед рисованием праздничного салюта задаёт вопрос о том, кто из детей видел салют, когда бывает салют. В предварительных беседах перед детьми ставятся задачи, непосредственно связанные с темой занятия. Целью проведения обобщающих бесед является систематизация знаний, их дальнейшее углубление. В работе со старшими детьми завершающая беседа может носить эвристический характер, так как в процессе уточнения фактов и их сравнения можно подводить детей к обобщениям и суждениям о сущности явлений, их взаимосвязи.

Традиционная беседа построена так, что педагог задаёт вопросы, а дети отвечают. Постепенно от детей требуются самостоятельные ответы, распространённость которых зависит от этапа обучения детей. Очень важно учить дошкольников самостоятельно задавать вопросы, формировать у них интерес к поддержанию общения со взрослыми.

Рассказ педагога предваряет чтение новых текстов, составление описания картины, сюжетное рисование и др. виды работы.

Как метод обучения чтение используется в тесной связи с наглядными и практическими методами.

Особенное важное место в воспитании и обучении детей с нарушениями зрения занимают наглядные методы. Эти методы способствуют обогащению сенсорного опыта путём развития приёмов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти. К числу наглядных методов обучения относятся наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т. п.).

Одним из основных методов воспитания и обучения дошкольников с нарушениями зрения является наблюдение. Метод наблюдений используется во всех формах воспитательной и образовательной работы с детьми: в повседневной жизни, на прогулках и экскурсиях, на занятиях, в играх, рисовании и других видах деятельности. В процессе наблюдений формируются основные представления и знания дошкольников с нарушениями зрения об окружающем мире. Как правило проведение наблюдений с детьми раннего и дошкольного возраста связано с другими методами и приёмами: практически связанными с чувственным познанием предметов и их свойств в разных видах детской деятельности (ощупывание, обведение, восприятие вкуса, запаха и др. свойств), и словесными, так как наблюдения сопровождаются речевым общением педагога с детьми.

Выделяются следующие требования к предъявлению наглядности детям с нарушениями зрения. Требования, предъявляемые к натуральной наглядности. Предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования, ярко окрашенными, традиционной, легко узнаваемой формы. Основные детали должны быть чётко выражены и выделены цветом.

Требования, предъявляемые к объёмной наглядности (например, геометрические фигуры). Характерные признаки изображаемых предметов должны быть точно переданы. Важно соблюдение правильных пропорций и соотношение частей предмета в модели или макете.

Требования, предъявляемые к дидактическим игрушкам. Они выступают в качестве моделей и должны иметь чётко выделенные основные детали, характеризующие изображаемый предмет. Игрушки, изображающие человека или животное, должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение.

Требования, предъявляемые к изобразительной наглядности.

При подборе или изготовлении наглядности этого вида следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения. Так, при остроте зрения 0,01 – 0,03 сотых минимальный размер детали объекта должен быть не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04-0,08 сотых – не менее 5 мм. при остроте зрения 0,09сотых – 0,2 десятых – не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения воспринимают изображение в цветовом исполнении лучше, чем чёрно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создаёт у детей положительный эмоциональный настрой. При таких заболеваниях как косоглазие и амблиопия, восприятие определённых цветов (красного, жёлтого, оранжевого) особенно важно, так как это растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаза, способствует закреплению резуьтатов лечения, направленного на повышение остроты зрения. В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности тёмно-синего, тёмно-фиолетового, тёмно-зелёного цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми с зрительной патологией.

Требования, предъявляемые к графическим пособиям (контурные рисунки). Они должны быть выполнены чёткими линиями, с минимальным количеством деталей, должны быть понятны детям, доступны для их зрительного восприятия и осмысления. Применяемые в графической наглядности условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е. быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображениях в разных графических пособиях.

Требования, предъявляемые к символической наглядности. Символическая наглядность должна отвечать тем же требованиям, что и изобразительная наглядность. Допустимо использование символической наглядности, выпускаемой для нормально видящих детей, при условии её адаптации. Например, можно использовать карты с укрупнёнными, чётко выделенными изображениями материков.

Требования, предъявляемые к рельефной наглядности. Рельефная наглядность рассчитана на восприятие детьми, имеющими глубокую зрительную патологию. Необходимо использовать рельефную наглядность и в работе со слабовидящими детьми, имеющими прогрессирующие зрительные заболевания и большую потерю зрения. Эти пособия должны отражать основные признаки, характеризующие предмет. Особенно точно должна быть передана форма предмета. Это важно, так как форма является главным информационным признаком, по которому это предмет узнаётся в рельефном изображении. Необходимо отметить, что использование рельефной наглядности в работе с детьми, имеющими глубокую зрительную патологию, эффективно только в случае специально организованной предварительной работы. Она должна включать в себя широкое ознакомление детей с окружающим предметным миром, обучение их приёмам обследования, знакомство с принципами построения рельефных изображений, обучение чтению рельефных изображений, умение соотносить реальные предметы с рельефными изображениями и наоборот.

Поделитесь материалом в социальных сетях:

Источники:

Следующая:


21 октября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения