коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Классификация детей с нарушением зрения


Классификация детей с нарушением зрения

классификация детей с нарушением зрения

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений– функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называютсяорганическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются натри типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении. их разделяют на

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух. в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения .  Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе .
  • Классификация детей с нарушением зрения

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

классификация детей с нарушением зрения

Классификация детей по степени нарушения зрения и зрительным возможностям

В зависимости от сохранности остроты зрения среди детей с нарушениями зрения можно выделить несколько групп, характеризующихся разными зрительными возможностями, разными способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

В зависимости от степени зрительных нарушений и способов восприятия учебного материала различаются следующие группы:

а) слепые и практически слепые (так называемые частично видящие) дети с остротой зрения в пределах от О до 0,04 с коррекцией стеклами на лучшем глазу.

Эти дети имеют незначительное остаточное зрение или совсем ничего не видят. Во время занятий они пользуются в основном тактильно-слуховым способом восприятия учебного материала, читают и пишут по системе Брайля. Обучение этих детей в основном осуществляется с помощью осязания и слуха.

Часть из них при чтении и письме опираются на остаточное зрение. Наряду с этим, если им позволяет зрение, они овладевают, при определенных условиях, зрительным способом чтения и письма укрупненного черно-белого шрифта. Однако остаточное зрение не является достаточно устойчивым и надежным. Оно может обеспечить правильность и необходимую скорость восприятия обычного плоскопечатного шрифта лишь при использовании осязания. Частично видящие подлежат обучению в специальных школах для слепых детей или в специальных классах для этих детей при школах слабовидящих.

Во время занятий слепые и частично видящие пользуются специальными и учебными пособиями (изданными по системе Брайля), специальными техническими средствами, необходимым дидактическим материалом. Частично видящие пользуются и оптикой. Все это позволяет овладевать приемами осязательного и зрительного чтения и письма, облегчающими рациональное использование и охрану остаточного зрения;

б) слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией стеклами на лучшем глазу. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение.

Классификация нарушений зрения

Классификация нарушений зрения, используемая офтальмологами, может основываться на степени остроты зрения, времени появления или причине глазной патологии. Все эти факторы учитываются при постановке диагноза.

Степень нарушения зрения устанавливается по способности глаза видеть две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. Нормальной остроте зрения, равной единице – 1,0, соответствует способность человека различать на специальной таблице десятую строчку цифр и букв с расстояния 5 метров. В медицине существует несколько классификаций нарушений зрения у людей.

Классификация нарушения в зависимости от остроты зрения

В качестве основной в медицине используется классификация нарушений зрения в зависимости от способности человека видеть.

  1. Слепота. Присуще полное отсутствие зрительных ощущений или остаточное зрение. При ношении очков отмечается максимальная острота зрения - 0,04 или только способность к светоощущению.
  2. Абсолютная или тотальная слепота. Характерно полное отсутствие зрительных ощущений или наличие светоощущения, форменное зрение с остротой от 0,005 до 0,04.
  3. Слабовидящая слепота. Острота зрения от 0,05 до 0,2. При таком зрении глаза выполняют свою информативную функцию.

Классификация нарушений зрения в зависимости от времени появления дефекта

В зависимости от времени появления дефекта в офтальмологии выделяется следующая классификация нарушений зрения:

  • слепорожденные. К ним относятся все рожденные с абсолютной слепотой или же ослепшие до возраста 3 лет;
  • ослепшие. Это люди, утратившие способность видеть в возрасте более 3 -х лет.

В основе данной классификации нарушений зрения лежит наличие частичного или полностью отсутствующего представления об окружающем мире.

Нарушения зрения при различных заболеваниях зрительной системы

Существует классификация видов нарушения зрительной функциив зависимости от причин появления дефекта:

  • расстройство рефракции. В этом случае изображение предмета не фокусируется четко перед сетчаткой;
  • расстройство аккомодации. Это неспособность четко рассмотреть все предметы, находящиеся на различном удалении;
  • Классификация детей с нарушением зрения
  • расстройство периферического зрения. Отсутствует четкое изображение предметов, находящихся в движении или по бокам от глаз;
  • расстройство адаптационной способности глаз. Ухудшение зрение при изменении освещения.

Данная спецификация нарушений зрения основывается на изменении способности человека видеть, но не при полном ее отсутствии.

Каждая из перечисленных классификаций нарушений способности видеть используется врачом-офтальмологом для постановки точного диагноза и является важным критерием для оценки общего состояния здоровья человека. Поэтому степень нарушения зрения определяется в зависимости от остроты и причины угнетения зрительной чувствительности.

классификация детей с нарушением зрения

Поиск

Лекции и практикум по психологии - Специальная психология

Тифлопсихология — раздел специальной психологии, в котором изучаются психологические особенности лиц с нарушениями зрения в результате дефекта зрительного анализатора.

Диагностика остроты зрения традиционно проводится по специальным таблицам с различной величиной знаков в 10 строках на расстоянии 5 метров. Наиболее мелкие знаки, различимые на нижней строке, определяют остроту зрения (визус), равную 1,0. Далее вверх по таблице острота зрения уменьшается на 0,1, составляя на верхней строке показатель 0,1. Неспособность различить знаки на верхней строке таблицы переводит диагностику на метод пересчета раздвинутых веером пальцев на руке офтальмолога (с 5 м острота зрения" 0,09; с 2 м - 0,04; с 0,5 м - 0,01; с 0,3 м-0,005).

Классификация нарушений.

По нарушению остроты зрения различают:

— слепых (визус менее 0,005);

— частично слепых (визус 0,005 - 0,04) с суженным полем зрения (первая форма), с периферической скотомой (вторая форма), с центральной скотомой (третья форма);

— слабовидящих (визус 0,05 — 0,2).

Амблиопия (слабое зрение без видимых повреждений глаз), в зависимости от смещения фокусного расстояния, определяется как близорукость, или миопия (фокус впереди сетчатки), и дальнозоркость (фокус сзади сетчатки), или гиперметропия.

Слепоту дифференцируют как абсолютную (неспособность отличать свет от тьмы, визус 0); бытовую (неспособность ориентации в ближнем пространстве жизнедеятельности для удовлетворения потребностей вне знакомой обстановки дома без посторонней помощи); профессиональную (недостаточность зрения для той или иной профессиональной деятельности). Амавроз — слепота без видимых повреждений глаз.

По времени наступления слепоты различают слепорожденных (в том числе рано ослепших — до 3 лет, когда еще не сохраняются в памяти зрительные образы) и ослепших (утрата зрения после 3 лет).

Причины нарушений зрения в подавляющем большинстве случаев врожденные (генетические, пре- и перинатальные), в незначительном — приобретенные: травматической, алиментарно-обменной (недостаток и нарушение обмена веществ в организме), инфекционной природы.

К аномалиям развития относят анафталъм (отсутствие глаза), микрофтальм (уменьшенный по сравнению с нормой глаз), коло-бомы сетчатки и радужки (недостаток ткани, ее разрывы), врожденная катаракта (помутнение хрусталика в результате не рассосавшихся в нем эмбриональных сосудов), дальтонизм (пониженная чувствительность к красному и зеленому цвету- чаще встречается среди мужчин).

Среди инфекционных заболеваний отметим менингит, корь, гонорею (бленнорея новорожденных), трахому (хроническое вирусное заболевание), гельминтоз (поражение глаз червями), конъюнктивит (воспаление конъюнктивы). Эндокринные заболевания могут вызвать катаракту, а недостаток витамина А — потерю остроты зрения в сумерках (так называемую «куриную слепоту»). Поражение зрительного нерва приводит к образованию слепого пятна <скотомы). Повышение внутриглазного давления, как правило, в связи с атеросклерозом и сужением глазных артерий, вызывает глаукому. Среди травматических повреждений нередки кровоизлияния и отслойка сетчатки.

Нарушение познавательных (когнитивных) функций психики.

Внимание. В благоприятных условиях семейного воспитания и дошкольного образования, побуждающего детей к активности, интересу к окружающему миру, вырабатывается произвольное внимание высокого качества, способное компенсировать недостаток зрения тренингом анализаторов слуха и осязания, снижая минимальные пороги их чувствительности. Вместе с тем в напряженном процессе сверхкомпенсаторного развития произвольного внимания (вследствие быстро наступающей усталости и даже утомления) наблюдается временное снижение таких характеристик внимания, как устойчивость и переключаемость.

Восприятие. В норме перцептивные процессы развиваются главным образом за счет зрительного анализатора. Существует возможность благодаря зрению д и с т а н т н о воспринимать окружающий мир, в симультанных процессах многообразно и быстро трансформировать его в психические образы внутреннего мира, что позволяет (в результате восприятия топологии целостных объектов, правильной проекции их расположения в пространстве, метричности их числа и размера) адекватно ориентироваться в пространстве и мысленно манипулировать предметами в образном мышлении.

У лиц с остаточным зрением зрительные образы искажены и фрагментарны, у абсолютно слепых с рождения вовсе отсутствуют. В этой связи адекватным дистантным анализатором остается только слуховой, а такие важные характеристики восприятия объектов в пространстве, как форма, величина, протяженность, удаленность, взаиморасположенность, исследуются с помощью контактного осязания, когда информация поступает не целостно, многообразно и быстро, а последовательно (сукцессивно), частями, медленно.

Осязание развивается в основном за счет активного ощупывания (тактильное восприятие) и манипуляций с предметами (кинестетическое восприятие). Обучение азбуке Брайля, состоящей из рельефно-точечного шрифта, позволяет особенно повышать чувствительность пальцев рук. Усиленная тренировка кинестетического осязания способствует развитию двигательной системы в деятельности, в тех или иных ее операциях, формирующих точные и устойчивые навыки.

Компенсация восприятия дистантных сигналов с помощью слуха вырабатывает более тонкую дифференцировку звуков. Еще в большей степени этому процессу способствует музыкальное образование слепых детей.

Развитие восприятия пространства, ориентировки в нем складывается у слепых детей следующим образом. В раннем возрасте наблюдаются неуверенность в прямостоянии, ходьбе, боязнь передвигаться, что (вкупе с отсутствием зрительного контроля движений) сказывается и на общем моторном недоразвитии, в том числе слабом освоении предметной деятельности. В младшем школьном возрасте, к началу обучения в школе, слепые дети еще недостаточно владеют схемой собственного тела, испытывают трудности в определении направления движения, медленно, неловко перемещаются. В дальнейшем они учатся осваивать территорию школьного пространства, овладевают топографическими представлениями, моделируют путь по специальным картам, используют приемы ходьбы с белой тростью. Все это, в конечном счете, позволяет им самостоятельно проходить ближние и дальние незнакомые маршруты.

Память. Отличается большим индивидуальным разбросом показателей (норма, выше и ниже нормы) среди как слепых, так и слабовидящих.

Среди общих особенностей отмечается высокий уровень развития осязательной и слуховой памяти, а у слабовидящих — фрагментарность воспроизведения зрительной информации, что требует повторных неоднократных усилий припоминания (реминисценций).

Мышление. Преобладание осязания в познании окружающего мира задерживает в младшем школьном возрасте года на 3-4 переход ведущего вида мышления от двигательного к образному. Перевод внешних действий во внутренний план у слепых происходит в связи с развитием словесно-логического абстрактно-понятийного мышления, компенсирующего недостатки наглядно-образного. Вместе с тем вербальное мышление страдает формализмом, поскольку многие значения слов не подкреплены реальными полноценными сенсорными образами.

Речь. Развитие устной речи благодаря сохранному слуху позволяет быстро накапливать активный словарь разговорного языка. Вместе с тем долгое время приходится преодолевать семантические недостатки речи, связанные с формализмом мышления. Кроме того, речь слепых теряет свою эмоционально-выразительную сторону воздействия, поскольку в ней не используются невербальные средства общения с помощью мимики и пантомимики.

Обучение чтению по алфавиту Брайля происходит в результате соотнесения формы буквы с реальными предметами, геометрическими эталонами, специальными цветными увеличенными разборными колодками, моделирующими структуру алфавита для слепых. На следующем этапе учат запоминать места точек брайлевского шрифта в составе каждой буквы, их пространственного расположения в фигуры, их сочетаний в словесной ячейке шеститочия.

Типичные свойства личности.

Становление личности, помимо индивидуальных задатков, главным образом определяют процесс социализации слепого человека, отношение к нему других людей, разумные и своевременные педагогические усилия семьи и образовательных учреждений на всем протяжении возрастного развития ребенка.

Специфику в этот процесс вносят осознание своего дефекта, возникающее чувство неполноценности, непохожести на большинство других людей, ограниченность возможностей самореализации. С одной стороны, такого рода переживания способствуют формированию стойких аффективных состояний, тревожной, сенситивной и психастенической акцентуации в характере, замкнутости, обидчивости; с другой, по закону сверхкомпенсации, могут способствовать развитию воли, трудолюбия, дисциплины, повышенной приспособляемости.

В плане компенсации переживания заниженной оценки здоровыми людьми человека с физическим недостатком, по механизму психологической защиты, гипертрофированно возрастает роль фантазий и мечты. В результате представление о себе, идеальное Я самосознания намного превышает возможности реального Я, что проявляется в завышенной самооценке при недостаточном уровне притязаний.

Литература

1. Ермаков В.П. Якушин ГА. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М. 1990.

2. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб. 1998.

Источник. Государев Н.А.

Специальная психология: Учебное пособие. — М. Ось-89, 2008.-288 с. Рецензенты: В.И. Екимова, доктор психологических наук, декан Академии психологии Университета Натальи Нестеровой;

И. П. Крохин, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГФ Московского государственного Университета сервиса

классификация детей с нарушением зрения

Скачать:

Классификация детей с нарушением зрения (по остроте зрения)

Слепые дети.

По остроте зрения это дети с остротой зрения от О (0%) до 0,04 (4%)  на лучше видящем глазу с коррекцией очками. В подкатегорию «Слепые»  входят также дети с более высокой остротой зрения (вплоть до 1, т.е. 100%), у которых границы поля зрения сужены до 10 — 15 градусов или до точки фиксации. Такие дети являются практически слепыми, так как в познавательной и ориентировочной деятельности они весьма ограниченно могут использовать зрение. Таким образом, острота зрения для этой подкатегории не является единственным критерием.

Слабовидящие дети.

К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой. то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%)  на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Если у ребенка имеются только функциональные нарушения зрения, то, чаще всего, его зрение (в том числе и остроту зрения) с помощью лечения можно восстановить. По остроте зрения в период лечения эти дети оказываются чаще всего в подкатегории «Дети с пониженным зрением». Большую их часть составляют дети с амблиопией и косоглазием.

Дети с остротой зрения 0,9 — 1,0 (90% — 100%)  относятся к нормально видящим.

1.   Тотально или абсолютно слепые.  При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.

2.   Слепые дети со светоощущением.  При этом дети, у которых светоощущение с правильной проекцией, могут правильно показать направление света, а дети, у которых светоощущение с неправильной проекцией не могут указать, откуда падает свет.

3.   Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение. то есть они могут не только отличать свет от тьмы, но и научиться различать цвета.

4.   Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009). В комфортных условиях они видят движения руки перед лицом, на очень близком расстоянии могут различать цвета, контуры и силуэты предметов. В медицинских картах такая острота зрения фиксируется как 0,005 или движения руки перед лицом.

5. Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением.  К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 — 0,04. В тифлолитературе их называют частично видящими или частично зрячими.

1. Слабовидящие дети с остротой     зрения в пределах от 0,05 до 0,09  с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2  с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4  с коррекцией очками на лучше видящем глазу.

Зрение детей с тяжелыми органическими поражениями зрительного анализатора, в том числе в сочетании и с функциональными нарушениями, как правило, можно улучшить незначительно. Поэтому по остроте зрения они, в основном, попадают в подкатегорию «Слепые»  или «Слабовидящие» .

Источники:

Следующая:


28 мая 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения