коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Характеристика детей с нарушением зрения


Характеристика детей с нарушением зрения

характеристика детей с нарушением зрения

Классификация нарушений зрения у детей

  • Самые легкие из известных нарушений– функциональные. Это катаракта, косоглазие, астигматизм, помутнение роговицы, миопия и пр. Если меры принимаются своевременно, то есть шанс на исправление такого состояния.
  • Нарушения, которые касаются структуры глаза и иных отделов системы зрения, называютсяорганическими. Причиной становятся нарушения и аномалии глаз, заболевания сетчатки, зрительного нерва и пр.

К сожалению, при диагностировании нарушений зрения у многих детей выявляются и другие нарушения – ДЦП, нарушение слуха, задержка в умственном развитии и др.

Нарушения зрения у детей разделяются натри типа :

  • Косоглазие и амблиопия (острота зрения ниже 0,3).
  • Слабовидящий ребенок (острота зрения 0,05-0,2 на лучшем видящем глазу, при коррекции).
  • Слепой ребенок (острота зрения 0,01-0,04 на лучшем видящем глазу).

Что касается причин появления нарушений в зрении. их разделяют на

Особенности обучения и развития детей с нарушением зрения

Как известно, малыши с нарушением зрения, с окружающим миром знакомятся через осязание и слух. в большей степени. Вследствие чего, их представление о мире формируется иначе, чем у видящих детей. Качество и структура чувственных образов также иные. Например, птицу или транспорт дети узнают по звукам, а не по их внешним признакам. Поэтому один из главных моментов в воспитании малышей с такими проблемами – акцентирование внимания на разных звуках. Участие специалистов в жизни таких детей – обязательная часть их воспитания для нормального развития.

Каковы особенности обучения детей с проблемами зрения?

    • Снижение зрения влияет не только на процесс изучения окружающего мира, но и на развитие речи, воображения ребенка и его памяти. Дети с нарушением зрения зачастую не способны правильно понимать слова, учитывая слабое соотношение слов с реальными объектами. Поэтому без помощи логопеда обойтись довольно сложно.
    • Физическая деятельность – важная составляющая лечения и развития. А именно подвижные игры, которые необходимы для стимуляции зрения, укрепления мускулатуры, развития координации движения, обучения нужным навыкам. Конечно, только с учетом рекомендаций офтальмолога и диагноза малыша, во избежание обратного эффекта.
    • Обязательно обучение правильной ориентации в пространстве за счет выполнения определенных заданий/упражнений.
    • При обучении ребенка какому-либо действию, его повторяют многократно до тех пор, пока его выполнения не дойдет до автоматизма. Сопровождается обучение словами и комментариями для того, чтобы кроха понимал – что именно он делает и зачем.
  • Что касается игрушек – они должны быть крупных размеров и непременно яркими (не ядовито-яркими). Желательно не забывать о музыкальных игрушках и тех, что предназначены для стимуляции тактильных ощущений.
  • Внутри семьи родители должны вовлекать ребенка в реализацию обязанностей по дому. Ограничивать общения ребенка с детьми, не имеющими проблем со зрением, не следует.

Детские сады с нарушением зрения – прекрасный вариант для воспитания и обучения слабовидящих детей

В образовании, как в школьном, так и в дошкольном, нуждаются все дети. А малыши с нарушениями зрения – в специальном образовании. Конечно, если нарушения не слишком серьезные, то ребенок может обучаться и в обычном саду (школе), как правило — пользуясь очками или контактными линзами для коррекции зрения .  Во избежание различных неприятных ситуаций, другие дети должны быть осведомлены об особенностях здоровья слабовидящего ребенка.

Почему лучше отдать ребенка в специализированный детский сад?

  • Обучение и развитие детей в таких садах происходит с учетом особенностей заболевания .
  • В специализированном саду ребенок получает все то, что ему нужно для нормального развития (не только знания, но и соответственное лечение).
  • Группы в таких садах меньше, чем в обычных – около 8-15 человек. То есть, внимания детям уделяется больше.
  • Для обучения детей в садах применяют специальное оборудование и методики .
  • В группе слабовидящих детейникто не будет дразнить ребенка – то есть, самооценка ребенка не упадет. Читайте: Что предпринять, если ребенка обижают в школе .

Помимо специализированных садов, существуют также специальные детские центры коррекции зрения. С их помощью родителям будет легче справляться с проблемами обучения и развития слабовидящего ребенка.

Особенности детей с нарушением зрения

     Развитие детей с нарушениями зрения существенно отличается от обычного развития детей с нормальным зрением. Поэтому к ним требуется совершенно иной подход. Поскольку ребенок с плохим зрением познает мир с помощью других органов чувств, которые берут на себя компенсаторную роль. Большую роль на себя берут слух и осязание. Поэтому для того, чтобы донести до ребенка знания, нужно воспользоваться иными методами. Учитывая все особенности детей с нарушением зрения.

Особенности детей с нарушением зрения

Причины нарушения зрения у детей

Важно учитывать какой носит характер нарушение зрения у ребенка – функциональный или органический. Если нарушение зрения функционального характера, то они как правило поддаются лечению и коррекции. Иногда они проходят сами с возрастом. Но органические нарушения представляют собой необратимые изменения в структуре глаза и других его составляющих. Часто органические дефекты зрения сопровождаются и другими проблемами, такими как ослабление слухового восприятия, задержка умственного развития и т.д.

Среди главных факторов, являющихся непосредственными причинами нарушения зрения врачи называют врожденные, наследственные и приобретенные. Врожденные дефекты произошли еще во время внутриутробного развития. Часто такое воздействие могут оказать инфекционные заболевания мамы, перенесенные во время беременности, а также метаболические расстройства. Многие заболевания глаз, такие как катаракта передаются по наследству. Заболевания, а также травмы перенесенные ребенком после рождения являются приобретенными факторами.

Детей с нарушениями зрения делят на слабовидящих, с остатками зрения и полностью слепых.

Психическое развитие детей с плохим зрением

Известно, что с помощью глаз ребенок получает большую часть информации об окружающем его мире. При отсутствии возможности глаз видеть, информация начинает поступает с помощью слуха и тактильных ощущений. Очень важно при обучении и воспитании таких детей, уделять большое внимания на развитие способности воспринимать как можно больше различных звуков.

Из-за таких физиологических ограничений происходит замедление в развитии познавательных психических процессов ребенка. Эти дети могут иметь неправильное понимание некоторых слов, так как не могут соотнести их с настоящими предметами, соответствующие им. Также важной особенностью детей с плохим зрением является то, что некоторые стороны личности развиваются быстрее, а некоторые медленнее. Координация движений и ориентация в пространстве отстает. В связи с этим дети часто неуклюжи, недостаточно уверенные в себе.

Польза физической активности. Советы

Детям с нарушением зрения полезна физическая активность. Но прежде чем нагружать организм ребенка, следует проконсультироваться с врачом о допустимых нагрузках, чтобы предупредить негативные последствия и травмы. Но в целом физические упражнения помогают ребенку научиться координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, развивают мышечную и механическую память, и в некотором смысле даже стимулируют работу зрительного анализатора.

Игрушки подбираются для детей с плохим зрением обязательно крупные и яркие, имеющие разнообразную текстуру и издающие музыкальные звуки.

В семейном воспитании ребенка также необходимо приучать выполнять свои обязанности. Нельзя ограничивать его от общения с детьми с нормальным зрением.

Для сохранности зрение у детей, необходимо предпринимать профилактические меры. Прежде всего нужно как можно раньше показать ребенка офтальмологу. Врач сможет вовремя диагностировать любые нарушения зрения, назначит правильное лечение или даст рекомендации. Также существуют детские сады и учебные заведения, специально созданные для детей с плохим зрением. Обучение в них проводится по специальной программе.

1 психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения 1 1 ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики

Л.И. ПЛАКСИНА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ

С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

( Учебное пособие )

М. 1999

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

1.1. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики.

Любая конкретная наука имеет свой предмет изучения. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности, то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности, имеющей нарушение зрения.

Тифлопедагогика, как мы знаем, базируясь на общепедагогических принципах изучения личности, имеет свои тифлопсихологические и тифлопедагогические подходы к своеобразию развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.

Первичный дефект- нарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений

является фактор социальной депривации - лишение возможности полноценного общения с окружающим миром. При отсутствии специально организованных условий психолого-педагогической коррекции недостатков зрительной ориентации наблюдаются вторичные отклонения в развитии познавательной, эмоциональной и личностной сфер ребенка с патологией зрения. Поэтому чем раньше выявлен первичный дефект - нарушение зрения, тем эффективнее будет коррекционная психолого-педагогическая помощь, которая в этом случае будет носить предупреждающий характер, позволяющий снять трудности социальной адаптации и интеграции, так как ранняя психолого-педагогическая коррекция во многом улучшает прогноз формирования личности и ее социализации.

Категория детей, имеющих зрительный дефект, по состоянию нарушений зрения весьма разнообразна и неоднородна как по остроте центрального зрения, так и по характеру глазных заболеваний.

У значительной части детей, имеющих аномалии рефракции, понижение остроты зрения корригируется оптическими средствами (очками, контактными линзами) В таких случаях их зрительные возможности не ограничиваются и не нарушаются процессы нормального развития детей. При отсутствии же постоянной комплексной медико-психолого-педагогической помощи потеря зрения у таких детей может нарастать.

Другая часть детей с нарушением зрения оказывается в условиях частичного восполнения недостатка зрения за счет оптической коррекции или отсутствия таковой при тотальной слепоте. Эта группа детей относится к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается ход их нормального развития и которым необходима специальная коррекционная психолого-педагогическая помощь.

К таким детям с нарушением зрения относятся:

слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

- дети с косоглазием и амблиопией.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.

Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии

зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обуславливающих снижение зрения может, быть несколько.

Одной из распространенных причин снижения зрения являются аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм, косоглазие. Косоглазие и возникающая на его фоне амблиопия, являются часто встречающимися заболеваниями. Своевременное выявление и лечение косоглазия позволяет сохранить, восстановить и улучшить зрение у детей еще в период раннего и дошкольного возраста. При подозрении неблагополучия в состоянии зрения у ребенка родители должны обратиться в кабинет охран зрения при детской поликлинике или же в глазной диспансер.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть изменения внешней и внутренней среды: различные заболевания матери во время беременности: грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней.

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные, никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией, при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Для тифлопедагогики, как и для общей педагогики, весьма важным является вопрос о том, как осуществляется процесс личностного развития детей с патологией зрения, каковы трудности и особенности развития психики в условиях зрительной недостаточности, каковы источники и факторы коррекционно-компенсаторного формирования социально-адаптивного поведения и пути оптимизации коррекционной медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушением зрения. На основе этого в тифлопедагогике создаются специальные условия воспитания и обучения, позволяющие детям с нарушением зрения успешно развиваться.

1.2. Характеристика зрительных нарушений.

Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении многих сторон его жизнедеятельности. В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях.

В связи с этим знание особенностей нарушения зрения позволяет понять, какие трудности могут возникать при тех или иных глазных заболеваниях. Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции.

За последнее время получила значительное распространение миопия (близорукость), кроме того, существует гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Среди других глазных патологий следует назвать катаракту, атрофию зрительных нервов, глаукому, ретинопатию и др. Значительную группу детей охватывает такое заболевание, как косоглазие и амблиопия.

При всех глазных патологиях чаще всего поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия. Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются.

При аномалии рефракции в зависимости от ее вида (миопия, гиперметропия или астигматизм) происходят изменения размера и формы глазного яблока. При близорукости глазное яблоко увеличено в осевом направлении, при дальнозоркости размеры глазного яблока вдоль оси уменьшены. При высоких степенях аномалии рефракции возникают нарушения расстояния восприятия, величины предметов и изображений объектов.

В случае астигматизма, вследствие деформации глазного яблока, на сетчатке глаза из-за неправильного преломления лучей появляется искаженное изображение предметов. Это часто приводит к снижению остроты зрения на этом глазу и выключению его из акта зрительной ориентации и, как следствие, к развитию амблиопии.

При катаракте поражается функция преломления лучей через замутненный хрусталик, что приводит к так называемой обскурационной амблиопии, что значительно снижает чувствительность сетчатки глаза и определяет качество видения предметов окружающего мира.

Близорукость затрудняет видение удаленных предметов, при дальнозоркости возникают сложности опознания мелких объектов, расположенных на близком расстоянии.

Различают врожденные и приобретенные формы глазной патологии. При этом наблюдаются и наследственные заболевания глаз. При заболевании глаз с рождения ребенка осложняется формирование определенного запаса зрительных впечатлений, возникают трудности овладения ходьбой, предметно-практической деятельностью, ориентировкой в пространстве. Так, при отсутствии специальной коррекционной помощи, значительно сдерживается в развитии овладение орудийными, предметно-практическими действиями у слепых детей.

Нарушение зрения определяет слабое развитие психомоторной сферы, запаздывает формирование целенаправленных предметно-игровых действий, появляются навязчивые стереотипные движения: раскачивание головы, туловища, размахивание руками. Все это объясняется обеднением чувственного опыта ребенка, разрывом связи между ребенком и окружающей действительностью.

В зависимости от структуры зрительного дефекта, времени его возникновения, своевременности его выявления и организации соответствующей медико-психолого-педагогической коррекционно-компенсаторной помощи. Уровень отклонений в психофизическом развитии может проявляться по-разному. Для правильной организации вышеуказанной помощи необходимо знать, какие функции выпадают из акта зрения.

При слепоте наиболее резко выражено нарушение органа зрения. При этом фиксируется полная потеря зрения вследствие глубокого снижения остроты центрального зрения (0-0,04) или сужение поля зрения (до 10-15 градусов) при более высокой остроте.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется Светоощущение или форменное зрение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы. При остаточном форменном зрении имеется возможность сосчитать пальцы вблизи лица, воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов на близком расстоянии.

Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) - это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Остаточное зрение характеризуется разностью возможностей зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости, взаимодействием и возможностью взаимной компенсации. Остаточное зрение характеризуется:

неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и соответствия их параметров,

неустойчивостью отдельных компонентов и снижением скорости и качества переработки информации;

наступлением быстрого утомления из-за снижения работоспособности глаз. Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного

развития или же наследования некоторых дефектов зрения от родителей. Приобретенная слепота является результатом заболеваний органов зрения (сетчатки, роговицы, сосудистого тракта и др.), заболеваний центральной нервной системы - ЦНС (менингит, менингоэнцефалит, опухоли мозга, затрагивающие участки коры зрительной системы), а также осложнений после различных инфекционных заболеваний, травматических повреждений глаза или мозга.

Как пишет А.И. Каплан (1979), различают три основные клинические формы детской слепоты: поражение зрительно-нервного аппарата органа зрения (атрофия зрительного нерва и других участков зрительно-нервного пути, тапеторетинальные дегенерации и другие заболевания сетчатки); поражение хрусталика, врожденная (не оперированная и оперированная) катаракта; поражения органа зрения в целом (врожденный микрофтальм, глаукома, преимущественно в форме врожденного гидрофтальма).

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается либо как самостоятельное заболевание (в виде наследственно-семейной инфантильной атрофии зрительного нерва, в виде последствия различных врожденных и наследственных скелетных аномалий), либо как симптом наследственно-семейного неврологического заболевания. Атрофия зрительного нерва может отмечаться и как сопутствующее патологическое состояние (в виде частичной атрофии) при различных аномалиях развития и заболеваниях.

При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС. Поражения зрительно-нервного аппарата органа зрения, приводящие к слепоте, проявляются не только вследствие различных заболеваний ЦНС, но и в результате травм, инфекционных и других заболеваний. При атрофии зрительного нерва на лучше видящем глазу сохраняется форменное зрение.

Дети, имеющие остроту центрального зрения 0,05-0,08 и более высокую, в процессе обучения могут пользоваться зрением. Однако функциональные возможности зрения зависят от состояния зрения лучше видящего глаза и других зрительных функций, таких как: цветовое и периферическое зрение, а, прежде всего от остроты центрального зрения. Известно, что при атрофии зрительного нерва хуже видящий глаз не принимает участия в акте зрения.

Иногда после хирургического вмешательства по удалению хрусталика у некоторых детей наблюдается изменение тканей глаза - вторичная катаракта или вторичная глаукома, смещение изаращение зрачка, помутнение и рубцы роговицы, и другие патологии.

При врожденной катаракте у детей иногда наблюдаются патологические изменения в отдельных зрительных функциях, например, атрофия или отслойка сетчатки и пр.

У детей с врожденной катарактой может быть относительно сохранное зрение, но отмечается нарушение поля зрения, которое характеризуется не только сужением границ при определении формы и цвета объекта, но и при фиксации движущихся объектов.

Микрофтальм это аномалия развития органа зрения, характеризующаяся

уменьшением размера глаза и слабым развитием или патологическими изменениями ряда

структур зрительной системы. Значительно чаще появление микрофтальма связано с ранним

этапом эмбриогенеза. Однако может быть и приобретенный микрофтальм - результат

вторично возникающей задержки или остановки развития органа зрения вследствие ранних

постнатальных острых процессов, связанных с задержкой развития зрительной системы.

Причины возникновения микрофтальма недостаточно изучены, но чаще явление

микрофтальма связывается с генетическими нарушениями. В некоторых случаях его

появление увязывается с различными аномалиями мозга, слуха внутренних органов. Иногда

микрофтальм проявляется на фоне аномалий развития ЦНС.

Слепота - наиболее резко выраженная степень нарушения зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, а также других зрительных функций. Наиболее важные с клинической и тифлопедагогической точек зрения особенности детской слепоты определяются тем, что они представляют собой разнообразные формы нарушения функционирования различных зрительных структур, а также причинами, обусловливающими потерю зрения, сроками наступления слепоты. Чем раньше наступает слепота, тем значительнее могут проявиться трудности психического и физического развития детей.

В большинстве случаев при слепоте сохраняется остаточное зрение. Определяется остаточное зрение совокупностью функционирования зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости и возможностью их использования при ориентации. Одной из таких зрительных функций является цветовое (хроматическое) зрение. Оно часто бывает сохранным при остаточном зрении и характеризуется способностью глаза различать хроматические тона. При ахроматическом зрении вся окружающая действительность воспринимается в сером цвете с сохранением различий по яркости и насыщенности. Ахроматическое зрение часто сопровождается светобоязнью, низкой остротой центрального зрения и нистагмом. Оно наблюдается как у слепых, имеющих остаточное зрение, так и у слабовидящих детей при некоторых заболеваниях нейрозрительного аппарата органа зрения.

А.И. Каплан выделяет три формы остаточного зрения:

острота центрального зрения 0,04 и ниже; поле зрения «несколько сужено»; трихроматическое цветовосприятие, отличающееся от нормального снижением цветовой чувствительности;

острота центрального зрения та же, что и при первой форме; поле зрения ограничено или наблюдаются в нем выпадения отдельных участков (скотом). Такие изменения часто сочетаются с некоторым снижением цветоразличения или с глубокой патологией последнего;

острота центрального зрения та же или выше; резко концентрическое трубчатое поле зрения, скотома периферического зрения и глубокая патология цветоразличения.

При первой форме функциональные возможности относительно высокие и встречаются у детей с врожденной катарактой и другими перцептивными нарушениями зрительной системы. В таких случаях дети относительно свободно ориентируются в окружающем мире даже при значительном снижении остроты центрального зрения. При опознании предметов они весьма точно выделяют их цветовую характеристику.

Вторая и третья формы наблюдаются у детей с рецепторными и смешанными повреждениями зрительной системы (врожденный микрофтальм, атрофия зрительного нерва и др.), при этом функциональные возможности остаточного зрения невысоки.

При очень низкой остроте центрального зрения (0,01) в сочетании с патологией цветоразличения, зрительная ориентация весьма низка и малорезультативна, чаще зрение используется при ориентации на уровне светоцветовых сигналов в пространстве или на микропространстве.

Слабовидение - это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенной формой является миопия, затем гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Высокие степени аномалии рефракции (аметропии) характеризуются разными изменениями размера глазного яблока. При миопии оно увеличено в осевом размере, при гиперметропии - уменьшено. При близорукости (миопии) параллельные лучи преломляются средой глаза так, что фокусируются впереди сетчатки, изображение бывает расплывчатым и предметы видны неясно. Чем выше близорукость, тем ниже острота зрения. Иногда наблюдается осложненная прогрессирующая близорукость, сопровождающаяся серьезной патологией глаз.

При дальнозоркости (гиперметропии) изображения предметов преломляются средой глаза позади сетчатки, поэтому оно неясное и расплывчатое. При большой дальнозоркости (8,0 D - 10,0 D и выше) значительно напряжена аккомодация. В результате такого напряжения аккомодации усиливается утомление во время работы на близком расстоянии (сливаются, становятся неясными буквы, начинаются головные боли).

Одной из причин слабовидения является также астигматизм - аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Астигматизм не всегда корригируется очками, полная коррекция удается в случаях несложного астигматизма. Иногда астигматизм бывает весьма сложным и не поддается корригированию очками, поэтому у детей возникают трудности овладения чтением, письмом и другими видами работ, где необходимо бинокулярное зрение.

Альбинизм как врожденная аномалия характеризуется отсутствием пигмента в глазах (в сосудистой и радужной оболочках), ресницах, бровях, коже, что часто обусловливает снижение остроты зрения и появление слабовидения. Часто причиной слабовидения является атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов. Пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационарным (пороки развития) - микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, а также не прогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

У слабовидящих детей, так же, как и у слепых, отмечается нарушение цветового зрения. Степени аномалии цветоразличения неодинаковы и зависят от диагноза заболевания органа зрения. Аномалии рефракции чаще всего приводят к легким формам нарушения цветового зрения. При близорукости наблюдается нормальная трихромазия. При изменениях на глазном дне могут быть некоторые нарушения цветоразличения Заболевания хрусталика чаще всего не приводят к нарушению цветовосприятия. Осложнение цветоразличения характерно для дистрофии сетчатки, при которой нарушение цветового зрения начинается со снижения порога чувствительности между красным и зеленым цветами. Частичная атрофия зрительных нервов иногда приводит к патологии цветового зрения. Атрофия зрительных нервов после ретробульбарного неврита сопровождается резко выраженным снижением цветоразличения. При врожденной атрофии зрительного нерва наблюдается снижение чувствительности красного, зеленого и синего цветов.

Таким образом, слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии и возможностью взаимной компенсации. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании окружающего мира. Это главная особенность, отличающая слабовидение от остаточного зрения. Одной из распространенных глазных патологий является косоглазие и развивающаяся на его фоне амблиопия. Косоглазие возникает вследствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

1. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения.

1.1. Ребенок с нарушением зрения как предмет изучения тифлопедагогики.

Любая конкретная наука имеет свой предмет изучения. Если общая педагогика рассматривает само понятие и развитие личности, то тифлопедагогика как составная часть общей педагогики занимается рассмотрением личности, имеющей нарушение зрения.

Тифлопедагогика, как мы знаем, базируясь на общепедагогических принципах изучения личности, имеет свои тифлопсихологические и тифлопедагогические подходы к своеобразию развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения.

Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности - биологического и социального, при подходе к изучению своеобразия детей с нарушением зрения, следует выделить зрительный дефект как биологическое неблагополучие ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяет процесс взаимодействия ребенка с социальной средой. Если же среда, окружающая ребенка с нарушением зрения не организовывается сообразно его возможностям, то у ребенка возникают трудности общения с окружающим миром и людьми. При резком снижении зрения или его отсутствии возникают ограничения в знакомстве с окружающим миром, ориентировке в пространстве и окружающей среде, трудности передвижения, общения и обучения.

Таким образом, нарушение зрения обусловливает весь ход психофизического развития детей с нарушением зрения. В дефектологии уже сложилось учение о первичном дефекте и вторичных отклонениях у детей с нарушением в развитии.

Первичный дефектнарушение зрения - в первую очередь предопределяет успешность развития весьма тесно связанной с ним психической функции - зрительного восприятия, которое по Л С. Выготскому называется вторичным дефектом. В дальнейшем в специальной психологии и педагогике вторичный дефект чаще стали обозначать как вторичные отклонения, которые проявляются в становлении всех психических функций ребенка, причем специфичность их недоразвитости уменьшается по мере отдаления от первичного дефекта - нарушения зрения. Важнейшим фактором возникновения вторичных отклонений

Характеристика детей с нарушением зрения: что должны знать родители

Татьяна Мякшина 11 февраля 2013 г. 20130211

Характеристика детей с нарушением зрения кардинально отличается от характеристики их здоровых сверстников. Для таких деток основные действия весьма сложны, что существенно снижает двигательную активность, а это соответственно сдерживает развитие естественных способностей ребенка.

Если у ребенка возникли проблемы со зрением, нужно обязательно развивать его воображение, а также необходимо обратить особое внимание на мышление таких деток. Каждый родитель должен понимать, что характеристика детей с нарушением зрения в дальнейшем может стать настоящей жизненной проблемой.

Классификация нарушений зрения

К огромному сожалению, к характеристике некоторых детей с нарушениями зрения можно добавить и другие сопутствующие недуги, например: нарушение слуха, ДЦП, задержки умственного развития. Основные диагностированные нарушения зрения у детей:

  1. Функциональные. К ним относятся амбилиопия, косоглазие, катаракта, дальнозоркость, близорукость, помутнение роговицы, астигматизм.
  2. Органические – нарушения, касающиеся структуры глаз, приводящие к плохому, остаточному зрению и полной слепоте.

Характеристика детей с нарушением зрения, бесспорно, отражает отставание и в физическом плане, например: плоскостопие, нарушение осанки, снижение функциональной деятельности сердечно-сосудистой системы и дыхания.

Особенности развития

Нарушение органов зрения лишает ребенка основных источников информации, что нередко обуславливает его отставание не только в физическом, но и в психологическом плане. Поэтому характеристика деток с различным нарушением зрения отлична от описания здоровых детей.

В психологическом развитии характеристика детей с нарушением зрения и степень отставания зависит от этиологии, времени и тяжести возникновения дефекта зрения и, конечно же, от своевременно проведенной коррекционно-реабилитационной работы. Такие детки в психологическом развитии имеют целый ряд «особенностей»:

  • слабость абстрактно-логического мышления;
  • ограниченность восприятия знаний;
  • малый объем чувственного опыта;
  • общая медлительность ребенка;
  • слабое развитие моторной активности, двигательных навыков, пространственной ориентировки.

Восприятие детей с нарушением зрения и их характеристики отличаются от нормы, так как они не могут в полной мере воспринимать окружающий мир, как здоровые детки, что приводит к множеству проблем. Такие дети часто пытаются скрыть от окружающих свой дефект, чувствуют себя скованно, неестественно и дискомфортно, стеснительно, очень ранимы и чувствительны, особенно к критике в свой адрес.

Характеристика адаптации детей с нарушениями зрения в учебных учреждениях, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Поэтому с самых ранних лет необходимо сделать все возможное в плане лечения глазных заболеваний. Родители должны понимать, что развитие личности и характеристика детей с нарушением зрения в целом напрямую зависит от того, как будете к этому относиться в первую очередь именно вы – родители.

Источники:

Следующая:


16 ноября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения