коррекция зрения
Главная » Лечение зрения у детей

Дети с нарушением зрения дефектология


Дети с нарушением зрения дефектология

дети с нарушением зрения дефектология

Зальцман Л.М. Работа c родителями детей, имеющими нарушения зрения и интеллекта

Стр. 1

Л.М. Зальцман,

Московская специальная(коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат

III-IV видов № 1

Автор анализирует собственный опыт работы с родителями, обозначает круг возможных проблем, причины их появления и пути решения. Результаты многолетней педагогической деятельности доказывают необходимость проведения подобной работы в течение всего периода обучения ребенка в школе.

В первые годы жизни ребенка с нарушением зрения и интеллекта врачи не всегда могут четко выделить сложную структуру дефекта. Часто умственная отсталость (задержка психического развития) списывается на слепоту. Это можно видеть по заключениям психоневрологов детских поликлиник, которые приносят родители при оформлении детей в школу. Кроме того, практически все тесты по определению уровня интеллекта основаны на зрительном восприятии и не дают представления о состоянии развития слепого ребенка. Специалисты МППК при обследовании ребенка с нарушением зрения чаще всего ограничиваются определением для него программы специальной общеобразовательной школы III или IV видов. Имея нарушение интеллекта, ребенок не может справиться с общеобразовательной программой, что создает конфликтную ситуацию между родителями и школой.

Каталог файлов

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

СЕМЬИ И РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Дэфекталогiя 2 /2004

Хруль, методист Центра специального образования Национального института образования

Реформирование современной системы специального образования требует новых подходов к изучению процесса социализации детей с нарушением зрения, процесса, представляющею собой «совокупность всех компонентов, благодаря которым индивид усваивает систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества» [2].

В ряде концепций семья рассматривается как важнейший институт социализации. По мнению А.Г.Харчева. именно родители наилучшим образом способствуют постепенному приобщению ребенка к социальной жизни, расширяя его кругозор и опыт.

Как отмечает И.О.Кон. существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей и способствуют успешному интегрированию их в общество.

Одним из таких механизмов является подкрепление. поощряя поведение ребенка. которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют систему норм в его сознание. Соблюдение норм поведения постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью.

Следующий механизм — идентификация. ребенок подражает родителям. ориентируясь на их пример, старается стать такими же, как они.

Третьим механизмом является понимание ; зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

В настоящее время очевидна особая заинтересованность зарубежных и отечественных исследователей в решении проблемы социализации личности детей с нарушением зрения (А. Бандура, Р. Вернер, З.Г. Ермолович, В.А. Феоктистова и др. ).

Вероятно, нет необходимости доказывать, что воспитание незрячего ребенка требует больших усилий,чем воспитание зрячего. Но опыт показывает, что затраченные усилия могут быть нивелированы, более того, могут дать эффект, совершенно противоположный ожидаемому.

Видимо, дело не столько в прилагаемых усилиях, сколько в их направленности и осознанности.

Уже с рождения такого ребенка появляются первичные проблемы, связанные с его социальной - интеграцией (Р. Баркер, О. Кохен, Л.И. Солнцева, Д. Уоррен, В.А. Феоктистова, Р. Фридман и др ). Большое значение для воспитания ребенка имеет отношение родителей к нарушению зрения (Г. Лайрму ЛМ. Солнцева, Б. Тев, В.А. Феоктистова и др. ). Исследования ряда авторов показывают, что большинство родителей серьезно озабочены этой особенностью ребенка, другие выражают тревогу, но не предпринимают усилий для сохранения у него остатка зрения, - остальные — вовсе не обращают внимания на нарушение.

Зарубежные тифлопедагоги А. Кобилянска, В. Соммере и др. выделяют несколько стадий переживаний родителей в связи с рождением слепого ребенка или утратой им зрения вследствие болезни или травмы.

Первоначальная реакция родителей типична: это вызывает шок, бездеятельность и негативные эмоции. Позже включаются механизмы психической защиты, которые помогают преодолеть чувство вины, боль, страх, безнадежность и негативные эмоции. Последним этапом выхода из кризиса является поиск способов рациональной деятельности.

Таким образом. родители перестают акцентировать внимание на своем несчастье, начинают думать прежде всего о ребенке, который нуждается в помощи. Негативные эмоции сменяются положительными, меняется их направленность в деятельности, тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование у ребенка образа Я (Р. Берне ).

В отношении родителей к незрячему ребенку В.Соммерс выделяет пять позиций:

  • признание ребенка таким, каков он есть;
  • признание ребенка без учета последствий нарушения зрения;
  • преувеличенная опека ребенка;
  • скрытое непризнание ребенка (маскируется большой заботой о ребенке, оказываемым ему вниманием);
  • открытое непризнание [8].

По мнению В.А.Феоктистовой. наиболее сбалансированной позицией можно считать ту, при которой ребенок принимается таким, каков он есть.

Слепота не должна служить сверхъестественным признаком. Следует отказаться от взгляда на слепоту как на болезнь. Аксиологический подход отражает отношение к личности не с позиции полезности, а с позиции достоинства, где каждый ребенок с особенностями психофизического развития; (в том числе и с нарушением зрения) рассматривается как имеющий право быть другим, не таким, как все (А.Г. Асмолов и др. )

Переоценка и недооценка возможностей у лиц с нарушением зрения выражены значительно ярче, чем у зрячих, утверждает А.Суелавичус.

Родители, щадя ребенка и порой чрезмерно хваля его за мнимые успехи, пытаются таким образом как бы компенсировать его недостаток зрения, нередко формирует неадекватно высокий уровень притязаний.

Недооценка последствий нарушения или отсутствия зрения — это воспитание, направленное на неоправданный оптимизм. «Все пути для тебя открыты».

Игнорирование серьезных проблем в подростковом и юношеском возрасте может привести к глубокой психической травме, особенно, когда молодой человек находится на стадий выбора профессии и осознает, что его возможности ограниченны.

Как отмечает И.О.Кон. понять внутренний мир другого человека можно при условии уважения к нему, принимая его как некую автономную реальность.

Самая распространенная жалоба детей с нарушением зрения на своих родителей: «Они меня не слушают!», «Они не хотят меня понять!» . Спешка, неумение выслушать, непонимание того, что происходит в мире ребенка, нежелание взглянуть на проблемы сына или дочери, уверенность в непогрешимости своего опыта— вот что создает барьер между родителями и ребенком.

Учитывая литературные данные (Л.С. Выготский, В.А. Феоктистова, В.П. Гудонис и др.) и опыт общения тифлопедагога с незрячими детьми, были выведены некоторые рекомендации для родителей.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С НЕЗРЯЧИМ РЕБЕНКОМ

    Дети с нарушением зрения дефектология
  1. Помните, что ваш ребенок нуждается в большей помощи, чем другие дети. Его нужно учить тому, что другие дети просто перенимают, глядя на родителей.
  2. Постоянно разговаривайте с ребенком, чтобы он чувствовал вас.
  3. Ярче выражайте свои эмоции, так как незрячий ребенок не видит вашей улыбки.
  4. Рассказывайте ребенку все, что вы делаете, что происходит вокруг него.
  5. Предупреждайте ребенка, прежде чем дотронуться или сделать что-либо неожиданное, так как он не видит, как ваши руки продвигаются к нему.
  6. Ребенок может узнавать людей, только находясь в их обществе, помогите ему в общении с ними.
  7. Не отделяйте ребенка от других детей: ему хочется играть вместе с ними.
  8. Читайте ребенку книги. Радио — хорошая вещь, но родителей не заменит.
  9. Производя действия, держите ребенка за руки.
  10. По мере взросления ребенку необходимо познавать окружающий мир. Давайте ему возможность ощупывать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки и др.). Выезжайте с ребенком на природу, ведь там он сможет услышать шелест листьев, пение птиц, запахи растений.
  11. Обучайте ребенка самостоятельно раздеваться, одеваться, ухаживать за одеждой и обувью.
  12. Помогайте ребенку овладевать навыками личной гигиены: чистить зубы, умываться, расчесываться.
  13. Учите ребенка пользоваться столовыми приборами, обучайте культуре поведения за столом.
  14. Расскажите ребенку о месторасположении мебели и других вещей в квартир При их перестановке заранее предупреждайте об этом. Приучайте ребенка к порядку (складывать вещи на место, подметать, мыть пол, вытирать пыль, пылесосить и др.).
  15. Обучайте ребенка приемам передвижения с тростью.
  16. Приучайте ребенка к самостоятельной ходьбе по лестнице. Если он идет без трости, то обязательно следите, чтобы на лестнице были перила.
  17. Выводите ребенка на улицу в любую погоду. Не закрывайте ему уши, чтобы он мог слышать шум улицы.
  18. Чаще берите ребенка с собой в магазин, на почту, в аптеку, в парикмахерскую. Так ему будет легче познавать «большой мир». Объясняйте месторасположение этих объектов, чтобы в будущем он мог самостоятельно посещать их.
  19. Помогайте ребенку в процессе учебной деятельности. Вместе вы сможете добиться лучших результатов.
  20. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы он мог самостоятельно звонить.
  21. Разрешайте ребенку помогать на кухне. Он узнает многое с помощью рук и носа. Однако не забудьте принять все меры предосторожности, так как ребенок не видит опасности.
  22. Подпишите медикаменты в домашней аптечке шрифтом Брайля, чтобы ребенок мог ими пользоваться.
  23. Всегда будьте правдивы и честны с ребенком, он должен доверять тем, кто ему помогает.
Семья — главный фактор, детерминирующий развитие личности. Предоставленный сам себе, замкнутый в кругу собственного опыта не включенный в социальный опыт, незрячий ребенок развивался, бы как совершенно особенное существо глубоко отличное от нормального человека и совершенно неприспособленное в мире зрячих [5]. Именно речь и основанное на ней общение со зрячими является основным средством компенсации для незрячего ребенка. Основная особенность его внутреннего и внешнего развития тяжелое нарушение пространственных, восприятий и представлений, ограниченность в свободе движений, беспомощность в пространстве. Незрячий ребенок нуждается в помощи родителей для обучения его свободному передвижению и мобильности. Навыкам самообслуживания и гигиены в условиях зрительной депривации, обучиться по подражанию невозможно.

Вот почему от семьи, где воспитывается такой ребенок, требуется общепедагогическая и дефектологическая грамотность. Без нее родители не могут оказать помощь, в решении вышеперечисленных задач. Очевидно, что деятельность учреждений где обучаются и воспитываются дети с нарушениями зрения, предполагает ее направленность и на воспитание родителей. Если при воспитании нормально видящих детей родители пользуются опытом, приобретенным в пришествие, собственной жизни, то для незрячего ребенка он оказывается не всегда приемлемым.

Родители нуждаются в осознании смысла самого процесса воспитания, т.е. чего они хотят, какова их основная цель. Жизнь ребенка в условиях зрительной депривации связана с определенными, порой серьезными трудностями.

Цель и задача родителей обучить ребенка жить самостоятельно, уметь преодолевать трудности так, чтобы они не превратились в драму, заслоняющую саму жизнь.

Полноценная жизнь в условиях отсутствия зрения возможна, но эта не простая задача. И то, насколько успешно ее решает незрячий ребенок, во многом зависит от родителей, сумевших научить его независимому образу жизни.

1. Андреева ЛМ. Социальная психология. - М. 2000. - С. 274 -288

2. БронфенбреншрУ. Два мира детства. Дети в США и в-СССР / Пер. с англ. -М. 1976. — 165 с.

3. Выготский Л..С. Проблемы дефектологии. -М. Просвещение. - 1995. — С. 117—118.

4. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в, семье / Под ред. В.А, Феоктистовой, - М. 1993. -- С. 56—75.

5. Гудоцис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением. —. М. 1999. С, 12—15.

6. Кок И.С. Психология юношеского возраста: проблему .формирования личности. - - М. 1979. - - С. 80—83, 85—87.

7. Солнцева Л.И. Психологическая подготовка ребенка с нарушением зрения в семье. - - М. АПН НИИ дефектологии, 1979. - - С. 78—87.

8. Соммерс В. Обратная связь в межличностном общении. — М. 1992. — С. 56.

9. Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Дефектология. — 1991. — № 3. — С. 88—92.

дети с нарушением зрения дефектология

2. Дети с нарушением зрения

Способность видеть, т. е. ощущать и воспринимать окружаю­щую действительность посредством зрительного анализатора, на­зывается зрением. Наибольшее количество впечатлений о внешнем мире мозг получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предме­тах и явлениях. С помощью зрения познаются существенные приз­наки разнообразных объектов (свет,цвет, величина), осуществля­ется ориентировка в пространстве, воспринимается изобразитель­ное и архитектурное искусство, наблюдаются сложные изменения в природе.

«Зрение играет огромную роль не только в развитии собствен­но зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зри­тельным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обуче­ния в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и т. п. пред­полагает определенный уровень развития зрительно-пространст­венных представлений»1.

Оптическое восприятие осуществляется зрительным анализато­ром, который представляет сложную нервно-рецепторную систему, реализующую восприятие и анализ зрительных раздражений.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально зрительный анализатор — самый сложный и наиболее совершенный орган, от­личающийся рядом особенностей. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализатора­ми, образует с ними сложные динамические системы связей. По этой причине зрительная функция влияет на деятельность других функций и комплексно они формируют сложные, синтетические образы, отражающие предметы и явления реального мира. Зри­тельный анализатор состоит из периферического отдела (глаз),

1 Власова Т. А. Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии.— М, 1973. —С. 32.

проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкор­ковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной обла­сти).

Периферическая часть зрительного анализатора — глазное яб­локо состоит из трех оболочек: наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка включает мышцы, вращающие глазное ябло­ко, и переднюю прозрачную часть — роговицу. Средняя оболочка содержит кровеносные сосуды, радужку и зрачок. Внутренняя оболочка (сетчатка)—воспринимающий (рецепторный) аппарат глаза. Она состоит из зрительных клеток — палочек и колбочек. Внутреннюю часть глазного яблока составляют стекловидное тело (бесцветная студенистая масса) и зрительный нерв, который соединяет периферический отдел с центральным.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза. Нормальное функцио­нирование этой системы обеспечивает правильную рефракцию (преломляющая способность глаза), при которой лучи, идущие от объекта, преломляются на сетчатке. В этом случае предмет вос­принимается четко и ясно.

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребен­ка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей дейст­вительности, сужает общественные контакты, ограничивает его ориентировку, возможности заниматься многими видами деятель­ности.

Врожденное нарушение зрительного анализатора может быть вызвано воздействием на него различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфек­ции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения). К аномалиям развития наследственного проис­хождения относится микрофтальм — грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обо­их глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения. В редких случаях встречается анофтальм — врожденное безглазие. Самой распространенной фор­мой врожденного изменения органа зрения является катаракта — помутнение хрусталика. К врожденным заболеваниям относятся пигментная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующая­ся сужением поля зрения до полной его потери, и астигматизм — аномалия рефракции, т. е. преломляющей способности глаза.

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врож­денными доброкачественными мозговыми опухолями. Симптомы этого заболевания проявляются не сразу, а лишь на определенном этапе развития. Зрение постепенно снижается, причем это состоя­ние может сопровождаться повышенной утомляемостью и головными болями. В этом случае необходимо оперативное вмешательство.

Пароль к файлу psyhological.ucoz.ua

Каталог статей

Тифлопсихология. Дети с нарушениями зрения. Основные положения. Реферат

Значение зрения в психическом развитии ребенка уникально. Нарушение его деятельности вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужая социальные контакты, ограничивая его ориентировку и возможности заниматься многими видами деятельности.

Нарушения зрения разделяются на группы по следующим критериям: время поражения(врожденные и приобретенные), характер протекания (прогрессирующие и непрогрессирующие), степень нарушения зрительной функции (слепые и слабовидящие).

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные нарушения зрения: микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, анофтальм – врожденное безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения, и астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза, - обусловлены наследственными факторами. Врожденная патология органа зрения может быть также вызвана повреждениями или заболеваниями в период внутриутробного развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушение обмена веществ и пр.).

Приобретенные недостатки зрительного анализатора распространены меньше, чем врожденные. Однако тяжелые заболевания органов зрения (глаукома, атрофия зрительного нерва и пр.), заболевания центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма (грипп, корь и пр.) и травматические повреждения мозга и глаз, перенесенные ребенком, могут привести к нарушению зрения.

Кроме того, различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. Прогрессирующие дефекты отличаются постепенным ухудшением зрительных функций в результате влияния патологического агента. Снижение основных зрительных функций (острота зрения, поле зрения) может быть при появлении мозговых опухолей, при повышении внутриглазного давления (глаукома). Очень часто встречаются случаи прогрессирования близорукости и дальнозоркости.

В зависимости от степени нарушения зрительной функции выделяют слепых и слабовидящих.

Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04). Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличие); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры и силуэты. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

Для определения специфики психического развития кроме степени нарушения большое значение уделяется времени наступления патологического процесса. Исходя из этого можно выделить две группы слепых: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, т.е. приблизительно до трех лет, и не имеющих зрительных представлений, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы в памяти. Чем раньше наступила слепота, тем более заметны отклонения нервно-психического развития. Оно проявляется в различных вторичных отклонениях. При заболевании с рождения ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений. Затруднения в возникновении вертикального положения тела, боязнь пространства и новых предметов ведут к задержке в освоении пространства и предметной деятельности. Первые специализированные манипуляции и отдельные функциональные действия с предметом появляются у слепых детей после двух лет. Грубое недоразвитие пространственной ориентации обусловливает недоразвитие походки, тормозит формирование тела. У ребенка, потерявшего зрение в более старшем возрасте имеется прошлый опыт зрительных впечатлений, который облегчает развитие моторики, предметной деятельности, образование представлений и понятий.

Большое значение для прогноза психического развития ребенка будут иметь и индивидуальные особенности интеллекта, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка в целом, а также своевременное начало специального обучения. У слепого ребенка недоразвитие эмоциональной сферы связано с ограничением либо невозможностью восприятия таких выразительных средств, как взгляд, жест, мимика. Это, в свою очередь, усугубляет недоразвитие форм общения на ранних этапах развития ребенка.

Исследования патологии сенсорной сферы подтвердило предположение Л.С.Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Такая характерная неравномерность развития имеется и у слепого ребенка. Если у здорового ребенка в основе игровых действий лежат хорошо знакомые предметы, то у слепого, по данным Л.Н.Солнцевой*, игровые действия не несут в себе информации о конкретном предмете. Своеобразие игровой деятельности слепого ребенка обусловлено бедностью практического опыта, слабым развитием предметной моторики или относительно сохранной речи. Игровая деятельность протекает в виде однообразно повторяющихся движений, но сопровождается значительно более высоким уровнем протекания словесного действия. Разрыв между речью и действием не сокращается без специального обучения. Слепой ребенок сохраняет значительные возможности психофизического развития и возможность полноценного познания. Нормальная мыслительная деятельность слепого ребенка опирается на сохранные анализаторы. У такого ребенка в условиях специального обучения формируются приемы и способы использования кожного, слухового, двигательного анализаторов, представляющих сенсорную основу, на которой развиваются психические процессы. Именно на этой основе развиваются высшие формы познавательной деятельности (внимание, мышление, речь, воссоздающее воображение, память), которые являются ведущими в процессе компенсации. Процессы компенсации у слепых детей наиболее эффективно протекают в сочетании с коррекционно-воспитательными *Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М.,1980.

мероприятиями по исправлению недостатков двигательных функций, ориентировке в пространстве.

Слабовидящие дети – дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4. Главное отличие слепых детей от слабовидящих в том, что зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор остается ведущим в учебном процессе, как и у нормально видящих детей, т.е. другие анализаторы не заменяют зрительных функций, как это происходит у слепых. Слабовидящие дети используют остаточное зрение при знакомстве с явлениями и предметами окружающей действительности, а также при движении и пространственной ориентации. Однако из-за недостаточности зрительного восприятия обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их представления имеют качественное своеобразие. Слабовидение оказывает заметное влияние на психологическое развитие ребенка: замедленны процессы запоминания, затруднены мыслительные операции, ограничены движения.

У детей с нарушениями зрения наблюдается своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера и отношений с окружающими людьми. Эта категория детей отличается особенностями поведения: они агрессивны и раздражительны, замкнуты. Такие особенности объясняются неудачами и трудностями в учебе, игре, общении со сверстниками. Недостаточность зрительного анализатора вызывает нарушения не только зрительного восприятия, но деятельности и личности в целом.

Слабовидящие и слепые дети нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.

Список используемой литературы:

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии /В.М.Астапов. – М. Международная педагогическая академия, 1994.

Источники:

Следующая:


06 августа 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения