коррекция зрения
Главная » Лечение близорукости

Прогрессирующая близорукость лечение


Прогрессирующая близорукость лечение

Лечение прогрессирующей близорукости

Прогрессирующая близорукость - заболевание, которое характеризуется ухудшением зрения более, чем на одну диоптрию в год. Такая близорукость интенсивно развивается у ребенка в годы учебы, - это периоды активных и напряженных зрительных нагрузок. Прогрессирование близорукости приводит к неприятным и необратимым явлениям сетчатки и значительному снижению остроты зрения.

Причины прогрессирующей близорукости и группы риска

Близорукость диагностируется в любом возрасте, но часто обнаруживается в возрасте 8-10 лет, усиливается у подростков и стабилизируется к 18-30 годам.

Причины заболевания до конца еще не изучены, но достоверно установлены факторы риска:

    Наследственность. Неопровержимым является тот факт, что если оба родителя близорукие, то половина детей будет страдать от данного заболевания уже до 18 лет. При нормальном зрении обоих родителей близорукость может появиться только у 5% детей. Установлено, что наследственность определяет ряд дефектов синтезируемого белка коллагена (соединительной ткани), который крайне необходим для склеры - оболочки глаза. Недостаточное питание. Дефицит в рационе питания таких важных компонентов, как Mn, Zn, Cr, Cu способствуют прогрессированию близорукости. Излишнее напряжение глаз. Интенсивные и длительные нагрузки на глаза при близком расстоянии, недостаточное освещение. несоответствующая посадка при письме и чтении, превышение времени просмотра телевизора и увлечение компьютером, - наиболее частые причины возникновения заболевания. Неправильная коррекция. При обращении к специалистам не исключена вероятность неправильного корректирования глазных изъянов, которая в дальнейшем ведет к прогрессированию близорукости и даже к развитию косоглазия.

Методы лечения заболевания

Современная медицина располагает тремя способами коррекции прогрессирующей близорукости:

    Очки. Наиболее популярный способ коррекции близорукости. К тому же он прост, дешев и безопасен. Контактные линзы. Перед очками имеют ряд существенных преимуществ, обеспечивают нормальный ритм жизни человеку. Лазерная коррекция близорукости. Применяется для людей более старшего возраста при стабильном состоянии заболевания. Гарантирует нормальное зрение без ограничений.

Коррекция близорукости осуществляется без хирургического вмешательства, что нельзя сказать о следующем эффективном и надежном способе:

Склеропластика. Данный метод направлен на значительное укрепление склеры в измененных отделах. В ходе такого вмешательства вводится специальная пластинка в глазное яблоко, которая впоследствии будет каркасом склеры, укрепляя глазные стенки. Еще одно преимущество склеропластики - увеличивается количество сосудов, питающих задний полюс глаза. Как результат - улучшается кровоснабжение глаза. Операция занимает не более 20 минут и проводится в режиме одного дня.

Прогрессирующая близорукость: лечение

Миопия или близорукость — это одно из распространённых заболеваний, которым страдает третья часть населения всей Земли. При близорукости больной хорошо различает предметы, находящиеся близко, а отдаленные видит очень плохо.

С научной и медицинской точки зрения это объясняется таким образом. Человек способен видеть предмет, благодаря его изображению, которое точно фокусируется на сетчатке глаза. При нарушении зрения изображение предметов фокусируется не область сетчатки, а располагается в определенной плоскости перед сетчаткой. Именно поэтому оно видится человеком в расплывчатом, смазанном и нечетком виде. Это происходит из-за несоответствия длины оси глаза и преломляющей силы оптической системы, и чем оно больше, тем сильнее миопия.

Врачами-офтальмологами заболевание близорукость (миопия) разделяется три степени, это:

  1. Слабая, при величине до 3-х диоптрий.
  2. Средняя, от 3,25 диоптрий до 6,0 включительно.
  3. Высокая, при величине от 6 диоптрий и выше. В некоторых тяжёлых случаях, эта величина может быть очень значительной — пятнадцать, двадцать и даже тридцать диоптрий.

Осложнение миопии — прогрессирующая близорукость

Заболевание может быть как врожденным, так и приобретенным со временем. При усилении болезни диагностируется прогрессирование близорукости. Как правило, при миопии увеличивается глазное яблоко, что в свою очередь, сопровождается с растяжением сетчатки. Это является одной из неблагоприятных клинических форм близорукости. Возможно развитие дистрофических очагов в сетчатке и сосудистой оболочке глаза. В более сложных случаях заболевания, может произойти разрыв и даже отслойка сетчатки.

В случае ухудшения зрения, обязательно следует показаться специалисту. Осмотр пациентов производится на современном диагностическом оборудовании, методы лечения (при необходимости) подбираются для каждого индивидуально. После диагностики назначается лечение, возможно это будет назначение контактных линз или очков, а в некоторых случаях достаточно и поддерживающего физиотерапевтического лечения. Если зрение после проведенной коррекции будет продолжать ухудшаться (в течение года на 1 диоптрию), то это уже является прогрессирующей близорукостью.

Это заболевание относится к ряду очень серьезных осложнений, если вовремя не начать курс лечения, то могут произойти необратимые изменения в центральных отделах сетчатки и существенно снизится острота зрения. Многими офтальмологическими клиниками успешно применяется надёжный и эффективный метод хирургического вмешательства — склеропластика.

Лечение в настоящее время таким способом проводят как взрослым, так и детям. Взрослые и дети подросткового периода переносят операцию под местным наркозом (капельная анестезия), детям она проводится под общим наркозом. Время операции 15-20 минут, делают её в амбулаторных условиях. Для назначения такой процедуры нет противопоказаний и проходит она без побочных эффектов. Самое главное, обратиться вовремя к врачу-офтальмологу.

Полезные записи на тему Лечение близорукости

Миопия

Миопия (близорукость) - нарушение зрения, при котором плохо видят вдаль и хорошо - на близком расстоянии.

Принято выделять три степени миопии: слабую - до 3.0 диоптрий, среднюю - 6.0 диоптрий, высокую - свыше 6.0 диоптрий.

По течению различают миопию непрогрессирующую и прогрессирующую.

Прогрессирование миопии может протекать медленно и закончиться с завершением роста организма. Иногда миопия прогрессирует непрерывно, достигает высоких степеней (до 30.0-40.0 диоптрий), сопровождается рядом осложнений и значительным снижением зрения. Такая миопия называется злакачественной - миопической болезнью.

Непрогрессирующая миопия проявляется снижением зрения вдаль, хорошо корригируется и не требует лечения. Благоприятно протекает и временно прогрессирующая миопия. Постоянно прогрессирующая миопия - всегда серьезное заболевание, являющаяся основной причиной инвалидности. связанной с патологией органа зрения.

Проявления миопии связаны с наличием первичной слабости аккомодации, перенапряжением конвергенции и растяжением заднего отдела глаза, происходящим после остановки роста глаза.

Растяжение заднего сегмента глазного яблока приводит к анатомическим и физиологическим изменениям. Особенно резко на зрительной функции сказываются нарушения в сосудистой и сетчатой оболочках. Следствием этих нарушений являются типичные для миопии изменения глазного дна.

Растяжение оболочек глаза сопровождается повышенной ломкостью сосудов с повторными кровоизлияниями в сетчатку и стекловидное тело. Медленно рассасывающиеся кровоизлияния приводят к помутнению стекловидного тела. Особое значение имеет образование грубого пигментного очага, которое сильно снижает остроту зрения. Ухудшение зрения может наступить и в связи с прогрессирующим помутнением стекловидного тела, его отслойкой и развитием осложненной катаракты. Очень тяжелым осложнением высокой близорукости является отслойка сетчатки, развивающаяся в связи с разрывом ее в различных участках глазного дна.

Причины

В развитии близорукости следует рассматривать следующие факторы.

  1. Генетический, несомненно имеющий большое значение, так как у близоруких родителей часто бывают близорукие дети. Особенно наглядно это проявляется в больших группах населения. Так, в Европе число миопов среди студентов достигает 15%, а в Японии - 85%.
  2. Неблагоприятные условия внешней среды, особенно при длительной работе на близком расстоянии. Это профессиональная и школьная миопия, особенно легко формирующаяся, когда развитие организма не завершено.
  3. Первичная слабость аккомодации, приводящая к компенсаторному растяжению глазного яблока.
  4. Несбалансированное напряжение аккомодации и конвергенции, вызывающее спазм аккомодации и развитие ложной, а затем и истинной миопии.

Коррекция миопии

Коррекцию миопии осуществляют рассеивающими стеклами. При назначении очков за основу принимают степень миопии, которую характеризует самое слабое рассеивающее стекло, дающее наилучшую остроту зрения. Во избежании назначения минусовых стекол при ложной миопии остроту зрения в детском и юношеском возрасте определяют в состоянии расслабления ресничной мышцы (закапывают атропин в глаза).

При миопии слабой степени, как правило, рекомендуется полная коррекция, равная степени миопии. Носить такие очки можно не постоянно, а только в случае необходимости. При миопии средней и особенно высокой степени полная коррекция при работе на близком расстоянии вызывает перегрузку ослабленной у миопов ресничной мышцы, что проявляется зрительным дискомфортом при чтении. В таких случаях, особенно в детском возрасте, назначают две пары очков (для дали - полная коррекция миопии, для работы на близком расстоянии с линзами на 1.0-3.0 диоптрии слабее) или для постоянного ношения бифокальные очки, у которых верхняя часть стекла служит для зрения вдаль, а нижняя - вблизи.

Лечение

Рекомендуются специальные упражнения для тренировки ресничной мышцы.

При высокой осложненной миопии, кроме того, показан общий щадящий режим: ислючают физические напряжения (подъем тяжестей, прыжки и т. п.)и зрительные перегрузки. Такие осложнения, как отслойка сетчатки и осложненная катаракта, требуют хирургического лечения.

Хирургические методы

Хирургическое лечение миопии в настоящее время получило широкое распространение. Исследования в этой области проводятся в двух основных направлениях: укрепление растягивающегося заднего сегмента глазного яблока и уменьшение преломляющей силы глаза.

В последние 20 лет получили развитие операции на роговице, выполняемые с целью изменить ее преломляющую способность. Операции на роговице при миопии, естественно, не предупреждают ее прогрессирования и возникновения осложнений.

Что касается близорукости высокой степени, то при ней основная задача - предупредить ее прогрессирование и развитие осложнений. Важную роль в этом играют склеропластические операции. Смысл их заключается в наложении своеобразного бандажа, преимущественно на заднюю поверхность глаза, чтобы предупредить дальнейшее растяжение склеры в этом отделе. Эффект склеропластики при близорукости состоит в прекращении или резком замедлении прогрессирования миопии, а также в небольшом уменьшении степени миопии и повышении остроты зрения.

Физкультура при миопии

Ограничение физической активности лиц, страдающих близорукостью, как это рекомендовалось еще недавно, признано неправильным. Показана важная роль физической культуры в предупреждении миопии и ее прогрессировании, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности цилиарной мышцы и укреплению склеральной оболочки глаза.

Циклические физические упражнения (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности (пульс 100-140 уд./мин.) оказывают благоприятное воздействие на кровообращение и аккомодационную способность глаза, вызывая реактивное усиление кровотока в глазу через некоторое время после нагрузки и повышения работоспособности цилиарной мышцы. После выполенения циклических упражнений значительной интенсивности (пульс 180 уд./мин.), а также упражнений на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой, акробатических упражнений отмечается ухудшение работоспособности цилиарной мышцы.

Основные противопоказания к занятиям спортом для лиц с близорукостью

Дети с близорукостью слабой степени входят в основную группу и могут заниматься физической культурой в подготовительном отделении спортивного совершенствования. Полезны занятия спортивными играми. Постоянное переключение зрения при игре в волейбол, баскетбол, теннис с близкого расстояния на далекое и обратно способствует усилению аккомодации и профилактике прогрессирования близорукости.

При наличии близорукости средней степени детей включают в подготовительную медицинскую группу, они должны заниматься физической культурой в подготовительном учебном отделении. Практические занятия с ними следует проводить отдельно от основной медицинской группы.

В программные требования для них целесообразно ввести некоторые ограничения: исключить прыжки с высоты более 1.5 метров, упражнения, требующие большого и продолжительного физического напряжения. Степень нервно-мышечного напряжения и общая нагрузка при занятиях физической культурой должны быть несколько ниже, чем у студентов из основной медицинской группы. Для студентов подготовительной медицинской группы наряду с учебными занятиями необходимо предусмотреть также самостоятельные занятия, включающие специальные упражнения для мышц глаз или занятия лечебной физкультурой.

Студенты с близорукостью высокой степени (6.0 диоптрий и более) должны заниматься физической культурой только в специальном медицинском отделении.

1 2009-11-05 23:22:13

20 минут Последний визит:

2009-11-06 10:14:52

Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы в связи с бурным внедрением в нашу жизнь и жизнь наших детей современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей.

Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой малыша, когда он долго непрерывно смотрит телевизор?

Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). Так как дети младшего возраста в большинстве случаев имеют дальнозоркость (гиперметропию), то для того, чтобы четко увидеть изображение, находящееся на определенном конечном расстоянии, ребенку необходимо напрягать определенные структуры внутри глаза. Происходит это рефлекторно и от сознания ребенка не зависит. При длительном напряжении и рассматривании мелких и движущихся изображений, что чаще всего и бывает при просмотре телевизора, не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может привести к развитию детской близорукости.

Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками

Близорукость (миопия) у детей — одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 14-15 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль. Чтобы увидеть удаленные предметы, дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Близорукость у детей — это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые при прогрессировании могут привести к безвозвратному снижению зрения. Поэтому лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур.

В детской глазной клинике Ясный Взор проводится комплексное лечение прогрессирующей детской близорукости. Применяются методы физиотерапевтического, функционального, оптического и медикаментозного воздействия. При необходимости, в процессе лечения близорукости у детей, применяется хирургическое вмешательство — склеропластика. Все мероприятия имеют основную цель — стабилизировать процесс удлинения глазного яблока и прогрессирование близорукости у детей.

Лечение близорукости у детей

Лечение близорукости у детей комплексное, направленное на все аспекты, приводящие к ее прогрессированию. В основном лечение детской близорукости консервативное, включающее в себя различные методы функционального воздействия. Это и занятия на определенных аппаратах, и различные методы физического лечения, и медикаментозные методы. Как правило, при лечении детской близорукости назначают очки. При миопии слабой и средней степени — только для дали, при миопии высокой степени — для постоянного ношения. Однако, сами очки лечебными свойствами не обладают, а являются лишь средством коррекции в процессе лечения близорукости у детей.

При высоком темпе прогрессирования миопии (более одной диоптрии в год), или при развитии осложнений на глазном дне, в качестве дополнительного этапа лечения близорукости у детей проводится хирургическое вмешательство — склеропластика. Переоценивать возможности склеропластики не стоит. Она не является альтернативой консервативному лечению детской близорукости и проводится больше с трофической целью, чтобы улучшить питание задних отрезков глазного яблока. После операции консервативное лечение близорукости у детей продолжается.

Тактика лечения детской близорукости, применяемая в детской глазной клинике Ясный Взор позволяет стабилизировать ее прогрессирование в 95-98% случаев. В 75-78% случаев эффект достигается без применения хирургического вмешательства.

Близорукость: мифы

Капли для лечения близорукости. Очень часто детям с прогрессирующей миопией назначаются глазные капли, расширяющие зрачок. Механизм действия этих капель заключается в расслаблении аккомодационной мышцы, так как при близорукости часто развивается ее спазм. Однако для восстановления функций аккомодационной мышц необходимо не выключение ее из работы, а наоборот, адаптация к различным зрительным режимам. Капли такого эффекта дать не могут. Кроме этого, при отмене капель, расширяющих зрачок, миопия часто начинает прогрессировать еще быстрее.

Очки — это навсегда. Еще одним заблуждением является мнение о том, что если на ребенка надели очки, то он их уже никогда не снимет. Это не так. Во-первых, при миопии слабой степени (до 3 диоптрий) очки назначаются только для дали. Они не носят лечебного характреа и назначаются только для комфорта. Если ребенок обходится в повседневной жизни без очков, то заставлять одевать их не надо. При высоких же степенях либо резком снижении остроты зрения ребенку назначаются очки для постоянного ношения. Однако, при условии двухгодичной стабилизации миопии возможно применение эксимер-лазерных технологий, что полностью избавит подростка от очковой зависимости. При астигматизме и дальнозоркости при правильном ведении и лечении во многих случаях можно избавить ребенка от очков для постоянного ношения.

Очки лазер-вижн. В последнее время в продаже появились так называемые полидиафрагмальные очки «в дырочку». При их регулярном использовании производители обещают быстрое излечение от любых болезней глаз. Что касается близорукости, то при этой патологии очки в «дырочку» просто создают лучшие условия для зрения, за счет увеличения глубины оптического фокуса. Тот же эффект достигается при прищуривании. Поэтому никаким лечебным действием эти очки не обладают. Вреда они не приносят, пациенты теряют лишь драгоценное время и не проводят настоящего лечения.

Препараты с черникой. Как правило, все назначаемые «черничные таблетки» являются пищевыми добавками и представляют собой поливитаминные наборы. Однако, в отличие от настоящих лекарственных поливитаминных препаратов, пищевые добавки не допущены для применения в клинической практике фармкомитетом России, а имеют лишь разрешение Минздрава. Это означает, что полномасштабных клинических испытаний этих препаратов, тем более у детей, не проводилось. Поэтому мы не используем эти препараты в детской офтальмологии. Нашим пациентам мы рекомендуем поливитаминные наборы типа Компливит, Ундевит, Ревит и др, которые хорошо зарекомендовали себя и одобрены к применению педиатрами.

Разумнее лечить сейчас

Чем раньше будет начато лечение прогрессирующей миопии, тем больше возможностей для предупреждения развития осложнений на глазном дне, развивающихся при прогрессировании миопии, т.к. они могут привести к снижению зрения. При отсутствии лечения прогнозировать течение болезни практически невозможно, что может привести к бурному росту миопии и повреждению глаз. Если же ребенок находится под наблюдением, подобных скачков можно избежать. В процессе лечения допустимый рост миопии составляет не более 0,5 D в год. При таком градиенте роста глазное дно ребенка не страдает.

Близорукость: доступная профилактика

Для ребенка с близорукостью большое значение имеет гигиена зрения. Большей частью это касается всех детей, даже при отсутствии какой-либо глазной патологии. Зрительные нагрузки ребенка должны быть дозированы. Чтение возможно только сидя за столом при хорошем освещении. Читать лежа и за едой не рекомендуется. Большое значение имеет продолжительность просмотра телевизионных программ. Детям младше двух лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор. Это связано не только с нагрузками на глаза, но и с влиянием на центральную нервную систему, что может привести к возбуждению ребенка.

Однако, мы не можем полностью исключить телевизор из жизни наших детей. Посоветовать можно следующее. Для детей до 7 лет общая продолжительность просмотра телевизионных программ не должна превышать 30-40 мин. в день. В более старшем возрасте можно разрешать смотреть телевизор до 1,5 — 3 часов в день. При этом непрерывная нагрузка должна быть не более 1,5 часов (одни фильм). Тип телевизора (обычный, «плоский» экран, жидкокристаллическая панель, плазменный телевизор) практически не влияет на переносимость зрительных нагрузок. При просмотре телевизора основным вредным фактором является длительная зрительная нагрузка на конечном расстоянии. То же самое можно сказать и о работе за компьютером.

Продолжительность работы за компьютером также не должна превышать 40 минут в день.

Прогрессирующая миопия

Ранее в медицинской практике было принято считать, что близорукость (миопия) — это болезнь, поражающая взрослых людей, в основном тех, кто преодолел возрастной предел в 50 лет. Недавние исследования в мире офтальмологии показали, что миопия начинает прогрессировать у детей младшего школьного возраста. Каковы причины данного заболевания и как проводить качественное лечение недуга — об этом далее.

1. Лечение прогрессирующей миопии

Итак, лечение миопии находится в зависимости от множества факторов. Все методы лечения можно разделить на традиционные и хирургические. При традиционном методе лечения офтальмолог назначает ношение очков, объясняет правила правильного режима работы и отдыха, консультирует по поводу питания пациента, а также учит человека выполнять профилактические упражнения для того, чтобы снимать усталость с глаз.

В случае, если традиционные методы лечения близорукости лечения неэффективны, тогда помочь может только хирургический метод. Но такой метод является очень рискованным, поэтому нужно стараться не доводить здоровья глаз до подобного состояния.

Лечение миопии в стадии прогресса невозможно без правильного выбора очков. К сожалению, они не могут полностью остановить развитие болезни, но здорово помогают в избавлении глаз от напряжения зрения, особенно при взгляде на предметы, расположены вдалеке. Таким образом, можно обойти стороной процесс стремительного ухудшения остроты зрения. Правильно подобранные очки — это первое средство при лечении миопии.

В связи со стремительным развитием современных технологий в области офтальмологии, широкое распространение получили контактные линзы. Они  изготавливаются из разных материалов и врач обязательно поможет подобрать  максимально приемлемый вариант. Обычно выбор предстоит между жесткими и мягкими линзами. Единственный недостаток данного метода состоит в том, что он не пригоден для детей, ведь у них происходит этап предварительного формирования глазного яблока.

Хочется сказать о том, что опасность прогрессирующей миопии состоит не в потребности постоянного ношения очков. Данная стадия близорукости опасна возникновением различных осложнений. Если близорукость развивается особо стремительно, она может провоцировать кровоизлияние на сетчатку, отслойку сетчатки, а также дистрофические изменения, которые со временем приводят к потере зрения. Факторы, которые побуждают данное заболевание: непомерные физические нагрузки, роды, стрессовые ситуации, а также наличие тяжелых травм.

Хирургическое вмешательство всегда нацелено на то, чтобы предотвратить прогрессирующее возникновение осложнений. Хирургическая операция невозможна без проведения предварительного обследования пациента.

Сначала врач определяет темп прогрессирования близорукости. В зависимости от этого назначают очки или контактные линзы. Если миопия прогрессирует у ребенка, тогда ему сначала будут назначены очки.

Очки должны точно соответствовать размеру лица и обязательно обеспечивать остроту зрения обеими глазами. Их задача состоит в том, чтобы помогать человеку иметь устойчивое бинокулярное зрение. Человек должен всегда использовать очки во время любой активности: прогулок на улице, походов в кино, на занятиях фитнесом, особенно если ему приходится часто рассматривать удаленные предметы. Во время чтения, письма и выполнения работы с мелкими предметами совсем не обязательно одевать очки. В случае прогрессирующей близорукости врач может посоветовать использовать бифокальные очки с расчетом на то, чтобы нижняя полусфера линзы была слабее верхней. Если коэффициент близорукости превышает отметку в три диоптрия, тогда без жестких контактных линз не обойтись.

Во врем лечения миопии на стадии прогресса человеку рекомендуется соблюдать режим для общего укрепления организма, заниматься умеренными физическими нагрузками по типу плавания, быстрой ходьбы и бега, а также как можно чаще и дольше пребывать на свежем воздухе. Необходимо обязательно укреплять организм с помощью применения препаратов кальция и фосфора, а также разнообразить свой рацион витаминными добавками.

Необходимо обеспечить специальный режим зрительной работы, который состоит из правильного пользования очками, обеспечения хорошего освещения при работе и установление правильного соотношения между аккомодацией и конвергенцией.

Люди, страдающие на прогрессирующую близорукость должны делать пятиминутный перерыв через каждые пятнадцать минут утомительной зрительной работы. Пожилым людям следует отдыхать в течение пятнадцати минут через каждые десять минут подобной работы. Ни в коем случае нельзя поддавать зрительные анализаторы чрезмерной нагрузке, ведь лечение прогрессирующей близорукости есть не что иное, как серьезная и трудновыполнимая задача.

Прогрессирующая близорукость лечение

Если произошло развитие изменений в области сетчатки или появились рецидивирующие кровоизлияния в сетчатку и стекловидное тело, необходимо немедленно отказаться от зрительной работы и обеспечить глазам как полное спокойствие, так и надежную защиту от резкого света. На этапе доврачебного лечения можно пропить курс кальция, употреблять препараты на основе китайского лимонника и женьшеня, а также проводить инъекции кислорода и заняться рефлексотерапией. Среди витаминного комплекса наиболее приемлемым будет назначение курса рутина в комбинации с аскорбиновой кислотой, рибофлавином, тиамином и витамином Е. Это необходимо для того, чтобы максимально укрепить ломкие сосуды глаз.

ПРОГРЕССИРУЮЩАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ У ДЕТЕЙ: ПЕДИАТРИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Кафедра глазных болезней   педиатрического факультета РГМУ.

“Каждая прогрессирующая близорукость заставляет   опасаться за будущее   больного” – фраза сказанная 133 года   назад голландским офтальмологом   Дондерсом ( F.C.Donders ) актуальна   и в настоящее   время.

По своему   распространению близорукость выходит   за пределы индивидуального   несчастья и становится   подлинным социальным злом, требующим настойчивого внимания со   стороны многих врачей.

Рассматривая вопрос о «растущей»     ежегодно близорукости у   детей, необходимо отметить, что   она преимущественно прогрессирует   в дошкольном и школьном   возрасте.

Поэтому необходимо   хотя бы кратко напомнить результаты комплексной   оценки   состояния здоровья детей современной школы. А они показывают, что   среди них практически отсутствуют здоровые   дети с нормальным развитием и уровнем функционирования организма (только 14% детей). У большинства детей при осмотре выявляются морфологические и функциональные отклонения -   49,4%, хронические заболевания   в 36,6% случаев. Наблюдается отчетливая тенденция к росту частоты отдельных нозологических форм: заболеваний органов пищеварения на 15%, системы кровообращения на 16%, мочеполовой системы - на 12%, эндокринной - на 10%, опорно-двигательного аппарата - на 15%. Еще более интенсивный   рост за последние годы претерпевают аллергические заболевания, нервно-психические расстройства и прогрессирующая близорукость.

Близорукость   один из частых видов аметропий, изучение которых начинается с трудов знаменитого астронома Кеплера, давшего правильное представление об аметропиях еще в начале XVII века и в дальнейшем создавшем   учение о диоптрике глаза.

Впервые определил виды клинической рефракции голландский офтальмолог F.C.Donders. который и положил начало развитию учения об эмметроп ии и ее отклонениях. Были точно сформулированы понятия эмметропии, гиперметропии и брахиметропии (миопии). Эмметропическим автор считал глаз, в котором при совершенном   покое аккомодации параллельные лучи соединяются на сетчатке. Аметропическим называл тот глаз, в котором параллельные лучи без участия аккомодации соединяются или впереди сетчатки, или позади нее.

Близорукость всегда существовала   в человечестве. Однако   мы не знаем, как понимали ее в древние времена   и выделяли ли ее   отдельно от других аметропий. Столь распространенный теперь термин «миопия» впервые встречается в   работах Аристотеля (330 г. до н.э.). В буквальном переводе   с греческого   слово « myo » - означает щурить, смыкать, а « ops » – зрение. Таким образом, миопия дословно – «мир прищуренных» и обусловлена тем, что некоторые   люди желая лучше   рассмотреть отдаленные предметы, прищуривают глаза, т .е смотрят через узкую щель   между краями век. Другой перевод   данного термина означает «мышь», чем отмечается привычка близоруких держать   голову несколько согнутой при работе и дающей сходство с фигурой   мыши.

На наш   взгляд этот первый   исторически появившийся термин не вполне соответствует тому значению, в котором мы его употребляем. Он более общий и характеризует один из клинических признаков (прищуривание) не только близорукости, но и всех аметропий. У нас нет   оснований отказываться   от него, хотя применять его следует   до некоторой степени   условно.

Предложенный в середине   19 века Дондерсом ( F.C.Donders ) термин « брахиметропия » несколько ближе   подходит к сегодняшнему представлению   о близорукости. Брахиметропическим F.C.Donders назвал такой глаз, в котором на сетчатке могут собраться только расходящиеся лучи, то есть, выходящие от предметов, находящихся на конечном растоянии - внутри меры видения нормального глаза. Однако у нас   этот термин не   прижился.

Что же   на сегодня мы понимаем   под термином «близорукость»?

Близорукость – заболевание сложного   мультифакторного генеза, представляющее   собой совокупность клинико-патогенетических   форм, объединенных   общим рефракционным   фактором и имеющее качественно   значимые различия в   механизмах патогенеза и   клинической картины.

Уже это определение показывает, что раздел офтальмологии,   посвященный близорукости – сложный, разработка которого требует   участия многих специалистов.

В подходе к проблеме близорукости наблюдаются   две крайности, которые можно описать следующим образом.   С одной стороны, существует представление, что лица с миопической рефракцией совершенно   обычные, ничем не отличающиеся от лиц с нормальным зрением и даже более интеллектуально развиты, и все проблемы, связанные с ними, можно решить путем улучшения остроты зрения оптической коррекцией.   С другой стороны,   дети с близорукостью рассматриваются как больные.   Поэтому главным вопросом стоящим перед детскими   офтальмологами является вопрос   как к ней   относиться – как к болезни или   нормальному варианту рефрактогенеза .

Офтальмологи, интересующиеся главным образом   практическими вопросами, уже давно подошли   к данной проблеме именно   с практической точки   зрения и считают, что “ миопическая болезнь” – это форма близорукости,   при которой аметропия является   лишь одним из   симптомов заболевания, а на первый   план выступают дистрофические   изменения сред, внутренних оболочек и   даже переднего отрезка глаза. Описан и ряд общих клинических   проявлений свойственных “ миопической болезни”. Это   системная недостаточность опорно-соединительной ткани, гормональный дисбаланс, возможность   диспротеинемии и повышенная   экскреция с мочой   кислых мукополисахаридов и   количество оксипролина в плазме   крови.

К адаптационной близорукости (биологическому варианту рефрактогенеза ) относят форму близорукости, которая появляется и   прогрессирует только в   период интенсивного роста   организма.

Однако до   настоящего времени никто   еще не дал удовлетворяющих   достоверных критериев разграничения   разных форм близорукости   в начальных стадиях. Поэтому близорукость можно считать результатом нарушения рефрактогенеза. а формы и выраженность ее зависят от времени и степени нарушений в этом механизме.

Патогенез

В механизме происхождения   близорукости можно выделить   три основных звена:

1) зрительная работа на   близком расстоянии - ослабленная   аккомодация;

2) наследственная обусловленность;

3) Ослабленная склера –в нутриглазное   давление.

При ослабленной   аккомодации усиленная зрительная   работа на близком расстоянии   становится для глаз   непосильной нагрузкой. В этих случаях организм   вынужден так изменить   оптическую систему глаз, чтобы приспособить ее к   работе на близком   расстоянии без напряжения   аккомодации. Это достигается главным   образом посредством удлинения   переднезадней оси глаза   в период его   роста и формирования   рефракции.

Слабость аккомодации   может быть следствием   врожденной морфологической неполноценности цилиарной мышцы, результатом воздействия   на цилиарную мышцу   общий заболеваний. Причиной   ослабления аккомодационного аппарата является также ее недостаточное   снабжение ее кровью.

Близорукость может наследоваться   как по аутосомно-доминантному, так и аутосомно-рецессивному   типу. При доминантном   типе наследования близорукость   возникает в более   позднем возрасте, протекает более благоприятно и, как правило, не достигает высокой   величины. Для близорукости, наследуемой   по рецессивному типу, характерны более раннее возникновение, большая склонность к   прогрессированию и осложнениям, нередко сочетание   с рядом врожденных   заболеваний глаз и более тяжелое течение процесса   в последующем поколении.

При ослаблении   склеры создаются условия   для неадекватного ответа на стимул   к росту глаза, для его постепенного растяжения под влиянием   внутриглазного давления. При этом имеет значение не только статическое   ВГД, сколько динамическое, т.е. возмущение жидкости глаза   при движениях тела   или головы. Поскольку в передней части   глаза имеется преграда в виде   аккомодационного кольца, внутриглазная жидкость при возмущениях   оказывает воздействие   главным образом на   заднюю стенку глаза.

Необходимо также подчеркнуть, что склера детей, по сравнению со взрослой, содержит в больших   количествах растворимые фракции   коллагена. А так как последние   тесно связаны с   процессами фибриллогенеза. поэтому   очевидно, замедление образования прочных   внутри и межмолекулярных поперечных   связей в коллагеновой структуре   склеры.

Психофизиологические особенности детей   школьного возраста с близорукостью

Характерной чертой близоруких детей является не ситуативная, а личностная тревожность. которая, как известно, является субьективным проявлением неблагополучия   личности. Для тревожного человека   характерно стремление регламентировать,   стабилизировать окружающий   мир, который представляется хаотичным, а, следовательно, несущим угрозу (рис.1). Только введение системы,   жесткое следование правилам и принципам   позволяет в обыденной жизни человеку с такой личностной чертой чувствовать себя спокойнее, снимает напряжение.

Рис.1. Рисунки детей   с приобретенной близорукостью.

Уровень тревожности детей с близорукостью сильно связан с показателями биоэлектрической активности их головного мозга (по ЭЭГ). Наибольшее неспецифическое влияние оказывает мощность тета-ритма ЭЭГ, в особенности его высокочастотный поддиапазон (6.0 - 7.8 Гц).

Интересным представляется и тот факт, что высокий уровень тревожности отрицательно коррелирует с невербальной составляющей интеллекта: чем выше показатель интеллекта, тем ниже уровень тревожности.

У 44% детей с близорукостью отмечается низкая самооценка, они недовольны собой и своей внешностью.

Низкая самооценка влечет за собой целый ряд проблем. Она влияет на характер взаимоотношений с другими детьми. Эти дети испытывают трудности в общении,   в силу, как им кажется, своей неинтересности. малозначимости. Неуверенность в себе, в своих силах, боязнь отрицательной оценки, заставляют их идти   по пути ограничения контактов со сверстниками, хотя именно в этом возрасте деятельность общения становится ведущей и играет решающую роль в жизни.   Близорукие дети, у которых зафиксирована низкая самооценка,   пассивны, склонны к отрицательному прогнозированию, в том числе и своего будущего. С другой стороны, их пассивность закрепляется гиперопекой и « сверхконтролем » со стороны родителей, обеспокоенных течением болезни. Родители часто стремятся строго следовать предписаниям врача, иногда даже в ущерб эмоциональному контакту, хотя он особенно важен и нужен этим детям. Это способствует социальной инвалидизации и дезадаптации .

Наиболее конфликтной для близоруких детей является школьная тематика. Вся смысловая сфера детей пронизана отрицательными связями, порождающимися школьными отношениями,   взаимоотношениями с преподавательским составом и одноклассниками.

Тема глубинных переживаний всегда имеет отрицательную окраску, т.к. эти понятия провоцируют образы, за которыми стоят   отрицательные переживания. Интересен тот факт, что у 52% детей с близорукостью понятие "страх" ассоциируется со сказочными образами. т.е. рисуются сказочные персонажи (Баба-Яга, дракон и др.). Обнаруженный факт свидетельствует, во-первых, об определенной инфантильности, отставании "психологического"   возраста от реального, во-вторых, подтверждает сложные детско-родительские отношения.

Таким образом, психофизиологических исследования позволяют утверждать, что чем больше зрелость структур головного мозга ребенка на момент начала его обучения в школе, чем лучше сформированы корково-подкорковые взаимодействия в ЦНС, тем ниже будет уровень его тревожности впоследствии. Высокий уровень тревожности   детей с близорукостью значительно увеличивает частоту острых инфекционных заболеваний, может способствовать возникновению невроза у ребенка, а также в последствии стать причиной формирования тревожного типа личности   и повышенной подверженности   стрессовым воздействиям.

Клиника глазных проявлений близорукости

Для глазных проявлений   близорукости характерно наличие   изменений как в переднем, так и заднем отделах   глазного яблока. Однако они неоднозначны   по своему клиническому   значению и влиянию   на уровень зрительных   функций.

Близорукий глаз имеет   некоторые особенности по своему строению позволяющие определить наличие   данного вида рефракции. Это увеличенная величина глазного   яблока спереди назад, большая глубина передней камеры, более широкий зрачок. Некоррегированная близорукость часто   приводит к конъюнктивитам   и блефаритам, так как благодаря   хроническому   напряжению мышц при прищуривании   и аккомодации создаются   условия поддерживающие гиперемию и   почву для воспаления   век.

Положение клинического фокуса   перед сетчаткой формирует на глазном   дне круги светорассеяния. Поэтому первым признаком   близорукости является понижение   остроты зрения вдаль, которое повышается, как правило, до нормального уровня   от приставления к   глазам отрицательных   линз.

Повышение центрального   зрения может наблюдаться   и от прищуривания, так как частичное смыкание   век приводит к   прикрытию площади зрачка, вследствие чего круги светорассеяния   уменьшаются, превращаясь   в эллипсы светорассеяния, площадь которых значительно   меньше исходных кругов   светорассеяния.

Однако механизм   появления прищуривания, несмотря на его кажущуюся простоту, значительно   сложнее. Благодаря психофизиологическим   исследованиям, проведенным   за последние десятилетия, мы знаем, что снижение   остроты зрения представляет собой психотравмирующую ситуацию, накладывающую существенный отпечаток на эмоциональную сферу детей и влияющую на различные физиологические системы,   в частности, на тонус мышц. Чтобы получить более четкое зрение, ребенок стискивает зубы, сдерживает дыхание и напрягает мышцы глаза. Мышечное   напряжение является следствием удержания под контролем сильных чувств, вызванных психотравмирующей ситуацией. Торможение чу вств пр оисходит автоматически, вызывая появление областей напряжения, преимущественно во внутренней и наружной зонах тарзальной областях верхних век. Подобная реакция временно повышает остроту зрения за счет изменения жесткости век   и давления последних на роговицу. Проявлением тревоги у детей школьного возраста на уроке также является сосание ручки, карандашей, пальцев. Эти жесты позволяют создать чувство безопасности, которое они испытывали младенцами у материнской груди и направлены на снятие напряжения. Повторение психотравмирующей   ситуации (нечеткое видение написанного на школьной доске, экзамен,   школьный урок) вызывает автоматическое затормаживание двигательных и голосовых компонентов ответных реакций.   Позднее эта реакция проявляется бессознательно,   а мышцы глаз, челюстей, живота, спины всегда сохраняются напряженными. что в последствии приводит к снижению их тонуса и самой разнообразной   патологии. Не случайно дети школьного возраста с близорукостью чаще нуждаются в ортопедической и стоматологической коррекции и производят впечатление "слабых в руках и ногах", " гнущихся под влиянием учебы ", несчастных.

Мы полагаем, что характерный признак близорукости   - прищуривание, ипредставляет собой реакцию, устраняющую или сводящую до минимума эмоциональные переживания. Эта реакция на психотравмирующую ситуацию (снижение остроты зрения) отражается в   позе ребенка ( привычка близоруких держать голову несколько согнутой, дающая будто   бы сходство с фигурой мыши,   отчего и произошло название "миопия" ) движениях, жестах и типе телосложения ( астеническое).

К проявлениям близорукости со стороны век можно отнести и более широкую глазную щель, вызванную увеличившимся   размером глазного яблока. В центральных отделах верхних век увеличивается   вертикальное напряжение растяжения. В тоже время появление   данного клинического признака вызывает снижение напряжения   растяжения в горизонтальном направлении верхнего века. В связи с ослаблением горизонтального   напряжения глазное яблоко способно еще более активно увеличиваться в передне-заднем направлении, так как не встречает сопротивления со стороны придаточного аппарата глаза с одной стороны, а с другой - привести к прогрессирующему течению близорукости.

Прогрессирующее течение близорукости   сопровождается деформацией глазного   яблока как переднего, так и заднего полушария. Деформация переднего полушария проявляется   уменьшением радиуса кривизны роговицы   в вертикальном меридиане, формируя или усиливая прямой астигматизм и является еще   одним механизмом усиления   рефракции, помимо классического   роста передне-задней оси   глазного яблока. Деформация заднего полушария чаще всего проявляется такой характерной   формой глазного яблока как вытянутый элипсоид. Механизм деформации связан с изменением структуры   склеры и чаще всего проявляется в виде разрыхления коллагеновых волокон и их истончения. Эти изменения наблюдаются в   верхне-наружном. наружном и верхне-внутреннем квадрантах склеры, где отмечается увеличение количества эластических волокон и уменьшение косо направленных пучков, за счет увеличения продольно направленных.

Уменьшение стойкости склеры к   растяжению мы связываем с морфологической незрелостью фибробластов склеры, а также с высоким уровнем растворимых фракций коллагена и низким уровнем эластина. Растяжение зрелых фибробластов склеры сопровождается увеличением   активности протеолитических ферментов (протеаз), разрушающих адгезивные связи, что и вызывает уменьшение механического напряжения. Морфологическая   незрелость фибробластов, по-видимому, приводит к нарушению вышеуказанного механизма.

Деформация глазного яблока сопровождается растяжением меридианальных   мышечных волокон цилиарного тела, последние подтягивают корень радужки в сторону заднего полюса. В результате этого радужка   смещается к цилиарному   телу и возникает   мидриаз зрачка. Кроме того на размер   зрачка влияет недостаточно   качественная афферентная импульсация   с сетчатки в глазодвигательные нейроны ( расфокусированная картина воспринимаемого   поля). А это в свою очередь сопровождается   падением тонуса парасимпатической   нервной системы не только   сфинктера, но и цилиарного тела.

Неудивительно, что при близорукости часто обнаруживают ослабленную   аккомодационную способность, сопровождающуюся легким мидриазом. Ухудшение сократительной способности цилиарной   мышцы нарушает метаболизм   хрусталика и стекловидного   тела, что может проявляться помутнением хрусталика   и деструкцией стекловидного   тела. Изменения в стекловидном теле при прогрессирующей близорукости способствуют формированию патологических   канальцев, зарождающихся   в цистернах стекловидного   тела, вызывающих периферические хориоретинальные дистрофии (рис.2).

Рис.2. Близорукость. Периферические   хориоретинальные дистрофии ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Причинами нарушений зрительных функций   являются не только   миопическая рефракция, уменьшение объема аккомодации, но и патологические изменения   глазного дна, развивающиеся вследствие нарушения   кровообращения и растяжения   оболочек глаза. Чрезмерное удлинение глаза отрицательно   влияет прежде всего   на состояние сосудистой   и сетчатой оболочек (рис.3). Эти ткани как более   дифференцированные обладают   меньшими пластическими   возможностями, чем   склера. Для их   роста существует физиологический предел, за которым   начинается патология в   виде растяжения этих   оболочек и возникновения   в них трофических   нарушений, служащих основой развития   осложнений.

Рис.3. Ретиношизис ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Почти постоянно наблюдаются изменения   сосудистой оболочки вокруг   диска зрительного нерва. Эти изменения называются миопическим   конусом (рис.4). Если   атрофический участок имеет вид   кольца, расположенного вокруг зрительного   нерва, то он часто   обозначается как стафилома (рис.5).

Рис.4. Близорукость. На глазном дне миопический конус

Рис.5. Прогрессирующая   близорукость. Задняя   стафилома правого глаза ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Изменения   глазного дна при прогрессирующей   близорукости не сводятся   только к характерным   изменениям околодисковой зоны. Очень часто   наблюдается поражение макулярной   области, зоны экватора и   крайней периферии.

Изменения   макулярной области могут быть   едва уловимыми и   характеризуются исчезновением   или извращением физиологических рефлексов, небольшой депигментацией. Вследствие атрофических изменений   сосудистой в макулярной области могут   просматриваться розовые и   желтоватые полосы хориоидальных   сосудов, и вряде случаев атрофические очаги различной   величины и формы. Нередкой находкой являются разрывы   мембраны Бруха в виде   желто-белых полос, кровоизлияния в макулярной зоне (рис.6, 7, 8).

Рис.6. Хориоретинальная атрофия при прогрессирующей близорукости ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Рис.7. Близорукость. Кровоизлияние в макулярной области ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Рис.8. Близорукость. В макулярной области пятно Фукса ( Kanski J. J. Bolton A. 2001).

Сужения периферического   поля зрения при   близорукости объясняются морфологическими   изменениями на периферии   глазного дна.

Дистрофические изменения сетчатки   в зоне зубчатой   линии могут быть   причиной отслойки сетчатки.

Диагностика

При обследовании   детей с близорукостью   важно получить детальное представление   о клинических особенностях и течении близорукости.

Так, при   сборе анамнестических сведений необходимо   выяснить, в каком возрасте   появились первые признаки   снижения зрения, в чем они заключались, уточнить   субъективные ощущения в   настоящее время, а также получить подробные сведения о режиме зрительной работы, общем состоянии здоровья и перенесенных   заболеваниях, выяснить, имеется близорукость   у других членов   семьи.

Наружный   осмотр проводится по общим   правилам с обязательным   выполнением Cover - testa (проба с прикрыванием глаз). При выявлении постоянного   или непостоянного   косоглазия, гетерофории исследуют состояние   бинокулярного зрения, мышечное равновесие, конвергенцию.

Исследование остроты зрения проводится монокулярно   и бинокулярно без   оптической коррекции и   с коррекцией. При отсутствии существенного повышения остроты   зрения от применяемых   сферических линз, следует   думать о наличии астигматизма, амблиопии или органических   поражениях.

Исследование сред глаза   и глазное дно   осуществляется с помощью биомикроскопии   и офтальмоскопии.

Клиническая рефракция исследуется   в условиях циклоплегии. Помимо определения величины   близорукости целесообразно   определить равенство или неравенство   ее на обоих   глазах. Выявление анизотропии в 2,0 дптр и   более имеет значение при   коррекции близорукости и решении вопроса о целесообразности   проведения плеоптического лечения.

Повторное определение   клинической рефракции (чаще через год)   позволяет судить о   течении близорукости (стационарная или прогрессирующая). При наличии астигматизма   за рефракцию каждого   глаза принимают сферический   эквивалент, т.е. среднее   арифметическое измерений в   двух главных меридианах.

Оценить динамику   течения близорукости могут   повторные определения передне-задней оси глазного   яблока с помощью   ультразвука.

Для получения   представления о работоспособности   цилиарной мышцы определяют   запас относительной   аккомодации. Полученные   данные позволят с большой   долей вероятности судить   о степени участия   аккомодации в развитии близорукости   и правильно выбрать   тактику лечения и   рациональную оптическую коррекцию.

Участие склеры   в развитии близорукости   позволяет определить прижизненная   оценка биомеханических свой ств скл еры.

В случае   недостаточно высокой остроты зрения   с оптимальной коррекцией, а также при наличии   патологии на глазном дне могут потребоваться   дополнительные методы исследования, в частности – электрофизиологические.

Принципы лечение близорукости

Для лечения   близорукости применяются многочисленные   средства и методы.

Прежде всего   необходимо подчеркнуть, что лечение близорукости   направлено не на   ликвидацию или уменьшение   близорукости, а на   остановку или замедление прогрессирования заболевания   и профилактику его   осложнений.

Первый вопрос, который приходится решать врачу – коррекция близорукости.

При подборе   очков близоруким детям вопрос о   коррекции решается индивидуально. При стационарной близорукости   целесообразна ее почти   полная коррекция. При слабости аккомодации и   прогрессирующей близорукости назначается почти полная коррекция для дали   и неполная для   близи.

Мы обратили внимание на тот факт, что большая часть детей с близорукостью, особенно с   повышенным уровнем тревожности, предпочитает пользоваться светозащитными очками. Подобные очки не только являются средством защиты от   избыточного освещения глаза, но и средством, создающим психологический комфорт, т.к. светозащитное экранирование скрывает "сигналы зрачков", и тем самым   уменьшает психоэмоциональное напряжение. Это представляется очень важным особенно для детей с   пониженной самооценкой.

Другой тип очков, появившийся недавно, носит название «квазиоптических».

«Квазиоптические» очки обладают следующими преимуществами перед линзами:

n при снижении   некорригированной остроты зрения (ниже 0,2) они обеспечивают лучшую компенсацию зрения в широком интервале расстояний до рассматриваемых   объектов;

n при большой разнице в остроте зрения двух глаз пациента применение «квазиоптических» очков не ведет к нарушениям бинокулярного   зрения;

n «квазиоптические» очки защищают глаза от избыточного освещения, а также в некоторой   степени от ультрафиолетового, рентгеновского и СВЧ излучения;

n регулярное ношение (1-2 час в сутки) способствует некоторому повышению остроты зрения   без коррекции, а также снижению силы оптической коррекции, имеющейся у пациента;

n «квазиоптические» очки улучшают контрастную чувствительность, зрительную работоспособность и служат средством для снятия зрительного утомления и психологического напряжения.

Таким образом, положительное влияние квазиоптической коррекции на зрение позволяет рекомендовать их как метод психофизиологического воздействия на сенсорную функцию зрения с целью   ее стимуляции.

Второй вопрос, встающий перед врачом, - вопрос о целесообразности назначения лечения ребенку с близорукостью. При стационарной близорукости и   отсутствии изменений на   глазном дне лечение не   требуется, и врач может ограничиться   подбором соответствующих очков.

В лечении   нуждается лишь прогрессирующая   близорукость и стационарная близорукость, которая сопровождается   теми или иными изменениями со стороны оболочек   глаза.

Третий вопрос: как лечить?

Методы лечения   близорукости могут быть консервативными, хирургическими   и комбинированными.

К консервативным   методам принадлежат методы, влияющие на аккомодацию: снимающие напряжение ресничной   мышцы, повышающие ее работоспособность, устраняющие слабость, увеличивающие объем аккомодации. Сюда относятся: тренировка цилиарной   мышцы путем ее сокращения и расслабления с помощью попеременного воздействия на   глаза вогнутых и выпуклых стекол, использование   призм, перевод взора с ближнего на дальний предмет, «глазная гимнастика» в виде движения глаз   во все стороны, рефлексотерапия, лазерстимуляция цилиарного тела   и др.

В последнее время предложен   новый способ патогенетически ориентированного медикаментозного лечения прогрессирующей   близорукости слабой    и средней величины (А.П.Нестеров, В.И.Лапочкин. А.В.Свирин ). Он заключается в применении препаратов, снижающих продукцию водянистой влаги в сочетании с холинолитиками кратковременного   действия. Указанные средства   рекомендуется инстиллировать на ночь, так как во сне повышается тонус парасимпатической нервной системы приводящий   к статическому напряжению цилиарной   мышцы. Длительность   курса – 1 месяц.

Из немедикаментозных методов заслуживает   внимания инфразвуковой   пневмомассаж, оказывающий   положительное влияние на основные   патогенетические звенья близорукости (улучшение показателей   аккомодации, гемодинамики, офтальмотонуса и биомеханических   свой ств скл еры).

Из хирургических   методов лечения к   патогенетически ориентированным относят, в первую очередь, укрепление задних отделов   глазного яблока различными биологическими   материалами: аллосклерой. твердой мозговой   оболочкой, коллагеном, свежими   и консервированными элементами аутокрови и др. Положительный эффект склеропластики   обусловлен помимо механического влияния, еще и биогенной стимуляцией   и реактивной воспалительно-рубцовой   реакцией на вмешательство.

Из препаратов, способствующих укреплению   склеры, можно назвать хлористый   кальций, витамины С ,Д ,Е, препараты железа и др.

Для влияния   на гемодинамику и трофику глаза применяют но-шпу, галидор. стугерон. кавинтон. компламин. теоникол. никотиновую   кислоту, рутин, гепарин, кофеин   и многие другие средства.

В качестве патогенетического лечебного   фактора имеет значение   и режим зрительной работы. При прогрессирующей близорукости следует   в разумных пределах   снизить зрительную нагрузку. Рекомендуется через   каждые 20-25 минут чтения   делать пятиминутный перерыв.

Особую осторожность   следует соблюдать при допуске близоруких детей   к работе с компьютером. Детям до 3 лет   не следует разрешать   пользоваться компьютером, так как это   является для них   слишком высокой зрительной   и эмоциональной   нагрузкой. Дети 3-7   лет могут находиться   у экрана компьютера   не более 15   минут. Для школьников непрерывная   длительность занятий с компьютером не должна превышать: в 1-м классе – 10 мин, 2-5-м классах – 15 мин, 6-7–м классах – 20 мин, 8-9 классах – 25   мин, 10-11-м классах – 30 мин на   первом часу занятий   и 20 мин на втором.

Профилактика и формирование   здоровья

Профилактика – это система государственных, социальных, гигиенических и   медицинских мер, направленных на обеспечение   высокого уровня здоровья   и предупреждения болезней. Различают первичную, вторичную и третичную   профилактику.

Первичная профилактика – это система мер, направленных на предотвращение   заболеваний путем устранения   причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма   к воздействию неблагоприятных   факторов окружающей среды.

Вторичная профилактика направлена   на заблаговременное выявление развивающегося   заболевания, т .е предотвращающая   развитие и   возникновение рецидивов после   лечения.

Третичная профилактика заключается в адекватном лечении   заболевания, предотвращении   его возможных осложнений.

Педиатрам   и офтальмологам важно   знать, что наиболее   приемлемой и эффективной   системой профилактики близорукости   является формирование групп   риска (профилактики) глазной патологии. Она включает 6 эпапов и очень хорошо представлена в избранных   лекциях по офтальмологии   профессором Е.И.Ковалевским.

Однако нельзя оставить без внимания наблюдения, в течение последних десяти лет, сотрудников кафедры глазных   болезней педиатрического   факультета Российского государственного медицинского университета (зав. кафедрой проф. Е.И.Сидоренко ) по первичной профилактике прогрессирования близорукости в   образовательных учреждениях. Они свидетельствуют о том, что   в большинстве случаев организаторами учебного процесса игнорируются гигиенические нормативы по оборудованию и освещению учебных классов и комнат. Практически не   соблюдаются правила личной гигиены   зрительной работы на   близком расстоянии и самими учащимися. Недостаточно   внимательны к организации рабочего места ребенка в домашних условиях и их   родители.

Поэтому хотелось   бы дополнить эту разработанную систему подходом, при котором происходит формирование культуры зрительной   деятельности. Считаем, что предназначение   детских врачей не   только в том, чтобы лечить, оперировать, но и научить чувствовать   детей свой организм.

Тревожные   цифры, связанные с распространенностью прогрессирующей близорукости, обусловлены многими причинами, в частности, отсутствием   у детей должных знаний   по здоровому образу   жизни.

Именно эти обстоятельства и привели к созданию первой в России   сети школформирования здоровья. которые были конституированы   министерствами здравоохранения   и образования России   и включены в   декабре 1994 года   в Европейскую сеть   школ формирования здоровья, созданную в рамках совместного проекта   Всемирной организации здравоохранения, Европейского Совета   и Комиссии Европейских сообществ.

C овершенно очевидно, что так как   ребенок проводит в детском саду   и школе 50%   времени своей «детской   жизни», то эти учреждения   и должны стать   тем местом, где формируется   здоровье, а профилактическая деятельность должна   переместится из лечебного   учреждения в образовательное .

Изменение   стратегии отразилось и на терминах. Термин «охрана здоровья»   сначала был изменен   на «укрепление здоровья», а сегодня он трансформирован   в еще более   активный термин «формирование здоровья».   Главным местом   по формированию здоровья   становятся семья и   школа. Важнейшую социальную роль   играет учитель здоровья,   проводящий уроки здоровья   в школе. При этом   у ребенка воспитывается   ответственность за свое здоровье   и здоровье окружающих.

Многолетняя совместная работа по санитарному   просвещению в школе   показывает, что реальных изменений   в состоянии органа   зрения от лекций   о здоровых глазах   не происходит. А материалы, полученные при изучении   особенностей психофизиологического развития детей   младшего школьного возраста с близорукостью, свидетельствуют об определенной инфантильности, несоответствии паспортного и   реального возрастов, недостаточный уровень зрелости структур головного мозга ребенка. Тот факт, что у 52% детей данной возрастной группы многие понятия ассоциируются со сказочными образами. привели нас   к мысли об   использовании именно сказочного материала в   проведении как познавательной   работы, так и в формировании культуры зрительной   деятельности.

И это не случайно, так как известно, что примерно до 10-12 лет у детей преобладает «правополушарный» тип мышления. Сегодня хорошо известно, что у каждого полушария имеется свой «стиль»   обработки информации, но оба они также работают во   взаимодействии как единое   целое. Это относится и к языку, который всегда считался   прерогативой левого полушария. Левое полушарие воспринимает   язык последовательно, логически и буквально, а правое схватывает сообщения мгновенно, целиком, улавливая   скрытый смысл. Если сказать   по иному, то левое полушарие укладывает   кубики по порядку, чтобы   получить правильную картинку, а правое видит ее сразу.

При чем же здесь сказка? Сказка – это вид   символического языка. Она выражает определенную мысль в непрямой, но в наиболее впечатляющей форме. Еще А.С.Пушкин писал о сказке: «Сказка –л ожь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Именно   «намек» подразумевает индивидуальное доосмысливание содержания сказки   каждым ребенком. Силу воздействия сказки   чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Уведев погрусневшее личико   ребенка, они спешат обласкать его, рассказав какую-нибудь   историю, с которой ребенок может   интуитивно соотнести и себя. Поскольку в сказке важно не   ее буквальное   значение, сколько скрытый в ней смысл, то для расшифровки придется больше потрудиться   правому полушарию. Это подтверждается исследованиями проведенными Орнстейн в 1978 году ( цит. По Миллс Дж. Кроули Р. 2000). У студентов медиков, выполнявших различные познавательные задания, измерялась волновая активность мозга при помощи электроэнцефаллограммы. Наибольшая активность левого полушария   была отмечена при чтении   и записи текстов технического   характера, а высшая активность правого   полушария была зарегестрирована при   чтении притчей.

Следовательно, наиболее   важная для детей школьного возраста информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о Мире. А т ак как обмен сказочными историями является естественной   формой общения, передачи опыта, системой   воспитания новых поколений, то сказка может формировать и   культуры зрительной деятельности.

Давно замечено,   что если оказавшись   за рубежом мы приветствуем местного жителя на его родном языке, то тем самым, с одной стороны, мы выражаем уважение   к его стране, а с другой, можем рассчитывать на   его душевный отклик. Напротив, незнание   языка страны пребывания может вызвать массу   недоразумений и даже   неприязнь местных жителей. Но даже внутри одного   и того же языка существуют языковые барьеры. Выражая свои переживания, ощущения, впечатления имысли. мы пользуемся как словами, так и невербальными чувственными средствами. То, как мы выражаем   себя, говорит о нас не меньше, чем то. что мы говорим. Мы убедились, что с каждым   годом становится все труднее   найти общий язык взрослому   и ребенку, все хуже   они понимают друг   друга. Проблемы общения часто   возникают из-за того, что содержание нашего сообщения приходит в противоречие с его формой, или из-за того, что манера общения взрослого не совпадает с манерой общения ребенка. А сказка дает великолепный   общий язык для   взрослого, работающего с ребенком. Язык   сказки их естественно   сближает. Поэтому, детским   офтальмологам никогда не стоит забывать слова: «Вернись к своим истокам и вновь ребенком стань». Мы соогласны с Дж .М иллс и Р.Кроули в том, что умение   вернуться к «ребенку в нас» - поистине бесценное   качество.

Сказки, конечно, есть   в каждом доме. В дошкольном и младшем школьном возрасте они читаются почти всем   детям. Дети их любят. Из них они черпают   множество знаний: о времени и пространстве, о связи человека   с природой, с предметным миром. Сказкотерапией человечество занималось   всегда. Она была и продолжает   быть средством передачи опыта и знаний «из уст в уста». Современная сказкотерапия. термин синтезирующий   многие достижения психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур, это совместное с маленьким пациентом открытие тех знаний, которые живут в его душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Однако, перечитав известные сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, В.И. Даля, С.Т. Аксакова и многих других авторов, мы обнаружили, что они более подходят для усвоения народной поэзии, языка, воспитания правильной устной речи. Для нас же не   сказка сама по   себе была важна, а культура, которую она воспитывала. Не случайно, многие исследователи   признают важное значение культурных факторов,   оказывающих определяющее воздействие   на психологическое состояние. Представление и о близорукости, ее профилактике также видоизменяется   не только в   различных культурах, но с течением времени, в пределах   одной и той   же культуры.

Автор лекции разделяет мнение Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. что сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Поскольку в сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения, то ребенок, слушая сказки, накапливает некий символический «банк жизненных ситуаций». Этот «банк» может быть активизирован в случае необходимости. Если ребенок с раннего возраста начнет отвечать на вопрос: «Чему же нас учит сказка?», соотносить ответы со своим поведением, то он в случае необходимости станет активным пользователем своего «банка   жизненных ситуаций». Через «сказку» ребенок естественным   путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные   связи между событиями; размышляет о своем предназначении. Полагаем, что это важно для   ребенка. Если мы оглянемся   вокруг, то увидим, к чему   привели разрушительные действия взрослого   человека, одержимого иллюзией   собственной безнаказанности, «отрицающего «сказочные» законы   взаимодействия с Миром. Сказки не разрушают окружающий   мир, а взывают к светлым   созидательным сторонам души   человека. Поэтому сказкотерапия с детьми, подростками и даже взрослыми особенно актуальна. Она поможет остановить лавину разрушений, производимых человеком.

Идею офтальмологической   сказки нам помог реализовать   хорошо известный клиницистам факт взаимосвязи между «лучистыми»   фигурами

Полагаем, что одной из   важнейших задач, стоящих   перед детскими офтальмологами, является формирование   культуры зрительной деятельности у детей, начиная   с самого раннего   возраста. Причем основой   этой культуры служат знания дошкольников и детей младшего школьного   возраста об устройстве зрительного   анализатора. Ранее проведенные   психологические исследования в   этой области убедили нас в том, что в большинстве своем представления детей о глазах поверхностные и явно не   способствуют осознанной зрительной деятельности и тем более деятельности при обнаруженной   у них патологии.

Идею офтальмологической   сказки нам помог реализовать   хорошо известный клиницистам факт взаимосвязи между «лучистыми»   фигурами светорассеяния и анатомической   структурой глаза. Так родилась сказка «Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град». Работа со сказкой идет   в нетрадиционном ключе. Этому способствует введение вместо привычных героев сказок придуманных: двух очаровательных звездочек Ясли и Осли. На примере путешествия этих героев детям рассказывается   об анатомическом строении и некоторых   функциях различных отделов   глаза.

«Необыкновенное путешествие Ясли и Осли в Глаз-Град» следует   понимать   как дополнение   к реальной жизни, а не как замену самой реальной   действительности. В результате этого   ребенок не испытывает   разочарования. Потому что эта   сказка про самого   себя. Чтобы помочь детям   уяснить идею сказки, почти о каждом жителе Глаз-Града написаны короткие   и легко запоминающиеся стихи. Разбирая их вместе   с ребенком и обсуждая   смысл каждого из   них, взрослые помогают ребенку понять их и уяснить строение   зрительного анализатора. «Необыкновенное путешествие Ясли и   Осли   в Глаз-Град» помогает развить фантазию   и более внимательно   относиться к своим глазам.   На примере близорукости главные герои   сказки обучают детей   некоторым полезным навыкам.

Таким образом,   состояние здоровья и органа зрения детей дошкольного и школьного возраста не может   не вызывать тревоги. Проблема близорукости, хотя   она и является междисциплинарной, не может решаться без   учета ее культурных аспектов. Наша работа в школе по формированию здоровья   показывает необходимость   активного участия в охране   зрения педагогов, педиатров, а не только офтальмологов. Поскольку   большинство привычек, в том числе и привычки личной гигиены, формируются в раннем возрасте, особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста, активно внедрять   учебно-просветительские программы по формировании культуры зрительной   деятельности. Полагаем, что ребенку, который заболеет   завтра, воспитание ответственности за свое здоровье и   здоровье окружающих несомненно поможет устранить и разрешить многие   проблемы.

Источники:
http://www.eyecorrector.ru, http://healthyeyes.ru, http://www.diagnos.ru, http://virusstop.1bb.ru, http://ozrenii.com, http://medvuz.com/med1808/t6/6.php

Следующая:


30 октября 2020 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения