коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Реабилитация пациентов с нарушением зрения


Реабилитация пациентов с нарушением зрения

26. Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц с заболеваниями и повреждениями органа зрения

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.

Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.

"Инвалид " — лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".

"Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".

Медико-социальная экспертиза — определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. — до 18 лет) — категорию "ребенок-инвалид".

Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.

На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.

Реабилитация инвалидов — процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Цели реабилитации — восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.

С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.

Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.

Зрение — сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.

При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:

  • наследственной отягощенности;
  • анамнеза и катам неза заболевания, особенностей его течения;
  • сроков наступления зрительных расстройств;
  • нозологической формы офтальмопатологии;
  • детальной характеристики структурных изменений в органе зрения;
  • состояния и динамики зрительных функций;
  • электрофизиологических характеристик зрительно-нервного аппарата;
  • данных о зрительной работоспособности;
  • сведений о сопутствующей патологии других органов и систем организма;
  • результатов оценки возможности и эффективности восстановительного лечения, коррекции зрения.

Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.

На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.

Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.

Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций — остроты зрения и поля зрения.

Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.

Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.

Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.

Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.

Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.

Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.

Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:

  1. — низкая,
  2. — средняя,
  3. — высокая степень слабовидения,
  4. — практическая, или абсолютная, слепота (табл. 26.1).

Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.

В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.

Ограничения I степени — незначительно или умеренно выраженные — имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.

Ограничения II степени — выраженные — возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.

Ограничения III степени — значительно выраженные — констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.

В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.

Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.

У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.

Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.

При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.

Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.

У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.

При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.

Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.

В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.

В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.

В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.

Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых — развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos — слепой) — совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.

Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.

Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.

Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.

Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.

Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.

Зрительная реабилитация пациента с нарушением зрения вследствие новообразования хиазмально-селлярной области

Среди опухолей внутричерепной локализации новообразования хиазмально-селлярной области (ХСО) составляют 15-18% и в 75% случаев приходятся на пациентов трудоспособного возраста от 20 до 50 лет [1-3]. Достижения нейрохирургии, нейроэндокринологии, нейрорентгенологии, возможности электронной микроскопии и радиологии, а также широкое внедрение в клинику эндоскопического оборудования позволили выявлять и успешно лечить пациентов с данной патологией [4, 5]. Однако сдавление зрительного нерва опухолью ХСО часто приводит к его атрофии, которая, в свою очередь, является причиной инвалидизации по зрению лиц молодого, трудоспособного возраста. В связи с этим весьма актуальными являются вопросы офтальмологической реабилитации данной категории пациентов: сохранение и улучшение остаточного зрения, возможность восстановления зрения, вопросы социальной адаптации при слабовидении и слепоте.

Цель — представление клинического случая зрительной реабилитации пациента после оперативного лечения по поводу аденомы гипофиза.

Материал и методы. Под нашим наблюдением была пациентка Л. 62 года, которая обратилась в ГБУ «Уфимский НИИ ГБ АН РБ» с жалобами на отсутствие зрения обоих глаз.

Из анамнеза известно, что больная находилась на лечении в Центре специализированного вида медицинской помощи — нейрохирургии Республиканской клинической больницы им. Г.Г. Куватова в мае-июне 2012 г. Учитывая данные клинического и инструментального обследования, пациентке установлен диагноз: аденома гипофиза с эндо- и супраселлярным ростом, зрительные нарушения.

Офтальмологический диагноз при госпитализации: последствие проникающего ранения глазного яблока, неполная травматическая катаракта (травма в возрасте 8 лет) правого глаза; нисходящая атрофия зрительного нерва, экзофтальм слева. Острота зрения правого глаза составляла счет пальцев у лица, не корригирует, левого — «ноль».

Пациентке была проведена бифронтальная костно-пластическая трепанация черепа с левосторонним субфронтальным доступом и удалением аденомы гипофиза (15.06.2012 г.). Гистологическая верификация диагноза от 20.06.2012 г. (№53963/1) — хромофобная аденома. После успешно проведенной нейрохирургической операции произошел регресс неврологической симптоматики, однако острота зрения левого глаза не восстановилась.

Результаты и обсуждение. В ГБУ «Уфимский НИИ ГБ АН РБ» пациентка обратилась через два месяца после удаления аденомы гипофиза. При осмотре острота зрения правого глаза составляла счет пальцев у лица, левого — «ноль». Внутриглазное давление, измеренное на бесконтактном пневмотонометре, на правом глазу равнялось 17 мм рт.ст. на левом — 18 мм рт.ст. При биомикроскопическом осмотре оба глаза спокойные. В правом глазу в верхневнутреннем секторе роговицы визуализировался обширный грубый рубец, сращенный с радужкой.

В оптической зоне роговица прозрачная. Передняя камера неравномерная. Зрачок неправильной формы, деформирован за счет иридокорнеальных и протяженных иридокапсулярных сращений. В хрусталике определялись помутнения во всех слоях с фиброзом капсулы и частичным рассасыванием хрусталикового вещества. Глазное дно не удавалось осмотреть из-за мутного хрусталика. В левом глазу передний отрезок просматривался без существенных изменений: роговица прозрачная, передняя камера средней глубины, лишь в хрусталике выявлено начальное помутнение в заднем кортикальном слое. Стекловидное тело прозрачное. При офтальмоскопии определялся бледный диск зрительного нерва с четкими границами, сужение сосудов, макулярная область без особенностей. При ультразвуковом исследовании (В-сканирование) заднего сегмента обоих глаз в стекловидном теле выявлена незначительная деструкция, оболочки прилежали. Данные кератометрии правого глаза — 40,00/59,75 дптр; левого — 44,00/44,50 дптр.

Пациентке был выставлен диагноз: OD — последствия проникающего ранения глазного яблока (травматическая катаракта, обширный рубец роговицы, сращенный с радужкой); OS — атрофия зрительного нерва. На основании данных комплексного обследования, а также учитывая высокий риск роговичных и геморрагических осложнений, было принято решение выполнить экстракцию травматической катаракты, вероятно, без рассечения иридокорнеальных сращений, а возможность имплантации интраокулярной линзы (ИОЛ) решить во время операции в зависимости от состояния задней капсулы хрусталика.

Экстракция травматической катаракты правого глаза проведена 14.09.2012 г. В ходе операции обнаружено очень плотное иридокорнеальное сращение и протяженные плоскостные задние синехии, деформирующие зрачок. Вследствие этого было принято решение отказаться от попытки их рассечения и провести только экстракцию катаракты.

После дозированного вскрытия передней капсулы обнаружены частично рассосавшиеся плотные катарактальные массы и дефект задней капсулы.

Фрагменты хрусталика, находившиеся во внутреннем секторе, плохо визуализировались из-за рубцового помутнения роговицы и иридокорнеальных сращений. При выведении их в оптическую зону часть хрусталикового вещества мигрировала в стекловидное тело. Операция была завершена передней витрэктомией. Повторно пациентка была оперирована 21.09.2012 г. выполнена субтотальная витрэктомия с тампонадой перфторорганическим соединением (ПФОС) и эндолазеркоагуляцией сетчатки с последующим удалением ПФОС.

Послеоперационный период протекал без особенностей. При выписке из стационара острота зрения правого глаза составила 0,04, с коррекцией sph +13,0 D — 0,1. Роговица в оптической зоне сохранялась прозрачной. Сращенный с радужкой рубец роговицы остался в неизменном виде, однако зрачок был достаточно круглым и центрально расположенным. Передняя камера неравномерная, влага прозрачная. Афакия, область зрачка чистая. Авитрия.

Глазное дно: ДЗН бледноват, границы четкие, сосуды сужены, склерозированы, сетчатка прилежит.

Повторно в динамике пациентка была осмотрена через 6 мес. Острота зрения правого глаза осталась стабильной и составила с коррекцией sph +12,0 D — 0,1; острота зрения левого глаза «ноль».

Выводы. В ряде случаев офтальмологическая реабилитация у больных с нарушениями зрения вследствие опухолей ХСО может быть достигнута за счет слепого или слабовидящего парного глаза, снижению зрения которого предшествовали перенесенное ранее заболевание или травма. В данном клиническом случае, непосредственно после получения тяжелой травмы глаза в детстве, возможности восстановительной офтальмохирургии того времени не позволяли рассчитывать на функциональный результат. Пациентка более 50 лет пользовалась лишь парным здоровым глазом, зрение которого впоследствии было потеряно из-за аденомы гипофиза.

Данный клинический пример свидетельствует о возможности успешной зрительной реабилитации пациента, потерявшего зрение вследствие опухоли хиазмально-селлярной области (атрофия зрительного нерва), на основе оптико-реконструктивного вмешательства парного глаза, травмированного в детском возрасте.

Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Реабилитация пациентов с нарушением зрения

Кафедра физической реабилитации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы физической реабилитации»

ТЕМА:

«Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями»

Вопросы контрольной работы

Понятие инвалидности

Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

1. Понятие инвалидности

В настоящее время под понятием инвалид понимают лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты [1]. Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Сегодня слово «инвалид» принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями».

Подход общества к проблеме инвалидности претерпевает изменения в ходе исторического развития. От идей физического уничтожения, неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду «неполноценных» членов общества, а в дальнейшем – к пониманию необходимости реинтеграции в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями. Наряду с этим меняются и потребности современного общества. Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведёт к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно-политическая и социально- экономическая цена потерь, обусловленных нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических и социально-средовых характеристик. Таким образом, инвалидность становится проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных физических и психических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни. Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включённость» в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой, досуговой и др. и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе являются отношения к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их просто потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, администрация предприятия опасается принимать его на работу. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о негативном, а иногда и прямо-таки враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают, что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие. Им часто приписывают такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, апатия, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самим себе, настойчивая требовательность при выполнении своих желаний. Отмечают и такую реакцию здоровых по отношению к инвалидам, как сострадание, любопытство, вежливое нерасположение, чувство отвращения.

По данным исследований, проведенных Институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считают, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям «второго» сорта. При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества.

Это свидетельствует о том, что у них существует нереализованная потребность в социальной интеграции, и они в наибольшей степени ощущают её.

2. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода); приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы. Виды врожденной патологии слуха:

полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутреннего уха);

отсутствие барабанной перепонки;

—атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха и речи. Цель реабилитации: улучшить состояние здоровья и трудоспособность инвалидов. В приложении к постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29 января 1997 г. записано: «Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, Достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». Исходя из того, какие нарушения основных функций организма человека наблюдаются у инвалида с нарушением слуха и речи, а также какие имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности, ставятся конкретные (специальные) задачи физической реабилитации. Так, у инвалидов с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма: нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); нарушение статодинамических функций; нарушение сенсорных функций (т.е. слуха). Помимо этого могут наблюдаться ограничения основных категорий жизнедеятельности: способность к обучению, трудовой деятельности, к ориентации, к общению и др. Поэтому примерные задачи физической реабилитации таковы:

—обеспечение свободного развития личности в обществе;

устранение последствий инвалидности, разработка мерпредупреждения инвалидности;

создание равных возможностей инвалидов для интеграции в общество.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий. А именно: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др. Зачастую больным с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультпаузы и др.).

3. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микро-фтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества.

При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8—12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое развитие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей-инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5—8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор. Для слепых: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогулки — пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.

Дети ежедневно должны заниматься физическими упражнениями не менее 1—1,5 ч. На занятиях используются не только упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), так как это особенно важно для слепых и слабовидящих детей.

При проведении оздоровительно-реабилитационных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке. В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Детям 1-й группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности. Во-первых, это занятия Л Г, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и- коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.

Список литературы

Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд. доп. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. – М. Медицина, 2004. – 592 с.

Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению

Роль способности видеть как одного из важнейших органов связи человека с миром. Понятие реабилитации, особенности социально-трудового, бытового и культурного восстановления слепых и слабовидящих инвалидов в процессе социальной адаптации личности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Содержание понятия инвалидность. Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения.

курсовая работа [29,9 K], добавлена 05.04.2008

Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

контрольная работа [35,2 K], добавлена 25.02.2011

Содержание понятий "инвалидность", "реабилитация". Роль социальных работников в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Формы и методы решения их социальных проблем. Проблема социальной реабилитации инвалидов, основные пути её решения.

курсовая работа [65,8 K], добавлена 11.01.2011

Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

курсовая работа [295,4 K], добавлена 11.05.2011

Сущность, содержание и принципы социальной реабилитации. Методика осуществления социально-бытовой адаптации и средовой ориентации. Реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью, с нарушениями слуха и зрения.

курсовая работа [60,9 K], добавлена 06.12.2010

История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

контрольная работа [330,9 K], добавлена 02.03.2011

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам пожилого возраста. Теоретические наработки в историческом аспекте социальной защиты по социальной, медико-социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов.

курсовая работа [53,0 K], добавлена 27.01.2014

Сущность и содержание социальной реабилитации, порядок, условия и причины получения военнослужащими инвалидности в Российской Федерации. Меры социальной поддержки и социальной защиты военнослужащих-инвалидов, рекомендации по их совершенствованию.

курсовая работа [67,1 K], добавлена 04.05.2010

Правовые основы и виды социальной реабилитации детей-инвалидов - комплекса мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик субъекта.

контрольная работа [22,1 K], добавлена 20.07.2011

Изучение основных социальных проблем инвалидов, методов и путей их решения в современном российском обществе. Оценка государственной политики и нормативно-правового регулирования социальной защиты инвалидов. Обзор мероприятий по реабилитации инвалидов.

курсовая работа [244,0 K], добавлена 23.06.2012

Введение

1. Инвалиды по зрению как целевая группа социальной реабилитационной работы

2. Технологии социально-трудовой реабилитации инвалидов по зрению

3. Технологии социально-бытовой реабилитации инвалидов по зрению

4. Технологии социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению

Заключение

Контрольные вопросы

Список использованной литературы

Введение

Процесс социальной адаптации личности - это сложнейшее общественное явление, которое включает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется два класса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменение социального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью, а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй класс адаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениями социальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессы связаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида и нахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем, следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки и срывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей инвалидов, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому как формирование статуса инвалида. Социальная реабилитация - самый надежный путь и условие к успешной социальной адаптации инвалида.

Актуальность проблемы: Здоровый человек приспосабливается к окружающей среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

1. Инвалиды по зрению как целевая группа социальной реабилитационной работы

Зрение является одной из ведущих функций человека, оно обеспечивает получение более 90% информации о внешнем мире. При частичной или полной утрате зрения человек испытывает большие трудности в самообслуживании, передвижении, ориентации, общении, обучении, трудовой деятельности, т.е. в осуществлении всей полноты жизнедеятельности.

В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности выделяются зрительные нарушения:

- глубокое нарушение зрения обоих глаз;

- глубокое нарушение зрения одного глаза с низким зрением другого;

- среднее нарушение зрения обоих глаз;

Реабилитация пациентов с нарушением зрения

- глубокое нарушение зрения одного глаза, другой глаз нормальный.

Нарушения зрения, степень которых может быть уменьшена при помощи компенсирующих средств и которые можно исправить очками или контактными линзами, обычно не считаются зрительными нарушениями.

Главной характеристикой, отражающей тяжесть патологии органа зрения и определяющей ее влияние на жизнедеятельность и социальную достаточность человека, является состояние зрительных функций, основные среди которых острота и поле зрения.

При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.

Абсолютная или практическая слепота приводит к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.

В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, свето-цветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.

Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух. Слух у них чрезвычайно обострен и реагирует на малейшие акустические нюансы при передвижении в пространстве. В связи с этим при решении реабилитационных задач важен акцент на управлении звуками в среде обитания незрячих. Необходимо выделить и усилить нужные для ориентации звуки и заглушить посторонние помехи и шумы. При формировании среды жизнедеятельности для слепых следует уделять особое внимание акустическим и изоляционным характеристикам строительных материалов и конструкций.

Компенсаторная приспособляемость организма наделяет слепого фоточувствительностью кода, дающей возможность различения не только контуров, но и цвета крупных объектов. Слепой, обладающий таким качеством, по мере приближения к большим предметам чувствует препятствие, иногда может судить о размерах и материале объекта.

На использовании функций кожной чувствительности базируются вспомогательные тифлотехнические средства и приспособления, помогающие слепому при передвижении: звуковые маяки у переходов, на остановках, внутренние и наружные информаторы, рельефные надписи внутри транспортных средств и на вокзалах, электронные системы открывания дверей и др.

Наиболее значимым видом ограничения жизнедеятельности инвалидов с нарушениями зрения является ограничение способности к ориентации - способности определяться во времени и пространстве.

Способность к ориентации осуществляется путем прямого и косвенного восприятия окружающей обстановки, переработки получаемой информации и адекватного определения ситуации.

Способность к ориентации включает:

- способность к определению времени по общепринятым признакам

- способность к определению местонахождения по пространственным ориентирам, запахам, звукам.

- способность правильно местополагать внешние объекты, события и себя самого по отношению к временным и пространственным ориентирам.

- способность к ориентации в собственной личности, схеме тела, различие правого и левого и др.

- способность к восприятию и адекватному реагированию на поступающую информацию, пониманию связей между предметами и явлениями.

2. Технологии социально- трудовой реабилитации инвалидов по зрению

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio (ре--возобновление, хабилитас--пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация--оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация--восстановление нарушенных функций и трудоспособности больных и инвалидов. В специальной литературе существует разное толкование понятия "реабилитация слепых" и различный подход к решению данной проблемы.

Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции. В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

Пастор Керолл (США) в книге "Что такое слепота и как с ней жить." утверждает: "…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения".

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие "реабилитация" применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин "абилитация"--врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин "абилитация" употребляется и в отечественной литературе.

Однако, когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства.

Каждая психическая функция--это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля. Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность--основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность.

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально-трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности.

3. Технологии социально- бытовой реабилитации инвалидов по зрению

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров - осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию "тепличных" условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации - локаторы лазерные, световые и др.)

- для самообслуживания - тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

- для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы "говорящая книга", специальные компьютерные устройства и др.)

- для трудовой деятельности - тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация - вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных - верхней и нижней - ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе "О социальной защите инвалидов в РФ" прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации.

4. Технологии социально- культурной реабилитации инвалидов по зрению

В современном мире все очевиднее проявляется роль и значение духовно-воспитательных аспектов в жизнедеятельности каждого человека, члена общества. Приоритетными качествами человека становятся: развитость его интеллекта, гуманистическое отношение к окружающим, участие в образовательных и культурных процессах общества. От степени включенности каждого гражданина в социально-культурные взаимодействия (его социально-культурной интеграции в общество) во многом зависит качество его жизни, социальный статус. В научной сфере признана эффективность терапевтического воздействия культуры и искусства как на здорового человека, так и на человека с ограниченными возможностями. Социально-культурная деятельность во всем ее многообразии занимает достойное место в комплексе мер реабилитации инвалидов. Это позволяет рассматривать социально-культурную реабилитацию как самостоятельное направление в социальной работе с инвалидами для решения задачи их социально-культурной интеграции в общество.

В основу концепции социально-культурной интеграции инвалидов с нарушением зрения могут быть взяты положения теории социально-культурной деятельности (СКД). Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления.

Социально-культурная интеграция является сложным, многоуровневым процессом, в котором человек, группа проходят множество стадий социального развития - адаптацию к окружающему миру, социализацию, культурацию, ассимиляцию путем освоения культурных ценностей и включения их в нормы и образ своей жизни, ментальность и другие.

Данная концепция основывается на системе принципов, к основным из которых следует отнести принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

В современной системе социально-культурной интеграции реабилитация охватывает не все население, а лишь те группы людей, которые находятся в трудной жизненной ситуации - инвалидов и других. Включение таких групп населения в интеграционную систему невозможно без предварительной, специально организованной подготовки - комплексной реабилитации. В ее содержание различные компоненты (виды реабилитации): медицинская, профессионально-трудовая, бытовая, социальная (в том числе социально-культурная), педагогическая, психологическая, политическая, экономическая.

Реабилитация, по нашему мнению, должна играть роль своего рода "локомотива" или начальной стадии включения человека в сложную систему интеграции. Без освоения данной ступени реабилитанту невозможно выйти на путь успешной личностной реализации. В данном контексте социокультурная реабилитация инвалидов по зрению представляет собой, во-первых,- процесс, во-вторых, - комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе жизни человека, интеграцию его в общество. В контексте современных представлений о данном процессе социокультурную реабилитацию можно рассматривать как один из способов приобщения людей с инвалидностью к активной жизни общества, и в то же время - как один из путей его гуманизации и стабилизации.

Мы считаем, что социокультурная реабилитация, равно как и другие ее виды, достойна не только уважения, но и равноправного, партнерского взаимодействия с другими, прежде всего, медицинским направлением реабилитации, поскольку, как показывает практика, зачастую реабилитационный эффект от воздействия социокультурных мер является преобладающим. Основой таких мер является обеспечение взаимодействия субъектов, один из которых является реабилитантом. Таким образом, возникает острая необходимость поиска механизмов взаимодействия субъектов. Поэтому задача воспитательного влияния на личность инвалида, способной к вхождению в интеграционные отношения, заключается в организации коммуникативной деятельности, осуществляемой в социально-культурной среде.

Развитие данного принципа прослеживается в положениях философии независимого образа жизни. предусматривающих интеграцию инвалидов, как возвращение прерванных связей с обществом на основе активизации каждой личности. Содержание идеи этой философии можно выразить следующими основными тезисами:

· человек с инвалидностью имеет право на включение во все сферы жизни общества, на независимую жизнь, самоопределение, свободу выбора, равенство с другими людьми;

· система социальных служб, открывающая доступ инвалидам ко всем направлениям жизнедеятельности призвана помочь ему реализовать это право;

· нормализация отношений между проблемными и "обычными" людьми - основная цель видов деятельности в социуме. Инвалиды должны учиться тому, как исполнять обязанности по отношению к здоровым людям, оказываясь в ситуациях (нередко рискованных), в которых могут учиться, делая ошибки.

Трансляторами этой концепции (как за рубежом, так и в России) являются, в основном, общественные организации (такие как, региональная общественная организация "Перспектива" в Москве).

Опираясь на принцип нормальности, который рассматривает человека с ограниченными возможностями здоровья личностью, имеющей потенциальные способности к участию во всех аспектах жизни общества, к успешному взаимодействию и партнерству, внесению уникального вклада в общественное и культурное достояние государства, можно добиться существенных успехов. Примером может послужить жизнь Э. Робертса - родоначальника движения за гражданские права инвалидов в Америке, одного из основоположников концепции независимой жизни, первого директора Центра независимой жизни, который после перенесённого полиомиелита, остался полностью бездвижимым. Другой пример - Президенту США Рузвельту, инвалиду с проблемами опорно-двигательного аппарата, на протяжении ряда лет физический дефект не препятствовал осуществлять функции управления государством. В России и за ее пределами широко известны общественные и научные успехи В. Дикуля, С. Федорова, подвиги Н. Островского, А. Маресьева и других.

Очевидно, что независимость людей с инвалидностью - понятие скорее психологическое, чем физическое. Для независимости необходима безбарьерная среда, технические приспособления, услуги персонального ассистента, которого инвалид нанимает и оценивает качество его работы самостоятельно. Однако понятно, что человек с инвалидностью, не желающий мириться со своим физическим недугом, социальной недостаточностью, мобилизуя компенсаторные способности организма, личностные амбиции, в состоянии приобрести достойный социально-культурный статус посредством коммуникативной деятельности и участия в жизнедеятельности общества на условиях партнерства. Не случайно девизом многих фестивалей служит выражение "Смотри на меня, как на равного", ставший одним из принципов жизнедеятельности многих инвалидов.

Однако идеи интеграции в общество людей с ограниченными возможностями в настоящее время еще не стали основной целью реабилитационного процесса, поскольку даже самые "продвинутые" специалисты и представители науки не идут дальше реабилитационных целей, которые лишь частично решают личностные проблемы социальной жизни инвалидов.

В социальную модель проникает базовый принцип, который рассматривает человека с ограниченными возможностями не как больного, которому нужны лечение и забота, а как человека, нормальной жизнедеятельности которого мешают физические, психологические и, как следствие, социальные барьеры. Эта мысль отражена в концепции компенсации Л.С. Выготского, утверждавшего, что на основе нарушенного дефектом равновесия в приспособительных функциях перестраивается на новых началах вся система приспособления, которая стремится к новому равновесию. Компенсация как реакция личности дает начало новым, обходным процессам развития, замещает, надстраивает, выравнивает психологические функции. Все связи с людьми, место человека в социальной среде, все функции общественного бытия перестраиваются. Компенсация происходит в сторону нормы, приближения к определенному социальному типу. Поэтому задача воспитания личности инвалида заключается в том, чтобы нарушение социальных связей с жизнью было налажено другим путем (например, в коммуникативной деятельности). Мы считаем, что можно повысить эффект компенсации расширяя направление социальной реабилитации социально-культурным аспектом.

Поэтому к эффективным технологиям самопомощи можно отнести, в частности, коммуникативный компонент педагогического менеджмента.

Таким образом, концепцию современной социально-культурной реабилитации инвалидов по зрению, ориентированной на успешную интеграцию инвалидов в общество, можно обозначить следующей формулой: от усилий государства для улучшения жизни населения (в нашем случае его группы - инвалидов) - к самостоятельности и инициативе самого населения (инвалидов), к сознательному культурному росту масс, который достигается, прежде всего, за счет оптимизации коммуникативной деятельности.

Практика применения положений данной концепции свидетельствует: для многих инвалидов занятие видами социально-культурной деятельности, вхождение в коммуникативные связи кроме удовольствия, отдыха и развития творческих способностей является средством жизнеобеспечения, поскольку производство материальных ценностей и продуктов культуры помогает выживать.

Сегодня в различных направлениях (реабилитационных, психолого-педагогических и других) социальной работы уже используются экспериментальные социально-культурные методики и технологии. Это игровые, рекреационные, развивающие, культуро - терапевтические, проективные, креативные технологии. Однако социальные учреждения испытывают острую необходимость в научно-методическом обеспечении и овладении социально-культурными технологиями.

Решение множества коммуникативных проблем интеграции в досуговой среде (методических, организационных и других) зависит во многом от финансовых, материальных, кадровых возможностей органов местного самоуправления.

Успех социально-культурной реабилитации инвалидов во многом определяется тем, насколько полно и точно реализуются принципы ее организации и осуществления. Основными принципами социокультурной реабилитации являются: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния инвалида, условий осуществления реабилитационных мероприятий.

В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями уточняется и дополняется. Происходит их существенная трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни российского общества, динамикой потребностей и интересов инвалидной категории и здорового населения. Это процесс естественный, органичный, развивающийся в соответствии с диалектическим законом.

Таким образом, реабилитация инвалидов - объективно необходимый, организованный (на нормативно-финансовом, административном, кадровом, научно-методическом, психолого-педагогическом, медицинском уровнях) процесс, направленный на решение задачи их интеграции в общество. Результаты анализа социологической информации, деятельности практиков свидетельствуют о целесообразности опоры на социально-культурную реабилитацию инвалидов в решении данной задачи. Этому способствует наличие у социально-культурной сферы значительных возможностей, способствующих раскрытию уникальности и самобытности личности каждого человека, участвующего в реабилитации. Исходя из реально сложившихся условий, социально-культурную деятельность важно рассматривать не обособленно, а как органическую составную часть единого социально значимого процесса интеграции, посредника между культурной средой и микромиром личности здорового и инвалида.

Заключение

Основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

Социальная реабилитация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества.

Однако здесь могут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальной реабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системе общественных отношений, с ее социальной активностью.

Главная проблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, а ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

Контрольные вопросы

1. В соответствии с Международной номенклатурой нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности какие существуют зрительные нарушения.

2. Какая информация становится основной при дефектах зрения.

3. Что включает в себя способность к ориентации.

4. Охарактеризуйте основные технологии реабилитации инвалидов по зрению.

5. Какие меры предпринимаются государством с целью улучшения жизнедеятельности незрячих.

6. Чтобы вы предложили для улучшения условий жизни для инвалидов по зрению.

7. Охарактеризуйте деятельность Общества слепых в РФ.

Список использованной литературы

патология зрение реабилитация инвалид

1) Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы /В.С. Агеев. - М. Изд-во Моск. ун-та, 2006. - С. 222-226.

2) Анисимов В.Г. Преодолевая барьеры инвалидности. М. 2007г.

3) Банников А.Н. Трудотерапия как метод реабилитации инвалидов. М. 2008.

4) Кавокин С. Н. Профессиональная реабилитация и занятость населения. М. 2007.

5) Психологические основы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности /Л.И. Акатов; М-во труда и соц. развития РФ. - М. Просвещение, 2002. - 448с.

6) Руководство по медико-социальной экспертизе и реабилитации / Под ред. А. И. Осадчих. М. 2009.

7) Социокультурная реабилитация инвалидов: метод. рекомендации /Мин. труда и соц. развития РФ, Рос. институт культурологии Мин. культуры РФ; под общей ред. В.И. Ломакина. - М. РИК, 2007. - 144с.

8) Социальная работа с инвалидами. Настольная книга специалиста / Под ред. Е. И. Холостовой, А. И. Осадчих. М. 2006.

9) Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. М. 2007.

10) Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. М. 2006.

Источники:
http://glazamed.ru, http://www.eyepress.ru, http://xreferat.ru, http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00106497_0.html

Следующая:


18 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения