коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Реабилитация инвалидов с нарушением зрения


Реабилитация инвалидов с нарушением зрения

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНВАЛИДОВ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ РЕАБИЛИТАЦИИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ И УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДУ

4. Технические средства реабилитации для ориентирования, общения и обмена информацией

4.1. Технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением зрения

Тифлотехнические средства реабилитации для слепых и слабовидящих - совокупность специальных средств и приспособлений, позволяющих осуществлять компенсацию выраженных нарушений функций органа зрения и способствующих активному приспособлению человека к окружающей среде.

К тифлотехническим средствам относятся: трость тактильная (белого цвета), специальные устройства для чтения "говорящей книги", для оптической коррекции слабовидения, медицинские термометры и тонометры с речевым выходом; собаки-проводники с комплектом снаряжения.

4.1.1. Трость тактильная (белого цвета) разных размеров (от 700 до 1200 мм), пластиковая, металлическая, складная, телескопическая (выдвижная).

Назначаются инвалидам по зрению, детям-инвалидам по зрению (младшего школьного, школьного и подросткового возрастов) с абсолютной и практической слепотой (острота зрения 0 - 0,05 или/и концентрическим сужением поля зрения до 100).

Требуются для полной или частичной компенсации ограничений способности к передвижению, общению, самообслуживанию, ориентации. Опосредованно, благодаря этому, способствует возможности трудовой деятельности и обучения.

4.1.2. Специальные устройства для чтения "говорящей книги" - предназначены для компенсации ограничений способности к обучению, общению, трудовой деятельности, особенно лиц, занятых в профессиях интеллектуального труда, овладению навыками самообслуживания.

К ним относятся:

- Тифломагнитолы различных типов и фирм производителей;

- Тифлоплееры различных типов и фирм производителей;

- Другие специальные устройства для чтения "говорящей книги".

Требуются инвалидам по зрению, детям-инвалидам, слепым и слабовидящим (при остроте зрения - 0 - 0,1).

4.1.3. Оптические средства для коррекции слабовидения - способствуют частичной компенсации ограничений к обучению, трудовой деятельности, самообслуживанию, ориентации. Особенное важное значение имеют для трудовой деятельности лиц, занятых в сфере интеллектуального труда, а также для получения общего и профессионального образования.

Выбор устройства осуществляется индивидуально в зависимости от характера патологии органа зрения, анатомо-оптических характеристик и других офтальмологических параметров.

4.1.3.1. Лупы ручные, опорные, накладные, фиксируемые на очках, разной кратности и конструкций (без освещения, с подсветкой).

Лупы назначаются инвалидам с ограничением способности к общению, обучению, трудовой деятельности при наличии заболеваний, последствий травм органа зрения, приведших к практической слепоте или слабовидению (острота зрения 0,01 - 0,1).

4.1.3.2. Очки: очки со светофильтрами, сфероцилиндрические очки (для дали или близи), сферопризматические очки-гиперокуляры бинокулярного применения, гиперокуляры монокулярного применения. Назначаются при остроте зрения 0,01 - 0,1.

4.1.3.3. Видео-система с увеличением изображения, телевизионное увеличивающее устройство (стационарное) - предназначено для чтения плоскопечатного текста на экране монитора в увеличенном виде. Назначаются инвалидам по зрению с остротой зрения 0,01 - 0,1.

4.1.3.4. Электронный ручной видео-увеличитель с увеличением от 10 до 50 крат - формирует на экране телевизора увеличенное изображение текста. Работает в режиме "позитив-негатив". Не требует специальной фокусировки. Назначаются инвалидам по зрению и детям-инвалидам с остротой зрения 0,01 - 0,1.

4.1.4. Медицинские тонометры с речевым выходом обеспечивают контроль за состоянием артериального давления, самостоятельную оценку эффективности лечения и приема лекарственных препаратов как элементов самообслуживания.

Назначаются инвалидам по зрению I группы (слепые - острота зрения 0 - 0,05), страдающие артериальной гипертонией.

Медицинские тонометры с речевым выходом частично способствуют компенсации ограничений к самообслуживанию, возможности контроля за состоянием своего здоровья и своевременного применения адекватных мер по его улучшению при наличии заболевания.

4.1.5. Медицинские термометры с речевым выходом предназначены для контроля температуры тела и назначаются инвалидам по зрению слепым (острота зрения - 0 - 0,05).

4.1.6. Собаки-проводники с комплектом снаряжения показаны для инвалидов I группы по зрению (острота зрения единственного или лучше видящего глаза 0 - 0,05 и/или концентрическое сужение поля зрения до 100 и менее градусов), в возрасте 18 лет и старше при отсутствии стойких выраженных нарушений статодинамических функций, выраженных нарушений центральной нервной системы, дыхательной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем, расстройств психических функций, тугоухости III - IV степени (затрудняющих контакт с собакой-проводником).

Социальные аспекты, которые следует учитывать при обеспечении инвалидов I группы по зрению собакой-проводником:

- возможность самообслуживания в быту, обеспечение животного пищей;

- местность проживания инвалида (сельская или город с интенсивным движением);

- жилищно-бытовые условия;

- семейные условия (согласие членов семьи);

- материальная обеспеченность, необходимая для надлежащего содержания животного;

- условия содержания собаки-проводника в своей квартире или будке;

- наличие помещения для животного на УПП ВОС либо иной работе для работающего инвалида.

Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями

Министерство образования и науки Украины

Открытый международный университет развития человека “Украина”

Горловский филиал

Кафедра физической реабилитации

Заведующий кафедрой: доц. Томашевский Н.И.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Основы физической реабилитации»

ТЕМА:

«Реабилитация инвалидов с сенсорно-речевыми нарушениями»

Вопросы контрольной работы

1. Понятие инвалидности

2. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

3. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

1. Понятие инвалидности

В настоящее время под понятием инвалид понимают лицо, которое имеет нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты [1]. Под «ограничением жизнедеятельности» понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности к самообслуживанию, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Сегодня слово «инвалид» принято заменять термином «человек с ограниченными умственными или физическими возможностями».

Подход общества к проблеме инвалидности претерпевает изменения в ходе исторического развития. От идей физического уничтожения, неприязни и изоляции был совершен переход сначала к концепции привлечения к труду «неполноценных» членов общества, а в дальнейшем – к пониманию необходимости реинтеграции в общество лиц со стойкими нарушениями здоровья и психосоциальными изменениями. Наряду с этим меняются и потребности современного общества. Научно-технический прогресс, как стратегия развития цивилизации, ведёт к интенсификации использования человеческих ресурсов. В связи с этим резко возрастает общественно-политическая и социально- экономическая цена потерь, обусловленных нарушениями жизнедеятельности человека, независимо от его медико-биологических и социально-средовых характеристик. Таким образом, инвалидность становится проблемой не одного человека и не части общества, а всего общества в целом.

Как подчеркивается в материалах ВОЗ, реабилитация инвалидов не ограничивается узкими рамками восстановления отдельных физических и психических функций. Она предполагает комплекс мер, обеспечивающих возможность для инвалидов вернуться либо максимально приблизиться к полноценной общественной жизни. Конечной целью реабилитации инвалидов является социальная интеграция, обеспечение их активного участия в основных направлениях деятельности и жизни общества, «включённость» в социальные структуры, связанные с различными сферами жизнедеятельности человека - учебной, трудовой, досуговой и др. и предназначенные для здоровых. Интеграция инвалида в определенную социальную группу или общество в целом предполагает возникновение у него чувства общности и равенства с другими членами этой группы (общества) и возможность сотрудничества с ними как с равными партнерами.

Одним из важнейших факторов интеграции инвалидов в обществе являются отношения к ним здорового окружения. Даже имея профессию, а значит, потенциальные возможности участвовать в жизни общества, инвалид не всегда может реализовать их просто потому, что здоровые не хотят вступать с ними в контакт, администрация предприятия опасается принимать его на работу. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о негативном, а иногда и прямо-таки враждебном отношении здоровых к инвалидам. Многие считают, что больным и инвалидам свойственны такие качества, как недоброжелательность, неестественность поведения, высокомерие. Им часто приписывают такие черты, как завистливость, недоверие к здоровым, апатия, недостаток инициативы, повышенное чувство жалости к самим себе, настойчивая требовательность при выполнении своих желаний. Отмечают и такую реакцию здоровых по отношению к инвалидам, как сострадание, любопытство, вежливое нерасположение, чувство отвращения.

По данным исследований, проведенных Институтом экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов, более трети опрошенных инвалидов считают, что здоровые относятся к ним с пренебрежением, как к людям «второго» сорта. При этом ярко выражена связь тяжести заболевания с частотой ощущения пренебрежительного отношения окружающих. Инвалиды, имеющие тяжелые двигательные нарушения, чаще высказывают, как одно из главных желание иметь возможность равноправного участия в жизни общества.

Это свидетельствует о том, что у них существует нереализованная потребность в социальной интеграции, и они в наибольшей степени ощущают её.

2. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением слуха

Различают следующие виды больных с нарушением слуха: глухие (потеря слуха) и слабослышащие. Глухие без речи — это рано оглохшие люди или с врожденным отсутствием слуха. Глухие, сохранившие речь в той или иной степени, — поздно оглохшие. К последствиям врожденной глухоты относят: нарушения вестибулярного аппарата, задержку в формировании прямостояния, нарушения пространственной ориентации, нарушения осанки, глухонемота. На фоне этих нарушений вторично наблюдаются изменения психики: проблемы с общением, отставание в развитии мышления, слабая память, бедность эмоций.

Реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Слабослышащие — инвалиды с частичной потерей слуха, сохранившие речь. Интеллект у них не страдает.

Причины инвалидности по слуху: врожденные (токсикоз беременности, вирусная инфекция матери, травматические повреждения плода); приобретенные (до трех лет): менингит, пневмония, свинка, воспалительные заболевания носа и носоглотки, неврит слухового нерва, травмы головы. Виды врожденной патологии слуха:

—полная или частичная аклюзия (недоразвитие внутреннего уха);

—отсутствие барабанной перепонки;

—атрезия (заращение наружного слухового прохода).

Физическая реабилитация инвалидов с нарушениями слуха и речи. Цель реабилитации: улучшить состояние здоровья и трудоспособность инвалидов. В приложении к постановлению Министерства труда и социального развития РФ и Министерства здравоохранения РФ № 1/30 от 29 января 1997 г. записано: «Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, Достижение им материальной независимости и его социальная адаптация». Исходя из того, какие нарушения основных функций организма человека наблюдаются у инвалида с нарушением слуха и речи, а также какие имеются ограничения основных категорий жизнедеятельности, ставятся конкретные (специальные) задачи физической реабилитации. Так, у инвалидов с нарушением слуха и речи возможны следующие нарушения основных функций организма: нарушение психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); нарушение статодинамических функций; нарушение сенсорных функций (т.е. слуха). Помимо этого могут наблюдаться ограничения основных категорий жизнедеятельности: способность к обучению, трудовой деятельности, к ориентации, к общению и др. Поэтому примерные задачи физической реабилитации таковы:

—обеспечение свободного развития личности в обществе;

—устранение последствий инвалидности, разработка мерпредупреждения инвалидности;

—создание равных возможностей инвалидов для интеграции в общество.

Индивидуальная программа реабилитации должна включать в себя различные виды, формы реабилитационных мероприятий. А именно: физические методы лечения (физиотерапию), механотерапию, массаж, психотерапию, трудотерапию, ЛФК и др. Зачастую больным с нарушением слуха и речи необходимо пользование слуховым аппаратом, который должен выдаваться бесплатно.

Бытовая реабилитация направлена на обучение чтению, формированию профессии. Существуют специальные ясли и детские сады, где ведется постоянная работа по формированию устной и письменной речи, развитию остатков слуха. Далее обучение продолжается в специальных школах и интернатах.

Огромную роль в физической и социальной реабилитации глухих и глухонемых играет Всероссийская организация глухих (ВОГ). Эта организация, в частности, имеет большое значение в реабилитации глухих посредством занятий физическими упражнениями и спортом с использованием всех форм занятий физической культурой, ЛФК, малыми формами занятий физическими упражнениями (УГГ, производственная гимнастика, физкультпаузы и др.).

3. Физическая реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Различают врожденные и приобретенные нарушения зрения. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Результатом генетических нарушений могут быть микро-фтальм (глубокое структурное изменение глаза), антрофтальм (полное отсутствие глаза, безглазие), катаракта (помутнение хрусталика), пигментная дистрофия (дегенерация сетчатки), астигматизм (нарушение преломляющей способности глаза).

Причинами приобретенной слепоты являются невриты зрительного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Различают больных со следующими нарушениями зрения.

Слепые — люди с полным отсутствием зрительных ощущений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). В свою очередь различают две степени потери зрения у инвалидов по зрению: 1-я — тотальная потеря зрения; 2-я — практическая слепота, когда имеется светоощущение, способность определить контур предмета. Слабовидящие — это люди, острота зрения которых позволяет различать предметы, очертания которых они видят нечетко.

По уровню физического развития дети с нарушением зрения во всех возрастных группах отстают от нормы. При нарушении зрения наблюдается ограничение двигательной активности ребенка, в результате чего возникает ряд вторичных отклонений и не только в физическом развитии слепых и слабовидящих. В частности, у них ослабляются познавательные процессы (восприятие, воображение, наглядно-образное мышление), значительно снижены двигательные функции и качества.

При значительной или полной потере зрения нарушаются координация, выносливость, быстрота и ритм движений (отставание от нормы составляет 53%). В меньшей степени (на 8—12%) выражено отставание по показателям мышечной силы и скоростно-силовых качеств. Известно, что психическое развитие ребенка зависит от состояния моторики, отмечено, что именно движение непосредственно осуществляет практическую связь ребенка с окружающей средой, которая лежит в основе развития психических процессов. Дети с патологией органа зрения в большей степени нуждаются в мышечной деятельности, нежели дети с нормальным зрением. Не подлежит сомнению и тот факт, что эффективность лечения зрительной патологии наиболее высока у детей с высокой двигательной активностью.

Первостепенную важность с реабилитационных позиций имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих детей, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации детей-инвалидов по зрению должна строиться не только и не столько на учете утраченных функций, сколько на использовании сохранившихся резервов компенсации зрительного дефекта и возможности компенсации за счет других анализаторов.

Слепота отрицательно сказывается на развитии всех сторон двигательной функции и особенно на регуляции движения, на осуществлении самоконтроля при выполнении упражнений. В норме контроль и саморегулирование движений осуществляется с помощью зрения, которое играет ведущую роль в формировании двигательных умений и навыков. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических упражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели.

У слепых выработка двигательных действий по сравнению со зрячими происходит медленнее вследствие ограничения возможностей внесения коррективов в общую структуру движений по ходу действия. Однако отсутствие зрения не исключает возможности производить оценочные и контрольные операции с помощью мышечно-суставной чувствительности, осязания и вестибулярного анализатора. Роль того или иного анализатора в выполнении движений зависит от характера упражнений. Например, при выполнении силовых упражнений (поднятие тяжестей) зрительный анализатор не играет существенной роли. При выполнении упражнений на точность роль зрительного анализатора возрастает, так что некоторые упражнения выполняются с большими трудностями. При выключении зрения показатели функции равновесия снижаются более чем в 5—8 раз.

Приведенные сведения позволяют классифицировать все упражнений для совершенствования движений с учетом роли того или иного анализатора в их выполнении. Выделяют 3 группы упражнений для слабовидящих: 1) упражнения, при выполнении которых ведущим является зрительный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой анализатор; 3) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор. Для слепых: 1) упражнения, в которых ведущим является двигательный анализатор; 2) упражнения, в которых ведущим является слуховой (и вестибулярный) анализатор.

При реабилитации детей с нарушением зрения следует учитывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненноважных функций организма: ухудшение деятельности сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и общей работоспособности. По причине всех этих особенностей психофизического состояния слепых и слабовидящих вся система их физической реабилитации (воспитания) должна быть построена так, чтобы не только компенсировать зрительный дефект, но и улучшить физическое развитие, расширить двигательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Формы занятий физическими упражнениями в школе и семье должны быть самыми разнообразными: 1) уроки физической культуры; 2) занятия в школьной секции по избранному виду спорта и ОФП; 3) УГГ; 4) физкультпаузы; 5) прогулки — пешие, велосипедные, лыжные; 6) бег в течение 10— 30 мин; 7) плавание, купание; 8) подвижные игры; 9) самостоятельные занятия доступным видом спорта; 10) специальные занятия для устранения недостатков физического развития или осанки; 11) участие в различных соревнованиях; 12) занятия ЛФК.

Дети ежедневно должны заниматься физическими упражнениями не менее 1—1,5 ч. На занятиях используются не только упражнения коррекционной направленности, но и направленные на закрепление умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), так как это особенно важно для слепых и слабовидящих детей.

При проведении оздоровительно-реабилитационных занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности организма слепых и слабовидящих детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей, физические упражнения применяются в разной последовательности и дозировке. В зависимости от характера поражения органа зрения и соответственно возможностей применения всех или иных групп упражнений детей для занятий подразделяют на 2 группы: дети, имеющие близорукость с изменением глазного дна, подвывихи хрусталика, косоглазие; дети с атрофией зрительного нерва, дальнозоркостью, с альбинизмом. Детям 1-й группы противопоказаны упражнения со значительными отягощениями (штанга, гиря и др.), ускорения, стойки на голове и руках, наклоны вперед из положения стоя на двух ногах, прыжки с предельной мощностью и т.п. Для детей 2-й группы эти упражнения не противопоказаны. Занятия ЛФК показаны ослабленным детям с низким уровнем физического развития, нарушениями осанки, низкими показателями физической подготовленности.

Основной формой ЛФК для детей-инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направленности. Во-первых, это занятия Л Г, направленные на совершенствование и коррекцию зрительных функций. В занятия необходимо включать упражнения для развития пространственного восприятия, для тренировки зрительно-моторных реакций у детей, упражнения на развитие и- коррекцию центрального и периферического зрения, специальные упражнения для тренировки глазодвигательного аппарата. Во-вторых, в реабилитационную программу слепых и слабовидящих детей необходимо включать занятия корригирующей гимнастикой. В-третьих, занятия, направленные на развитие общей физической подготовки. Необходимо отметить особенность построения занятия ЛГ. В связи с тем, что у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить продолжительность вводной части занятия до 35%, соответственно основная часть составит 50 и заключительная — 15%.

Список литературы

1. Дубровский В.И. Реабилитация инвалидов-спортсменов. – В кн. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заве дений. – 2-е изд. доп. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, с. 411-417.

2. Лечебная физическая культура: Справочник / Под ред. Проф. В.А.Епифанова. – М. Медицина, 2004. – 592 с.

3. Физическая реабилитация: Учебник для академий и институтов физической культуры / Под общей ред. проф. С.Н. Попова. – Ростов н / Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями зрения

Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечивается системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве.

Осязательные ориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы с выпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т.п.; изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.

Слуховые ориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.

Зрительные ориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов и пиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовое обозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна быть максимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц с ослабленным зрением (лестничные клетки, лифты, вестибюли, входы др.) следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей, выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста с окружающей поверхностью.

Зрительные ориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана, чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условий и утрате навыков пространственной ориентировки.

Важное значение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствами имеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:

- для передвижения и ориентировки (трость, системы для ориентации – локаторы лазерные, световые и др.)

- для самообслуживания – тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для ухода за ребенком и др.)

- для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.)

- для трудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячих обеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.

Для лиц с остаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекции зрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни.

Инвалиды с патологией зрения испытывают определенные трудности при необходимости самостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.)

Слабовидящий человек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей, усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортных элементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различать транспортные средства и устройства (световые табло, контрастная окраска пограничных – верхней и нижней – ступеней, края платформы и др.)

Для человека с полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь с посторонней помощью.

Важную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФ Всероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формы социальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкая сеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальные условия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.

В федеральном законе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов с нарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами, тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различать транспортные средства и устройства (светр в современном произЗаключение

Реабилитация инвалидов с нарушением зрения

реабилитация инвалидов с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реабилитация слепых и слабовидящих на дому как составляющая социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реабилитация детей-инвалидов по зрению на дому – одно из важнейших направлений комплексной реабилитации, которое выполняет функцию социального патронажа: осуществляет педагогическое, психологическое и социально-бытовое курирование непосредственно по месту жительства детей с ограниченными возможностями здоровья с целью создания оптимальных условий их жизнедеятельности.

Реабилитация на дому -  это система по научению слепых и слабовидящих специальным знаниям, специфическим умениям и навыкам в области социальной и семейно-бытовой деятельности.

Потеря или нарушение функций зрительного анализатора – один из самых тяжёлых стрессов. Потеря зрения оказывает психотравмирующее воздействие, сила и продолжительность которого зависят как от тяжести зрительного дефекта и личностных особенностей слепого, так и от стажа слепоты, степени тяжести сопутствующих заболеваний, дополнительных психотравмирующих факторов: внутрисемейные конфликты, социальное одиночество ит.д. (см. приложение « Проблемное поле инвалида»).

В Курганском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями работает отделение надомного обслуживания, в котором получают реабилитационные услуги дети-инвалиды по зрению, в том числе и тотально слепые. Для этой работы за основу взяты программы по социально – психологической  реабилитации инвалидов по зрению под редакцией В.Я.Феоктистовой, профессора кафедры общей и специальной педагогики Института семьи и ребёнка Международного университета им. Р.Валленберга. Также использовалась программа «Особенности ориентировки незрячих в пространстве», Ю.И.Петров,  А.П.Садчикова, И.В.Блинникова; М, 1989, сб. «Пространственная ориентировка инвалидов по зрению», институт реабилитации и профессиональной подготовки слепых РГПУ им. А.И.Герцена – Воронеж, 1992.

Реабилитационная работа с детьми ведётся по 6 направлениям:

Психолого-педагогическая диагностика.

Пространственное ориентирование.

Профориентация и основы трудового обучения.

Социально – бытовая ориентировка.

Работа с родными и близкими инвалида по зрению.

Социокоммуникативная реабилитация.

Психолого – педагогическая диагностика.

Изучается анамнез детей с ограниченными возможностями здоровья; устанавливается психологический контакт, основанный на доверии, с каждым ребёнком и членами его семьи; определяется степень внутреннего переживания, изучается характер и актуальность жалоб собеседников. Также в рамках работы первого направления проводится обследование исходного уровня физического развития, общей и мелкой моторики, изучения уровня сохранных анализаторов, их возможностей отражать свойства и признаки предметного мира: восприятие предметов остаточным зрением, слуховое, осязательное восприятие, использование обоняния, выявляется уровень сформированности эмоционально – волевой сферы. Все дети обучаются в образовательных учреждениях, поэтому выясняется тип программы и степень усвоения учебного материала. На основании результатов диагностики разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Пространственное ориентирование.

Пространственная ориентировка – это способность человека в каждый данный момент правильно представлять себе пространственное соотношение окружающих предметов и своё положение относительно каждого из них.  Для зрячих людей способность ориентироваться в пространстве в обычных условиях не представляет труда. Зрение охватывает всю обстановку в целом, и ориентировка в ней протекает на уровне условных рефлексов, выработанных в процессе жизненного опыта, без видимого участия сознания, если, конечно, ситуация не представляет особой сложности.

У слепых и слабовидящих ориентировка в пространстве протекает иначе. Для них это сложный психический процесс, который, кроме условных рефлексов, включает сознательный анализ комплекса восприятий – наблюдений и умозаключений.

Зрячий человек принимает, как само собой разумеющееся, свою способность самостоятельно передвигаться, он сам решает проблему, куда и когда идти. Для человека с нарушением зрения решение этой проблемы зависит от того, насколько хорошо он освоил приёмы ориентировки и мобильности.

Ориентировка  в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем, входящих в сферу социальной адаптации детей с нарушением зрения.  Успешность их интеграции во многом зависит от их способности ориентироваться в быту, на улице, в общественном транспорте, в умении общаться с окружающими людьми. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых и слабовидящих детей. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря слепого ребёнка в психологическом плане. Именно через потерю самостоятельности при передвижении эти дети начинают чувствовать свой дефект.

Между тем, недостатки в развитии пространственной ориентировки, имеющиеся у детей с нарушением зрения, ограничивают в дальнейшем их самостоятельность и активность во всех сферах деятельности.  Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще.

Таким образом, не имея навыков ориентировки в пространстве, нарушается полноценная связь между слепыми и окружающей средой.

Для организации этого направления работы потребовалось создание методической базы. В Курганской специальной библиотеке слепых им. В.Г.Короленко мы знакомились со специальной литературой, рельефно – графическими пособиями, тифлотехническими средствами. Познакомились с интересными людьми, имеющими нарушения зрения, для дальнейшего сотрудничества. Специалисты центра посетили Бийский центр реабилитации слепых им. М.Н.Наумова под руководством Астанина А.М. Там они получили практический опыт по реабилитации лиц с глубокими нарушениями зрения, где особое внимание уделялось реабилитации по ориентировке в пространстве. Много полезного для работы мы взяли из сотрудничества с коллективом Шадринской коррекционной школы – интерната №12 для слабовидящих (директор Фоминых И.В.).

Программа по данному разделу предусматривает такие направления:

Формирование специальных знаний и умений;

Развитие познавательной деятельности на полисенсорной основе;

Стимулирование процесса компенсации утраченных зрительных функций, формируя навыки активного осознанного использования сохранных анализаторов;

Овладение приёмами работы с тростью в большом и малом пространствах;

Повышение мобильности, т.е. умение самостоятельно действовать в окружающей обстановке;

Формирование навыка словесного проговаривания маршрута и умение переносить знания и представления об изученном пространстве на план;

Овладение приёмами ориентирования с использованием тифлотехнических средств;

Формирование топографических представлений о городе и целостного восприятия города.

Для социализации детей занятия по пространственному ориентированию проводятся в различных зонах: в квартире -  для умения определять местонахождение различных предметов мебели и бытовых приборов, находить упавшие предметы; на улице, во дворе дома, в транспорте, в учреждениях.

Профориентация и основы трудового обучения.

Профессиональная  ориентация слепых и слабовидящих детей является возможным и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. Трудовая деятельность инвалидов увеличит степень их независимости, даст возможность контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы. Но для этого труд инвалида должен учитывать его интересы, физические и психологические особенности, способности, которые могут дать основание ориентировать их в ту или иную область профессиональной деятельности.

Главной целью работы в этом направлении является содействие в подготовке детей к самостоятельной жизни, обеспечение и развитие их функциональной и технологической образованности, профессиональное самоопределение в условиях рынка.

Профориентационная работа включает в себя три направления: профпросвещение, прфконсультации, формирование общетрудовых навыков.  Наиболее распространённые формы профпросвещения: беседы, экскурсии, диагностика. Выявляются склонности, интересы и возможности ребёнка, профессиональные предпочтения. Изучается роль семьи в формировании мотивации к профессиональному самоопределению, адекватность профессиональных намерений, выявляются внутрисемейные отношения к труду, роль родителей в дальнейшем самоопределении ребёнка.  При формировании общетрудовых навыков используются различные виды деятельности: работа с бумагой, глиной, пластилином, тканью, деревом, вязание, конструирование, лозоплетение, уход за растениями и др.

Социально – бытовая ориентировка.

Это направление включает в себя обучение домоводству и самообслуживанию, а также знакомство с учреждениями культурно–социальной сферы: магазинами, поликлиникой, аптекой, почтовым отделением, библиотекой, предприятиями бытовых услуг.

Социально – бытовая ориентировка относится к ряду специальных занятий, которые проводятся с учётом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с нарушениями зрения. Содержания занятий включает в себя следующие разделы:  «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание»,  «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Средства связи».

Овладение навыками социально – бытовой  ориентировки облегчает социально – психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.

Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Жилище». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем.

Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура поведения».  Детям показываются правила поведения за столом, при посещении музеев, библиотек, театров, почты, магазинов.

Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь», «Средства связи».

Работа с родными и близкими инвалида по зрению.

Немаловажным  фактором в успешности процесса реабилитации является привлечение родственников слепого или слабовидящего ребёнка к участию в совместной деятельности. Эта работа носит информационно – просветительский и психокоррекционный характер.  Наша задача состоит в том, чтобы в лице своих близких дети – инвалиды приобрели активных и грамотных помощников.

Социокоммуникативная реабилитация.

В реабилитационной деятельности есть  определённое специальное направление, в рамках которого формируется способность к общению -  социокоммуникативная реабилитация. Здесь происходит обучение детей с ограниченными возможностями здоровья навыкам общения в новых для него условиях. Для этого мы с детьми посещаем театры, выставки, кафе, музеи, ипподром, парки, аэропорт, выезжаем на природу. С каждым таким мероприятием дети чувствуют себя увереннее, раскрепощеннее, у них благоприятно повышается самооценка. В целом это ведёт к формированию нового образа «Я» и положительно окрашенной картинке восприятия окружающего мира.

Социальная реабилитация – процесс, который имеет начало, но не имеет конца. Всё содержание работы по реабилитации на дому направлено на реализацию основной цели – помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья понять и принять свою индивидуальность, разобраться с собственными проблемами и трудностями, стать ему более мобильным, помочь интегрироваться в общество.

Проблемное поле инвалида

Источники:
http://detiangeli.ru, http://www.kazedu.kz, http://www.sociologyinweb.ru, http://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2012/11/04/reabilitatsiya-slepykh-i-slabovidyashchikh-na-domu

Следующая:


16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения