коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Профилактика нарушения зрения у дошкольников


Профилактика нарушения зрения у дошкольников

профилактика нарушения зрения у дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей  начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.

Все упражнения условно можно разделить на несколько групп:   у пражнений для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения, упражнения для активизации двигательной функции; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Рассмотрим каждую из этих групп

Упражнений для активизации работ мышц глаза

Комплексы   упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Комплекс упражнений для активизации

работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической "сухостью" глаз.

6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

Пальминг  является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. "Смотреть" до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.

2. Точно так же, как в первом упражнении, "смотреть" с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.

3. Теперь "смотрим" вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.

4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.

5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони.Продолжительность упражнения - две - три минуты.

6. Веки глаз закрыты. Мягко "постучать" по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты.

Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

Метка на стекле   позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Релаксация  -   глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.

Мы отдыхаем (лежа на спине)

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

Дерево (сидя на корточках)

Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Упражнение «Большие повороты» (стоя)

Станьте, расставьте ступни ног на расстоянии около 30 см друг от друга. Отрывая немного левую пятку от пола, поворачивайте одновременно плечи, голову и глаза вправо до тех пор, пока линия плеч не станет перпендикулярной стене, к которой вы были обращены лицом. Чередуйте попеременные взгляды то на правую, то на левую стену, обращая внимание на то, чтобы голова и глаза двигались вместе с плечами.

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

Цветотерапия

Упражнение «Цветовые ванны»  восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение  «Цветовые  пятна»

На  зрительные ориентиры (цветные пятна)  предлагается   обучающимся  смотреть  по  очереди. Данные ориентиры  могут  быть  представлены  в  разных  моментах (игрушки,  геометрические  фигуры,  флажки,  метки  на  стенах)

–  красный  ( стимулирует детей в работе,  это сила внимания);

-  оранжевый или жёлтый  ( соответствуют положительному рабочему настроению,   это тепло, оптимизм, радость)  и

-  синий, голубой     или    зелёный  – действуют успокаивающе,   это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение  «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.

Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом  спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор,  пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг

Упражнения для активизации двигательной функции глаз

Лабиринт ы активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Веселый контур д ля повышения остроты зрения.

Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений.  На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

Тренажеры «Бабочка», Маршруты глаз»  для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Методика и упражнения работы с данными тренажерами у вас есть в листочках

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по   сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д.И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Упражнение со стереотренером .

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

профилактика нарушения зрения у дошкольников

Вход в систему

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/a/audodc/public_html/includes/menu.inc on line 745.

Первые годы жизни ребенка-это пора интенсивного развития зрения. Именно в этот период формируется зрение, а значит, достигается наилучший эффект при коррекции вовремя выявленных проблем.

Каждый из родителей должен четко знать: все основные проблемы со зрением у детей формируются до 7 лет. После 7 лет зрительная система ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки, связанные с учебой в школе. Именно в этот период начинают развиваться заболевания, не замеченные и не предотвращенные ранее: близорукость и другие болезни глаз.

Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?

1. Организация занятий и их продолжительность

Основными занятиями дошкольника являются рисование, лепка, конструирование, позже- чтение и письмо. Общая продолжительность таких занятий дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3 до 5 лет и 1 часа в 6-7 лет.

Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь если ребенок сидит с кривой спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Учите детей периодически моргать, не смотреть пристально, просите чаще менять взгляд с ближнего предмета на дальний и наоборот.

Не увлекайтесь ранним приобщением к грамоте детей дошкольного возраста.

Время игр, способствующих пристальному смотрению (шахматы, мозаики, головоломки т.д.), целесообразно уменьшить. Для развития зрения полезны игрушки, которые прыгают, вертятся, катятся и двигаются. Полезны игры с использованием мяча.

Время нахождения ребенка за просмотром телепередач, как и длительность занятий с компьютером должны быть разумно ограничены.

2. Организация режима дня и двигательной активности.

Занятия за столом обязательно должны чередоваться с активными играми и прогулками на свежем воздухе.

Любая двигательная активность помогает глазам лучше работать. В свободное время стимулируйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В перерывах между занятиями следует предоставить детям возможность походить, сделать несколько физкультурных упражнений, посмотреть в окно вдаль.

3. Гимнастика для глаз ребенка

Упражнения общеразвивающего характера необходимо сочетать с гимнастикой для глаз, имеющей многоцелевое значение.

4. Организация условий быта.

Необходимо соблюдать гигиену освещения: свет должен падать на книгу, тетрадь равномерно, желательно с левой стороны (у правшей). Лучше всего заниматься с настольной лампой, оставляя при этом общее освещение.

5. Профилактические медицинские осмотры.

Лучший способ избежать глазных болезней- это регулярное проведение медицинских осмотров (в возрасте 3 лет-1 раз в полугодие, от4 до 7 лет- 1 раз в год). Помните, что чем раньше выявлен тот или иной вид зрительных нарушений, тем больше шанс своевременно их и скорректировать.

Поводом для обращения к врачу может стать любой из нижеперечисленных симптомов:

· у ребенка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении;

· чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребенок крутит головой;

· косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание при рассмотрении предметов;

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

· нарушение зрительно-моторной координации;

· проблемы, связанные с перемещением в пространстве; ребенок ударяется о предметы, роняет вещи на пол, долго ищет оброненную вещь;

· ребенок держит книгу слишком близко к глазам;

· ребенок часто теряется в пространстве и быстро устает;

· ребенок трет глаза в процессе чтения;

· ребенок жалуется на головные боли;

· тошнота и головокружение при зрительной нагрузке.

6. Профилактика травматизма

Причиной снижения зрения может стать травматизация органа зрения.

Основные правила по снижению риска травм:

-не храните лекарства и бытовую химию в зоне доступа детей;

-не подвергайте глаза детей действию прямых солнечных лучей;

-коротко подстригайте ребенку ногти во избежание травм;

-не оставляйте без присмотра детей, занимающихся с предметами, которые могут травмировать глаза;

-учите правильному обращению со столовыми приборами.

7. Профилактика инфекционных заболеваний глаз

-соблюдайте правило личной гигиены, используйте индивидуальное полотенце, индивидуальное постельное белье;

- используйте чистые салфетки и чистые носовые платки.

Конъюнктивит- это признак слабости местного иммунитета. Часто он бывает сопряжен с заболеваниями ЛОР-органов. Конъюнктивит совсем не безопасен, поскольку воспалительный процесс может перейти на роговицу глаза, а это порой приводит к снижению зрения, поэтому обязательно нужно показать ребенка врачу.

Следуя нашим несложным советам, вы сможете многое сделать для охраны зрения ваших детей, а значит, для их будущей жизни!

Материал с сайта: http://dskvp2230.mskobr.ru

Профилактика нарушений зрения у ребенка

По мере роста и развития ребенка постоянно увеличивается физиологическая нагрузка на орган зрения. Перед поступлением в школу большинство детей знают буквы, некоторые читают по слогам. Книга занимает значительное место в жизни ребенка: он рассматривает иллюстрации — картинки на страницах, стремится узнать буквы, цифры. Все это требует хорошего зрения. С первых дней общения ребенка с книгой следует приучать его к соблюдению элементарных правил гигиены зрения, требований достаточной освещенности, чтения сидя за столом или в жест-ком кресле, положив книгу прямо перед собой. Попытки читать в постели, особенно в положении лежа, должны с самого начала пресекаться.

Именно нарушение перечисленных правил нередко приводит к расстройствам зрения, например близорукости. Близорукий человек способен хорошо видеть рассматриваемый предмет только на близком расстоянии. Другое название этого расстройства зрения— миопия связано с тем, что близорукий прищуривает глаза, чтобы лучше разглядеть отдаленный предмет. Оптическая сущность близорукости (миопии) состоит в том, что параллельные лучи света, попадающие в глаз, после преломления фокусируются не на сетчатке глаза, а впереди нее.

Причины близорукости у детей

В настоящее время основной причиной близорукости считают слабость цилиарной мышцы глаза и в связи с этим недостаточность аккомодации. Развитие близорукости зависит от условий в которых используется зрение. Она сопровождается постепенным снижением остроты зрения, у детей приводит к развитию косоглазия. Появляются неприятные ощущения, головные боли. Несомненно такие явления влияют и на общее состояние детей, на их развитие. Надо своевременно обратиться к врачу-окулисту, носить выписанные им очки, чтобы исправить расстройство зрения, предупредить прогрессирование близорукости. Если лечение близорукости полностью зависит от врача, то предупреждение ее во многом определяется соблюдением гигиены зрения в домашних условиях, в детских садах и, следовательно, зависит от родителей и персонала детских учреждений. Важнейшим принципом гигиены зрения является рациональное освещение: достаточная освещенность помещения, где находится, играет, проводит длительное время ребенок. Это касается интенсивности и равномерности освещения. При слабой освещенности орган зрения работает напряженно, наступает его утомление, а слишком интенсивное освещение вызывает ослепленность. Не рекомендуется излишне близкое приближение предмета занятий к глазам, особенно с сильным наклоном головы вперед-вниз. Для обеспечения функционального комфорта глаз, предупреждающего их утомление, необходим оптимальный подбор окружающей ребенка световой гаммы, рисунков, картинок, раскраски различных игр.

Но как же избежать нарушения зрения у ребенка?

Доказано, что наиболее благоприятными для зрения являются малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые). При длительной работе ребенка дошкольного возраста с книгой, альбомами, картинками и другими предметами, требующими напряженного использования органа зрения, необходимо через каждые 30—40 минут делать10-минутные перерывы. Обращается внимание на посадку при таких занятиях: она должна быть прямой, удобной, обеспечивающей не только хорошее обозрение предмета, но и нормальную функцию дыхания и кровообращения. Для предупреждения утомления органа зрения следует создавать благоприятную эмоциональную обстановку, в частности, устранить резкие цветовые контрасты, быструю смену сильной и слабой освещенности, появление ослепляющих бликов на поверхностях. В этом отношении (неблагоприятным фактором для детей является длительное пребывание у телевизора. В некоторых семьях бытует постоянный просмотр передач, а, пользуясь бесконтрольностью со стороны взрослых, дети могут часами смотреть самые различные, нужные и ненужные для них программы. Ребенок, проводящий свое детство у телевизора, не становится образованнее. У него не только утомляется орган зрения, нервная система в целом, но он отвыкает от труда, теряет непосредственную связь с окружающей действительностью, природой. Эта связь осуществляется им условно, через призму действующих в телевизионной передаче лиц, а самостоятельная критическая оценка действительности, различных жизненных ситуаций не развивается. Отлучать от телевизора ребенка не следует, но ограничить его пребывание у телеприемника просмотром детских программ в пределах до полутора-двухчасов в день необходимо. Перед поступлением в школу целесообразно показать ребенка офтальмологу с целью проверки состояния органа зрения, особенно в тех случаях, когда появляются какие-либо жалобы на нарушения его функции: боль, снижение остроты зрения,мелькание «мушек» в глазах.

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

Профилактика нарушения зрения у дошкольников

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость.

Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Если еще десяток лет назад медики говорили о снижении зрения у детей начальной школы, то сейчас детей, с ослабленным зрением стало много и в дошкольных учреждениях. Это связывают с влияния дисплеев и компьютеров, электронных игрушек на зрение.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями и родителями.

Все упражнения условно можно разделить на несколько групп: упражнений для активизации работ мышц глаза; глазодвигательные упражнения, упражнения для активизации двигательной функции; упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Упражнений для активизации работ мышц глаза

Комплексы упражнений для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Комплекс упражнений для активизации работы мышц глаз

1. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

2. Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз).

3. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза)

4. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

5. Глаза открыты. Выполнять частое-частое моргание глазами. Это упражнение способствует борьбе с хронической «сухостью» глаз.

6. Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

Пальминг является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз.Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

1. Потереть ладони друг о дружку. Закрыть веки, затем закрыть глаза ладонями. «Смотреть» до упора вправо и влево, не открывая при этом глаза. Повторить упражнение 10-15 раз.

2. Точно так же, как в первом упражнении, «смотреть» с закрытыми веками, но на этот раз по диагонали, по правой и по левой. Упражнение повторить 10-15 раз.

3. Теперь «смотрим» вверх-вниз. Упражнение повторить 15-20 раз.

4. Веки закрыты, делать глазными яблоками круговые движения, сначала в одну. затем - в другую сторону. Упражнение повторить по 10-15 раз в каждую сторону.

5. Веки глаз закрыты. Сесть, расслабиться, потереть переносицу тыльной стороной ладони.Продолжительность упражнения - две - три минуты.

6. Веки глаз закрыты. Мягко «постучать» по бровям указательными, средними и безымянными пальцами обеих рук. Продолжительность упражнения - 1 -2 минуты. Все вышеперечисленные упражнения улучшают кровообращение глаз, тем самым, делая их здоровее и выносливее.

Метка на стекле позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Релаксация может проходить лежа, сидя, стоя под звучание спокойной музыки или голос взрослого.

Мы отдыхаем (лежа на спине)

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

Дерево (сидя на корточках)

Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

1.Всю неделю по - порядку,

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

2.Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

3.В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

4.По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

5.В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

6.Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

7.В воскресенье будем спать,

А потом пойдем гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Цветотерапия

Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение «Цветовые пятна»

На зрительные ориентиры (цветные пятна) предлагается обучающимся смотреть по очереди. Данные ориентиры могут быть представлены в разных моментах (игрушки, геометрические фигуры, флажки, метки на стенах):

–красный (стимулирует детей в работе, это сила внимания);

-оранжевый или желтый (соответствуют положительному рабочему настроению, это тепло, оптимизм, радость);

-синий, голубой или.зеленый – действуют успокаивающе, это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.

Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор, пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.

Упражнения для активизации двигательной функции глаз.

Лабиринты активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие.

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Веселый контур для повышения остроты зрения.

Детям дается задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

Тренажеры «Бабочка», Маршруты глаз» для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Упражнения для формирования бинокулярного, стереоскопического зрения.

Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных, овощей, фруктов и т.д.И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

Источники:
http://nsportal.ru, http://ds9ishim.ru, http://medicinskiyportal.ru, http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/profilaktika-narushenija-zrenija-u-doshkolnikov.html

Следующая:


16 ноября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения