коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Профилактика нарушений зрения и слуха


Профилактика нарушений зрения и слуха

Нарушения зрения и слуха у детей и подростков.

План лекции:

  1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика.
  2. Нарушения зрения у детей и подростков и их профилактика.
  3. Нарушения слуха у детей и их профилактика.
  1. Нарушения осанки, сколиозы, плоскостопия и их профилактика.

Привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы называют осанкой. Осанка не относится к врожденным признакам человека. Это своеобразный навык, определенное сочетание условных рефлексов, которые поддерживают привычное положение тела, т. е. человек сохраняет присущую ему позу без сознательного напряжения мышц. Осанка имеет индивидуальный характер и означает уравновешенность тела в пространстве. Обеспечивается она статической работой мышц.

Формирование осанки зависит от многих условий:

  • Характера строения и степени развития костной системы, связочного и нервно-мышечного аппарата.
  • Условий труда и быта (привычная рабочая поза ребенка за партой или столом, во время игры, кровать ребенка).
  • Некоторых заболеваний, особенно перенесенных в раннем детстве.

При правильной осанке создаются условия для нормального функционирования всех систем организма, а удержание тела в вертикальном положении происходит с незначительной тратой энергии.

Нормально сформированный позвоночник имеет несколько физиологических изгибов: шейный лордоз. обращенный выпуклостью вперед; грудной кифоз – выпуклостью назад; поясничный лордоз – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый кифоз – выпуклостью назад. Эта "волна" помогает сохранять человеку равновесие, смягчает толчки и сотрясения при движениях. Изгибы позвоночника формируются в процессе роста и развития ребенка. Шейный образуется при попытках младенца поднимать голову и закрепляется по мере развития шейных мышц; грудной возникает в тот период, когда ребенок начинает сидеть; поясничный – когда он становится на ноги. Принято считать, что к 6-7 годам изгибы позвоночника уже четко выражены, к 14-15 годам становятся постоянными, но окончательно формируются лишь к 20-25 годам.

Отсюда следует, что правильное или неправильное формирование осанки начинается не в школьном возрасте, а гораздо раньше. В школе, при резко возросших статических нагрузках, она уже закрепляется, быстро выявляя все погрешности в физическом воспитании ребенка.

Тела позвонков прочно соединены между собой волокнистой хрящевой тканью диска. Внутри каждый диск имеет студенистое ядро. Диски упруги, эластичны, смягчают толчки и сотрясения при ходьбе, беге, прыжках; смещение студенистого ядра обеспечивает небольшие движения между позвонками и вокруг вертикальной оси. С годами межпозвоночные диски постепенно теряют упругость и уплотняются. У детей относительная высота межпозвоночных дисков и, следовательно, относительная длина позвоночника больше, чем у взрослых. Интересно, что длина позвоночника колеблется даже в течение суток. Под влиянием массы тела межпозвоночные диски сжимаются и к вечеру человек становится ниже на 1 —3 см.

Функционально-анатомическая основа осанки :

  • позвоночник с умеренными естественными изгибами,
  • форма грудной клетки,
  • тонус и степень развития различных групп мышц туловища,
  • состояние здоровья, особенно нервной системы.

Все вместе определяет положение туловища, головы, симметричность расположения плечевого пояса (вместе с лопатками) и ног с развитыми сводами стопы.

При правильной осанке физиологические изгибы позвоночника имеют умеренно естественный вид. Голова держится прямо или слегка отклонена назад. Грудь несколько выступает над животом. Плечи развернуты, расположены на одной высоте, руки свободно лежат вдоль туловища. Ноги выпрямлены в коленях, пятки сближены, носки слегка развернуты. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения и нормальное положение внутренних органов.

Нарушение осанки – это нестойкое отклонение позвоночника кпереди или кзади (в сагитальной плоскости), а также в боковом направлении (во фронтальной плоскости). По степени выраженности и по форме эти нарушения могут быть разнообразными. В сагитальной плоскости чаще всего встречаются следующие дефекты, видимые при осмотре ребенка сбоку: вялая осанка, сутуловатость, плоская, круглая или кругло-вогнутая спина. Во фронтальной плоскости, т.е. при осмотре ребенка спереди и сзади, определяют сколиотическую осанку.

При нарушении осанки наблюдается ряд отклонений в опорно-двигательном аппарате:

  • изменяется положение головы,
  • перенапрягаются шейные мышцы,
  • увеличивается грудной кифоз и поясничный лордоз (круглая спина),
  • живот и плечи выдаются вперед.

Нарушения правильной осанки имеют определенные анатомо-функциональные предпосылки. статические мышцы ребенка растут и развиваются медленнее динамических, поэтому детям труднее сохранять длительное время однообразную позу. Они бессознательно изменяют положение тела; при этом расслабляются мышцы спины, что приводит к искривлению позвоночника. Наиболее часто встречаются боковые искривления.

Увеличены шейный и грудной физиологические изгибы позвоночника, голова слегка опущена, плечи смещены вниз и сдвинуты вперед. Грудная клетка запавшая. Лопатки оттопырены в виде крыльев. Живот свисает, иногда слегка согнуты ноги в коленных суставах.

Если попросить такого ребенка придать туловищу правильное положение, он удержит его лишь на короткое время, но из-за слабой мускулатуры вскоре вновь вернется к позе утомленного или заболевшего человека. Он не в состоянии долго находиться в одном положении, например, сидеть прямо за партой, руки перед собой, как это принято на уроках, часто меняет положение тела («ложится» на парту то одним боком, то другим или, наоборот, откидывается на спинку стула, развалившись, как в кресле). В общем, нередко создает о себе впечатление как о ленивом, невнимательном ученике, хотя на самом деле он просто в любой ситуации старается найти дополнительную опору для тела.

2. Сутуловатая осанка (сутулость )

грудной изгиб позвоночника увеличен, хотя в самих позвонках изменений нет. Плечи сильно свисают вперед, грудь запавшая. Мышцы спины и надплечий дряблые. У таких детей нередко имеются нарушения со стороны носоглотки. Общее положение туловища и состояние мышц говорят о том, что ребенку чужды физическая культура и спорт. Если не проводить необходимых лечебных мероприятий, то сутулость, особенно у детей старшего возраста, очень быстро увеличивается и превращается в дефект, который носит название круглой спины.

Наблюдается преимущественно у детей со слабо развитой мускулатурой туловища, когда физиологические изгибы позвоночника полностью отсутствуют или же уплощены. Уплощение может быть одного отдела, например, грудного или поясничного, но чаще спина бывает плоской по всей длине позвоночника. О человеке с подобной осанкой говорят: «будто аршин проглотил». Угол наклона таза уменьшен, а все тело отклонено назад. Живот сильно выпячен вперед, особенно в нижней части. Грудная клетка, как правило, узкая и плоская. Плечи опущены вниз и слегка поданы вперед. Лопатки крыловидно отходят от грудной клетки, их углы выступают под кожей спины. Рессорная функция такого позвоночника снижена, дыхание ограничено. Из-за слабости мышц спины дети не могут долго удерживать тело в одном положении, быстро устают и постоянно его меняют. В связи с этим у детей с плоской спиной имеется особая предрасположенность к боковым искривлениям позвоночника – сколиозу.

Особенностью круглой спины является значительное увеличение физиологического грудного изгиба. Поясничный изгиб и угол наклона таза уменьшаются, иногда вовсе исчезают. Связки и мышцы передней части туловища укорочены, а мышцы спины растянуты, из-за чего грудная клетка опускается, туловище наклоняется вперед. Голова при круглой спине подана вперед, плечи сдвинуты и как бы сжимают грудную клетку, которая несколько уплощается. Лопатки крыловидные. Живот выпячен вперед и свисает. Центр тяжести тела при круглой спине смещается несколько кзади, этим объясняется компенсаторный наклон верхней части туловища вперед.

5. Кругло-вогнутая спина .

Характерно увеличение всех физиологических изгибов позвоночника, особенно грудного и поясничного. Угол наклона таза также увеличен. Грудная клетка уплощена и как бы укорочена. Плечи приподняты и поданы вперед. Нижние углы лопаток отстают от грудной клетки. Мышцы спины растянуты, а мускулатура живота расслаблена, из-за чего живот отвисает. Это способствует опусканию органов брюшной полости (желудка, кишечника, печени, почек) и нарушению их функций.

Профилактика нарушений зрения и слуха

6. Сколиотическая (несимметричная) осанка.

Одним из наиболее частых видов дефектов осанки у детей является наклон позвоночника вправо или влево с образованием дуги искривления. Такой боковой наклон позвоночника является нестойким и может быть исправлен при напряжении мышц спины. Однако у ребенка мышцы еще слабые и не могут долгое время удерживать корпус в правильном положении. Ребенок быстро устает, и его тело принимает наиболее удобную, облегченную для слабых мышц спины позу. Постепенно такое положение делается привычным, закрепляется. При такой осанке голова ребенка наклонена вперед и в сторону вогнутости позвоночника, а туловище – в противоположную. Шейно-плечевые линии неодинаковы. Лопатки расположены на разном уровне, треугольники талии неравномерны. Дуга искривления четко видна в положении стоя, а в положении лежа исчезает или легко исправляется при коррекции оси позвоночника.

Для сколиотической осанки характерны нарушения функции дыхания и сердечно-сосудистой системы. Чаще, по сравнению с другими видами дефектов осанки, она может переходить в сколиоз. Поэтому ее и называют предсколиозом.

Профилактика нарушений осанки .

Предупредить нарушения осанки можно, если о ней заботиться с самого раннего возраста ребенка, закаливать его, приучать к систематическим физическим упражнениям, а в более старшем возрасте – к спортивным играм. Важно соблюдать режим дня, в первую очередь должна удовлетворяться потребность ребенка во сне, своевременном и полноценном питании, мышечной деятельности, пребывании на свежем воздухе, в комфортных и гигиенически грамотных условиях для учебы.

Развитию сколиотических изменений позвоночника способствует длительное сидение школьника за партой (столом) в неправильной позе, сон на мягкой кровати с прогибающейся сеткой, ношение портфеля в одной руке и т. п.

В процессе его роста и развития физиологические изгибы изменяются в зависимости от угла наклона таза и тяги мышц, которые окружают позвоночник. Это позволяет воздействовать на развитие изгибов соответствующим подбором физических упражнений .

Поделитесь материалом в социальных сетях:

Профилактика нарушений зрения у детей

Рассмотрим, что собой представляют нарушения зрения у детей. Зрение является ведущим органом чувств человека. Поэтому в раннем детстве, когда у ребенка закладываются основы психики (социальной, общественной), нарушения зрительного восприятия окружающего мира могут привести к серьезным отклонениям в психическом развитии.

Если вы хотите сохранить зрение вашего малыша, соблюдайте общие гигиенические правила:

1. Следите, чтобы игрушки и картинки не располагались на близком расстоянии от глаз, а рабочая поверхность их была хорошо освещена и располагалась перпендикулярно направлению взгляда.

2. Чтобы избежать чрезмерной нагрузки на глаза ребенка, прикройте яркие источники света абажурами.

3. Включите в рацион малыша продукты, богатые витамином А (морковь, сливочное масло, яичные желтки, печень).

4. Оберегайте глаза ребенка от травм и инфекций, следите, чтобы малыш не ударялся головой о твердые предметы.

Обычно нарушения зрения обнаруживают при проведении соответствующих обследований. Но самим родителям следует проявить инициативу, если малыш:

- не фиксирует яркие предметы и не следит за их перемещением;

- подносит рисунки и игрушки для рассматривания близко к глазам;

- не узнает хорошо знакомых людей до тех пор, пока они не подойдут совсем близко;

- длительное время трет ручками глаза, которые от того краснеют и слезятся;

- повредил глаз острым предметом;

- сильно ударился головой и жалуется на плохое самочувствие.

Своевременное обращение к врачу и лечение нередко позволяют предотвратить стойкое нарушение зрения.

В раннем детстве распространенной причиной временного ухудшения зрения является общее ослабление здоровья ребенка. Инфекционные заболевания (корь, скарлатина, грипп), недостаток витаминов, заболевания внутренних органов - эти и некоторые другие причины приводят к ухудшению зрения. В этих случаях родителям не надо паниковать: своевременное и грамотное устранение таких причин приведет к нормализации зрения.

Профилактика нарушений зрения у детей

А пока зрение ребенка не восстановилось, вы должны предпринять следующее:

1. Обеспечьте нормальное освещение «игрового поля» ребенка.

2. Предоставьте в распоряжение малыша более крупные и более яркие, чем обычно, игрушки.

3. Замените совместное рассматривание картинок в книжках устным разговорным общением (например, рассказыванием и обсуждением сказок).

4. В летнее время с помощью солнцезащитных очков оберегайте глаза ребенка от прямых солнечных лучей. (Будьте внимательны при выборе солнцезащитных очков: компетентный совет может дать только врач, знающий проблемы ребенка. Ни в коем случае не покупайте первые попавшиеся солнцезащитные очки с лотка!)

5. По рекомендации» детского окулиста используйте различные элементы глазной гимнастики.

Все эти мероприятия при временных ухудшениях зрения малыша не только помогают справиться с проблемой, но и способствуют дальнейшему полноценному психическому развитию ребенка.

Если нарушение зрения становится длительным и есть угроза его необратимости, то необходимо постоянное наблюдение за состоянием зрения со стороны детского окулиста. Специалист, оценив опасность и ее причины, предложит программу лечения.

В воспитательной работе с малышом старайтесь активизировать деятельность остальных, кроме зрения, органов чувств. Это требование основывается на принципе информационной компенсации. Попробуем разобраться. Мозг ребенка для развития мышления нуждается в определенном объеме чувственной информации. При этом природа источника сигналов (от глаза по зрительному нерву или от уха по слуховому нерву) особой роли не играет. Важно только общее суммарное количество сигналов, поступающих в мозг. Основными компенсаторами недостатков зрения, как известно, являются слух, осязание и мышечное чувство.

Малыша со стойкими нарушениями зрения учите, прежде всего, слушать. Предоставьте в его распоряжение «звучащие» игрушки и предметы. Во время занятий обязательно знакомьте ребенка с их названиями. Чаще, чем с обычными детьми, вступайте с ним в речевое общение по поводу звуков («громче - значит ближе») и их источников («слышишь, это едет машина»). Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте о том, что происходит вокруг («прилетела синичка»), комментируйте его и свои действия («мама моет тарелку»), вместе слушайте и обсуждайте музыку («как громко играет труба!»).

При манипулировании слабовидящего ребенка предметами и игрушками давайте им «осязательную» характеристику. Так же как и при развитии слуха, соотносите объект с его словесным обозначением («это мишка, он мягкий»). Обогащайте осязательный опыт малыша, предоставляя в его исследовательское распоряжение разнообразные по качеству поверхности.

Формирование обслуживающих навыков у слабовидящего ребенка сопровождается развитием его мышечного чувства. Поэтому обучение поднесению ложки ко рту уже само по себе является хорошей тренировкой. Но при этом не следует пренебрегать возможностями специальных занятий по развитию у слабовидящих детей ощущения собственного тела. Такие занятия проводятся в игровой форме («два притопа, три прихлопа»). Они обязательно сопровождаются речью взрослого, его речевыми инструкциями («подними руку еще выше»). Каждое упражнение должно иметь звуковое («молодец!») или осязательное (ласковое прикосновение) поощрение.

Формируйте у малыша представление о строении тела. Дотрагиваясь до частей тела ребенка, называйте их («это ножка»). Возьмите малыша за руку и покажите, где эти части тела находятся у вас («это мамина голова»). Чтобы научить ребенка есть ложкой, возьмите его руку в свою и управляйте его движениями. Делайте это до тех пор, пока он не освоит нужные действия.

Резкая полная потеря зрения в раннем детстве происходит, как правило, в результате серьезных черепно-мозговых травм или повреждений глаз. Ребенок данного возраста еще не может оценить степень опасности окружающих его предметов и явлений. Поэтому его безопасность полностью обеспечивается взрослыми.

Если у малыша происходит постепенное необратимое ухудшение зрения, которое определяется только специалистами, то остаточное видение необходимо использовать, прежде всего, для ускорения развития речи и мышления, для создания в памяти ребенка опорной системы зрительных образов и их словесных обозначений. Важно своевременно познакомить малыша с цветовой гаммой и ее особенностями (светло-зеленый, ярко-красный). Зрительные образы необходимо обязательно сочетать с осязательными и звуковыми впечатлениями («это кошка, она пушистая и мяукает»).

Профилактика нарушений слуха

Профилактика нарушений слуха.

Банальная фраза «предупредить легче, чем лечить» для многих людей неочевидна. Задумываться о своем здоровье человек начинает только с появлением тех или иных проблем.

Что касается нарушений слуха – меры предупреждения здесь имеют важнейшее значение.

Нарушения слуха очень часто появляются незаметно для человека. И в силу «внутреннего устройства» человек отгоняет такого рода мысли. Это не он плохо стал слышать, это другие стали хуже (нечетко, невнятно и пр) говорить. Осложняет ситуацию и то, что поражение слуха зачастую развивается безболезненно.

Профилактика заболеваний такого рода достаточно проста и заключается в соблюдении нескольких правил.

  1. Профилактика профессиональных заболеваний - использование средств индивидуальной зашиты (беруши, противошумные наушники), регулярное прохождение диспансерных осмотров, соблюдение режима труда и отдыха.
  2. Профилактика заболеваний уха, горла и носа, профилактика неврологических заболеваний (своевременное лечение возникших заболеваний, недопустимость самолечения).
  3. Гигиена слуха – слежение за чистотой слуховых проходов, использование для гигиены специально предназначенных ватных палочек (не сипользовать спички, пинцеты и тп).
  4. Избегайте бытового «шумового загрязнения». Используйте противошумные наушники, беруши при работе с бытовым строительным инструментарием и техникой, садовым инструментарием и оборудованием.
  5. Старайтесь не использовать вставные и внутриканальные наушники. В наушниках каждое ухо воспринимает звуки, идущие исключительно от излучателя, предназначенного именно для этого уха, что приводит к несколько иному звучанию и к повышенной утомляемости. Длительное использование наушников на высокой громкости чревато частичной потерей слуха и может даже привести к глухоте. Неравномерность АЧХ и присутствие резонансных частот отрицательно действует на органы слуха, так как слушатель настраивает громкость воспринимая основной спектр частот, пренебрегая резонансной. Кроме того, существует опасность из-за наушников пропустить важный звуковой сигнал, например, при движении по дороге, как водителями (поэтому во многих странах вводятся ограничения на использование наушников водителями автотранспорта), так и пешеходами, что может стать причиной дорожно - транспортного происшествия.
  6. Внимательно относитесь к принимаемым медикаментам. В инструкциях обращайте внимание на способы применения и дозировки. У некоторых лекарственных средств ототоксический (повреждающий слуховой нерв) эффект выделен особо. И, безусловно, принимаете медикаменты лишь по назначению врача, предупреждайте лечащего врача о проблемах со слухом.
  7. Не переносите грипп и гриппоподобные заболевания «на ногах».
  8. Регулярно посещайте отоларинголога и невролога, поскольку некоторые неврологические заболевания также способны вызвать ухудшение слуха.

Слух: нарушения, профилактика

Формирование устной речи зависит от способности слышать речь. Критический период становления речи - первые 2 года жизни. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше выявить нарушения слуха, чтобы уже в первые месяцы жизни можно было начать коррекцию с помощью слухового аппарата и специального обучения.

Помимо массовой проверки слуха на первом году жизни необходимо проводить такие проверки перед началом обучения (школьного или дошкольного), в старшем подростковом возрасте (в этом возрасте уже можно выявить первые признаки отосклероза и акустической травмы ), а также после 50 лет (возраст старческой тугоухости ). Факторами риска нарушений слуха являются менингит. цитомегаловирусная инфекция. черепно-мозговая травма. гнойный средний отит и прием ототоксичных препаратов - салицилатов. хинина и его синтетических аналогов, аминогликозидов. петлевых диуретиков ( фуросемида и этакриновой кислоты ) и противоопухолевых средств (например, цисплатина ). При воздействии любого из этих факторов надо проверить слух независимо от возраста.

Примерно у 10 млн американцев снижен слух из-за акустической травмы. а испытывают опасные профессиональные шумовые воздействия около 20 млн. Акустическая травма имеет не только профессиональное происхождение. Ей подвергаются уже подростки, особенно мальчики - например, работая на домашних электрических токарных и сверлильных станках, занимаясь стрельбой по мишеням или охотясь с мелкокалиберным ружьем. Имея дело с любым бытовым двигателем внутреннего сгорания или электродвигателем - будь то мощная дрель, моторная лодка или электропила, - надо помнить о защитных средствах (беруши или наушники). Практически любую акустическую травму можно предотвратить, но разъяснять способы профилактики нужно уже с младшего школьного возраста.

Существуют производственные профилактические программы для работающих при шуме, превышающем 85 дБ по шкале А шумомера при восьмичасовом рабочем дне. Профилактика включает в себя аудиологическое обследование перед поступлением на такую работу и затем ежегодно, а также обязательное использование индивидуальных защитных средств.

Один из путей профилактики кондуктивной тугоухости - своевременная и рациональная антибиотикотерапия острого среднего отита. а если выпот в среднем ухе сохраняется 6 нед и более - дренаж. Чтобы предотвратить вестибулярные расстройства и глухоту. вызванные аминогликозидами. в ходе лечения надо контролировать максимальную и минимальную сывороточные концентрации препарата.

Источники:
http://studopedia.net, http://www.medmoon.ru, http://zhsound.ru, http://humbio.ru/humbio/har/005a3189.htm

Следующая:


14 ноября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения