коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Подростки с нарушением зрения


Подростки с нарушением зрения

Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения

Работа изложена на 199 страницах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 217 наименований и семи приложений. Работа содержит 5 таблиц, 17 гистограмм, 2 диаграммы.

Материалы исследования отражены в 4 печатных работах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснованы актуальность проблемы; определены объект, предмет, цели, задачи, гипотезы исследования; раскрыты научная новизна и практическая значимость исследования; представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Феномен тревожности в системе научных представлений» – осуществлен теоретический анализ основных работ по проблеме тревожности в зарубежной и отечественной психологии, выделены основные направления исследований, наименее разработанные аспекты данной проблемы. Раскрыты наиболее значимые психологические подходы к пониманию феномена тревожности; рассмотрена возрастная динамика тревожности и ее особенности в подростковом возрасте; представлены теоретические и экспериментальные данные об особенностях развития эмоциональной сферы в условиях зрительной депривации; описаны общие и специфические подходы к коррекции эмоциональной сферы детей в современной психологической и тифлологической литературе.

Во всем многообразии представлений о сущности и природе тревожности следует выделить несколько направлений.

Представители психодинамического направления (М. Кляйн, А.Фрейд, З. Фрейд) предполагают, что тревожность является осознанным переживанием, с которым связано возрастание умения обращаться с опасностью путем борьбы или избегания. При этом наличие устойчивой тревожности связано со сложившимися ригидными защитными механизмами личности.

Другое направление – когнитивно-поведенческое – связано с исследованиями тревожности и страха в рамках теории научения (Дж. Вольпе, И.Г. Сарасон,

Д. Тейлор, Д. Уотсон и др.). Было установлено, что тревожность, относительно легко возникая, в дальнейшем приобретает качества стойких образований, с трудом поддающихся изменениям путем переучивания.

Источником социально-ситуационной тревоги является опыт, то есть определенный тип эмоциональных реакций, приобретенный ранее в аналогичных либо других по содержанию, но столь же значимых ситуациях. Часть таких реакций может способствовать успешности в достижении целей, другие, актуализируя переживания некомпетентности, низкой самооценки, беспомощности, стимулируют реакцию избегания, что приводит к возрастанию эмоциональной напряженности и соответственно к закреплению тревожных реакций и форм избегающего поведения.

В работе рассмотрены также различные подходы к описанию тревожности как психического состояния, устойчивой личностной черты, свойства темперамента

(Н.Д. Левитов, В.С. Мерлин, И.А. Мусина, В.Д. Небылицын, А.М. Прихожан,

Я. Рейковский, Л. Стреляу, Ch.D. Spielberger, Б.М.Теплов, Ю.Л. Ханин).

Теоретический анализ психологической литературы позволяет отметить, что подходы к изучению феномена расходятся уже на этапе определения понятия «тревожности». Наиболее важной проблемой, с точки зрения отдельных авторов, является дифференциация понятий: тревоги как состояния и тревожности как устойчивого образования (В.Р. Кисловская, Ю.Л. Ханин, R.B.Cattell, I.G. Sarason

и др.); тревожности как переживания неопределенной угрозы и страха как реакции на конкретную, определенную реальную опасность (Ф.Б. Березин, Ю.А. Ханин,

Ch. Spilberger и др.); тревожности и стресса (Г. Селье); тревожности личностной (представляющей собой относительно постоянную склонность к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги) и ситуативной (рассматриваемой как беспокойство, вызванное реально или потенциально угрожающими ситуациями)

(Н.В. Имедадзе, А.М. Прихожан, Ch. Spilberger и др.).

Отмечается, что эпизодическое состояние тревоги, связанное с ощущением дискомфорта и ожидания неблагополучия, может преобразоваться в индивидуально-психологическую особенность личности – тревожность, проявляющуюся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги. Кроме того, большинство авторов придерживается мнения о том, что тревога, зарождаясь уже в дошкольном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств к подростковому возрасту становится относительно устойчивой личностной характеристикой (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова, А.И. Захаров, А.М. Прихожан, А.О. Прохоров и др.)

Каждое из этих направлений рассматривает лишь определенную грань феномена тревожности, что порождает некоторую узость в его понимании. В современный период важной тенденцией является рассмотрение тревожности в единстве когнитивных, эмоциональных и поведенческих переменных, что позволяет представить ее как сложное, многокомпонентное психологическое

Наиболее острые динамические характеристики проблема тревожности приобретает в подростковом возрасте. Это связано с многими психологическими особенностями подростков, благодаря которым тревожность может закрепиться в структуре личности как устойчивая характеристика. Стремление учащихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности создают условия для развития тревожности. Указанные факторы имеют значительное своеобразие у лиц с нарушением зрения и являются предметом исследования в тифлопсихологии (В.П. Гудонис, В.З. Денискина, В.З. Кантор, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и

В этой связи в нашем исследовании отражаются теоретические положения отечественных и зарубежных психологов и тифлологов, рассматривающих в качестве психологических источников тревожности темперамент, межличностные отношения – взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, внутренний конфликт, семейное воспитание, эмоциональный опыт (Г. Айзенк, Г.А. Буткина, А.М. Виленская,

С.В. Воликова, Е.А. Залученова, А.И. Захаров, В.Р. Кисловская, М.Д. Коновалова,

В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, М.С. Неймарк, Л.И. Плаксина, С.М. Хорош и

Устойчивая тревожность, возникающая на фоне социально-психологического неблагополучия и чувства собственной неполноценности, рассматривается в современных исследованиях как составляющая подросткового периода развития в условиях зрительной депривации. Так например, склонность к самоанализу, эмоциональная лабильность, мнительность и податливость подростка с нарушением зрения в условиях ограничения социальных контактов может привести к болезненной замкнутости и сосредоточенности на себе и своих проблемах. Внутренний конфликт усиливает неустойчивость социального положения, что в свою очередь закрепляет тревожность и стереотипы реагирования в эмоциогенных ситуациях (В.П. Гудонис, В.З. Денискина, И.Г. Корнилова, А.Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др.).

Проведенный анализ тифлологической литературы показал, что к настоящему времени накоплен достаточно большой материал, в котором наряду с решением основных целей и задач научных исследований затрагивается проблема тревожности детей с нарушением зрения. В частности, показывается, что состояние тревожности тесно связано с отношением детей к зрительному дефекту; отношением к нему окружающих людей; успешностью социальных взаимоотношений; опытом общения и самореализацией; особенностями семейного воспитания. Однако не получили подробного рассмотрения вопросы развития тревожности в рамках возрастной динамики подросткового возраста. Остается малоизученной проблема взаимосвязи ведущих факторов, участвующих в образовании тревожности, с наличием зрительного дефекта у слабовидящих подростков.

Во второй главе – «Особенности тревожности у слабовидящих подростков» – обосновывается выбор методик экспериментального исследования; излагается стратегия организации экспериментального исследования; описываются, анализируются и обобщаются результаты констатирующего эксперимента.

Использованные методы психологической диагностики: шкала личностной тревожности для учащихся 10–16 лет (А.М. Прихожан); методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева); метод социометрических измерений персонального статуса подростков в группе сверстников (Д. Морено); диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик, в адаптации Л.И. Вассермана, О.Ф. Ерышева, Е.Б. Клубовой и др.); определение акцентуации характера по тесту Леонгарда–Шмишека; авторская методика интервьюирования с целью сбора информации о характере тревожного поведения и тех ситуациях, в которых оно возникает.

Анализ результатов констатирующего эксперимента и обработка данных с помощью методов математической статистики позволили описать феноменологическую вариативность проявлений тревожности и уточнить механизмы ее формирования.

Показано, что особенности тревожности, обусловленные подростковым кризисом развития, являются общими для нормально видящих подростков и их слабовидящих сверстников. Однако у подростков с нарушением зрения дополнительной предпосылкой к формированию неадекватного уровня тревожности является осознание и переживание зрительного дефекта и последствий, связанных с ним. В 13–14 лет большинство подростков как контрольной, так и экспериментальной групп могут быть охарактеризованы как эмоционально благополучные, однако с возрастом отмечается ряд изменений. В частности, к старшему подростковому возрасту у нормально видящих мальчиков происходит всплеск высокой личностной тревожности, а нормально видящие девочки-подростки по-прежнему не обнаруживают заметных проблем в эмоциональной сфере (p ( 0,05).

К 15–16 годам количество эмоционально благополучных слабовидящих подростков снижается, и их контингент поляризуется по крайним вариантам выраженности личностной тревожности – высокой и крайне низкой тревожности

(p ( 0,05). При этом, в ситуациях, связанных со школьным обучением, высокую тревожность обнаруживают мальчики как контрольной, так и экспериментальной групп (p ( 0,01). Слабовидящие девочки в большей степени испытывают высокую тревожность в ситуациях межличностного взаимодействия, в то время как большинство нормально видящих сверстниц не испытывают серьезных проблем

6ости, напротив, демонстрируют эмоциональное благополучие (p ( 0,05).

Выявлено, что в условиях зрительной депривации ярко проявляется роль низкого социометрического статуса, регистрируемого как при высоком, так и при низком уровнях тревожности (p ( 0,01). У подростков с нормальным зрением (также при наличии полярных вариантов тревожности) практически отсутствуют низкие показатели социометрического статуса, что свидетельствует о значимости снижения данного показателя в образовании тревожности именно у детей экспериментальной группы (p ( 0,05).

Социометрический статус опосредствованно отражает связь с самооценкой и волевыми чертами личности, недостаточный уровень развития которых (в условиях ограничения социальных контактов и стереотипизации жизненной среды школы-интерната) также предопределяет появление у слабовидящих подростков повышенной тревожности.

В ходе исследования установлено, что в числе важных факторов формирования тревожности необходимо отметить сложившиеся механизмы психологической защиты и специфику их использования при заострении отдельных личностных черт. Следует подчеркнуть, что у подростков с крайними вариантами выраженности тревожности вырабатываются определенные комбинации защитных механизмов, которые привычно, на установочном уровне, актуализируются в любых травмирующих ситуациях. Это приводит к блокированию способности к осмысленной переработке субъективно значимой информации, что закрепляет стереотипное воспроизведение прошлого опыта и способы поведенческого реагирования без учета специфики конкретной ситуации.

Одной из наиболее распространенных акцентуаций большинства слабовидящих подростков с высоким уровнем тревожности является экзальтированность, а основным способом разрешения эмоционально значимых проблемных ситуаций в реальной жизни – использование механизма компенсации (p ( 0,05). Компенсации подвергается переживание собственной ущербности и неполноценности. Возраст и пол определяют использование дополнительных способов психологической защиты.

Высоко тревожные подростки обладают конфликтной самооценкой: с одной стороны, ярко выражено стремление и желание принимать себя как автономную личность, осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик; с другой стороны, подростки мнительны, зависимы от внешних обстоятельств и оценок, чувствительны к чужому мнению о себе, боятся рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях, не обладают достаточным самоконтролем (p ( 0,05).

Наличие акцентуации по экзальтированному типу объединяет большинство старших и младших девочек со зрительной патологией и их нормально видящих сверстниц с констатированным высоким уровнем тревожности (p ( 0,05). Резкое колебание фаз хорошего и плохого настроения, повышенная впечатлительность, болезненное реагирование и чрезмерная чувствительность к мнению окружающих взрослых и сверстников участвуют в формировании и закреплении тревожности. У большинства же мальчиков контрольной группы высокий уровень тревожности диагностируется при наличии акцентуаций по эмотивному типу, в сочетании с защитными механизмами регрессии и замещения (p ( 0,01).

Длительное пребывание в замкнутом коллективе школы-интерната, узость круга общения за ее стенами также препятствуют формированию нормального уровня тревожности. Слабовидящие подростки считают, что дефект зрения существенно отражается на взаимодействии с окружающими, нормально видящими людьми: в интервью они признавались, что, узнавая о дефекте зрения, об обучении и проживании в школе-интернате, нормально видящие сверстники отказывают в дружбе и общении, не принимают в свои компании. Обида, раздражение, негативный и недостаточный опыт общения с внешним миром формируют такое эмоциональное состояние, при котором даже нейтральные стимулы начинают интерпретироваться как опасные и травматичные. В частности, тревога, возникающая в общении с нормально видящими взрослыми и сверстниками, действует по принципу «замкнутого круга»: чем выше тревожность, тем страшнее вступать в контакт; чем меньше опыта общения, тем больше опасность неудачи и тем скорее общение, действительно, оказывается эмоционально травматичным. Переживание своего отличия от большинства окружающих людей, усиленное опережающим негативизмом в восприятии нормально видящих, а также склонность искать причины жизненных неудач в наличии зрительного дефекта – эти особенности эмоционального реагирования были выявлены с помощью бесед и интервью с высоко тревожными слабовидящими учащимися.

Полученные экспериментальные данные показали, что не только ярко выраженная (высокая) тревожность, но и чрезмерное спокойствие, проявляющееся в замещении, игнорировании, отрицании травматического эмоционального опыта детьми с нарушением зрения, является потенциально опасными для их социально-психологической адаптации. Следует отметить, что в экспериментальной группе уровень чрезмерного спокойствия не только был выявлен у значительно большего количества подростков, но и содержательное его наполнение имело определенную специфику.

В создании крайне низкого уровня тревожности (чрезмерного спокойствия) ведущую роль играет механизм отрицания (p ( 0,05). На фоне гипертимных черт характера у детей с нарушением зрения возникает картина маскированной тревожности (p ( 0,05). Можно сказать, что в условиях школы-интерната такая стратегия преодоления трудностей является вынужденной, не всегда соответствующей личностным особенностям. Чрезмерно спокойные подростки в большинстве случаев занимают неблагополучное положение в группе сверстников, но проявляют нечувствительность к своему реально неблагополучному положению (p ( 0,01). Такая нечувствительность носит защитный характер: чрезмерно спокойный подросток присваивает себе желаемые качества, поведенческие характеристики, отличающие гипертимную личность – активность, общительность, лидерство. При этом чрезмерное спокойствие обнаруживает связь с теми акцентуированными чертами личности, которые в значительной степени обусловливаются слабостью, истощаемостью, повышенной чувствительностью нервной системы, а именно – с педантичностью и тревожностью (p ( 0,05). В образовании чрезмерного спокойствия нормально видящих мальчиков и девочек большую роль играет акцентуация характера по циклоидному типу, используются механизмы психологической защиты – компенсация и вытеснение (p ( 0,05).

Нарушения зрения у детей и подростков и их профилактика

Различные заболевания органов зрения у детей можно разделить на воспалительные и невоспалительные. Необходимо помнить и о возможности тяжелых последствий травматизма.

К наиболее распространенным в детских коллективах воспалительным заболеваниям следует отнести конъюнктивиты и болезни век. в том числе ячмени, вызываемые бактериями и вирусами. Инфекция может быть занесена грязными руками или предметами личной гигиены. Лечение в обязательном порядке проводится окулистом.

Конъюнктивит - воспаление слизистой оболочки глаза (конъюнктивы). Он характеризуется жжением и резью в глазах («песок в глазах»), слезотечением, светобоязнью, гнойными выделениями. Может повыситься температура. Ребенок жалуется на головную боль.

Ячмень - острое гнойное воспаление волосяного мешочка, сальных или потовых желез. При этом отмечается значительная болезненность в области пораженного участка, резко отекает веко, ухудшается общее состояние ребенка.

Профилактика этих заболеваний заключается: 1) соблюдение элементарных гигиенических норм и правил (частое мытье рук с мылом, частая смена носовых платков, полотенец, наволочек, использование защитных очков при ярком свете). 2) защита глаз от пыли и раздражающих веществ. 3) сбалансированное, обогащенное витаминами питание. 4) исключить травматизм глаз, который увеличивается с возрастом.

Из невоспалительных заболеваний глаз наиболее распространенным нарушением зрения у детей является близорукость (миопия)

Основные концепции возникновения и развития близорукости.

1. Основная причина зрительное переутомление, несоблюдение гигиенических норм и правил. Необходима – профилактика нарушений зрения.

2. Основную роль в развитии близорукости – наследственные факторы. Чаще всего миопия развивается у многих членов семьи, живущих в одинаковых условиях.

Главной причиной возникновения заболевания является ослабление аккомодации вследствие нарушения функции ресничной мышцы. Глаз вынужден перестроить оптическую систему, чтобы приспособиться к работе на близком расстоянии, что достигается удлинением его оптической оси. Однако принято считать, что дети наследуют лишь склонность к близорукости. Если зрительное напряжение приходится на период роста глаза, это приводит к растяжению его оболочек и прогрессированию миопии. Этому способствует также длительная зрительная работа с предметами, находящимися на близком расстоянии при недостаточной освещенности, что вызывает повышение внутриглазного давления, растяжение оболочек глаза и прогрессирование близорукости. К ухудшению зрения приводят общие тяжелые заболевания организма, хронические инфекции, малоподвижный образ жизни, недостатки физического воспитания.

Первые признаки близорукости. глазная щель расширенна, глазное яблоко начинает выдаваться вперед, зрачок увеличен. Ребенок склоняется над предметами, щурится, вглядываясь вдаль. Эти изменения должны заметить родители и учителя. У близоруких детей чаще отмечаются нарушения осанки. Меняется поведение ребенка, появляется привычка ходить с низко опущенной головой, сутулиться. Дети жалуются на боль и двоение в глазах, головную боль, быстрое утомление.

Выделяют три степени близорукости: слабую – до 3,0 диоптрий, среднюю – до 5,0, высокую – от 6,0 диоптрий и более.

Кроме того, выделяют прогрессирующую, или злокачественную близорукость, когда имеют место изменения оболочек глаза. Самым тяжелым и опасным осложнением близорукости является отслойка сетчатки, которая может произойти при средней и высокой степени близорукости. Дети с такими осложнениями не должны быть оставлены без внимания родителей и учителей. Им противопоказаны умственные и физические перегрузки, работа в наклонном положении, сотрясения, поднятие тяжестей, прыжки па твердую поверхность или в воду. Дети со средней степенью близорукости занимаются лечебной гимнастикой, а с высокой степенью – только дыхательной.

Близорукость попала в разряд «школьных» болезней. Необходимо отметить, что среди детей, пришедших в 1 класс, уже 4% имеют миопию. Особенно резко увеличивается их количество в период с 11 до 14 лет; к 7 классу она достигает уже 16%. В общей сложности за годы обучения в школе, но данным различных авторов, близорукость возрастает в 5 раз.

Для профилактики близорукости в школе необходимо соблюдение оптимального режима обучения, воспитания и отдыха. Среди мер профилактики начальных проявлений близорукости рекомендуется тренировка аппарата аккомодации. Это могут быть простые упражнения, заключающиеся в рассмотрении объектов, находящихся на разном расстоянии. Детям предлагают быстро переводить взгляд с близко расположенного предмета (палец, карандаш, точка на оконном стекле) на удаленный (противостоящий дом, облако, дерево) и обратно. Эти упражнения целесообразно проводить в течение 0,5-1 мин в середине урока с усиленной зрительной нагрузкой, а также дома.

Систематическое выполнение упражнений приводит к совершенствованию аккомодации, уменьшает начальные признаки ее нарушения.

Дальнозоркость – это такая рефракция, при которой человек плохо видит предметы, находящиеся близко от глаз и хорошо те, что находятся далеко.

Причины. Приблизительно 95% новорожденных дальнозорки. Только к 6-7 годам соотношение между длинной оптической оси глаза, его преломляющей способностью и размером глазного яблока уравновешиваются и рефракция становиться эмметропической, а в дальнейшем может развиться миопия. Дальнозоркость развивается с возрастом, как следствие склеротических процессов в глазу.

Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Избегать зрительного переутомления в раннем детском возрасте (телевизор, компьютер).

Астигматизм – нарушение кривизны роговицы, из-за чего человек видит прямую линию искривленной, наклонной или ломаной. При этом нарушается ориентация, процесс чтения, письма и др. Появляются головные боли, головокружения, снижается работоспособность. В таком глазе может быть одновременно дальнозоркая и близорукая рефракция.

Причины. Врожденные особенности (патология беременности, вредные привычки). Переутомление и не слишком хорошее питание в периоды интенсивного роста.

Профилактика. Избегать вредных привычек и заболеваний, а также психического перенапряжения и физического утомления во время беременности. Полноценное питание, щадящий режим, избегать травм глаза.

Косоглазие. Выделяют две основные разновидности косоглазия:

1. Сходящиеся косоглазие обычно развивается у близоруких людей и у тех, кто привык рассматривать предметы на близком расстоянии, а также читать, писать, низко наклонившись над столом. Лечение - операция. Профилактика. избегать привычки близко рассматривать предметы, низко наклоняться над книгой, тетрадью, коррекция близорукости.

2. Расходящееся косоглазие развивается чаще у людей с дальнозоркой рефракцией, вынужденных рассматривать предметы на близком расстоянии, при этом они обычно работают одним глазом, нерабочий глаз уходит в сторону, кроме того, в нём постоянно утрачивается способность видеть. Этот факт следует учитывать в раннем детском возрасте. На каком расстоянии следует подвесить игрушку над кроваткой ребёнка в 2-4-6 месяцев? На расстоянии 1,5-2 метра от глаз. Если повесить близко, есть опасность развития косоглазия, потому, что дети дальнозорки. Сначала подвешивают игрушки разной формы, а к 8-9 месяцам, разного цвета, особенно красные, жёлтые, оранжевые. Лечение. восстановить зрение в нерабочем глазу, хотя бы частично - это достигается длительными тренировками на специальных приборах, а затем операция на глазодвигательных мышцах. Профилактика. игрушки для рассматривания, картины, плакаты размещать на расстоянии 2 м от глаз ребёнка, не давать для игры мелкие предметы (игрушки, мозаики, строительный материал).

Спазм аккомодации. Аккомодация – это процесс приспособления глаза к видению на разных расстояниях. В норме он протекает мгновенно – глаз способен мгновенно переключаться с близких предметов на далекие. При переутомлении глаз не может мгновенно переключаться с близких предметов на далекие, то есть наблюдается спазм аккомодации.

Причины. переутомление глаза от долгой, напряжённой работы. Спазм аккомодации является предвестником развития близорукости и нуждается в немедленном лечении. Лечение. выключение глаза из работы (это достигается закапыванием в глаза атропина) на 1,5-2 месяца. Профилактика. соблюдать гигиену зрительной работы.

Дальтонизм – это врожденное нарушение цветного видения (цветоощущения). Наблюдается преимущественно у мальчиков и может выражаться как в нарушении видения отдельных цветов (красного, зелёного), но и оттенков зелёного, коричневого цвета. Дальтонизм определяется при помощи специального атласа с набором картинок, которые с определённой скоростью пролистывают перед обследуемым и он должен сказать, что на картинке изображено или написано. Дальтонизм является ограничением в выборе профессии (космонавт, шофёр, лётчик, железнодорожник и др.). Заболевание не корригируется.

Поделитесь материалом в социальных сетях:

Статья по теме:

Общение людей  является необходимым  условием для  развития общества  в целом

Подростки с нарушением зрения

И каждой личности в  отдельности. Только в условиях общения происходит  становление  человека как личности: формирование  потребностей, целей, интересов, ценностных

Скачать:

Предварительный просмотр:

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ  ЗРЕНИЯ.

Общение людей  является необходимым  условием для  развития общества  в целом

И каждой личности в  отдельности. Только в условиях общения происходит  становление  человека как личности: формирование  потребностей, целей, интересов, ценностных

ориентаций, становление самосознания  и  определения.  В процессе общения  человек

лучше познает  самого  себя, свои  качества  и свойства, свои  хорошие и  плохие  стороны.

Общепринятым в  психологии фактом  считается, что одним из  пиков  развития потребности  в  общении является  подростковый  возраст (от 10 - до15лет).

Как  указывает  большенство  ученых (Л.П. Буева  И.С.Кон  Я.Л.Коломенский) изучение  подросткового  возраста следует начинать с  анализа  сферы  общения. У человека нет такого другого  возрастного периода, который бы заключал в себе  столь  много неожиданного и трудно  поддающегося пониманию, как  для  него  самого, так и для окружающих его  людей. Подростковый  возраст- возраст  предельной искренности, идущий  от  стремления  все  пережить, все  открыть, быть  в  согласии с  самим   собой, и

Предельной  неискренности,  связанной с  поиском себя  через разные  роли, стремлением себя  проверить, испытать, скрываясь  от  других  и  самого  себя.  У подростков потребность в  общении, выражена наиболее ярко. В общении с  взрослыми

Подросток приобщается  к  миру взрослых, пробует  «примерить»  на  себя  взрослые  качества, критерии, ситуации. Однако в  большинстве  случаев эта  потребность остается  неудовлетворенной. Тогда  он  находит удовлетворяющие  его  отношения  в  кругу сверстников. Здесь  всем  понятно его   стремление к  взрослости, отношения здесь

более  равноправны и,  кроме  того, так подросток противопоставляет себя  взрослым.

Для  части учащихся  нашей  школы домом  является интернат. Ведь, если  подсчитать, сколько времени ребенок проводит  в  интернате-180 дней (полгода), он  живет  за  пределами  родного  дома, в  общественном   доме. А если еще  учесть, что, забирая

Ребенка домой  на  каникулы, или  на  выходные дни, родители  не  всегда  могут  уделять

Ему  внимание (отправляют в  санаторий или  оставляют дома  одного), т о  времени   на

Общение  с  ним  остается  еще  меньше. Поэтому  очевидно, что  порой именно  воспитатель больше  общается  с  ребенком, чем  родитель.

В своем развитии подростки  с нарушениями зрения проходят  те же  возрастные этапы,

для   них  характерны  те же новообразования в  личности, которые присущи  всему подростковому возрасту. От  того,  как  складывается общение    подростка  со  сверстниками,  зависит   очень многое в  его  будущей  судьбе. Воспитанники школы-  интернатов  испытывают значительные  трудности в  общении со  сверстниками.

Частые  конфликты ,агрессивность, неуверенность  в  себе, отклоняющееся  поведение-

все   это я наблюдаю в  своем  классе. Здесь воспитанники  постоянно  общаются с одной и  той же группой  сверстников. Подросток вынужден  адаптироваться   к  большому  числу  сверстников.  Если присмотреться    любому  классу -  внутри  этих  групп у  каждого  человека  есть свой  микроколлектив.

. Эта  микросреда во  многом и  определяет  развитие  подростка, и  его творческие  успехи,  и  его  общее «эмоциональное   благополучие». Одни  школьники  ищет общество  наиболее подвижных, живых сверстников,  других   привлекают  тихие, пассивные. Одни  дружат со   слабыми, робкими,   находя  удовлетворение в  покорности,  другие чувствуют  себя  уверенными рядом  с  сильными и решительными.    Именно  в  группировке    подросток приобретает     опыт общения, который так  важен для  формирования  личности. Опираясь  на  все эти  наблюдения, я  как  воспитатель своей  группы,  определила  следующие  задачи:

     Изучить  личность  каждого  ребенка,  помочь  в  решении личностных  проблем. Сплотить  группу класса с  использованием   методики коллективных творческих  дел. Наладить  тесную  связь  с  родителями.

Свою  работу  я начала с организации ярких, увлекательных и  интересных по  содержанию творческих дел. В ходе  их  проведения  и  подготовки  каждому  находилась  своя  роль. Например, было  решено,  что все будут  готовить сюрпризы   в тайне  от  других. Как  воспитатель, я  старалась   привлечь  в  первую  очередь робких, малоактивных детей.

Так,  Маргарита приехала  вместе  с родителями  из  другого  города  и  училась  в  обычной школе. Период  адаптации  проходил  очень  трудно.  Узнав, что  она  поет, привлекла  ее к  участию в  общешкольном концерте, поручив  ей, и  другим  девочкам

Составить  новогоднюю программу. Это оказалось тем  ключиком, который  позволил

Мне помочь  ребенку раскрыть   свои  способности, раскрепоститься и найти  очень  быстро контакт  со  своими  сверстниками.

Теперь Рита стала  браться  за  любое  дело,  умеет организовать   игру  и  увлечь ребят.

Так, Дима, скромный, застенчивый  мальчик, не  принимал участия в  классных мероприятиях,   много читал, интересовался музыкой. Зная  его увлечение, я  предложила ему  и  другим  ребятам  организовать  устный журнал «Современной         Музыки». Ребята подготовились,  и рассказали о  направлениях в сегодняшней музыке, иллюстрирую  свое  выступление музыкальной  игрой и  танцами.

Для  исполнения  современных  танцев  были  приглашены  ребята   из слабовидящих  классов, которые  очень  прилично  танцуют, они  великолепно  показали  свое танцевальное  умение. Отношения вышли  за  пределы   нашего класса,  и  обыкновенная познавательная  игра переросла  в дружеские  отношения между   ребятами  разных  возрастов.

Современные праздники в  школе, походы  в музеи, интеллектуально – познавательные и  развлекательные  мероприятия, КВН, в нашем  классе  стали  традицией.

Сначала родители  отнеслись к  нашим  новшествам с  настороженностью, но постепенно они  стали и  сами предлагать  свою  помощь. Начиная  свою  работу  с  семьей, я,  как  воспитатель, столкнулась с  односторонним  подходом  родителей к  школьной  жизни  детей. Их  волновали только  оценки, которые дети  получали на  уроках. Для  более существенного родителей  и  учащихся и  нормализации отношений между  ними я  перестроила  ведение  родительских собраний,  поставив перед  собой задачу: научить   вести  диалоги  родителей  с детьми, и  провела  несколько  собраний    форме  деловой  игры,  пригласив  на  них  ребят. Н а  этих   собраниях я не  касалась  учебы  и  поведения, а  поставила другую  цель – общение  родителей  с  учащимися, родителями с  родителями,  учащихся  с  учащимися. Собрания  было   интересными, необычными, для   многих  реализовалась   потребность  высказаться и  быть  услышанным.  Большинство   участников сумели  оценить  друг друга, но  самое   главное родители  увидели, что  дети уже  выросли, многое  понимают, умеют  слушать, защищать  свое  мнение. Отвечая на  некоторые  вопросы,   родители  должны были поставить  себя на  место  подростка, а  дети - на  место родителей.   Это  то  же  способствовало созданию  атмосферы  доверия.  Я же, как  воспитатель, получила  информацию  для  размышления  о  проведении  собраний и для  работы  с  классом.

В заключении можно  сделать  некоторые  выводы:

- Развитие межличностных  отношений в  группах слепых и слабовидящих  подростков протекает  по  общим  закономерностям  становления процесса  общения.

- На  сегодняшний  день, в  специальном   коррекционно – образовательных  учреждениях, с  одной  стороны, создаются  благоприятные  условия для  развития ребенка с  учетом  особенностей его  познавательной  деятельности, а, с другой -  такие  условия  изолируют  подростка от  внешнего мира  и  его  проблем.

-Исследование  особенностей  и  трудностей  общения слепых и  слабовидящих  подростков требует дальнейшей  разработки, с учетом возрастных, половых, индивидуальных и других  факторов, и  имеет  значение для  разработки  различных  программ  для  специальных   коррекционно  -  образовательных  учреждений.

подростки с нарушением зрения

Похожие темы

Текст

научной работы на тему "Формирование позитивной я-концепции у подростков с нарушениями зрения". Научная статья по специальности "ПСИХОЛОГИЯ"

Формирование позитивной я-концепции у подростков с нарушениями зрения

Крюкова Е.В.

В Российской Федерации за последнее десятилетие в два раза увеличилась детская инвалидность. По данным Всемирной организации здравоохранения она составляет две трети детской популяции.

В соответствии с Конституцией РФ дети с ограниченными возможностями здоровья имеют равные со всеми другими детьми права на образование и развитие в среде сверстников.

Подростки, находящиеся в условиях зрительной депривации, как полноправные граждане общества сталкиваются с необходимостью активного участия в строительстве и реализации новых моделей общественного развития [1].

У инвалидов по зрению формирование положительной «Я-концепции» играет вдвойне важную роль, так как осознание своих ограниченных возможностей усиливает чувство неполноценности. При наличии отклонений дисгармония подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию подрастающего человека в обществе. Я-концепция в значительной степени определяет социальную адаптацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности.

Актуальность проблемы в настоящее время усиливается в контексте гуманизации современного общества, характеризующего повышением интереса к вопросам самореализации личности и формирования человека как субъекта культуры и деятельности [2].

В отечественной тифлологии данная проблема косвенно затрагивалась в контексте решения задач социальной и психологической реабилитации инвалидов по зрению (Л.Н. Силкин, А. а. Хрусталёв, В.И. Черанев и др.), формирования адекватной самооценки, адекватного отношения к дефекту (А. Г. Литвак, Т.П. Головина и др.) [3;4;5].

На сегодняшний день не разработанными остаются как теоретические, так и практические аспекты проблемы формирования позитивной Я-концепции у подростков, находящихся в условиях зрительной депривации.

С целью изучения особенностей развития Я-концепции подростков с нарушениями зрения нами было проведено экспериментальное исследование, и в нем приняли участие 120 слабовидящих учащихся 1114 лет из школы-интерната №4 г. Тольятти и 140 подростков 11-14 лет из общеобразовательных школ г. Тольятти. в основу исследования были положены: тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев); методика исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования (Реан АА.); «Тест двадцати утверждений на самоотношение» (М. Кун, Т. Макпартленд, модифицированный А. М. Прихожан); опросник выявления мотивации успеха и боязни неудачи (Реан А. А.).

Анализ результатов констатирующего эксперимента и обработка данных с помощью методов математической статистики показали, что у слабовидящих подростков, наблюдается заниженная

самооценка, отсутствует чувство уверенности в себе, они негативно оценивают свою внешность и умение общаться, а у подростков без ограничений в здоровье наблюдается: положительное отношение к себе и они считают, что окружающие тоже оценивают их высоко. Подростки с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев дают себе отрицательную оценку, а у подростков без ограничений в здоровье

— отношение к себе в большинстве случаев — положительное.

Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента были выявлены условия (половозрастные, социально-психологические, зрительные), участвующие в образовании негативной Я-концепции у слабовидящих подростков.

На основе полученных данных была разработана развивающая программа «Загадки моего Я», в ходе которой решались вопросы активизации внутренних резервов слабовидящих подростков, способствующих формированию позитивной Я-концепции.

Я-концепция — это совокупность представлений личности о себе, включающая когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент. Поэтому разработанная программа построена на формировании вышеперечисленных компонентов. Можно выделить следующие основные блоки программы: 1. Самопознание (Я-понимание); 2. Самоотношение (Я-отношение); 3. Саморегуляция (Я-поведение).

Целью занятий блока «Самопознание (Я-понимание)»

— являлось формирование представлений о самоценности человеческого «Я», формирование у подростков способности выявлять, анализировать свои недостатки, находить пути их преодоления. Целью блока «Самоотношение (Я-отношение)»: являлось знакомство подростков с психологическими понятиями: чувства, мысли, поведение, формирование способностей различать их внутри себя; знакомство со следующими видами эмоций и чувств: обида; злость; агрессия; знакомство со способами овладения своими эмоциями и тренировка навыка выражения эмоций; обучение навыкам саморегуляции; изучение понятия стресса и его стадий, способов борьбы со стрессом. Блок «Саморегуляция (Я-поведение)» был посвящен исследованию понятий уверенности в себе, неуверенности и агрессивности, неуверенного и уверенного поведения, выделении ситуаций, при которых подростки чаще всего испытывают неуверенность в себе, тренировка уверенного в себе поведения, изучение разных способов отстаивания своего мнения, отработка навыка сказать «нет», знакомство с правами человека на уверенность в себе, отработка умения анализировать ситуации, выявляя свое ошибочное суждение, ведущее к неуверенности.

После завершения формирующего этапа исследования проводился мониторинг происходящих изменений с целью подтверждения эффективности проделанной работы. Данные, полученные в ходе сравнительного анализа результатов контрольной

Психологические и педагогические науки

и экспериментальной групп, позволили говорить о существенных позитивных изменениях в эмоциональной и поведенческой сферах подростков с нарушениями зрения.

Таким образом, практическая значимость исследования заключается в разработке системы психологической коррекционной помощи слабовидящим подросткам, направленной на формирование позитивной Я-концепции. Результаты исследования могут быть использованы в организация занятий по формированию трех компонентов Я-концепции, а также в разработке самостоятельных программ по профилактики эмоциональных и поведенческих нарушений.

Список использованных источников

1. Кантор В. З. Педагогическая реабилитация и стиль жизни слепых и слабовидящих. — СПб. КАРО, 2004.

2. Кудинов С.И. Полифункциональная модель исследования самореализации личности. Прикладные исследования психологии личности: сборник научных трудов. — Вып.1. — Тольятти: ТГУ, 2009.

3. Никулина Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушениями зрения. — СПб. КАРО, 2006.

4. Райгородский Д.Я. Психология самосознания / Д.Я. Райго-родский. — Самара: издательский Дом «БАХРАМ-М», 2007.

5. Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. — СПб. КАРО, 2007.

Информация об авторе

• Крюкова Е.В. // соискатель ученой степени к. псх. н. Гуманитарный институт Тольяттинского государственного университета, г. Тольятти.

Всероссийский журнал научных публикаций, апрель 2011

Источники:
http://discollection.ru, http://studopedia.net, http://nsportal.ru, http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-pozitivnoy-ya-kontseptsii-u-podrostkov-s-narusheniyami-zreniya

Следующая:


19 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения