коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Нарушение зрения сообщение


Нарушение зрения сообщение

Нарушение зрения

Затуманивание зрения как симптомы офтальмологических заболеваний, их причины и внешние проявления, порядок диагностирования и назначение адекватного лечения. Первая помощь при двоении в глазах и внезапной потери зрения, необходимость госпитализации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Острые нарушения зрения. Снижение или полная потеря зрения, возникновение пелены перед глазами (затуманивание зрения), двоение или искривление предметов, выпадение из поле зрения. Внутриглазные инородные тела. Поражение глаз ядовитыми насекомыми.

доклад [19,6 K], добавлен 23.07.2009

Начальные симптомы и порядок диагностирования кровоизлияния в мозг, его возможные причины и техника оказания первой помощи, необходимость госпитализации. Предпосылки проявления приступообразно возникающих параличей тела и назначение лечения при них.

реферат [18,0 K], добавлен 06.08.2009

Характеристика и симптомы отравления, первая помощь при кровотечении, причины обморока, разновидности ожогов, формы и степень отморожения. Помощь при поражении электрическим током, при эпилептических судорогах. Признаки и причины внезапной смерти.

реферат [25,9 K], добавлен 07.06.2010

Виды повреждений глаза, методы и приемы их лечения. Определение степени опасности данных травм для жизни и здоровья человека. Диагностика и первая помощь при проникающем и тупом ранении органа зрения, их последствия и возможность восстановления зрения.

курсовая работа [83,9 K], добавлен 13.12.2010

Симптомы амблиопии, блефарита, близорукости, глаукомы, дальнозоркости, катаракты, кератоконуса, конъюнктивита. Мушки в глазах. Виды и степень астегматизма, его причины. Лечение глазных заболеваний: оптическая коррекция зрения, рефракционная хирургия.

презентация [1,9 M], добавлен 27.05.2014

Причины утопления - состояния, развивающегося при полном погружении тела в воду. Транспортировка утопающего на берег. Первая медицинская помощь пострадавшему, который находится в сознании и без него.

Необходимость госпитализации. Возможные осложнения.

презентация [2,1 M], добавлен 08.08.2014

Снижение зрения, затуманивание, периодическое покалывание в глазу. Определение остроты зрения. Разность утреннего и вечернего давления. Обширная глаукомная экскавация. Сдвиг сосудистого пучка. Сужение полей зрения. Начальное помутнение хрусталика.

история болезни [21,7 K], добавлен 06.07.2011

Своевременная диагностика при повреждении глаз как обязательное условие сохранения зрения. Симптомы офтальмологических заболеваний: покраснение, бактериальный конъюнктивит и инородные тела в роговице. Ячмень - острое воспаление мейбомиевой железы.

доклад [36,5 K], добавлен 08.06.2009

Глаз и его функции. Влияние кривизны роговицы – основной фокусирующей ткани – на остроту зрения. Острота зрения и практическая слепота. Аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Роль физической культуры в предупреждении миопии.

презентация [1,8 M], добавлен 19.06.2014

Основные причины затруднения глотательной функции: паратонзиллит, паратонзиллярный и заглоточный абсцесс, инородные тела глотки и пищевода, необходимость госпитализации при них. Причины возникновения и первая помощь при декомпрессионной болезни.

доклад [20,4 K], добавлен 23.07.2009

Зрения нарушения

Одной из главных проблем людей старше 40 лет является нарушение зрения. В России 60 % населения имеют проблемы со зрением; более 1 млн. - слепые и слабовидящие. По данным офтальмологов даже незначительное ухудшение зрения вызывает у пациентов тревогу и неуверенность в будущем. Некорригируемое снижение зрения ниже 0,3 означает утрату возможности читать, писать, смотреть телевизор, а зрение на уровне 0,03 и ниже определяется как практическая слепота и предполагает необходимость постороннего ухода за больным.

Значительное ухудшение зрения, независимо от причин, вызвавших его, приводит к возникновению многих медико-социальных и психологических проблем: социальной изоляции, неспособности воспринимать зрительную информацию (на зрение приходится до 95% всей поступающей человеку информации), нарушению ориентации, отказу от двигательной активности, нарушению самообслуживания. Передвижение таких больных делается для них опасным, часто сопровождается падениями. Они не редко становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. У них часто возникает ощущение беззащитности, одиночества и безнадежности. Они страдают от подавленного настроения, потери веры в свои силы. Им трудно приспосабливаться к любым изменениям окружающей обстановки.

Особенно тяжелая ситуация возникает в тех случаях, когда нарушение зрения сопровождается нарушением со стороны других органов чувств.

Как же можно помочь этим больным?

Прежде всего, необходимо при уходе за людьми старших возрастных групп организовать регулярную проверку состояния органов зрения. Нужно помнить, что наличие у больного очков еще не означает, что проведена эффективная коррекция зрения. Пожилой человек должен ежегодно посещать кабинет офтальмолога. Если у ухаживающего появились подозрения или сам больной жалуется на ухудшение зрения, такие консультации должны проводиться и чаще.

Необходимо контролировать правильное и своевременное выполнение всех назначений врача, сделанных во время последней консультации.

При уходе за человеком с нарушением зрения необходимо помнить о возрастных особенностях зрения.

Нарушение рефракции (остроты зрения) - нарушение способности глаза различать раздельно две точки в пространстве, находящиеся на определенном расстоянии от глаза, т.е. видеть предметы четко.

Нарушение аккомодации - нарушение способности четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от человека.

Нарушение периферического зрения - нарушение способности видеть то, что находится сбоку, хорошо ориентироваться в пространстве и воспринимать всякого рода движения.

Нарушение адаптации - нарушение способности глаза приспосабливаться к различной яркости освещения; при этом происходит значительное увеличение времени, требующегося для привыкания глаз к новой степени освещенности. При резких колебаниях яркости освещения период "ослепления", полной потери зрения может быть достаточно длительным.

Гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении.

Помощь при нарушении зрения

Основным способом коррекции нарушения остроты зрения являются очки. При пользовании очками необходимо соблюдать следующие правила:

  • Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
  • Очки должны быть правильно подобраны по размеру. Если они недостаточно плотно "сидят" и съезжают к кончику носа, человек не сможет в них хорошо видеть. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы с глазами. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
  • Линзы очков должны быть чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах.
  • Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем.
  • Хранить очки нужно в легко доступном месте, желательно в футляре, чтобы они не разбились или не поцарапались.
  • Очки должны быть всегда рядом с пациентом. Некоторым подопечным необходимо периодически напоминать о том, чтобы они пользовались очками.

При общении со слабовидящим человеком необходимо, чтобы он имел возможность хорошо разглядеть собеседника, особенно его лицо. Для этого нужно, чтобы источник естественного или искусственного освещения располагался так, чтобы свет падал на лицо собеседника, при этом сам слабовидящий должен находиться в тени. Дело в том, что если слабовидящий человек находится против источника света и свет падает ему в глаза, то он не может разглядеть собеседника, вместо него он видит только черный контур. Если нет уверенности в том, что слабовидящий узнал собеседника, нужно представиться ему.

Нельзя подходить к человеку с нарушением периферического зрения сбоку и неожиданно, так как он может не заметить подходящего и испугаться.

При общении со слабовидящим желательно рассказывать ему об окружающих его людях и происходящих событиях. Не надо скупиться на красочные описания - они помогут человеку лучше воссоздать картину в уме. Нужно комментировать и свои последующие действия, чтобы пациент представлял себе, что будет происходить дальше.

Помещения, в которых живет слабовидящий, должны быть хорошо освещены. В дневное время - за счет света из окон (шторы должны быть максимально раскрыты), а в вечернее - за счет светильников, которые нужно зажигать до наступления сумерек. Особое внимание нужно уделить прихожей и коридорам, так как большинство падений бывает именно там. В этих местах в качестве дополнительного профилактического мероприятия нужно установить настенные поручни. Хорошее освещение и поручни должны быть и в парадном подъезда, так как входящий с улицы человек с нарушением адаптации зрения некоторое время ничего не видит и передвигается "вслепую".

Если лестница в подъезде плохо освещена, края ступенек нужно покрасить яркой контрастной краской. Контрастной краской можно также покрасить выступающие пороги комнат (лучше их совсем убрать!), углы дверных проемов, места дверных ручей, электрических розеток, включателей света и т.п.

Не делайте перестановку в помещениях, где живет слабовидящий, без согласования с ним, так как, двигаясь по комнате "проверенным" путем, он может не заметить возникшей у него на пути новой преграды и удариться или упасть. Вообще, надо стараться в жилище слабовидящего ничего без крайней нужды не переставлять.

Помогая человеку передвигаться, попросите его держать Вас за руку повыше локтя. Описывайте, куда Вы идёте, и называйте вещи, которые стоят на Вашем пути, например, "Сейчас мы поднимемся на три ступеньки вверх".

Переходить улицу человек с нарушенным периферическим зрением должен только вместе с другими пешеходами, так как часто не может вовремя заметить приближающийся транспорт.

При приеме пищи желательно использовать посуду, салфетки и поднос контрастных цветов для лучшего различения предметов на столе. Так, на темном столе легче разглядеть светлую тарелку. Предметов на столе должно быть как можно меньше, только те, что нужны в данный момент. Это дает возможность слабовидящему легче сориентироваться. Посуду с едой, столовый прибор, хлеб и другие предметы желательно размещать на столе ежедневно в одном и том же порядке, чтобы слабовидящий привык к расположению предметов. О горячих блюдах нужно предупреждать заранее. Желательно рассказать пациенту, чем будут его кормить, что и где в настоящее время находится на столе.

Таким образом, даже не имея возможности исцелить больного от его недуга, ухаживающий сможет лучше организовать жизнь слабовидящего человека, помочь приспособиться к жизни в существующих условиях.

Нарушение поля зрения

Полем зрения называется сегмент пространства,видимый глазом при фиксации взгляда на неподвижной точке.

Характер выпадения поля зрения зависит от вызывающей его причины. Чаще всего причиной являются заболевания световоспринимающего аппарата глаза. Если выпадение поля зрения имеет вид занавески с какой-либо стороны, причина - либо отслойка сетчатки, либо заболевание проводящих путей зрительной системы.

При отслойке сетчатки, кроме выпадения поля зрения, могут наблюдаться искажение формы, излом линий. Кроме того, величина выпадения поля зрения может быть различной утром и вечером. Иногда пациенты отмечают, что видят изображение как бы через воду (оно "плавает").

Причинами отслойки сетчатки могут быть близорукость высокой степени, дистрофия сетчатки, предшествующая травма глаза.

При выпадении наружных половин поля зрения (от виска), особенно в двух глазах, можно заподозрить увеличение гипофиза (аденома).

Выпадение поля зрения в виде плотной или полупрозрачной занавески от носа может быть одним из признаков глаукомы, при этом может периодически наблюдаться "туман", цветные радужные круги при взгляде на лампочку.

Выпадение поля зрения в виде полупрозрачной занавески с какой-либо стороны может вызываться помутнениями оптических сред глаза, такими как: бельмо, птеригиум, катаракта, помутнение стекловидного тела.

Нарушение зрения сообщение

Если выпадает какой-то участок в центре поля зрения, то причиной являются нарушения питания центральной зоны сетчатки (макулодистрофия) или зрительного нерва (частичная его атрофия). Макулодистрофия, кроме того, часто сопровождается искажением формы предметов, искривлением линий, изменением величины отдельных частей изображения.

Концентрическое сужение поля зрения (трубочное зрение) чаще всего является следствием особой формы дистрофии сетчатки — ее пигментной дегенерации, при этом достаточно длительное время сохраняется высокая острота центрального зрения. Далеко зашедшая глаукома тоже может быть причи¬ной концентрического сужения поля зрения, но при ней намного раньше страдает острота центрального зрения. В повседневной жизни концентрическое сужение поля зрения проявляется так: человек подходит к двери, достает ключ и долго ищет замочную скважину. Такие люди становятся почти беспомощными в незнакомой обстановке, им необходимо много времени для ознакомления с ней. При склерозе мозговых сосудов с нарушением питания зрительного центра коры головного мозга тоже может наблюдаться концентрическое сужение поля зрения, но оно чаще сопровождается значительным снижением остроты центрального зрения, забывчивостью, головокружением.

Реферат: Нарушения зрения детей

Дисциплина«Педагогика»

Темакурсовой работы: «Особенности работы учителя в школе для детей с нарушениямизрения»

2004

ВВЕДЕНИЕ

Зрение принадлежит к числуинтереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмовработают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации,воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человекудля любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый долженпонимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно вдетском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчивко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно бытьуделено особое внимание.

Дефицит движенийсовременного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональныхсвойствах зрительного анализатора — наших глазах.  С другой стороны, чрезмерныеинформационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям изаболеваниям. В развитых странах каждый четвертый — близорукий. Нарастают ивозрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро впоследнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев икомпьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушенийсостоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов квопросам гигиены зрения и освещения.

Выбор темы курсовойработы не случаен. Я работаю в городском «Центре охраны зрения детей иподростков» и ежедневно сталкиваюсь с сотнями детей с нарушениями зрения. Мнеочень близка эта проблема.

Цель данной курсовой работы — путемсистематизации и обобщения разрозненной информации из разных источниковподробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения удетей.

Задача: определить конкретное действия состороны педагогов по предупреждению этих нарушений.

Или доказать, что толькопри совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить илипредотвратить ранние патологии зрения.

I.  НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ -

БОЛЬШАЯСОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, нои с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, какпитание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеетзначение рост и развитие самого органа зрения, наследственнаяпредрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.Большое напряжение н.с. ираздражительность также может служить предрасположенностью к развитиюзрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудьфактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать опреобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этогоположения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложнуюпроблему.

I.         1.Анатомофизиологические особенности

зрительногоанализатора

Прежде чем представить как развивается орган зренияпо мере роста ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у негозрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: «Благодаря чему мы видимокружающий мир и как это происходит?»

Функция, именуемаязрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительногоанализатора.

Зрительный анализаторсостоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головногомозга. Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильнуюшаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружионо покрыто белочной оболочкой, или склерой. Она самая толстая, прочная иобеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна илишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около12 мм — роговица. Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза — сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащимкрасящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей,образует радужную оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена ипросвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента.Когда его много — глаза темно или светло-карие, а когда мало — серые,зеленоватые или голубые.

У некоторых людей(альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеюткрасный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды). В центре радужки естьнебольшое отверстие — зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает тобольше, то меньше света. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочкиресничным телом. В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитяхкоторой подвешен хрусталик — крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм.При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет видеть предметы какблизком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе наблизком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдальуплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов,находящихся на разном расстоянии он него, называется аккомодацией. Онаосуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет нисосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которуюпродуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людейдо 25 — 35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массуполужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полостьглаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом. Припомутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик истекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч светапроходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление.Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данногочеловека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющаясила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусироватьлучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке.

Сетчатка имеет оченьсложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно важное значениеимеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочкепалочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.)отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовоевосприятие.

Самым важным местомсетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центрежелтого пятна. Это — область наилучшего восприятия зрительных ощущений. Впределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тысяч до 147тысяч на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральнойямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тысяч на 1 мм).

Колбочки являютсяклетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются присолнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное иночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходятопределенные физические и химические процессы.

В палочках находитсяособое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), вколбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. Врезультате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: насвету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А идругих веществ.

Нарушение нормальнойдеятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием «куринаяслепота». Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днеми при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, онпочти перестает видеть, а наступлением темноты полностью теряет зрение. Цветпредметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим толькопри помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Лучшевсего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек(желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин, частичноили полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зренияявляется серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист,летчик, шофер и т.д. при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочекотходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазногояблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоитпримерно из 1 млн волокон. В центральной части зрительного нерва проходятсосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют,вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это местоназывают слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Таким образом, глазчеловека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное значение.Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, вопределенных условиях для нормального развития и работы.

Защитнымиприспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываютсярефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу исклеру — от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерноераспределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глазпредохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатываетсяспециальными слезными железами. Она содержит 97,8 % воды, 1,4 % органическихвеществ и 0,8 % солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению еепрозрачности.

В слезной жидкостисодержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играетособо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстиякоторых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезныймешок, а уже отсюда — в носовую полость.

Когда слезная железапроизводит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет),то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнеговека.

Глаз — самый подвижный извсех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже всостоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играютзначительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различатьпредметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимсяпредметом (например, на экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение глаз кносу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза,повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы,расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней частисклеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в своюсторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней частисклеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечиваетодновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза учеловека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способностьповорачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человекапредставляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы,хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение лучасвета через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состоянияоптической системы глаза у данного человека.

I.         2. Формированиезрения у детей

Зрение у детей формируется по мере ихроста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этомувремени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этимменяется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видетьпредметы четко — остроте зрения. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии), формируется у детей несразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны кдальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальнымзрением.

Однако, от 3-х до 7-ми лет причинойпонижения зрения у детей бывает близорукость. Кроме того, в 2х-3х летнемвозрасте наиболее активно формируется работа обоих глаз, поэтому именно в этомвозрасте может возникнуть косоглазие.

II.        ОСНОВНЫЕ ФОРМЫНАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Окружающий нас мир виденчетко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично ибез помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнуткраски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляютсяискажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. — это, значит, произошлонарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Наиболее распространенныеформы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость,дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

II.        1. Спазмаккомодации

Большинство офтальмологовназывают спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит,даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжениемзрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такойспазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазмааккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский его сотрудники полагают,что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. По даннымР.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается в 35, 2 %, присредней (3,0D — 6,0D) — в 28,4 %.

Школьник, у которогоразвивается стойкое напряжение цилиарной мышцы,становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуетсяна головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев донескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни изанятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазмааккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, еготяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами иофтальмологами.

II.2. Близорукость

Как правило, этоприобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки(чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушениякровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к егорастяжению.

В результате такогорастяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании илинадавливании на глазное яблоко.

II.3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, аврожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появлениядальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текстот себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстраяутомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

II.4. Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явлениеэтого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего,неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается впонижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительнойработоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах приработе на близком расстоянии.

II.5. Косоглазие

Косоглазие — положение глаз, при котором зрительнаялиния одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклоненав сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску- расходящимся, вверх или вниз — вертикальным.

Нарушение зрения сообщение

Развивается косоглазиевследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает толькоодин здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенноведет к стойкому понижению зрения.

III.      БЛИЗОРУКОСТЬ УШКОЛЬНИКОВ

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зренияу школьников занимает близорукость.

Степень участиязрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школедети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, сгодами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьномвозрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которойявляется обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Междутем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительныерасстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьниковявляется предметом широких и всесторонних исследований. При этом всеисследователи обнаруживают общую закономерность — увеличение числа учащихся сблизорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличиваетсяне только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеетособое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно спрофилактических позиций.

III. 1. Течение и симптомы

В офтальмологии принятовсе случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D и высокую (сильную) — от 6,0D и выше.

Ориентировочно можносчитать, что на долю миопии слабой, средней ивысокой степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.

Такое делениеблизорукости, естественно, основывается не только на оптических признаках, аопределять именно функциональной пригодностью рефракции глаза в разной еестепени.

Наблюдения показывают,что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопиислабой и средней степени.

Первым признаком миопииявляется понижение зрения, которое коррегируется до нормального уровняотрицательными линзами. На начальном этапе развития близорукости видимыхизменений на глазном дне, как правило, не бывает, если не считать конусов околодиска зрительного нерва, которое встречается у 3-8 % близоруких. Исключениемявляются случаи врожденной наследственной миопии, когда возникают более илименее выраженные нарушения, обычно характерных для высоких степенейблизорукости.

Чаще всего формируетсямиопия, которая остается на всю жизнь. Однако, в некоторых случаях глазноеяблоко продолжает удлиняться, соответственно увеличивается и степень миопии.Дальнейшая точка ясного видения все больше приближается к глазу, область иобъем аккомодации сокращаются, слабость цилиарной мышцы ухудшается.Прогрессирование близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу изначительной потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в нет. мере или не улучшается совсем. Эти изменениянаблюдаются в основном в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению,и прежде всего, затрагивают область диска зрительного нерва.

При очень высокой степенимиопии происходят дегенеративные изменения сетчатки, которые могут привести кодному из самых серьезных осложнений миопии — отслойке сетчатки.

Прогноз

Если миопия протекает без осложнений и, достигнувнебольших степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения,которое хорошо коррегируется очками, вполне благоприятный. При близорукостивысокой степени коррегированная острота зрения часто остается пониженной.Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и появлениидегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно неблагоприятным,если они развиваются в области желтого пятна.

III. 2. Причины и механизмы развитияблизорукости

Вопрос о причинахразвития близорукости, считают профессора Данилевский А.Ч. и Пильман Н.И.,прошел за последние полтора столетия ряд этапов, из которых можно выделитьчетыре основных:

1.   До 70-80- х годов XIX века было известно, что во многихслучаях близорукость, главным образом высокая, прогрессивная имеетнаследственный характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, атакже по восходящей и нисходящей линии у родителей и потомков.

2.   С 70-80- х годов прошлого столетия ина протяжении последующих 3-4 десятилетий, когда в процессе массовых обследованийшкол выяснилось, что близорукость возникает в первые годы обучения в школе иактивно прогрессирует с возрастом ребенка, известные ранее передние факты семейно-наследственного происхожденияблизорукости отошли в тень. На первый план в качестве основных причинблизорукости были выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, преждевсего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в особенности при зрениина близком расстоянии.

3.   Важным знаком в поисках причинблизорукости явилась созданная в 1913 году швейцарским офтальмологом Штейгеромнаследственно-биологическая теория происхождения сферических рефракций — эмметронии, дальнозоркости и близорукости, нанесколько десятилетий определившая направление исследование в этой области.

4.   Современные теории происхожденияблизорукости признают влияние как внутренних факторов наследственности, так ивнешней среды.

В настоящее время при оценке рефракции глазправильно учитывается роль как внешних, так и наследственных факторов, иразвитие близорукости подавляющим большинством офтальмологов рассматриваетсякак процесс, протекающий под влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих кней наследственную предрасположенность.

Только так можно понять,почему в школе, где все находятся в одинаковых условиях обучения, близорукостьразвивается далеко не у всех. Ряд других факторов из клиники близорукости иособенностей ее течения также объясняется только с упомянутых выше позиций.

III. 3. Факторы, стимулирующиевозникновение близорукости у школьников

Развитие близорукости у школьников определяетсяпереплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным,близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 — 13,8 %,а среди выпускников школ -  3,5 — 32,2 %. Это указывает на связь близорукости сприродно-географическими условиями.

Можно считатьустановленными 2 факта. Распространение миопии увеличивается по мерепродвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями световогорежима и питания.

В городских школахблизорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно здесьиграет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того,сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическимтрудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемостик неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Климатические условияМурманска отличаются особой неравномерностью инсоляции (смена полярной ночиполярным днем), сочетающейся с большой интенсивностью солнечного света.

Синергичность местных неблагоприятных условийоказывает большое влияние на зрение, обусловливает зрительные нарушения. Впервую очередь — это неудовлетворительный световой режим. С другой стороны,длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, втечение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоватьсяискусственным освещением, с другой — большая яркость света в период белых ночейи полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярногодня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, отестественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптациейглаза. Все это может оказать непосредственно неблагоприятное влияние на зрение.

К основным факторам,стимулирующим миопию у школьников, считается:

·    Недостаточноеосвещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменныйвред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях вовремя приготовления уроков и чтения.

·    Неприспособленнаяили плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашнейобстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

·    Неправильнаяпосадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонивголову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствуетразвитию ослаблению зрения.

IV. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИЗРЕНИЯ

В Мурманске действует одна школа (№ 58) для детей снарушениями зрения. В ней существуют группы профилактики глазной патологиинового образца. Для гармоничного воспитания и обучения детей в этих группахразработаны специальные методы профилактики нарушения зрения, которые должныучитывать и общее состояние здоровья школьника, и уровень умственного ифизического развития, и степень риска по близорукости, и возрастную, инаследственную отягощенность.

Все работы с детьми осуществляются по принципуиграя — лечимся. Все лечебные мероприятия в классах профилактики глазнойпатологии должны быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными,занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Каждый учитель, школьный медицинский работник иродители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации врачей-офтальмологовпо отношению к детям групп глазной профилактики по нарушению зрения.

Основным принципом учебного процесса в классах снарушениями зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки,увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физическойактивностью.

Для детей группы профилактики создаются небольшиеклассы по количеству детей, чтобы можно было разместить всех детей на удобном,хорошо освещаемом месте. Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетомряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемаяблизорукостью). Для учителя в списке «групп профилактики» указываются данные осостоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться (только дляработы, вблизи, постоянно, для дали).

IV. 1. Задачи учителя в классах профилактики

зрительнойпатологии

Одновременно перед учителем ставятся задачи:

1.           Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах среди групппрофилактики проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения иусиления физической и слуховой нагрузки.

2.           Трудовое воспитание у детей с близорукостью не сопровождатьсядлительностью зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).

3.           В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальныеупражнения).

4.           Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.

5.           Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.

6.           Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные соревнования,поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без прыжков с высоты, гребля, бегтрусцой, теннис и др.).

7.           Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45 минут.Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.

8.           Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Контроль за выполнением учителями рекомендацийврача-офтальмолога возлагается на медсестру школы и врача-офтальмолога в школе.Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками школы,офтальмологу детской поликлиники рекомендуется не реже 1 раза в месяц, или в 2месяца посещать группы профилактики.

У каждого ребенка, внесенного в список «группыпрофилактики» должны быть зафиксированы: острота зрения, рефракция,аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенностьблизорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками,вышиванием и т.п.), а также занятия физкультурой и спортом; время,затрачиваемое на просмотр телепередач, пребывание на свежем воздухе, занятия вгруппах продленного дня.

В конце каждой учебной четверти, года офтальмологивместе с педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы снарушениями зрения, подчеркивать положительные результаты, указываяодновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по ихустранению.

IV.      2. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных расстройствв классах обычной школы

Учитывая тот факт, что специализированных детскихсадов и школ для детей с нарушениями зрения недостаточно, а дети с нарушениямизрения есть в каждом классе любой школы Мурманска, необходимо объединить усилияврачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе свозникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима дляшкольника в обычных школах — построение учебного дня в школе, организацииуроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время — имеютпрямое отношение к работе учителя.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младшихклассов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояниязрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшегошкольного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма,длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли впервыесистематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенныетрудности.

Вот почему для учащихся первых классов, впервыеприступившим к занятиям, четыре урока ежедневно- непосильная нагрузка, в томчисле и для органа зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков вдень постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельностидругим.

Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К.Александровой показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий кконцу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижениеостроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторныхреакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и ихчередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшаетзрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся посменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позициигигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только впервую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильныйрежим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается большевремени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых жеулучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и вболее благоприятных условиях освещения.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительныефункции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятнойдля работы зрительного анализатора является естественная освещенность впределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основныегигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность иравномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочейповерхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем местесолнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямыхсолнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественногосвета не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. Впасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальнойосвещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконныхстекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда наокнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость,нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома.Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконныестекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы,закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитыватьтот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем припасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равныхусловиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт,оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы сродителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать квыполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляетнаступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогдакак 1 — 1/>/>часаотдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся,что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе,занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда органзрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывыпосле 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройстворабочего места школьника в домашних условиях.

Однако, как показывают наблюдения, многие родителипренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятийв кружках, танцами, музыкой и т.д. что ведет к чрезмерной перегрузке всегоорганизма, в том числе и зрительного анализатора.

ДЕТИ УТЕЛЕВИЗОРА

Одним из частных компонентов режима дня ушкольников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако,при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позициигигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для у.н.с.и конечно для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важностремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачине увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимальноспособствовали отдыху детей.

Все рекомендации по просмотру телевизионных передачд. н. давать врач — офтальмолог, но вобязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы сродителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжениезрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Этоусугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразныхпозах. Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, приэтом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очкидля дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Смотреть телевизор следует в освещенной комнате.Детям младшего школьного возраста следует смотреть только дневные передачи неболее получаса. В старшем ш

Источники:
http://knowledge.allbest.ru, http://www.meduhod.ru, http://www.glazmed.ru, http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/167770/

Следующая:


16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения