коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Нарушение зрения понятие


Нарушение зрения понятие

Нарушения зрения и слепота

В соответствии с Международной классификацией болезней -10 (обновленной и пересмотренной в 2006 году), существует четыре уровня зрительной функции:

-нормальное зрение

-умеренное нарушение зрения

-тяжелое нарушение зрения

-слепота.

Умеренные и тяжелые нарушения зрения объединяются в понятие «пониженное зрение», а пониженное зрение вместе со слепотой представляют все нарушения зрения.

Причины нарушения зрения

В глобальных масштабах основными причинами нарушения зрения являются:

-нескорректированные аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость или астигматизм), 43%;

-катаракта, 33%;

-глаукома, 2%.

Кто подвергается риску?

Примерно 90% людей с нарушениями зрения живут в развивающихся странах.

Люди в возрасте 50 лет и старше

Около 65% всех людей, страдающих от нарушений зрения, – это люди в возрасте 50 лет и старше, в то время как эта возрастная группа составляет 20% населения мира. При имеющем место во многих странах старении населения возрастает число людей, подвергающихся риску возрастного нарушения зрения.

Дети в возрасте до 15 лет

По оценкам, 19 миллионов детей страдают от нарушений зрения. 12 миллионов из них имеют нарушения зрения из-за аномалий рефракции – состояний, которые легко диагностируются и корректируются. 1,4 миллиона детей являются необратимо слепыми на всю оставшуюся жизнь.

В целом, несмотря на старение глобального населения, масштабы нарушений зрения в мире с начала 1990-х годов уменьшились. Это произошло, главным образом, в результате снижения показателей нарушения зрения в результате инфекционных болезней благодаря согласованным действиям в области общественного здравоохранения.

Глобальные меры по предупреждению слепоты

На глобальном уровне 80% всех случаев нарушения зрения можно предотвратить или вылечить. Области, где был достигнут прогресс на протяжении последних 20 лет, включают следующие:

-создание правительствами национальных программ по предупреждению нарушений зрения и борьбе с ними;

-возрастающая интеграция офтальмологических служб в системы первичной и вторичной медико-санитарной помощи с акцентом на оказание доступных, недорогих и высококачественных услуг;

-проведение кампаний по повышению осведомленности, включая ориентированное на школы просвещение;

-создание более сильных международных партнерств с привлечением частного сектора и гражданского общества.

Данные за последние 20 лет свидетельствуют о значительном прогрессе в области предупреждения и лечения нарушений зрения во многих странах. Более того достигнуто массовое уменьшение числа случаев слепоты, связанной с онхоцеркозом, в качестве составной части значительного уменьшения бремени этой болезни.

Что нужно знать для восстановления зрения

Итак, на странице «ГЛАВНАЯ » ты получил представление о методике восстановления зрения и как по ней заниматься. Здесь же представлены материалы, с которыми обязательно нужно ознакомиться, если ты решишл восстановить зрение. Делая упражнения, очень важно знать и представлять. как устроен глаз, что такое близорукость и дальнозоркость, как человек видит, почему происходит нарушение зрения.

Большая часть теоретического материала взята из лекций Жданова В. Г. «Верни себе зрение».

Зрение человека по Гельмгольцу

Это общепринятая теория, но не работающая для восстановления зрения, хотя и выгодная предпринимателям.

При работе глаза, для настройки фокуса, в теле человека есть специальная цилиарная мышца, которая сжимает или разжимает хрусталик глаза, меняя фокусное расстояние. Хрусталик глаза является биологической линзой, которая и фокусирует изображение. В расслабленном состоянии цилиарной мышцы – хрусталик имеет плоскую форму, фокус хрусталика проецируется на сетчатку, и в этом случае человек отлично видит далекий предмет, потому что по законам физики четкое изображение далеких предметов строится в районе фокуса оптической системы. Когда человеку нужно увидеть вблизи, его глаз меняет параметры оптической системы. Врач-офтальмолог Гельмгольц думал, что человек для того, чтобы увидеть вблизи напрягает цилиарную мышцу, она в свое очередь сжимает со всех сторон хрусталик, который делается более выпуклым, при этом фокусное расстояние уменьшается, а фокус перемещается внутрь глаза, и человек отлично видит близкий предмет. Потому что по законам физики четкое изображение близких предметом строится за фокусом оптической системы. В данном случае изображение близкого предмета опять окажется как раз на сетчатке глаза.

В итоге, если надо человеку увидеть вдаль, он, моргая, расслабляет цилиарную мышцу — хрусталик становиться плоским, мы хорошо видим дальний предмет. Когда надо увидеть вблизи — мы напрягаем цилиарную мышцу, хрусталик делается выпуклым и мы хорошо видим близкий предмет.

Как понимал близорукость Гельмгольц

По непонятной для Гельмгольца причине у некоторых людей цилиарная мышца напрягается, делая выпуклым хрусталик, а назад эта мышца расслабится не может. Людей с таким нарушением зрения, т.е. с постоянно напряженной цилиарной мышцей, которая   делает хрусталик выпуклым, он назвал близорукими. Эти люди хорошо видят вблизи, но вдаль не видят, т.к. четкое изображение далекого предмета строится в районе фокуса оптической системы. В этом случае четкое изображение будет находиться внутри глаза, а не на сетчатке, как нужно.   На сетчатке же будет какое-то нечеткое, размазанное, туманное пятно. И тогда вместо лечения, Гельмгольц предложил «помогать» людям с таким нарушением зрения, близоруким он стал рекомендовать носить двояковогнутую отрицательную минусовую линзу, так появились очки. А фокусное расстояние в целом системы (вогнутая линза плюс выпуклый хрусталик) — увеличивается. Благодаря очкам фокус возвращается на сетчатку глаза и люди, страдающие близорукостью, отлично видят вдаль. Но нарушение зрения осталось болезнь не вылечили, а лишь убрали симптомы.

И спустя 180 лет, до сих пор окулисты и офтальмологи всего мира людям при близорукости не устраняют нарушение зрения. а рекомендуют постоянно носить минусовые очки.

Что такое дальнозоркость по Гельмгольцу

Гельмгольц считал, что у многих людей с возрастом цилиарная мышца ослабевает. В результате — хрусталик становиться плоским, фокус хрусталика находится на сетчатке, и дальнозоркие люди отлично видят вдаль. Когда человек хочет увидеть близкий предмет, надо сжать хрусталик, и сделать его более выпуклым. Но мышце не хватает силы. И человек смотрит на близкий предмет, а четкое изображение строится за фокусом оптической системы, где-то ближе к затылку. А на сетчатке будет просто нечеткое, размазанное, туманное пятно. Тогда Гельмгольц предложил устранить дальнозоркость с помощью двояковыпуклой плюсовой очковой линзы. А фокусное расстояние в целом системы (выпуклая линза плюс плоский хрусталик) — уменьшается. С помощью очков фокус заводится внутрь глаза и дальнозоркие люди в плюсовых очках прекрасно видят вблизи.  Но нарушение зрения осталось болезнь не вылечили, а лишь убрали симптомы.

И спустя 180 лет, до сих пор окулисты и офтальмологи всего мира людям при дальнозоркости не устраняют нарушение зрения. а подбирают плюсовые очки, и рекомендуют носить их при работе вблизи.

Как видит человек по Бейтсу

Эта теория не распространена так широко, как предыдущая и ее не пропагандирует медицина. Именно она дает представление о том, как видит человек на самом деле и позволяет вылечить нарушение зрения.

Уильям Бейтс изучал работу человеческого глаза   тридцать лет и понял, что предположения Германа Гельмгольца неверны вообще. На самом деле человеческий глаз устроен точно так же, как обыкновенный, простейший фотоаппарат. Глаз фокусируется за счет уменьшения или увеличения длины самого глаза. И в этом случае, шесть глазодвигательных мышц выполняют основную работу в процессе наведения глаза на резкость (аккомодация).

Выяснилось, что каждый глаз имеет   по шесть глазодвигательных мышц. Первая из них, верхняя продольная, она поднимает глаз вверх. вторая мышца   - нижняя продольная, которая опускает глаз вниз, третья — внутренняя боковая продольная, сводит глаз к носу, четвертая   - наружная боковая продольная, уводит глаз в сторону. Две последние мышцы играют очень важную роль. Их называют поперечные мышцы глаза — верхняя поперечная, которая облегает глаз сверху полукругом, и нижняя поперечная, которая облегает глаз снизу полукругом, как показано схематично на рисунке (оранжевым отмечены соответствующие мышцы).

Когда все глазодвигательные мышцы находятся в полностью расслабленном состоянии, глаз за счет избыточного внутреннего давления принимает форму шара, фокус хрусталика оказывается на сетчатке, и такой расслабленный глаз отлично видит вдаль. И оказывается, для того, чтобы увидеть близкий предмет, человек делает следующее. Он сверху и снизу встречно сжимает свой глаз с помощью расслабления продольных мышц и напряжения верхней и нижней поперечной. Это возможно, благодаря тому, что глаз   у человека жидкий. За счет этого сжатия он вытягивается огурчиком вперед, как показано на рисунке.

Фокус уходит внутрь глаза, и тогда глаз отлично видит вблизи. Если человеку опять нужно увидеть дальний предмет — он моргает, тем самым расслабляя   поперечные мышцы, продольными глаз подтягивает, глаз снова приобретает форму шара, и человек отлично видит вдаль.

Что такое близорукость по Бейтсу

У некоторых людей поперечные мышцы, напрягаясь, сжимают глаз, вытягивая его вперед, а назад эти мышцы не расслабляются. Такого человека, который не может расслабить поперечные мышцы глаза, Бейтс назвал близоруким. Бейтс нашел причину такого нарушения зрения. Это, могут быть, физические, психические, зрительные напряжения, перенапряжения, некоторые травмы.

Например, в наше время очень часто близорукость появляется у детей. Когда они полдня сидят в школе, смотря в учебник и тетрадь, а мышцы-то все это время напряжены. Приходят домой, а там то же самое – уроки, компьютер и т.д. Не нужно забывать еще и про стресс, когда родители требует от них учить уроки и приносить только пятерки. От этого физического и психического перенапряжения мышцы глаз зажимаются и обратно не расслабляются.

А если родители в этот момент повесят на ребенка очки, то все – он попал в ловушку. Т.к. поперечные мышцы сами собой уже никогда не расслабятся. Им это сделать не дадут очки, потому что если расслабятся, то в очках он будет видеть хуже. А вот еще более зажаться и напрячься это вполне может быть, и тогда близорукость будет только прогрессировать. А очки будут все толще и толще.

Какой же выход Бейтс предлагает близоруким

Бейтс предлагает простую и понятную схему естественного восстановления зрения при близорукости. А именно: отказаться от очков насколько это максимально возможно, либо на время занятий попробовать заменить их на менее сильные и с помощью упражнений научить поперечные мышцы расслабляться. И в это же время другими упражнениями натренировать продольные мышцы. Тогда человек с нарушением зрения избавится от близорукости.

Что такое дальнозоркость по Бейтсу

У многих людей ослабевает работа поперечных мышц глаз и они не могут, как следует, сжимать глаз. Такое отклонение от нормы Бейтс и назвал дальнозоркостью. Часто это возникает с возрастом, когда мышцы без тренировки дряхлеют.

Какой же выход Бейтс предлагает дальнозорким

Бейтс предлагает простую и понятную схему естественного восстановления зрения при дальнозоркости. А именно: отказаться от очков насколько это максимально возможно, либо временно хотя бы заменить их на более слабые и с помощью упражнений научить продольные мышцы расслабляться. И в это же время другими упражнениями натренировать поперечные мышцы. Тогда зрение у близорукого человека восстановится.

Нарушение зрения понятие

Как проходит процесс восстановления зрения

Сам процесс восстановления и упражнения описаны в разделе «ПРАКТИКА ». Здесь же обращаю твое внимание, что зрение восстанавливается волнообразно, но всегда по восходящей вверх, как на рисунке.

Это очень важный момент, запомни его. Т.к. из-за этого я предпринимал несколько неудачных попыток восстановления. Ты тоже почувствуешь, когда только наберешь темп коррекции зрения и, кажется, ну вот еще недельку и все. И вдруг «БАЦ. » — пошло снижение зрения, конечно, это снижение никогда не достигнет начальной точки, но могут опуститься руки. Таких этапов у меня на пути было несколько — можешь посмотреть в разделе «МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ ». Как говориться: «Без поражений нет побед!». В такие моменты надо продолжать заниматься и идти к намеченной цели.

Понятие «пиковое зрение» и «постоянное зрение»

Такие понятия, наверное, ты нигде не встретишь. Я их придумал сам, чтобы объяснить еще один важный момент. Занимаясь восстановлением зрения я заметил, что после проверки зрения на проверочной таблице, значительно лучше вижу и окружающие предметы. Спустя некоторое время такой эффект пропадает, хотя в целом ты, конечно, лучше видишь чем до начала занятий. Оказывается, человек может «заставить» видеть глаза лучше в течение некоторого непродолжительного отрезка времени, но постоянно удерживать такой эффект сложно (пока глаза не подготовлены). Такое зрение я назвал «пиковым ». Когда этот эффект пропадает, это зрение я назвал «постоянным ». Конечно, ты можешь «вызвать» пиковое зрение и на улице, всматриваясь в какой-то предмет, но опять же, на непродолжительное время. Причем и «пиковое» и «постоянное» зрение улучшаются, одновременно и пропорционально, в течение всего процесса упражнений.

На этом, пожалуй, все. Этих знаний мне сполна хватило, чтобы восстановить зрение. Переходи к разделу  «ПРАКТИКА ».

2.1.3. Особенности психического развития детей с нарушением зрения

Органические расстройства зрительного анализатора, нарушая социальные отношения, изменяя статус ребенка со зрительной недо-статочностью, провоцируют возникновение у него ряда специфических установок, опосредованно влияющих на психическое развитие ребенка со зрительной депривацией Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и негативные реакции, проявляющиеся в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся значительным снижением желания играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью Нужно иметь в виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях чаще, чем их нормально видящие сверстники Постоянно высокое эмоциональное напряжение, чувство дискомфорта могут в отдельных случаях вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга А Г. Литвак (1998) отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Автор считает, что при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении в различные виды деятельности происходит формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок И ребенок становится практически независимым от состояния зрительного анализатора

Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение произвольного внимания обусловлено нарушением эмо- ционально-волевой сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, или, наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкому уровню переключаемости внимания Внимание часто переключается на второстепенные объекты Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением из-за длительного воздействия слуховых раздражителей Поэтому у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников Однако А Г. Литвак утверждает, что Частные методики адаптивной физической культуры внимание слепых и слабовидящих подчиняется тем же законам, что и у нормально видящих, и может достигать того же уровня развития. Воспитание внимания и формирование внимательности осуществляется на той же основе и теми же способами, что и в массовой школе.

Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание. Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии.

У детей с нарушением зрения увеличивается роль словесно-ло- гической памяти. Выявлена слабая сохранность зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения высокий. Образы памяти незрячих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к быстрому угасанию. Значимость вербальной информации для детей с нарушением зрения играет особую роль в его сохранении. С возрастом происходит переход от непроизвольного вида памяти к произвольному. Ухудшение двигательной памяти наблюдается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

Процесс узнавания у слабовидящих зависит от того, насколько полно был сформирован ранее образ воспринимаемого объекта. Т. П. Головина (1989) отмечает у слабовидящих отставание от нормально видящих правильности узнавания, специфичности восприятия, для них свойственно большое количество ошибок, отсутствие умения выделять и характеризовать свойства целого образа. Однако включение сохранных анализаторов в процесс узнавания способствует его результативности. Процессы памяти (сохранение и забывание) зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений, типологических особенностей личности. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8—10 повторений, в то время как у нормально видящих 6—8 повторений. Поэтому для усвоения двигательного действия слепым и слабовидящим детям требуется большее количество повторений, чем для нормально видящих, так как при отсутствии подкреплений обнаруживается тенденция к угасанию двигательного образа. Даже небольшие промежутки времени (каникулярный период) между подкреплениями отрицательно сказываются на их представлениях.

В процессе специального обучения дети овладевают навыками осязательно-зрительного и зрительного узнавания, а иногда используются навыки неспецифичного узнавания по второстепенным, несущественным признакам (например, по звуку, характерному для данного предмета, запаху, теплопроводимости и т. д.). Отмечается достаточно высокий объем слуховой и осязательной памяти. Тип и вид памяти зависит от доминирующего характера деятельности и содержания материала. Л.П. Григорьева (1980) отмечает, что у частично видящих наблюдается снижение объема оперативной, кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от фона, цвета зрительных стимулов, а также от степени сформированности свойств зрительного восприятия. Приобщение учащихся с нарушением зрения к различным видам деятельности и использование всех сохранных анализаторов является стимулом и условием для развития различных видов и типов памяти (А.Г. Литвак, 1998).

Особенности восприятия. У детей с депривацией зрения ослаблены зрительные ощущения, а восприятие внешнего мира ограничено. Эти затруднения сказываются на степени полноты, целостности образов отображаемых предметов и действий, но они могут только изменить тип восприятия, но не влияют на физиологический механизм восприятия. В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушена целостность восприятия. У слабовидящих доминирует зригельно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или отдельные элементы движений. У незрячих и детей с остаточным зрением основные формы восприятия — осязательно-двигательная и зрител ьно-дви гател ьно-слу- ховая. Следует отметить, что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться двигательные умения и навыки. Благодаря им они быстрее и адекватнее воспринимают учебный материал. Их движения выглядят более уверенными, точными, но если навыки были слабо закреплены, дети их теряют. Нарушение зрительного анализатора приводит к образованию новых межанализаторных связей, изменению доминирования иных сенсорных систем. Однако какая бы сенсорная система не доминировала в познании окружающего мира у лиц с нарушенным зрением, она отражает вза-имодействие различных анализаторов, их взаимное влияние в процессе формирования образов и представляет собой знание об окружающем мире в форме ощущений, мыслей.

Исследования Ю А Кулагина (1969) показали идентичность нерв-ных механизмов восприятия в норме и при патологии зрения, а также возможность усвоения слабовидящими определенной суммы знаний, умений и навыков.

Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию Тифлопсихологи утверждают, что дети с нарушением зрения проходят те же стадии в развитии мышления и примерно в том же возрасте и могут решать задачи, не опираясь на зрительные восприятия При сохранном интеллекте мыслительные процессы развиваются, как у нормально видящих сверстников Однако наблюдаются некоторые отличия У детей с нарушением зрения сужены понятия об окружающем мире (особенно у детей младших классов), суждения и умозаключения могут быть не вполне обоснованы, так как реальные субъективные понятия недостаточны или искажены У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

На уроках физкультуры учащиеся чаще пользуются наглядно- образным и словесно-логическим мышлением, когда задача решается в словесной (вербальной) форме Используется также практически- действенный тип мышления, когда мыслительные операции осуще-ствляются в процессе манипулирования с предметами (спортивный инвентарь) и выполнения физических упражнений Этот вид оказывается незаменимым в тех случаях, когда решение мыслительной задачи должно протекать одновременно с практической деятельностью (Солнцева JI И. 2000) У отдельных учащихся может преобладать тот или иной тип мышления Специфическое развитие ребенка с проблемами развития, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных свойств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации Они являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному нарушению развития.

Презентация на тему: Образование детей с нарушениями зрения

Создать учительский

сайт бесплатно НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 2 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 3 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 4 класс NEW! РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(1 часть) РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

(2 часть) NEW! МУЗЫКА

Видеоуроки. 1 класс NEW! ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МАТЕМАТИКА МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 5 клаcc МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 6 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 7 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 8 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 9 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 10 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 11 класс NEW! ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 7-9 классы ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 10-11 классы СТЕРЕОМЕТРИЯ

Задачи. 10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК

И ЛИТЕРАТУРА РУССКИЙ ЯЗЫК

Видеоуроки. 5-9 классы РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 5 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 7 класс NEW! РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 9 класс ФИЗИКА ФИЗИКА

Видеоуроки. 7 класс ФИЗИКА

Видеоуроки. 8 класс NEW! ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 6 класс ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 8 класс ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 9 класс ИСТОРИЯ РОССИИ Видеоуроки. 9 класс БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 5 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 6 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 7 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 8 класс NEW! БИОЛОГИЯ

Источники:
http://medinform.in.ua, http://okozorko.ru, http://aupam.narod.ru, http://ppt4web.ru/pedagogika/obrazovanie-detejj-s-narushenijami-zrenija.html

Следующая:


23 июля 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения