коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Люди с нарушением зрения


Люди с нарушением зрения

люди с нарушением зрения

Виды нарушения зрения. Методы коррекции зрения

Нормальное зрение свидетельствует о здоровом состоянии человеческого организма, а также о правильной работе печени и других органов, так как негативные процессы, происходящие в организме, влияют на зрение.

На сегодняшний день все больше людей сталкиваются с проблемами плохого зрения, а ведь зрение очень важно, так как 80% информации человек получает визуально.

Чтобы понять какое же зрение является нормой, следует понимать, что глаз - это оптическая система, состоящая из биологических линз. Каждая из линз обладает своим фокусным расстоянием, которое проектирует картинку восприятия после преломления света в линзе. Фокусное расстояние зависит от изогнутости линзы и имеет свою собственную величину.

Фокусное расстояние здорового глаза равно расстоянию между обеими линзами, находящимися на расстоянии между роговицей и сетчаткой. Среднее расстояние, позволяющее глазу нормально воспринимать зрительную информацию, составляет 23-24 миллиметра.

Перед попаданием на сетчатку световой луч проходит сквозь роговицу, затем через хрусталик, а далее преломляется и концентрируется на сетчатке. Данное преломление лучей называется рефракцией. Если преломление света происходит правильно, то изображение сфокусируется зрительное изображение точно на сетчатке.

Неправильное преломление лучей или нарушение рефракции ведет к развитию таких заболеваний как близорукость, дальнозоркость, астигматизм. По данным офтальмологов от нарушения рефракции страдает около 30% земного населения.

Виды нарушения зрения

Существует множество причин. которые могут вызвать нарушения зрения. Некоторые из них возникают в результате повреждения зрительного нерва и светочувствительной оболочки, но недостаток рефракции является самой распространенной причиной ухудшения зрения. Недостаток рефракции влечет за собой нарушения фокусировки световых лучей, в результате чего человек видит не совсем четкое изображение.

Существует пять основных видов нарушений.

- Миопия или близорукость.

При данном виде заболевания человек с трудом различает отдельные предметы, а различает их лишь с очень близкого расстояния. Страдая от близорукости можно спокойно читать книгу, но не различать буквы, написанные на доске. Близорукость бывает как школьная, так и профессиональная.

- Гиперметропия или дальнозоркость. Страдающие данным заболеванием люди с трудом различают объекты находящиеся вблизи, но отлично видят предметы расположенные вдалеке.

- Прибиопия или возрастная дальнозоркость. Данный тип нарушения распространен среди людей достигших 40-летнего возраста и старше. Возникает данное заболевание из-за утраты хрусталиком эластичности и ухудшения способности изменять фокусное расстояние.

- Астигматизм - нарушение, которое возникает по причине неравномерной кривизны хрусталика, что приводит к отклонению световых волн при прохождении через прозрачную среду человеческого глаза.

- Катаракта - это наиболее распространенное заболевание, которое возникает в результате помутнения хрусталика. Обычно данная проблема возникает с возрастом, но также может быть последствием инфекционного заболевания.

Зачастую люди отмечают за собой нечеткое восприятие образа, что может повлечь за собой болевые ощущения в области глаза и головные боли. Это все может быть следствием нахождения долгого времени за компьютером или телевизором. Для того чтобы снять данные неприятные ощущения можно сделать массаж лица или переносицы.

Близорукость

Близорукость - это распространённое заболевание, во время которого изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, что влечет за собой размытие и нечеткость, находящихся вдалеке предметов. При рассмотрении близко расположенных предметов такой проблемы нет, так как человек страдающий близорукостью прекрасно видит вблизи. Возникает заболевание вследствие изменения размеров и формы глазного яблока. Нормальная сферическая форма глаза становится более овальной (вытянутой).

Существует большое количество причин близорукости.

- Наследственность. Учеными доказана наследственная связь между близорукостью детей и родителей.

- Повышенные зрительные нагрузки.

- Неправильная коррекция в результате неправильного ношения очков.

- Нарушения кровообращения.

- Неполноценное питание.

Дальнозоркость

Дальнозоркость - это определенный вид рефракции, при котором изображение рассматриваемого объекта фокусируется в области за сетчаткой. что приводит к нечеткому восприятию изображения.

Причинами дальнозоркости является либо укороченная форма глазного яблока, либо слабая сила преломления оптической среды.

С возрастом вследствие изменения хрусталика зрение вблизи все более ухудшается. Мышцы ослабевают, эластичность хрусталика снижается, что ведет к ухудшению зрения. Практически у всех людей достигших 40-50 лет наблюдается данное заболевание.

Астигматизм

Одна из наиболее встречающихся проблем со зрением. которая может быть связана как с близорукостью, так и с дальнозоркостью.

Астигматизм переводится как отсутствие фокусной отметки, возникает он в результате неправильной формы роговицы или хрусталика.

Стоит отметить, что если не лечить данное заболевание, то оно может привести к резкому падению зрения и косоглазию.

Современные методы коррекции зрения

Среди современных способов коррекции зрения отмечают:

- Исправление зрения с помощью ношения очков. Современные оправы легки и удобны. Однако какая коррекция может привести к уменьшению или искажению изображения. Также при помощи очков сложно компенсировать разницу зрения между глазами.

- Контактная коррекция при помощи современных контактных линз, которые не дают искажения и не сужают поле зрения. Однако частое ношение линз приводит к нарушению снабжения кислородом роговицы, при этом вызывая дистрофические изменения.

- Хирургический метод. Однако данный метод в последнее время сменился на более современные лазерные методы коррекции зрения, которые позволяют раз и навсегда решить все проблемы связанные с нарушением зрения.

Зрения нарушения

Одной из главных проблем людей старше 40 лет является нарушение зрения. В России 60 % населения имеют проблемы со зрением; более 1 млн. - слепые и слабовидящие. По данным офтальмологов даже незначительное ухудшение зрения вызывает у пациентов тревогу и неуверенность в будущем. Некорригируемое снижение зрения ниже 0,3 означает утрату возможности читать, писать, смотреть телевизор, а зрение на уровне 0,03 и ниже определяется как практическая слепота и предполагает необходимость постороннего ухода за больным.

Значительное ухудшение зрения, независимо от причин, вызвавших его, приводит к возникновению многих медико-социальных и психологических проблем: социальной изоляции, неспособности воспринимать зрительную информацию (на зрение приходится до 95% всей поступающей человеку информации), нарушению ориентации, отказу от двигательной активности, нарушению самообслуживания. Передвижение таких больных делается для них опасным, часто сопровождается падениями. Они не редко становятся жертвами дорожно-транспортных происшествий. У них часто возникает ощущение беззащитности, одиночества и безнадежности. Они страдают от подавленного настроения, потери веры в свои силы. Им трудно приспосабливаться к любым изменениям окружающей обстановки.

Особенно тяжелая ситуация возникает в тех случаях, когда нарушение зрения сопровождается нарушением со стороны других органов чувств.

Как же можно помочь этим больным?

Прежде всего, необходимо при уходе за людьми старших возрастных групп организовать регулярную проверку состояния органов зрения. Нужно помнить, что наличие у больного очков еще не означает, что проведена эффективная коррекция зрения. Пожилой человек должен ежегодно посещать кабинет офтальмолога. Если у ухаживающего появились подозрения или сам больной жалуется на ухудшение зрения, такие консультации должны проводиться и чаще.

Необходимо контролировать правильное и своевременное выполнение всех назначений врача, сделанных во время последней консультации.

При уходе за человеком с нарушением зрения необходимо помнить о возрастных особенностях зрения.

Нарушение рефракции (остроты зрения) - нарушение способности глаза различать раздельно две точки в пространстве, находящиеся на определенном расстоянии от глаза, т.е. видеть предметы четко.

Нарушение аккомодации - нарушение способности четко видеть предметы, находящиеся на различных расстояниях от человека.

Нарушение периферического зрения - нарушение способности видеть то, что находится сбоку, хорошо ориентироваться в пространстве и воспринимать всякого рода движения.

Нарушение адаптации - нарушение способности глаза приспосабливаться к различной яркости освещения; при этом происходит значительное увеличение времени, требующегося для привыкания глаз к новой степени освещенности. При резких колебаниях яркости освещения период "ослепления", полной потери зрения может быть достаточно длительным.

Гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении.

Помощь при нарушении зрения

Основным способом коррекции нарушения остроты зрения являются очки. При пользовании очками необходимо соблюдать следующие правила:

  • Очки необходимо подбирать не реже, чем один раз в год.
  • Очки должны быть правильно подобраны по размеру. Если они недостаточно плотно "сидят" и съезжают к кончику носа, человек не сможет в них хорошо видеть. С другой стороны, если очки сильно сжимают нос, то из-за нарушений проходимости слезного канала могут возникнуть проблемы с глазами. Желательно, чтобы дужки очков были толстыми и прочными.
  • Линзы очков должны быть чистыми и прозрачными. Грязь и пятна на линзах могут быть причиной ещё больших нарушений остроты зрения. Линзы не должны иметь царапин, которые возникают, когда очки кладут линзами на твердую поверхность. Царапины чаще возникают на пластиковых линзах.
  • Если очки загрязнены, их нужно мыть тёплой водой, при необходимости используя мягкое мыло. После мытья очки необходимо вытереть чистой мягкой тканью или полотенцем.
  • Хранить очки нужно в легко доступном месте, желательно в футляре, чтобы они не разбились или не поцарапались.
  • Очки должны быть всегда рядом с пациентом. Некоторым подопечным необходимо периодически напоминать о том, чтобы они пользовались очками.

При общении со слабовидящим человеком необходимо, чтобы он имел возможность хорошо разглядеть собеседника, особенно его лицо. Для этого нужно, чтобы источник естественного или искусственного освещения располагался так, чтобы свет падал на лицо собеседника, при этом сам слабовидящий должен находиться в тени. Дело в том, что если слабовидящий человек находится против источника света и свет падает ему в глаза, то он не может разглядеть собеседника, вместо него он видит только черный контур. Если нет уверенности в том, что слабовидящий узнал собеседника, нужно представиться ему.

Нельзя подходить к человеку с нарушением периферического зрения сбоку и неожиданно, так как он может не заметить подходящего и испугаться.

При общении со слабовидящим желательно рассказывать ему об окружающих его людях и происходящих событиях. Не надо скупиться на красочные описания - они помогут человеку лучше воссоздать картину в уме. Нужно комментировать и свои последующие действия, чтобы пациент представлял себе, что будет происходить дальше.

Помещения, в которых живет слабовидящий, должны быть хорошо освещены. В дневное время - за счет света из окон (шторы должны быть максимально раскрыты), а в вечернее - за счет светильников, которые нужно зажигать до наступления сумерек. Особое внимание нужно уделить прихожей и коридорам, так как большинство падений бывает именно там. В этих местах в качестве дополнительного профилактического мероприятия нужно установить настенные поручни. Хорошее освещение и поручни должны быть и в парадном подъезда, так как входящий с улицы человек с нарушением адаптации зрения некоторое время ничего не видит и передвигается "вслепую".

Если лестница в подъезде плохо освещена, края ступенек нужно покрасить яркой контрастной краской. Контрастной краской можно также покрасить выступающие пороги комнат (лучше их совсем убрать!), углы дверных проемов, места дверных ручей, электрических розеток, включателей света и т.п.

Не делайте перестановку в помещениях, где живет слабовидящий, без согласования с ним, так как, двигаясь по комнате "проверенным" путем, он может не заметить возникшей у него на пути новой преграды и удариться или упасть. Вообще, надо стараться в жилище слабовидящего ничего без крайней нужды не переставлять.

Помогая человеку передвигаться, попросите его держать Вас за руку повыше локтя. Описывайте, куда Вы идёте, и называйте вещи, которые стоят на Вашем пути, например, "Сейчас мы поднимемся на три ступеньки вверх".

Переходить улицу человек с нарушенным периферическим зрением должен только вместе с другими пешеходами, так как часто не может вовремя заметить приближающийся транспорт.

При приеме пищи желательно использовать посуду, салфетки и поднос контрастных цветов для лучшего различения предметов на столе. Так, на темном столе легче разглядеть светлую тарелку. Предметов на столе должно быть как можно меньше, только те, что нужны в данный момент. Это дает возможность слабовидящему легче сориентироваться. Посуду с едой, столовый прибор, хлеб и другие предметы желательно размещать на столе ежедневно в одном и том же порядке, чтобы слабовидящий привык к расположению предметов. О горячих блюдах нужно предупреждать заранее. Желательно рассказать пациенту, чем будут его кормить, что и где в настоящее время находится на столе.

Таким образом, даже не имея возможности исцелить больного от его недуга, ухаживающий сможет лучше организовать жизнь слабовидящего человека, помочь приспособиться к жизни в существующих условиях.

Дети с нарушениями зрения

ТИФЛОПЕДАГОГИКА – (от греч. typhlos - слепой) наука о воспитании и обучении лиц с нарушениями зрения. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на процесс формирования и развития личности.

«Зрение играет огромную роль не только в развитии собственно зрительных восприятий, но и в развитии пространственных представлений (пространственная ориентировка в окружающем, двигательная сфера), поскольку движения развиваются под зрительным контролем. Зрительно-пространственные представления имеют особо важное значение для ребенка и в процессе его обучения в школе, так как овладение буквами алфавита, числовыми изображениями, ориентацией в географической карте и т.п. предполагает определенный уровень развития зрительно-пространственных представлений» [1, с.32].

Способность видеть, т.е. ощущать и воспринимать окружающую действительность посредством зрительного анализатора, называется зрением.

Характерные особенности зрительного восприятия: дистантность, мгновенность, одновременность и целостность обозрения окружающего мира. Структурно и функционально зрительный анализатор – самый сложный и наиболее совершенный орган, отличающийся рядом особенностей. Он тесно взаимодействует с двигательным, тактильным, обонятельным, слуховым анализаторами, образует с ними сложные динамические системы связей.

Зрительный анализатор состоит из периферического отдела (глаз), проводникового отдела (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования) и центрального отдела (зрительные зоны коры головного мозга, расположенные в затылочной области).

Периферическая часть зрительного анализатора – глазное яблоко состоит из 3 оболочек: наружной, средней и внутренней. Наружная оболочка включает мышцы, вращающие глазное яблоко, и переднюю прозрачную часть – роговицу. Средняя оболочка содержит кровеносный сосуды, радужку и зрачок. Внутренняя оболочка (сетчатка) – воспринимающий (рецепторный) аппарат глаза. Она состоит из зрительных клеток- палочек и колбочек. Внутреннюю часть глазного яблока составляют стекловидное тело (бесцветная студенистая масса) и зрительный нерв, который соединяет периферический отдел с центральным.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело являются сложной оптической преломляющей системой глаза. Нормальное функционирование этой системы обеспечивает правильную рефракцию (преломляющую способность глаза), при которой лучи, идущие от объекта, преломляются на сетчатке. В этом случае предмет воспринимается четко и ясно.

Выделяют 2 группы детей, имеющих нарушения зрения. Это слепые дети (менее 0,04), слабовидящие дети (с остротой зрения при использовании обычных средств коррекции от 0, 05 до 0,4).

Из истории тифлопедагогики. Основоположником тифлопедагогики и обучения незрячих считается Валентин Гаюи (1745 - 1822), французский педагог, единомышленник и последователь Д. Дидро, основатель первых учреждений для слепых во Франции и в России. Благодаря В.Гаюи не только началось систематическое обучение незрячих, но и сформировалось гуманистическое отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

В 1784 году он создает Парижский национальный институт слепых, который размещается в мрачном тесном здании на улице Сен-Виктор. Содержался он за счет государственных средств, частных пожертвований, доходов от мастерских, в которых работали слепые воспитанники, и концертов, устраивавшихся учащимися и преподавателями. Материальное положение Парижского института слепых было чрезвычайно сложным.

Луи БРАЙЛЬ (1809 - 1852), потерял зрение в трехлетнем возрасте, играя ножом в мастерской отца, случайно поранил себе глаз. Местный врач не смог оказать помощи, началось воспаление глаз и он лишился зрения. Родители Луи самоотверженно боролись за полноценное обучение и воспитание своего сына. Когда мальчик подрос мать пригласила музыканта, который стал учить его играть на скрипке. Отец приучил его к портному ремеслу. Уже ко времени поступления в школу Луи Брайль умел играть на скрипке, плести бахрому для упряжи и шить домашние туфли. Стремясь дать сыну образование родители добились приема мальчика в школу для зрячих – случай, неслыханный в ту пору .

В 1819 году 10-летнего Луи Брайля определили в Парижский институт для слепых детей, с которым у него была связана вся последующая жизнь. В это время в институте обучалось около 100 мальчиков и девочек. Луи Брайль - воспитанник, а затем и тифлопедагог Парижского национального института слепых, стал автором изобретения, изменившего систему обучения слепых.

В 1829г. создал специальный шрифт, основанный на комбинациях шеститочия, его система охватывает буквенные, математические и иные символы, позволяя слепому свободно читать и писать. В основе системы Брайля лежит феноменальное по своей простоте шеститочие, в котором точки располагаются в два столбика по три в каждом. Из шеститочия можно получить 63 комбинации точек, образующих такое же количество знаков. Это дало возможность Л. Брайлю построить не только алфавит, но и стройную универсальную систему обозначения в точных науках и нотописи. Подобно тому, как глаз человека охватывает всю букву, так и палец слепого мог сразу, без лишнего напряжения, воспринимать точечный знак, составленный из шеститочия Брайля.

Впервые всю систему Луи Брайль опубликовал в 1829 году в Париже под названием «Способы написания слов, музыки и пения при помощи точек». Второе издание вышло в 1837 г. так была полностью решена проблема письменности и печати для слепых. Книгопечатание по Брайлю началось с 1852г. во Франции. В России первая книга по Брайлю вышла в 1885г.

Первое учебное заведение для слепых в Р. было организовано в 1807г. при Смольнинской богадельне в С.-Петербурге. В течение 19 в. было открыто еще несколько школ для слепых, существовавших на средства Попечительства о слепых (учреждено в 1881г.). Обучение велось по единому учебному плану и программам, действовали единые правила приема в училища. Для большинства обучающихся обучение было платным и стоимость достигала до 300 рублей в год.

После Октябрьской революции в 1917 г. школы для слепых детей стали составной частью системы народного образования. В 1928г. появились первые советские школьные программы для слепых.

В начале 30-х гг. появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ (в нескольких школах Ленинграда и Москвы), а с конца 30-х гг. открываются и первые школы для слабовидящих. Развитию этого направления в тифлопедагогике способствовала Ю.Д. Жаринцева.

В 30-е гг. содержание образования в школах для слепых обогащается предметами, которые с начала возникновения мирового опыта обучения слепых считались ненужными и недоступными: физика, математика, естествознание и др. Большой вклад в тифлопедагогику и разработку методик обучения слепых общеобразовательным предметам сделал профессор Ленинградского педагогического института им. А.И.Герцена – Б.И. Коваленко.

Развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии связано с именами таких ученых, как М.И. Земцова, Б.И. Коваленко, Н.Б. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Крачковская, Н.В. Серпокрыл, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В.П. Ермаков, А.И. Каплан, А.Б. Гордин, Р.С. Муратов, Б.В. Сермеев, В.А. Феоктистова, Э.М. Стернина, И.С. Моргулис и др.

Причины и последствия нарушения зрения

Причины нарушения зрения различны:

Люди с нарушением зрения
  • воздействие патогенных факторов в период эмбрионального развития;
  • генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения);
  • тяжелые заболевания матери во время беременности, особенно на ранних этапах.

    К аномалиям развития наследственного происхождения относится микрофтальм – грубое структурное изменение глаза, характеризующееся уменьшением размеров одного или обоих глаз и значительным понижением зрения. При микрофтальме глаз предрасположен к различным воспалительным заболеваниям с дальнейшим понижением зрения. В редких случаях встречается анофтальм – врожденное безглазие. Самой распространенной формой врожденного изменения органа зрения является катаракта – помутнение хрусталика. Она бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями (болезнь Дауна). К врожденным также относятся :

  • пигментная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения до полной его потери;
  • астигматизм – аномалия рефракции, т.е. преломляющей способности глаза. Вследствие А. изображение предмета становится нерезким. Каждая точка предмета изображается размытым эллипсом. Астигматизм глаза устраняется с помощью очков с цилиндрическими стеклами, контактных линз;
  • иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями. Симптомы этого проявляются не сразу, а лишь на определенном этапе развития. Зрение постепенно снижается, причем это состояние может сопровождаться повышенной утомляемостью и головными болями. В этом случае необходимо оперативное вмешательство.

    Приобретенные аномалии распространенны меньше, чем врожденные. Однако велико влияние целого ряда приобретенных аномалий на различные отклонения функций зрительного анализатора от нормы:

  • внутричерепное и внутриглазное кровоизлияния,
  • травмы головы вследствие осложненных родов
  • различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период могут привести к нарушению зрения.

    Приобретенная катаракта нередко бывает травматического происхождения. Глаукома – связана с повышением внутриглазного давления и изменениями в тканях глаза, приводит к потере зрения. Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушением связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. Заболевания ЦНС (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после общих заболеваний организма – вот неполный перечень основных приобретенных зрительных аномалий, вызывающих различные по степени нарушения зрительной функции.

    Осложняет последствия многих аномалий прогрессирующий характер нарушения зрительного анализатора. Патологические процессы таких текущих заболеваний, как глаукома, атрофия зрительного нерва, мозговые опухоли, долгое время не проявляя себя, могут постепенно ухудшать состояние зрительных функций и затем вызвать резкое падение уровня зрения.

    К прогрессирующим нарушениям зрения относятся и такие виды нарушений преломляющей способности глаза, обуславливающие значительное понижение зрения, как близорукость и дальнозоркость. При близорукости (миопия) нарушение рефракции выражается в том, что лучи, идущие от предмета, преломляются не на сетчатке, а перед ней. При дальнозоркости преломление лучей, идущих от предмета, происходит позади сетчатки. Вследствие этих отклонений на сетчатке образуются неясные, расплывчатые изображения. Дальнозоркость у детей встречается реже, и преобладая у младших школьников с возрастом значительно снижается. Количество детей с близорукостью имеет тенденцию увеличиваться. Увеличение обычно происходит при нарушении санитарно-гигиенических правил учебной работы в школе и дома. При прогрессирующей близорукости ухудшается зрение и общее состояние организма (ослабление опорного аппарата), В свою очередь, воспалительные процессы глаз, детские инфекционные заболевания оказывают влияние на усиление близорукости.

    Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота зрения проверяется по таблицам, составленным из 10-12 видов букв или знаков. Каждый последующий ряд знаков по сравнению с предыдущим означает соответственно разницу в остроте зрения на 0,1. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы или знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы первой строки имеет остроту зрения 0,1.

    Если острота зрения ниже 0,1 используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев на расстоянии 2м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04; на расстоянии 0,5м – 0,01, а с расстояния 30см – 0,005. Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, а видит только свет, равна светоощущению. Если ребенок не может отличать света от темноты, острота его зрения равна 0.

    Слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений или сохранившимся светоощущением, либо остаточным зрением (максимальной остротой зрения 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков.).

    Слепота – это двусторонняя неизлечимая потеря зрения. Различают разные степени потери зрения: абсолютная (тотальная) слепота, при которой полностью отсутствуют зрительные ощущения (светоощущение и цветоразличение); практическая слепота, при которой сохраняется или светоощущение на уровне различения света от темноты, или остаточное зрение, позволяющее сосчитать пальцы рук у лица, различать контуры, силуэты и цвета предметов непосредственно перед глазами. Большинство слепых детей имеют остаточное зрение.

    В зависимости от времени наступления нарушения функции зрительного анализатора выделяют слепорожденных и ослепших, т.е. лишившихся зрения после рождения. Психическое развитие слепорожденных детей имеет те же закономерности, что и развитие зрячих детей, однако тяжелое первичное поражение зрение проявляется в различных вторичных отклонениях и особенностях психического развития детей.

    Отсутствие возможности визуально воспринимать признаки предметов и явлений, ориентироваться в пространственных признаках обедняет их чувственный опыт, а следовательно, нарушает взаимодействие сенсорных и интеллектуальных (отвлеченно-логических) функций, сдерживает развитие образного мышления. Для слепых детей характерна своеобразная ориентировочная реакция на звук. Глубокие дефекты зрения отрицательно влияют на формирование двигательных навыков слепорожденного ребенка. Неудачи и затруднения, возникающие в процессе обучения ходьбе, закрепляются в виде неприятных переживаний и приводят к резкому ограничению двигательных функций у слепых детей.

    Развитие высших познавательных процессов у слепорожденных протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

    Чем позже ребенок потерял зрение, тем больше у него объем зрительных представлений, который можно воссоздать за счет словесных описаний. Если не развивать зрительную память, частично сохранившуюся после потери зрения, происходит постепенное стирание зрительных образов.

    Система компенсаторной перестройки на первоначальном этапе обучения создает условия для правильного отражения окружающего мира в наглядно-действенной форме, а по мере накопления социального и бытового опыта и в словесно-логической форме при помощи сохранных анализаторных систем в организме слепого ребенка.

    Компенсаторная перестройка во многом зависит от сохранности зрения. Даже незначительные остатки зрения важны для ориентации и познавательной деятельности лиц с глубокими зрительными нарушениями.

    Л.С. Выготский указывал, что слепые владеют так называемым шестым чувством (тепловым), позволяющим им на расстоянии замечать предметы, при помощи осязания различать цвет.

    Компенсация слепоты, указывает Л.И. Солнцева, представляет собой целостное психическое образование, систему сенсорных, моторных, интеллектуальных компонентов, обеспечивающую ребенку адекватное и активное отражение внешнего мира и создающую возможность овладения различными формами деятельности в каждом возрастном этапе.

    В процессе обучения педагогу, взрослому (родителям) следует исходить их того, что компенсация слепоты начинается у ребенка с первых месяцев его жизни.

    Слабовидящие имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а также при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Зрение остается у них ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления качественное своеобразие (нарушено цветоощущение, цветовые характеристики воспринимаемого оттенка обеднены.) У слабовидящих при косоглазии затруднена способность видеть двумя глазами, т.е. нарушено бинокулярное зрение.

    Среди слабовидящих существует большое число лиц с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения, имеются врожденные формы патологии цветоощущения.

    На восприятие предметов и их изображений оказывает влияние нарушение глазодвигательных функций, что вызывает трудности в фиксации взора, прослеживания динамических изменений, оценке линейных и условных величин.

    Коррекционная работа поэтому направлена на использование специальных приемов и способов наблюдения явлений и предметов с опорой на слух, осязание, обоняние, что позволяет формировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

    Остаточное зрение слабовидящего имеет существенное значение для его развития, учебной, трудовой и социальной адаптации, поэтому оно должно тщательно оберегаться: необходимы регулярная диагностика, периодическое консультации у офтальмолога, тифлопедагога, психолога.

    Большое значение у слепых и слабовидящих в восприятии и познании окружающей действительности имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Различные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи и слизистыми оболочками, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие и слабовидящие учатся «видеть» руками и пальцами.

    Наряду с осязанием в различных видах деятельности важную роль играет слуховое восприятие и речь. Возникшее на первой стадии системы компенсации слепоты дифференцированное слуховое восприятие и голосовые реакции при знакомстве с предметами становятся все более значимыми как средство общения с окружающими людьми. С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Высокий уровень развития пространственного слуха у лиц с нарушением зрения обусловлен необходимостью ориентироваться в условиях разнообразного звукового поля.

    Поэтому в процессе обучения и воспитания проводятся упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля: звуковые сигналы присущи определенным предметам, устройствам, механизмам и являются проявлением процессов, происходящих в них.

    Успешность овладения лицами с нарушениями зрения различным видам деятельности зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, пространственной ориентировки. Последняя является существенной частью свободного движения в пространстве. Обучение пространственной ориентировке слепых детей показывает, что процесс ее формирования многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью слепых детей целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство.

    Обучение детей с недостатками зрения в школе

    Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С.Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей.

    В связи с этим школы должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную.

    Специфика работы школ заключается в следующем:

  • Учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на здоровые силы и сохранные возможности;
  • Модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпов его прохождения;
  • Дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп, применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники;
  • Специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы;
  • Усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

    Школы для слепых и слабовидящих детей (специальные школы 3 и4 видов) состоят из трех ступеней: 1- начальная школа (1-4 класс); 2- основная или неполная средняя школа (5-10 кл.); 3- средняя школа (11-12 кл.). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

    Программы специальных школ по общеобразовательным предметам соответствуют аналогичным программам общеобразовательной массовой школы по объему и содержанию изучаемого материала. В них учтена необходимость коррекционно-компенсаторной работы. Программами предусмотрено использование средств коррекции и компенсации значительно нарушенного и компенсации отсутствующего зрения с помощью оптических приспособлений, тифлоприборов, рельефно-графических пособий (для слепых), плоскопечатных (для слабовидящих).

    Своеобразие программы по русскому языку в школах для слепых состоит в том, что в ней уделяется большое внимание обучению чтению и письму по системе Брайля на основе использования тактильно-двигательных ощущений. Введено изучение специальных приемов и способов ориентирования и выполнения правил дорожного движения (знакомство с дорожным знаком «Осторожно, слепые», рельефными схемами улиц и площадей, маршрутами движений, звуковыми светофорами и локаторами). Предусмотрены специальные занятия по овладению правилами пользования тростью при движении, при переходе улицы, обнаружении препятствий. При изучении природоведения увеличивается время на проведение опытов, наблюдений, предметных уроков и экскурсий для восполнения отсутствующей или недостающей зрительной информации.

    Трудовое обучение в специальной школе имеет три ступени, учитывающие специфические и возрастные особенности развития детей с нарушениями зрения:

  • Первоначальное трудовое обучение в 1-4 кл,
  • Трудовая подготовка, осуществляемая на общеобразовательной основе, имеющей политехническую направленность в 5-10 кл.,
  • Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную с активным вовлечением учащихся в общественно полезный производительный труд в 11-12 кл.

    Дети с нарушением зрения могут обучаться в массовой общеобразовательной школе. если для них созданы там специальные образовательные условия: специальная освещенность, наличие тифлотехнических средств, специальных учебников, психолого-педагогическое сопровождение детей специалистами- тифлопедагогами, тифлопсихологами; образовательный процесс должен иметь коррекционную направленность в той мере, что и в специальной школе. Для детей с нарушенным зрением должны быть организованы специальные коррекционные занятия: ритмика, лечебная физкультура, коррекция нарушений речи, занятия по социально-трудовой и пространственной ориентировке, развитию зрительного восприятия.

    Профилактика нарушений зрения на уроке вменяется в профессиональные обязанности педагога, поэтому каждый педагог и классный руководитель должен:

  • Содействовать своевременному обнаружению нарушений зрения детей (обращать внимание на дополнительную фокусировку зрения, жалобы ребенка на то, что он не видит с доски и т. д.);
  • Правильно выбрать место в классе для слабовидящего ребенка;
  • Следить за соблюдением санитарно-гигиенических норм в классных комнатах;
  • Соблюдать культуру оформления доски;
  • Создавать благожелательную эмоциональную обстановку в классе;
  • Регламентировать зрительные нагрузки (количество читаемого и время чтения на уроке не более 15-20 минут. не раздражающие цвета одежды учителя);
  • Организовывать тренировку мышц глаз;
  • Использовать здоровье-сберегающие технологии в образовательном процессе (например доктора Ф.И. Базарного).

    Для учащихся школ 3 вида выпускается весьма разнообразная литература, издаваемая по системе Брайля, которая иллюстрируется рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для незрячих, имеющих остаточное зрение выпускаются пособия, сочетающие рельефную и цветную печать.

    В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями. Для подбора, построения и реконструкции изображений для слепых и слабовидящих разработаны специальные методики, учитывающие зрительные и осязательные возможности детей (В.П.Ермаков).

    К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы (ручные, опорные, стационарные), очки (микроскопические, телескопические, гиперокулярные), монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты (эпи- и диапроекторы). Все эти средства могут быть использованы для зрительных работ на близком или на далеком расстоянии. Лупы помимо этого устанавливаются над шкалами измерительных приборов, на станочном оборудовании. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. Разработаны специальные пишущие машинки для незрячих программистов электронно-вычислительных машин.

    Дети с патологией зрения неправильно понимают слова, так как слабо соотносят их с реальными объектами, поэтому им необходима квалифицированная логопедическая помощь. Нужно обращать внимание детей на разнообразные звуки: как шумит машина, работает холодильник, течет вода, шумит ветер и т.д.

    Обучая ребенка какому-либо действию, необходимо многократно повторять его «рука в руку», вырабатывая автоматизм. Особенно это важно для слепых и слабовидящих детей. Полученные навыки важно поддерживать постоянно.

    Для слабовидящих детей больше подойдут настольные игры: «Бильярд», «Футбол», «Хоккей», с помощью которых дети смогут тренироваться в определении удаленности объектов в пространстве относительно себя и других объектов, расстояния между ними. Катание на велосипеде, на лыжах вполне доступно детям с нарушениями зрения – только под контролем взрослых. Всем детям с нарушенным рением полезно играть с различными крупными конструкторами для закрепления бинокулярного и развития стереоскопического зрения.

    Упражнения для глаз:

  • Упражнения для зрительно-двигательной ориентации (можно выполнять стоя или сидя): Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
  • Упражнения для снятия усталости глаз: - крепко зажмурить глаза на 3-5сек. затем открыть; - быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.; – смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3-5 сек.); – смотреть вдаль прямо перед собой 2-3 сек. затем перевести взор на кончик носа на 3-5 сек.
  • Упражнения для глаз по методике доктора Ф.И. Базарного.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Чем занимается тифлопедагогика?

    2. Выделите основные причины нарушений зрения?

    3. С помощью чего незрячих детей обучают письму и чтению?

    Литература:

  • Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. Для учителя. – 2-е изд. испр. – М. 1988
  • «Вижу мир» (Как помочь детям с нарушениями зрения?) Наталья Воронина, консультант Любовь Плаксина. Интернет.
  • Власова Т.А. Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М. 1973.
  • Григорьева Л.П. Сташевский С.В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. – М. 1990.
  • Ермаков В.П. Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М. 1992.
  • Зайцева Г.Л. Дактилология. Жестовая речь. – М. 1992.
  • Зайцева Л.Г. Диалог с Л.С. Выготским о проблемах современной сурдопедагогики // Дефектология. – 1998. - № 2.
  • Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. – М. 1973.
  • Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. – М. 1956.
  • Литвак А.Г. Тифлопсихология. – М. 1965.
  • Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М. Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997.
  • Михайлова Е.Н. Основы коррекционной педагогики. Учебно-справочное пособие. – Томск. Томский государственный педагогический университет, 1999.
  • Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М. 1998.
  • Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: учебное пособие/ Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд. перераб. И доп. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К», 1999.
  • Специальная педагогика: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М. Издательский центр « Академия», 2000.
  • Той Фиона «Искусство раслабления». Релаксация. М. 1998.
  • Шкляев Алексей «Понять, простить, помочь» (незрячим о зрячих и наоборот) ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2002.
  • Люди с нарушением зрения
  • Шкляев Алексей «След в след» ООО «ИПТК «Логос» ВОС» М.– 2000.
  • Шматко Н.Д. Пелымская Т.В. Если малыш не слышит: Кн.для воспитателей. – М, 1995.
  • Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушениями зрения в начальных классах / Под ред. Л.И. Плаксиной. – Калуга, 1998.

    Тест на усвоение материала:

    Задание I Выберите из общего списка указанные виды отклонений и выпишите их номера:

    Сенсорные нарушения______________________________________________

    С нарушениями зрения

    Особенности психического развития детей

    ДЕФИЦИТАРНОСТИ

    В УСЛОВИЯХ ДИЗОНТОГЕНИЙ, ПРОТЕКАЮЩИХ ПО ТИПУ

    ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

    Способность видеть окружающий мир называется зрением. Этой способностью обладает подавляющее большинство живых организмов. Наибольшее количество впечатлений об окружающем мире человек получает именно за счет зрения. (Около 80% информации). При помощи зрения:

    - Формируются представления о реально существующих предметах и явлениях, являющиеся базой для формирования понятий.

    - Происходит ориентировка в пространстве

    - Воспринимается изобразительное искусство, архитектура.

    - Воспринимаются изменения в природе.

    - Происходит развитие двигательной сферы (за счет зрительного контроля).

    - Вырабатывается навык письма (за счет выработки координации рука – глаз).

    Нарушения зрения приводят к значительным затруднениям в познании окружающей действительности, т.е. к аномальному развитию ребенка. Виды нарушений зрения могут быть разными. Они различаются как по времени приобретения, так и по степени выраженности. По степени выраженности дети с нарушением зрения подразделяются на слепых и слабовидящих .

    Слепые ( незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых или полностью отсутствуют зрительные ощущения. или имеется светоощущение или есть остаточное зрение (до 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией очками); а также лица с прогредиентными заболеваниями зрения и сужением поля зрения (до 10-15 градусов) и остротой зрения до 0,08. Лица, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения на оба глаза, называются тотально слепыми. Те, у которых есть светоощущение или остаточное зрение, называются практически слепыми .

    Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Кроме снижения остроты зрения слабовидящие могут иметь отклонения в состоянии других зрительных функций: нарушения свето- и цветоощущения, бинокулярного и периферического зрения.

    Острота зрения человека определяется по специальной таблице. Способность видеть буквы 10-й строки на расстоянии 5 метров равна 1,0. Соответственно, в том случае, если человек видит все строки, кроме 10-й, то его зрение – 0,9. если видит всего восемь – 0,8, если видит только 1-ю и 2-ю строки, его зрение 0,2. А если он не видит даже первой строки, т.е. его зрение ниже 0,1, то для диагностики используют счет пальцев, постепенно приближая их к лицу обследуемого. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5м, обладает остротой зрения 0,09; 2м – 0,04; 1м – 0,02; 0,5м – 0,01; 30см. – 0,005.

    Острота зрения, когда человек видит только свет, называется светоощущением. И только, если человек не отличает свет от темноты, острота его зрения – 0.

    Нарушения функций зрительного анализатора могут возникнуть как во время внутриутробного развития, так и после рождения. Поэтому существуют такие категории детей, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после трех лет жизни. Такая дифференциация обусловлена тем, что время утраты зрения имеет большое значение для дальнейшего развития ребенка. Чем раньше наступила слепота, тем больше заметны отклонения в психическом развитии ребенка. В частности, слепорожденные тотально слепые дети не получает никакого запаса зрительных представлений и, соответственно, не могут оперировать никакими зрительными образами. В тоже время дети, ослепшие в возрасте после 3-х лет, могут сохранять в памяти такие образы.

    Каким же образом у слепых пополняется информация о внешнем мире, за счет каких анализаторов это происходит, и являются ли они более совершенными, чем у зрячих людей?

    Большое значение в восприятии и познании окружающей действительности у слепых имеет осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений: прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и т.д. Оно помогает определять форму, размеры объекта, устанавливать пропорциональные отношения. Различные тактильные ощущения, воспринимаемые нервными окончаниями кожи, передаются в кору головного мозга в отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Так незрячие учатся «видеть» руками и пальцами.

    Наряду с осязанием, большую роль в психическом развитии слепых и слабовидящих, играет слуховое восприятие и речь. Реакция на звук, которая появляется у всех детей в младенчестве, у слепого ребенка является более стойкой. Звук для незрячего ребенка становится основным фактором ориентировки в окружающем. Со временем слуховое восприятие становится все более дифференцированным. Голосовые реакции, появляющиеся у ребенка при знакомстве с предметами, постепенно переходят в средства общения с окружающими людьми. С целью привлечения внимания к себе слепой ребенок использует звуки и слова. Адекватная реакция взрослого стимулирует ребенка на эмоциональное отношение к речевому взаимодействию с окружающими.

    Ориентируясь на воспринимаемый звук, слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды. Они могут по звуку определить его источник и местонахождение с большей точностью, чем это сделали бы зрячие люди. Они тоньше различают тихие звуки (шелест страниц, листьев, одежды, звук дыхания, перемещения тела в пространстве, манипуляции предметами и т.д.) и составляют на их основе картину представлений о мире. Вместе с тем развивается и пространственный слух, который служит опорой при ориентировке в самых разных условиях: на улице, в помещениях различных размеров и т.д.

    Поэтому в процессе обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей проводятся специальные упражнения на дифференциацию – различение и оценку с помощью звука характера предмета, анализ и оценку сложного звукового поля.

    Обоняние слепых более дифференцированное, чем обоняние зрячих. Каждый человек для незрячего является, прежде всего, носителем запаха. Практически любая профессия имеет свой запах. Имеет свой запах одежда, окружающие слепого вещи.

    Часто у слепых детей наблюдаются некоторые особенности моторики. У них позже, чем у зрячих детей, развиваются статические функции. Часто встречается гипокинезия. На фоне гипокинезии иногда возникают стереотипные движения в виде ритмических подергиваний головы, туловища, рук, «трепетание рук», трение глаз, маятникообразные движения. Иногда наблюдаются частые надавливания на глаза в возрасте около года, которые потом переходят в навязчивые круговые движения головой, уменьшающиеся в пубертатном возрасте. При этом у слепых детей практически отсутствует мимика. Их походка при отсутствии специальной коррекционной работы неуклюжа. Все эти особенности обусловлены как гипокинезией, так и отсутствием возможности подражать действиям окружающих.

    Потеря зрения формирует также своеобразие эмоционально-волевой сферы. характера, чувственного опыта. У незрячих дошкольников возникают трудности в сюжетно-ролевой игре, обусловленные не только отсутствием представлений об окружающем, но и недостатками произвольности, незрелостью эмоциональной регуляции. Незрячие школьники не умеют самостоятельно выстраивать продуктивные отношения со сверстниками. У взрослых слепых часто возникают затруднения при овладении профессиональной деятельностью. В зрелом возрасте у лиц с нарушенным зрением могут возникать бытовые проблемы, что вызывает у них сложные переживания и негативные реакции. Поэтому иногда у них развиваются отрицательные черты характера: неуверенность, пассивность, склонность к самоизоляции; в других случаях – повышенная возбудимость, раздражительность, переходящая в агрессивность.

    В то же время развитие высших психических функций (внимания, логического мышления, памяти, речи) у слепорожденных протекает без отклонений от нормы. Однако, нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных компонентовпознания проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления при недостаточности наглядно-действенного и наглядно-образного. Это приводит к тому, что даже базовые понятия зачастую формируются в речи, контекстно, без участия органов чувств. В норме же развитие словесно-логического мышления происходит на основе наглядно-действенного и наглядно-образного.

    У незрячего ребенка: вместо игры в дошкольном возрасте – стереотипные повторяющиеся движения, сопровождаемые неадекватно высоким уровнем оречевления. В дальнейшем разрыв между речью и деятельностью еще больше увеличивается, если с ребенком не проводится специальная работа.

    Успешность дальнейшего развития детей с нарушениями зрения зависит от того, на каком уровне они сумеют овладеть наглядно-образными представлениями, насколько смогут развить пространственное мышление, пространственную ориентировку.

    Успешность компенсаторной перестройки анализаторов во многом зависит от семейного обучения и воспитания. Если слепой ребенок находится дома, то желательно, чтобы родители так организовали его пространство, чтобы он мог восполнять недостаточность чувственных представлений и формировать понятия, опираясь на осязательные и слуховые образы. Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать свои действия. Это позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Важно в семье создать условия, соответствующие возможностям незрячего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима отрицательно сказывается на формировании личности слепого.

    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения являются государственными и принимают детей, начиная с 2-3 лет. Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, восстановление (если это возможно) и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Существуют детские сады для слепых детей, для слабовидящих детей, а также дошкольные учреждения для детей с косоглазием и амблиопией. Педагогическая работа в таком детском саду исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основании которых разрабатываются специальные программы.

    Кроме образовательной составляющей, работа в дошкольных учреждениях для данной категории детей направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, двигательной сферы и ориентировки в пространстве. Особое значение уделяется формированию навыков самообслуживания.

    В специальном детском саду дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У тех детей, зрение которых относительно сохранно, развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, цвета, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Таким образом дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

    Школы для слепых и слабовидящих являются составной частью единой государственной системы специального образования.

    Специфика работы школ для слепых и слабовидящих детей проявляется в следующем:

    - В учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, в опоре на сохранные возможности.

    - В модификации учебных планов и программ, увеличении сроков обучения, перераспределении учебного материала и изменении темпа его прохождения.

    - В дифференцированном подходе к детям, уменьшении наполняемости классов и воспитательных групп.

    - В применении специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники.

    - В специальном оформлении учебных классов и кабинетов, создании санитарно-гигиенических условий, организации лечебно-восстановительной работы.

    - В усилении работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

    При обучении слепых детей используются специальные средства. Это, прежде всего, разнообразная литература, напечатанная по системе Брайля (т.е. специальным рельефно-точечным шрифтом). Все книги, издаваемые по системе Брайля, иллюстрируются рельефными рисунками, чертежами, схемами. Для слепых, имеющих остаточное зрение, выпускаются пособия, содержащие и рельефную и цветную печать.

    В школах для слабовидящих широко используются специальные учебники с укрупненным шрифтом и адаптированными цветными иллюстрациями.

    К оптическим средствам коррекции относятся различного рода лупы, очки, монокуляры и бинокуляры, проекционные увеличивающие аппараты. Используются телевизионные увеличивающие устройства для слабовидящих, позволяющие получить шестидесятикратное увеличение. Для этого используются специальные замкнутые телевизионные системы, позволяющие осуществлять фронтальные методы работы.

    Для незрячих людей разработаны различные по сложности технические устройства и приспособления: простые приспособления для вдевания нитки в иголку, трости для самостоятельного передвижения, приборы для ручного письма по системе Брайля. Разработаны специальные компьютерные клавиатуры для незрячих. В последнее время широко используются и все более совершенствуются специальные адаптеры, позволяющие перевести текст с экрана монитора в звуковой ряд.

    Имеются специальные приборы для рельефного черчения и рисования. Выпускаются аудиокниги. В целях улучшения физической подготовки слепых используются специальные тренажеры, звуковые мишени, звучащие мячи и т.д.

    Незрячими были: греческие философы – Демокрит и Диодот, выдающиеся математики – Дидим, Н.Саундерсон, Д.Гофф, историки – Ауфидий, О.Тьерри, В.Пресскот, энтомолог Ф. Губер, тифлолог Л.Брайль, русский филолог профессор А.М.Щербина. Также есть незрячие и среди украинских ученых.

    Подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих ведется в библиотечных техникумах, музыкальных училищах и училищах культуры, а также в медицинских училищах, выпускающих массажистов.

    В ВУЗах незрячие и слабовидящие студенты могут обучаться по самым разным специальностям, например, таким, как: правоведение, родной язык и литература, история, философия экономика, математика, прикладная математика, народные инструменты, пение, фортепиано, композиция, музыковедение и др.

    Вопросы и задания для самоконтроля:

    1. Вспомните, какие причины могут приводить к нарушениям зрения. Сравните роль эндогенных и экзогенных факторов в возникновении нарушений зрения.

    2. Назовите, какие нарушения зрения, помимо его тотального отсутствия, относят к практической слепоте.

    3. Какие дети считаются слабовидящими, какова острота их зрения? При каких условиях слабовидящие дети могут обучаться в общеобразовательной школе?

    4. Какую роль играет слух в развитии слепого ребенка? Помогает ли слух компенсировать нарушение зрения слабовидящему человеку?

    5. Какую роль играет обоняние и осязание в познавательной деятельности слепого человека? Почему осязание не может полностью заменить зрение?

    6. Какими характерными чертами отличается мышление и речь слепого ребенка?

    7. Каким образом слепые дети овладевают грамотой? Ознакомьтесь со шрифтом Брайля. Попытайтесь самостоятельно написать какое-либо слово, используя шрифт Брайля и специальные приспособления для письма, а потом прочитать его «вслепую».

    8. Раскройте понятия «коррекция», «компенсация», «реабилитация», «адаптация» применительно к слепым детям.

    Поделитесь материалом в социальных сетях:

    Что нужно знать для восстановления зрения

    Итак, на странице «ГЛАВНАЯ » ты получил представление о методике восстановления зрения и как по ней заниматься. Здесь же представлены материалы, с которыми обязательно нужно ознакомиться, если ты решишл восстановить зрение. Делая упражнения, очень важно знать и представлять. как устроен глаз, что такое близорукость и дальнозоркость, как человек видит, почему происходит нарушение зрения.

    Большая часть теоретического материала взята из лекций Жданова В. Г. «Верни себе зрение».

    Зрение человека по Гельмгольцу

    Это общепринятая теория, но не работающая для восстановления зрения, хотя и выгодная предпринимателям.

    При работе глаза, для настройки фокуса, в теле человека есть специальная цилиарная мышца, которая сжимает или разжимает хрусталик глаза, меняя фокусное расстояние. Хрусталик глаза является биологической линзой, которая и фокусирует изображение. В расслабленном состоянии цилиарной мышцы – хрусталик имеет плоскую форму, фокус хрусталика проецируется на сетчатку, и в этом случае человек отлично видит далекий предмет, потому что по законам физики четкое изображение далеких предметов строится в районе фокуса оптической системы. Когда человеку нужно увидеть вблизи, его глаз меняет параметры оптической системы. Врач-офтальмолог Гельмгольц думал, что человек для того, чтобы увидеть вблизи напрягает цилиарную мышцу, она в свое очередь сжимает со всех сторон хрусталик, который делается более выпуклым, при этом фокусное расстояние уменьшается, а фокус перемещается внутрь глаза, и человек отлично видит близкий предмет. Потому что по законам физики четкое изображение близких предметом строится за фокусом оптической системы. В данном случае изображение близкого предмета опять окажется как раз на сетчатке глаза.

    В итоге, если надо человеку увидеть вдаль, он, моргая, расслабляет цилиарную мышцу — хрусталик становиться плоским, мы хорошо видим дальний предмет. Когда надо увидеть вблизи — мы напрягаем цилиарную мышцу, хрусталик делается выпуклым и мы хорошо видим близкий предмет.

    Как понимал близорукость Гельмгольц

    По непонятной для Гельмгольца причине у некоторых людей цилиарная мышца напрягается, делая выпуклым хрусталик, а назад эта мышца расслабится не может. Людей с таким нарушением зрения, т.е. с постоянно напряженной цилиарной мышцей, которая   делает хрусталик выпуклым, он назвал близорукими. Эти люди хорошо видят вблизи, но вдаль не видят, т.к. четкое изображение далекого предмета строится в районе фокуса оптической системы. В этом случае четкое изображение будет находиться внутри глаза, а не на сетчатке, как нужно.   На сетчатке же будет какое-то нечеткое, размазанное, туманное пятно. И тогда вместо лечения, Гельмгольц предложил «помогать» людям с таким нарушением зрения, близоруким он стал рекомендовать носить двояковогнутую отрицательную минусовую линзу, так появились очки. А фокусное расстояние в целом системы (вогнутая линза плюс выпуклый хрусталик) — увеличивается. Благодаря очкам фокус возвращается на сетчатку глаза и люди, страдающие близорукостью, отлично видят вдаль. Но нарушение зрения осталось болезнь не вылечили, а лишь убрали симптомы.

    И спустя 180 лет, до сих пор окулисты и офтальмологи всего мира людям при близорукости не устраняют нарушение зрения. а рекомендуют постоянно носить минусовые очки.

    Что такое дальнозоркость по Гельмгольцу

    Гельмгольц считал, что у многих людей с возрастом цилиарная мышца ослабевает. В результате — хрусталик становиться плоским, фокус хрусталика находится на сетчатке, и дальнозоркие люди отлично видят вдаль. Когда человек хочет увидеть близкий предмет, надо сжать хрусталик, и сделать его более выпуклым. Но мышце не хватает силы. И человек смотрит на близкий предмет, а четкое изображение строится за фокусом оптической системы, где-то ближе к затылку. А на сетчатке будет просто нечеткое, размазанное, туманное пятно. Тогда Гельмгольц предложил устранить дальнозоркость с помощью двояковыпуклой плюсовой очковой линзы. А фокусное расстояние в целом системы (выпуклая линза плюс плоский хрусталик) — уменьшается. С помощью очков фокус заводится внутрь глаза и дальнозоркие люди в плюсовых очках прекрасно видят вблизи.  Но нарушение зрения осталось болезнь не вылечили, а лишь убрали симптомы.

    И спустя 180 лет, до сих пор окулисты и офтальмологи всего мира людям при дальнозоркости не устраняют нарушение зрения. а подбирают плюсовые очки, и рекомендуют носить их при работе вблизи.

    Как видит человек по Бейтсу

    Эта теория не распространена так широко, как предыдущая и ее не пропагандирует медицина. Именно она дает представление о том, как видит человек на самом деле и позволяет вылечить нарушение зрения.

    Уильям Бейтс изучал работу человеческого глаза   тридцать лет и понял, что предположения Германа Гельмгольца неверны вообще. На самом деле человеческий глаз устроен точно так же, как обыкновенный, простейший фотоаппарат. Глаз фокусируется за счет уменьшения или увеличения длины самого глаза. И в этом случае, шесть глазодвигательных мышц выполняют основную работу в процессе наведения глаза на резкость (аккомодация).

    Выяснилось, что каждый глаз имеет   по шесть глазодвигательных мышц. Первая из них, верхняя продольная, она поднимает глаз вверх. вторая мышца   - нижняя продольная, которая опускает глаз вниз, третья — внутренняя боковая продольная, сводит глаз к носу, четвертая   - наружная боковая продольная, уводит глаз в сторону. Две последние мышцы играют очень важную роль. Их называют поперечные мышцы глаза — верхняя поперечная, которая облегает глаз сверху полукругом, и нижняя поперечная, которая облегает глаз снизу полукругом, как показано схематично на рисунке (оранжевым отмечены соответствующие мышцы).

    Когда все глазодвигательные мышцы находятся в полностью расслабленном состоянии, глаз за счет избыточного внутреннего давления принимает форму шара, фокус хрусталика оказывается на сетчатке, и такой расслабленный глаз отлично видит вдаль. И оказывается, для того, чтобы увидеть близкий предмет, человек делает следующее. Он сверху и снизу встречно сжимает свой глаз с помощью расслабления продольных мышц и напряжения верхней и нижней поперечной. Это возможно, благодаря тому, что глаз   у человека жидкий. За счет этого сжатия он вытягивается огурчиком вперед, как показано на рисунке.

    Фокус уходит внутрь глаза, и тогда глаз отлично видит вблизи. Если человеку опять нужно увидеть дальний предмет — он моргает, тем самым расслабляя   поперечные мышцы, продольными глаз подтягивает, глаз снова приобретает форму шара, и человек отлично видит вдаль.

    Что такое близорукость по Бейтсу

    У некоторых людей поперечные мышцы, напрягаясь, сжимают глаз, вытягивая его вперед, а назад эти мышцы не расслабляются. Такого человека, который не может расслабить поперечные мышцы глаза, Бейтс назвал близоруким. Бейтс нашел причину такого нарушения зрения. Это, могут быть, физические, психические, зрительные напряжения, перенапряжения, некоторые травмы.

    Например, в наше время очень часто близорукость появляется у детей. Когда они полдня сидят в школе, смотря в учебник и тетрадь, а мышцы-то все это время напряжены. Приходят домой, а там то же самое – уроки, компьютер и т.д. Не нужно забывать еще и про стресс, когда родители требует от них учить уроки и приносить только пятерки. От этого физического и психического перенапряжения мышцы глаз зажимаются и обратно не расслабляются.

    А если родители в этот момент повесят на ребенка очки, то все – он попал в ловушку. Т.к. поперечные мышцы сами собой уже никогда не расслабятся. Им это сделать не дадут очки, потому что если расслабятся, то в очках он будет видеть хуже. А вот еще более зажаться и напрячься это вполне может быть, и тогда близорукость будет только прогрессировать. А очки будут все толще и толще.

    Какой же выход Бейтс предлагает близоруким

    Бейтс предлагает простую и понятную схему естественного восстановления зрения при близорукости. А именно: отказаться от очков насколько это максимально возможно, либо на время занятий попробовать заменить их на менее сильные и с помощью упражнений научить поперечные мышцы расслабляться. И в это же время другими упражнениями натренировать продольные мышцы. Тогда человек с нарушением зрения избавится от близорукости.

    Что такое дальнозоркость по Бейтсу

    У многих людей ослабевает работа поперечных мышц глаз и они не могут, как следует, сжимать глаз. Такое отклонение от нормы Бейтс и назвал дальнозоркостью. Часто это возникает с возрастом, когда мышцы без тренировки дряхлеют.

    Какой же выход Бейтс предлагает дальнозорким

    Бейтс предлагает простую и понятную схему естественного восстановления зрения при дальнозоркости. А именно: отказаться от очков насколько это максимально возможно, либо временно хотя бы заменить их на более слабые и с помощью упражнений научить продольные мышцы расслабляться. И в это же время другими упражнениями натренировать поперечные мышцы. Тогда зрение у близорукого человека восстановится.

    Как проходит процесс восстановления зрения

    Сам процесс восстановления и упражнения описаны в разделе «ПРАКТИКА ». Здесь же обращаю твое внимание, что зрение восстанавливается волнообразно, но всегда по восходящей вверх, как на рисунке.

    Это очень важный момент, запомни его. Т.к. из-за этого я предпринимал несколько неудачных попыток восстановления. Ты тоже почувствуешь, когда только наберешь темп коррекции зрения и, кажется, ну вот еще недельку и все. И вдруг «БАЦ. » — пошло снижение зрения, конечно, это снижение никогда не достигнет начальной точки, но могут опуститься руки. Таких этапов у меня на пути было несколько — можешь посмотреть в разделе «МОИ РЕЗУЛЬТАТЫ ». Как говориться: «Без поражений нет побед!». В такие моменты надо продолжать заниматься и идти к намеченной цели.

    Понятие «пиковое зрение» и «постоянное зрение»

    Такие понятия, наверное, ты нигде не встретишь. Я их придумал сам, чтобы объяснить еще один важный момент. Занимаясь восстановлением зрения я заметил, что после проверки зрения на проверочной таблице, значительно лучше вижу и окружающие предметы. Спустя некоторое время такой эффект пропадает, хотя в целом ты, конечно, лучше видишь чем до начала занятий. Оказывается, человек может «заставить» видеть глаза лучше в течение некоторого непродолжительного отрезка времени, но постоянно удерживать такой эффект сложно (пока глаза не подготовлены). Такое зрение я назвал «пиковым ». Когда этот эффект пропадает, это зрение я назвал «постоянным ». Конечно, ты можешь «вызвать» пиковое зрение и на улице, всматриваясь в какой-то предмет, но опять же, на непродолжительное время. Причем и «пиковое» и «постоянное» зрение улучшаются, одновременно и пропорционально, в течение всего процесса упражнений.

    На этом, пожалуй, все. Этих знаний мне сполна хватило, чтобы восстановить зрение. Переходи к разделу  «ПРАКТИКА ».

    Источники:
    http://dommedika.com, http://www.meduhod.ru, http://www.i-gnom.ru, http://studopedia.net, http://okozorko.ru/vvedenie/teoriya/

    Следующая:


    18 декабря 2017 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения