коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Лфк при нарушении зрения


Лфк при нарушении зрения

Лечебная физическая культура при нарушении зрения

Глаз и его функции. Влияние кривизны роговицы – основной фокусирующей ткани – на остроту зрения. Острота зрения и практическая слепота. Аномалии рефракции: дальнозоркость, близорукость, астигматизм. Роль физической культуры в предупреждении миопии.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Принцип строения зрительного анализатора. Центры головного мозга, анализирующие восприятие. Молекулярные механизмы зрения. Са и зрительный каскад. Некоторые нарушения зрения. Близорукость. Дальнозоркость. Астигматизм. Косоглазие. Дальтонизм.

реферат [18,6 K], добавлен 17.05.2004

Строение глаза, методики сохранения зрения. Влияние работы на компьютере на глаза. Специальные процедуры для улучшения зрения. Комплекс упражнений из йоги. Показания к применению ЛФК при миопии. Физкультура при слабой и высокой степени близорукости.

реферат [69,9 K], добавлен 08.03.2011

Строение глаза человека, его основные органы и их функции. Восприятие глазом изображения различных предметов. Способность глаза приспосабливаться к видению как на близком, так и на более далеком расстоянии. Нарушения зрения, способы его коррекции.

презентация [2,3 M], добавлен 17.10.2013

Основные принципы физической оптики. Возрастные аспекты зрительной сенсорной системы. Оценка остроты зрения. Теория оппонентных цветов. Аномалии трихроматического зрения. Функциональная классификация нейронов зрительной системы. Полная цветовая слепота.

лекция [8,5 M], добавлен 12.01.2014

Близорукость как дефект зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней, вследствие которого лица, страдающие им, плохо видят отдаленные предметы. Степени снижения остроты зрения, их главные причины и пути профилактики.

презентация [1,5 M], добавлен 13.05.2014

Краткие сведения о строении и работе глаза. Строение вспомогательного аппарата. Основные задачи офтальмологии. Разные заболевания глаз, вызванные зрительными перегрузками.

Восприятие зрительных раздражений. Близорукость, дальнозоркость, дальтонизм.

презентация [1,5 M], добавлен 21.12.2011

Методика занятий при миопии. Укрепление мышечной системы глаза. Симптомы дальнозоркости и близорукости. Нарушение формы хрусталика или роговицы. Комплекс упражнений для улучшения зрения. Гимнастика для усталых глаз. Упражнения для мышц шеи и спины.

реферат [21,0 K], добавлен 04.12.2010

Снижение остроты зрения вдаль. Увеличение нагрузки на органы зрения. Длительное чтение при недостаточном освещении. Ношение корригирующих очков для дали. Обследование и коррекция миопии. Область слезной железы. Определение клинической рефракции.

история болезни [17,5 K], добавлен 16.03.2009

Особенности устройства зрения у человека. Свойства и функции анализаторов. Строение зрительного анализатора. Строение и функции глаза. Развитие зрительного анализатора в онтогенезе. Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость, косоглазие, дальтонизм.

презентация [4,8 M], добавлен 15.02.2012

Острые нарушения зрения. Снижение или полная потеря зрения, возникновение пелены перед глазами (затуманивание зрения), двоение или искривление предметов, выпадение из поле зрения. Внутриглазные инородные тела. Поражение глаз ядовитыми насекомыми.

доклад [19,6 K], добавлен 23.07.2009

Глава 2. Методика адаптивной физической культуры детей с нарушением зрения (Л.Н. Ростомашвили)

2.1. Характеристика детей с нарушением зрения

2.1.1. Характеристика зрительной функции

Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. 85—90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций. Принято различать пять основных зрительных функций: 1) центрального зрения; 2) периферического зрения; 3) бинокулярного зрения; 4) светоогцугцения; 5) цветоощущения.

Как отмечают В. И. Белецкая, А. Н. Гнеушева (1982), Г. Г. Де- мирчоглян (1996) и др. центральное зрение требует яркого света и предназначено для восприятия цветов и объектов малых размеров. Особенностью центрального зрения является восприятие формы пред-метов. Поэтому эта функция иначе называется форменным зрением. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. В медицинской терминологии острота зрения обозначается Visus. Единица измерения оптической среды глаза — диоптрия (D). Острота зрения правого глаза — Vis OD, левого — Vis OS. Зрение, при котором глаз различает две точки под углом зрения в одну минуту, принято считать нормальным, равным единице (1,0). Форменное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2—3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3—5 месяцев; на 4—6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев ребенок различает игрушки — Vis-0,02—0,04, от года до двух лет Vis-0,3—0,6. Узнавание формы предмета у ребенка появляется раньше (5 месяцев), чем узнавание цвета.

Бинокулярное зрение — способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3—4 месяце жизни ребенка, а формирование заканчивается к 7—13 годам. Совершенствуется оно в процессе накопления жизненного опыта. Нормальное бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. У слабовидящих детей бинокулярное восприятие чаще всего нарушено. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие — отклонение одного глаза от правильного симметричного положения, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации и т. д. Нарушение бинокулярного зрения приводит к неустойчивости фиксации взора. Дети часто бывают не в состоянии воспринимать предметы и действия во взаимосвязи, испытывая сложности в слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их удаленности. В связи с этим таким детям надо давать больше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, а также словесного описания тех предметов и действий, которые учащимся предстоит наблюдать самостоятельно. Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды бытового труда и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др. моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т. п. Развитие зрительно-простран- ственного синтеза способствует улучшению ориентировки в пространстве во время игровой деятельности, занятий физкультурой и спортом.

Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Состояние периферического зрения характеризуется полем зрения. Поле зрения — это пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга. Различаются они по месту их расположения. Сравнительно небольшое сужение границ поля зрения обычно детьми не замечается. При более выраженных изменениях границ поля зрения дети испытывают трудности во время ориентации и зрительно-пространственного анализа. Наличие в поле зрения скотом ведет к возникновению темных пятен, теней, кругов и других видов нарушений поля зрения, осложняя восприятие предметов, действий, окружающей действительности.

У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с сужением поля зрения до 10° уже могут быть признаны инвалидами по зрению и направляются для обучения в школы III—IV видов. Учителю физкультуры важно иметь сведения о состоянии как центрального, так и периферического зрения у каждого ученика. На уроках физкультуры, ЛФК, ритмики, в процессе пространственной ориентировки используется периферическое зрение, а при чтении, рассмотрении рисунков, наглядных пособий на уроках химии, биологии и др. — центральное. Эти сведения следует учитывать в процессе пространственной ориентировки, в передвижениях, в играх, при выполнении метания в цель. Т. А. Зельдович (1964), В. В. Васильева (1966) и др. отмечают, что в условиях специального обучения, под воздействием подвижных и спортивных игр у занимающихся улучшается поле обзора, пространственное зрение, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений.

Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать все многообразие цветов в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у маленьких детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее — фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).

Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-хи- мик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темнс-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них — один цвет.

Тона цветного спектра отличаются друг от друга по трем признакам: цветовому тону, яркости (светлоте) и насыщенности. Развитие контрастности в обучении детей с нарушениями зрения имеет важное значение. Усиление яркости, насыщенности и контрастности обеспечит более четкое восприятие изображаемых предметов и явлений.

У слабовидящих детей расстройства цветоразличения зависят от клинических форм слабовидения, их происхождения, локализации и течения. У незрячих вместо зрения управление движениями рук заменяются мышечным чувством. В.П. Ермаков, ГА Якунин (2000), ссылаясь на работы В.М. Бехтерева, Е.С. Либман (1974) и др. отмечают факт наличия как у нормальновидящих, так и у незрячих, слабовидящих кожно-оптической чувствительности («кожного зрения»), способности кожных покровов реагировать на световое и цветовое воздействие. Различение цветовых оттенков, по мнению авторов, происходит благодаря различным качествам цветоощущения. Цветовые тона делятся на: 1) «гладкие» и «скользкие» — голубой и желтый цвета; 2) «притягивающие» или «вязкие» — красный, зеленый, синий; 3) «шероховатые» или «тормозящие» движения рук — оранжевый и фиолетовый. Самым «гладким» улавливается белый цвет, а «тормозящим» — черный.

Учителям необходимо иметь сведения о цветоразличительных возможностях учащихся. Это важно при демонстрации и использовании цветного спортивного инвентаря (мячи, обручи, скакалки, лыжи и пр.), наглядных пособий, рассматривании репродукций и т.д. При изготовлении наглядных пособий для детей с нарушением зрения используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый цвета.

Светоощущение — способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Нормально видящие глаза обладают способностью приспосабливаться к разным условиям освещения. Световая адаптация — приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Такому ребенку следует предложить место для занятий физкультурой в теневой части зала, спортивной площадки или стать спиной к солнцу (источнику света).

Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения. Освещенность спортивного зала (помещения) в школах III—IV видов должна быть намного выше, чем для учащихся с нормальным зрением.

лфк при нарушении зрения

Нарушения осанки

Осанка — это привычное положение тела непринужденно стоящего человека. Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном — у 2,1 %; в 4 года — у 15 —17 % детей; в 7 лет — у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А.Ивановой с соавт. нарушения осанки имеются у 67 % школьников. Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди — это шейный и поясничный лордозы; два обращены выпуклостью кзади — это грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника. У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз, сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста. К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз — под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы. К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз — при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу. К 9 —10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз — под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы. Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем Возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорнодвигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через

ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1 — 2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков — 28°, у девочек — ЗГ. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10—12 годам. Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

  • слабость естественного мышечного корсета ребенка;
  • несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;
  • неправильные положения тела, которые ребенок принимаетев течение дня, — при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень — характеризуется небольшими изменениями осанки которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

IIстепень — характеризуется увеличением количества симпто мов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень — характеризуется серьезными нарушениями осан ки, которые не устраняются при разгрузочном положении позво ночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I — II степени нарушения осанки; для школьников — II —III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях.

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д.Ловейко, М. И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены. Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные», ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц

брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены. На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника. При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени — грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища. Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны. Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная, или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются. Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки. Профилактика нарушений осанки — длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Лфк при нарушении зрения

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников — на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной степени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного

с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

  1. обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
  2. укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);
  3. нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
  4. осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК.

Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и. п. лежа.

Методика ЛФК. Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3—4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным. Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5 — 2 месяца; перерыв между курсами — не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2—3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1 — 2, 4 — 5, 1 — 2 недели). В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее представление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка. В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки. В заключительной части нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения — 4—6 раз. Через 2—3 недели занятий обновляется 20 — 30 % упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2 — 3 комплекса, для школьников — 3—4 комплекса Л Г на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению

занятий ЛГ при нарушениях осанки

  1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС — за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.
  2. В зале для занятий должны быть большие зеркала,.чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя; к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным — лечение положением. Физические упражнения. Подбираются в соответствии с видам нарушений осанки. Общеразвивающие упражнения (ОРУ)исполъзуютс при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кро вообращенйя и дыхания, трофических процессов. Выполняютс из различных исходных положений, для всех мышечных групп с предметами и без них, с использованием тренажеров. Корригирующие, или специальные, упражнения; Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Разли чают симметричные и асимметричные корригирующие упражне ния. При дефектах осанки применяются преимущественно сим метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединое положение остистых отростков. При нарушении осанки во фрон тальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что* возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и. п. лежа на спине, рука за головой — согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и. п. лежа на животе — приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и. п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища — приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей. К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета. Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям Л Г. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия. Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30 °С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная схема занятия лечебным плаванием для детей 9—10 лет такова: вводная часть (5 мин) — упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25—30 мин) — упражнения в воде; заключительная часть (5 — 7 мин) — свободное плавание. Лечение положением. На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2 — 3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки — при выполнении упражнений в и. п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется под живот — при выполнении упражнений в и. п. лежа на животе или под голову — в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5 — 8 мин.

Формы ЛФК. Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание. Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов — на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступен и дошкольникам — при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста. Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны, также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы — модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи боль шого диаметра, яркие, многофункциональные предметы). После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта

Оценка эффективности занятий ЛГ

при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и, мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А.Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты. Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребено лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру. Удержание туловища на весу в положении лежа на животе. Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2 — 3 раза в год.

лфк при нарушении зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЛФК для детей с нарушениями зрения

Рост заболеваний среди младшего поколения -  одна из самых актуальных проблем нашего времени. Ведущей причиной является снижение двигательной активности.

Одним из главных средств естественного оздоровления в условиях школы-интерната является двигательная активность, которая рассматривается как фактор укрепления здоровья и социальной защиты интересов развивающейся личности.

Физическая активность - одно из важнейших условий жизни и развития человека. Ее следует рассматривать как биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста развития и формирования организма. Физическая активность зависит от функциональных возможностей человека, его возраста, пола и здоровья. В зависимости от состояния здоровья используются различные средства физической культуры и спорта, а при отклонениях в состоянии здоровья - лечебная физкультура (ЛФК).

Лечебная физкультура – метод, использующий средства физической культуры с лечебно-профилактической целью для более полноценного восстановления здоровья и предупреждения осложнений заболевания.

В нашей школе обучаются дети-инвалиды с различными дефектами зрения

и тотальной слепотой. Как известно, зрительный дефект ребенка снижает у него не только познавательную, но и двигательную активность. Уровень физического развития детей с депривацией зрения значительно отстает от нормально видящих сверстников.

Дети, поступающие к нам в школу, скованы, и из-за страха пространства у них ограничена двигательная активность, нарушена координация движений. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном  движении, в подвижных играх. Письмо по Брайлю, поза детей с остаточным зрением при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, сколиозам, остеохондрозам в шейном отделе и другим нарушениям.

Дети с недостаточностью зрения нуждаются:

• в коррекции самих движений, так как движения ребенка скованы и не  координированы;

• в коррекции зрительного восприятия;

• в коррекции телосложения, осанки и плоскостопия;

• в коррекции развития физических качеств;

• в коррекции пространственной ориентировки, точности движений.

Цели ЛФК :

1. Обеспечить всестороннее и полноценное развитие ребенка.

2. Повышение мобильности как средства интеграции инвалидов по зрению в общество зрячих.

3. Восстановление и совершенствование, с помощью средств ЛФК, физических и психофизических способностей слепого и слабовидящего школьника.

Задачи:

1.Укрепление здоровья детей с тяжелой патологией зрения. Содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма.

2. Повышение физиологической активности органов и систем организма школьников с вторичными отклонениями в развитии.

3. Освоение основных двигательных навыков и умений.

4. Активизация функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.

5. Укрепление мышечно-связочного аппарата.

6. Исправление дефектов осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия.

7. Укрепление склеры и мышечной системы глаза, улучшение кровоснабжения тканей глаза.

8. Формирование необходимых умений и навыков самостоятельной пространственной ориентировки.

Наличие первичного дефекта (дефект зрения) не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный дефект.

Наша основная  задача-предупреждение и коррекция развития вторичных отклонений в опорно - двигательном аппарате (нарушение осанки, сколиозы, плоскостопие), сердечно – сосудистой и дыхательной системах, рационально используя средства ЛФК.

Основные средства ЛФК:

    бег, ходьба с различными положениями рук и ног; упражнения с гимнастическими палками для развития и укрепления мышц плечевого пояса, спины, живота, нижних и верхних конечностей; висы на гимнастической стенке; упражнения для укрепления сводов стопы; ходьба по гимнастической скамейке  с грузом на голове для развития равновесия; упражнения на формирование навыка правильной осанки; специальные упражнения по обучению приемам пространственной ориентировки на основе использования и развития сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, остаточное зрение); дыхательные упражнения; упражнения на расслабление мышц (релаксация мышц); работа на тренажерах для совершенствования координации движений и развития мышц.

При подборе и использовании физических упражнений на занятиях ЛФК ориентируюсь  на ведущий дефект (снижение функции зрения). Ведется журнал учета заболеваемости каждого учащегося с первого класса, где указывается первичный и вторичный дефект.

С учетом сниженных функциональных систем  глаза разработала комплексы упражнений для детей с нарушением зрения:

• ЛФК при нарушении осанки;

• сколиозе;

• плоскостопии;

• ДЦП;

• бронхиальной астме;

• сердечно - сосудистой и дыхательной системах;

• при заболевании глаз.

В конце урока обязательно провожу адаптированную подвижную игру, которая носит корригирующий характер. Во время игровой деятельности слепой ребенок раскрывается, получает удовольствие, проявляет свои резервные возможности, что позволяет вести

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих детей. Наглядность является одной из специфических особенностей использования общедидактических методов в процессе ознакомления слепых с предметами и действиями. Используется наглядность зрительная, а при отсутствии зрения – осязательная.

Метод дистанционного управления - это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: «поверни налево», «иди вперед» и т. д.

Наиболее важной задачей в методике ЛФК слепых и слабовидящих детей является нормализация осанки.

Для улучшения координации движений акцентируется внимание на упражнения в равновесии, так как они улучшают функцию вестибулярного аппарата. Чем лучше опора, тем лучше равновесие, а следовательно, лучше осанка.

Учитывая специфические особенности развития слепых и слабовидящих детей, используются упражнения на овладение навыками пространственной ориентировки, активизацию сохранных анализаторов (слух, осязание, обоняние, мышечно-двигательное чувство).

В конце учебного года подводятся итоги  результативности ЛФК-медицинский осмотр учащихся, где врачами  - специалистами даются рекомендации и снимаются с учета заболеваемости.

Также осуществляется контроль динамики развития физической подготовленности учащихся. Все тесты проводятся в начале и в конце учебного года (сила мышц спины «Рыбка», живота «Уголок», гибкость позвоночника)

Результативность тестов не оцениваю по пятибалльной системе, так как невыполнение того или иного упражнения может быть обусловлено тяжестью дефекта развития ребенка, а прослеживаю динамику развития  физических качеств, которые корректируются и совершенствуются в процессе обучения.

Таким образом, с помощью специальной методики ЛФК формируется всестороннее и полноценное развитие слепого и слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и психофизических способностей.

Источники:
http://knowledge.allbest.ru, http://aupam.narod.ru, http://lechfk.narod.ru, http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2014/12/30/lechebnaya-fizicheskaya-kultura-dlya-detey-s

Следующая:


16 ноября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения