коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Курсовая работа нарушение зрения


Курсовая работа нарушение зрения

курсовая работа нарушение зрения

Нарушение зрения у детей - большая социально-гигиеническая проблема. Анатомофизиологические особенности зрительного анализатора. Рассмотрение особенностей работы учителя в классах для детей с нарушениями зрения, методика организации учебной деятельности.

Вид: реферат

Автор: Incognito

Подобные работы из Базы знаний:

Определение понятия "зрение". Строение зрительного анализатора. Причины зрительных нарушений. Классификация детей с нарушениями зрения. Психологические особенности детей с патологией зрения. Обучение незрячих детей. Оптические индивидуальные средства.

презентация [1.4 M], добавлена 14.12.2014

Клинико-психологическая характеристика детей с нарушениями зрения. Особенности речевого развития детей с нарушениями зрения. Логопедическая технология преодоления нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

курсовая работа [1.3 M], добавлена 20.11.2013

Особенности физического развития и двигательных функций у учащихся младших классов с нарушениями зрения. Значение подвижных игр в физическом развитии младших школьников с нарушениями зрения, система подвижных игр и методика определения ее эффективности.

курсовая работа [29.3 K], добавлена 08.04.2011

Зрительное восприятие как формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Степень нарушения зрения и зрительные возможности детей, уровень восприятия. Упражнения для детей 5 года жизни с нарушениями зрения.

дипломная работа [93.5 K], добавлена 15.05.2011

Клинико-психолого-педагогические особенности младших школьников с нарушениями зрения. Распространенность и симптоматика нарушений письма у младших школьников. Влияние особенностей зрительного восприятия младших школьников на характер нарушений письма.

дипломная работа [835.0 K], добавлена 18.03.2011

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Развитие зрительного восприятия слепых с остаточным зрением, использование его в процессе обучения.

Наглядность - элемент образовательного процесса, виды наглядных пособий и требования к ним.

контрольная работа [38.0 K], добавлена 19.10.2009

Детско-родительские отношения и особенности их формирования в семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Влияние семьи на формирование навыков общения ребенка с нарушением зрения со сверстниками. Исследование детско-родительских отношений.

курсовая работа [54.8 K], добавлена 22.03.2012

Двигательная активность как неотъемлемая часть жизни человека. Методика работы с детьми с нарушением зрения по оптимизации их двигательной активности, с учетом принципа преемственности в их образовании и оздоровлении между дошкольным учреждением и семьей.

аттестационная работа [40.5 K], добавлена 08.05.2010

Лингвистический и психопедагогический аспекты изучения звуковой стороны речи. Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация работы по формированию и исправлению недостатков звукопроизношения у слабовидящих детей.

дипломная работа [592.4 K], добавлена 15.05.2011

Характеристика детей с нарушением зрения, особенности их психического и физического развития. Задачи и средства адаптивного физического воспитания. Экспериментальное обоснование методики лечебной физкультуры, комплекс специальных коррекционных упражнений.

дипломная работа [551.4 K], добавлена 23.08.2010

Составление системы игр для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Психолого-педагогическая характеристика детей с амблиопией. Анализ особенностей зрительного анализатора, сложной нервно-рецепторной системы.

дипломная работа [64.9 K], добавлена 03.05.2012

Предпосылки овладения грамотой дошкольниками с нарушениями зрения. Цель, задачи, методы, организация исследования, характеристика детей экспериментальной группы. Логопедическая работа по формированию неречевых предпосылок овладения грамотой дошкольниками.

дипломная работа [130.0 K], добавлена 12.03.2011

Основные направления работы специальных дошкольных учреждений для детей с дефектами зрения. Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы. Обучающие программы для детей с нарушением зрения.

научная работа [92.1 K], добавлена 08.01.2008

Понятие музыкальных способностей и особенности их развития. Компенсаторные возможности детей с нарушенным зрением. Музыка как средство всестороннего развития ребенка. Опытно-экспериментальное изучение музыкальных способностей детей с нарушенным зрением.

дипломная работа [141.4 K], добавлена 18.02.2011

Мотивационная, интеллектуальная, социально-личностная, нравственно-волевая и специальная подготовка к школьному обучению. Особенности развития познавательных процессов у детей с нарушениями зрения. Оптимизация процесса психологической подготовки к школе.

курсовая работа [466.4 K], добавлена 26.04.2014

Взаимосвязь развития и существования речи и мышления на всех возрастных этапах, их особенности в условиях зрительной депривации. Влияние уровня развития речи и мышления на жизнедеятельность детей с нарушениями зрения. Факторы и средства развития речи.

курсовая работа [46.1 K], добавлена 02.04.2010

Характеристика учебной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Уровни сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Изучение особенностей учебной деятельности детей с проблемами в развитии, описание выборки и ход эксперимента.

курсовая работа [246.6 K], добавлена 12.11.2012

Клиническое описание детей с нарушением зрения. Психологическая характеристика познавательной готовности дошкольников к обучению. Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников.

дипломная работа [80.3 K], добавлена 12.10.2012

Роль зрения в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта. Анализ эффективности использования игровой компьютерной программы Кодинг для развития зрительной работоспособности у детей с нарушениями бинокулярного зрения.

доклад [671.6 K], добавлена 13.09.2012

Исследование взгляда отечественной и зарубежной педагогики и психологии на природу мыслительных операций, подходы к изучению данной проблемы и современные тенденции. Этапы и условия развития мыслительных операций у детей 6–7 лет с нарушениями зрения.

дипломная работа [318.9 K], добавлена 06.01.2014

Другие работы из коллекции:

Курсовая: Нарушения зрения детей

Дисциплина «Педагогика»

Тема курсовой работы: «Особенности работы учителя в школе для детей с

нарушениями зрения»

2004

ВВЕДЕНИЕ

Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Над изучением

зрения, его тончайших механизмов работают сотни исследователей во многих

лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха,

повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять

зрение.

Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия. Поскольку организм

ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском

возрасте зрения должно быть уделено особое внимание.

Дефицит движений современного человека неизбежно пагубно отражается и на

функциональных свойствах зрительного анализатора - наших глазах. С другой

стороны, чрезмерные информационные нагрузки на глаза и мозг приводят к

серьезным нарушениям и заболеваниям. В развитых странах каждый четвертый -

близорукий. Нарастают и возрастные изменения глаза, приводящие к

дальнозоркости. И особенно остро в последнее время этот вопрос встал из-за

пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение. Одна из главных причин

такого роста глазных нарушений состоит в недостаточном внимании со стороны

родителей, врачей и педагогов к вопросам гигиены зрения и освещения.

Выбор темы курсовой работы не случаен. Я работаю в городском «Центре охраны

зрения детей и подростков» и ежедневно сталкиваюсь с сотнями детей с

нарушениями зрения. Мне очень близка эта проблема.

Цель данной курсовой работы - путем систематизации и обобщения

разрозненной информации из разных источников подробно изучить и

проанализировать причины возникновения нарушения зрения у детей.

Задача: определить конкретное действия со стороны педагогов по

предупреждению этих нарушений.

Или доказать, что только при совместном действии врачей, учителей и

родителей, можно сохранить или предотвратить ранние патологии зрения.

I. НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ -

БОЛЬШАЯ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, но

и с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, как

питание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.

Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеет

значение рост и развитие самого органа зрения, наследственная

предрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.

Большое напряжение н.с. и раздражительность также может служить

предрасположенностью к развитию зрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудь фактор, влияющий на

развитие нарушений зрения. Можно только думать о преобладающем значении того

или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как

большую, сложную проблему.

I. 1. Анатомофизиологические особенности

зрительного анализатора

Прежде чем представить как развивается орган зрения по мере роста ребенка и

что нужно делать, чтобы избежать появления у него зрительных расстройств,

необходимо ответить на вопрос: «Благодаря чему мы видим окружающий мир и как

это происходит?»

Функция, именуемая зрением, осуществляется в человеческом организме с помощью

зрительного анализатора.

Зрительный анализатор состоит из глазного яблока, проводящих путей и

зрительной зоны коры головного мозга. Глазное яблоко помещается в глазнице и

имеет не совсем правильную шаровидную форму. Стенки глазного яблока

образованы тремя оболочками. Снаружи оно покрыто белочной оболочкой, или

склерой. Она самая толстая, прочная и обеспечивает глазному яблоку

определенную форму. Эта оболочка непрозрачна и лишь в переднем отделе в

склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около 12 мм - роговица.

Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза - сосудистая. Она обильно

снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащим красящее вещество.

Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей, образует радужную

оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через

роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много -

глаза темно или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые.

У некоторых людей (альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится.

Глаза таких людей имеют красный цвет (просвечивают только кровеносные

сосуды). В центре радужки есть небольшое отверстие - зрачок, который,

суживаясь или расширяясь, пропускает то больше, то меньше света. Радужка

отделяется от собственно сосудистой оболочки ресничным телом. В толще его

находится ресничная мышца, на тонких упругих нитях которой подвешен хрусталик

- крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм. При сокращении или

расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму - кривизну

поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет видеть предметы как близком,

так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе на близком

расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдаль

уплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов,

находящихся на разном расстоянии он него, называется аккомодацией. Она

осуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет ни сосудов, ни нервов, его питание обеспечивается

специальной жидкостью, которую продуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людей до 25 - 35 лет хрусталик эластичен и представляет

собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С

возрастом хрусталик плотнеет.

Роговица, хрусталик и стекловидное тело - оптическая, или преломляющая,

система глаза. Луч света проходит через прозрачные среды, которые изменяют

(преломляют) его направление. Преломляющая сила глаза зависит от состояния

оптической системы у данного человека. Но для получения четкого изображения

важна не только преломляющая сила оптической системы глаза сама по себе, но и

ее способность фокусировать лучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза

- сетчатке.

Сетчатка имеет очень сложное строение. В ней различают 10 слоев клеток.

Особенно важное значение имеют клетки, получившие название колбочек и

палочек. В сетчатой оболочке палочки и колбочки расположены неравномерно.

Палочки (числом около 130 млн.) отвечают за восприятие света, а колбочки (их

около 7 млн.) - за цветовое восприятие.

Самым важным местом сетчатки является так называемая центральная ямка,

расположенная в центре желтого пятна. Это - область наилучшего восприятия

зрительных ощущений. В пределах центральной ямки плотность колбочек достигает

от 113 тысяч до 147 тысяч на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере

удаления от центральной ямки количество палочек достигает наибольшей

плотности (до 170 тысяч на 1 мм).

Колбочки являются клетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они

возбуждаются при солнечном и ярком электрическом свете. Палочки же

обеспечивают сумеречное и ночное зрение. Под влиянием света в колбочках и

палочках происходят определенные физические и химические процессы.

В палочках находится особое вещество, получившее название зрительного пурпура

(родопсин), в колбочках - фотореагент (иодопсин), природа которого не

установлена. В результате воздействия света зрительный пурпур подвергается

изменениям: на свету он распадается, а в темноте восстанавливается при

участии витамина А и других веществ.

Нарушение нормальной деятельности палочек вызывает заболевание, известное под

названием «куриная слепота». Это заболевание заключается в том, что человек

прекрасно видит днем и при ярком электрическом свете; вечером, как только

наступают сумерки, он почти перестает видеть, а наступлением темноты

полностью теряет зрение. Цвет предметов воспринимают только колбочки, поэтому

ночью, когда мы видим только при помощи палочкового аппарата, все предметы

кажутся одинаково серыми. Лучше всего цвета воспринимаются теми участками

сетчатки, где больше всего колбочек (желтое пятно и центральная ямка). У

некоторых людей, обычно мужчин, частично или полностью утеряна способность

восприятия цвета. Нарушение цветового зрения является серьезным препятствием

к овладению такими профессиями, как машинист, летчик, шофер и т.д. при

которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв,

выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоит примерно из 1 млн волокон. В центральной части

зрительного нерва проходят сосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и

колбочки отсутствуют, вследствие чего свет этим участком сетчатки не

воспринимается. Это место называют слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Таким образом, глаз человека устроен очень сложно, каждая его часть имеет

определенное значение. Следовательно, орган зрения нуждается в защите от

повреждений, более того, в определенных условиях для нормального развития и

работы.

Защитными приспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки

закрываются рефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а

роговицу и склеру - от каких-либо вредных воздействий. При моргании

происходит равномерное распределение слезной жидкости по всей поверхности

глаза, благодаря чему глаз предохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатывается специальными слезными железами. Она содержит

97,8 % воды, 1,4 % органических веществ и 0,8 % солей. Слезы увлажняют

роговицу и способствуют сохранению ее прозрачности.

В слезной жидкости содержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому

слезная жидкость играет особо важную защитную роль. Слезная жидкость через

слезные канальцы, отверстия которых расположены во внутренних углах глаз,

попадает в так называемый слезный мешок, а уже отсюда - в носовую полость.

Когда слезная железа производит избыточное количество жидкости (а это бывает,

когда человек плачет), то она не успевает уходить в слезные канальцы и

стекает через край нижнего века.

Глаз - самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает

постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз

(микродвижения) играют значительную роль в зрительном восприятии. Без них

невозможно было бы различать предметы. Кроме того, глаз совершает заметные

движения (макродвижения) - повороты, перевод взора с одного предмета на

другой, слежение за движущимся предметом (например, на экране телевизора,

дисплея и т.д.), сведение глаз к носу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза, повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают

глазодвигательные мышцы, расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы

крепятся к передней части склеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из

них поворачивает глаз в свою сторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя,

прикрепляются к задней части склеры. Содружественное действие

глазодвигательных мышц обеспечивает одновременный поворот глаз в ту или иную

сторону. При повреждении мышц глаза у человека ограничивается поле зрения,

поскольку утрачивается способность поворачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человека представляет собой сложную оптическую систему, которая

состоит из роговицы, хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза

(прохождение луча света через прозрачные среды и изменение его направления)

зависит от состояния оптической системы глаза у данного человека.

I. 2. Формирование зрения у детей

Зрение у детей формируется по мере их роста и имеет свои особенности. Наиболее

интенсивно этот процесс происходит от 1-го до 5-го года жизни. Рост глазного

яблока продолжается до 14-15 лет. К этому времени длина оси глаза становится в

Однако, от 3-х до 7-ми лет причиной понижения зрения у детей бывает

II. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного

анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент,

когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся

размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и

т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора и

пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это спазм

аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

II. 1. Спазм аккомодации

Большинство офтальмологов называют спазмом аккомодации чрезмерное напряжение

мышцы, которое не проходит, даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм)

сопровождается напряжением зрения вдаль, зрительным утомлением при работе на

близком расстоянии. Такой спазм дает стойкое усиление преломляющей

способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазма аккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский его

сотрудники полагают, что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий

школьник. По данным Р.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается

в 35, 2 %, при средней (3,0D - 6,0D) - в 28,4 %.

Профилактика спазма аккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого

Как правило, это приобретенное заболевание, когда в период интенсивной

длительной нагрузки (чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере)

из-за нарушения кровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке,

приводящие к его растяжению.

Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении

зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в

глазах при работе на близком расстоянии.

II. 5. Косоглазие

Косоглазие - положение глаз, при котором зрительная линия одного глаза

направлена на рассматриваемый предмет, а другого - отклонена в сторону.

Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску -

расходящимся, вверх или вниз - вертикальным.

Развивается косоглазие вследствие нарушения согласованной работы мышц глаза.

При этом работает только один здоровый глаза, косящий же глаз практически

бездействует, что постепенно ведет к стойкому понижению зрения.

III. БЛИЗОРУКОСТЬ У ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зрения у школьников занимает

близорукость.

Степень участия зрительного анализатора в процессе школьных занятий очень

велика. А в школе дети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную,

достаточно длительную, с годами увеличивающуюся работу, непосредственно

связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьном возрасте особое значение приобретает гигиена зрения у

детей, задача которой является обеспечить все условия для оптимального

состояния функций глаза. Между тем, к сожалению, именно в школьном возрасте у

детей появляются зрительные расстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьников является предметом широких и всесторонних исследований. При

этом все исследователи обнаруживают общую закономерность - увеличение числа

учащихся с близорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличивается не только процент близорукости учащихся, но и

степень близорукости. Это имеет особое значение при рассмотрении всей

проблемы в целом, особенно с профилактических позиций.

III. 1. Течение и симптомы

В офтальмологии принято все случаи близорукости делить по их степени на 3

группы: слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D и

высокую (сильную) - от 6,0D и выше.

Ориентировочно можно считать, что на долю миопии слабой, средней и высокой

степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.

Такое деление близорукости, естественно, основывается не только на оптических

признаках, а определять именно функциональной пригодностью рефракции глаза в

разной ее степени.

Наблюдения показывают, что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопии

слабой и средней степени.

Первым признаком миопии является понижение зрения, которое коррегируется до

нормального уровня отрицательными линзами. На начальном этапе развития

близорукости видимых изменений на глазном дне, как правило, не бывает, если

не считать конусов около диска зрительного нерва, которое встречается у 3-8 %

близоруких. Исключением являются случаи врожденной наследственной миопии,

когда возникают более или менее выраженные нарушения, обычно характерных для

высоких степеней близорукости.

Чаще всего формируется миопия, которая остается на всю жизнь. Однако, в

некоторых случаях глазное яблоко продолжает удлиняться, соответственно

увеличивается и степень миопии. Дальнейшая точка ясного видения все больше

приближается к глазу, область и объем аккомодации сокращаются, слабость

Прогноз

Если миопия протекает без осложнений и, достигнув небольших степеней, стойко

стабилизируется, то прогноз в отношении зрения, которое хорошо коррегируется

очками, вполне благоприятный. При близорукости высокой степени

коррегированная острота зрения часто остается пониженной. Визуальный прогноз

ухудшается при быстром прогрессировании миопии и появлении дегенеративных

изменений в сетчатке. Он становится особенно неблагоприятным, если они

развиваются в области желтого пятна.

III. 2. Причины и механизмы развития близорукости

Вопрос о причинах развития близорукости, считают профессора Данилевский А.Ч.

и Пильман Н.И. прошел за последние полтора столетия ряд этапов, из которых

можно выделить четыре основных:

1. До 70-80- х годов XIX века было известно, что во многих случаях

близорукость, главным образом высокая, прогрессивная имеет наследственный

характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, а также по

восходящей и нисходящей линии у родителей и потомков.

2. С 70-80- х годов прошлого столетия и на протяжении последующих 3-4

десятилетий, когда в процессе массовых обследований школ выяснилось, что

близорукость возникает в первые годы обучения в школе и активно прогрессирует

с возрастом ребенка, известные ранее передние факты семейно-наследственного

происхождения близорукости отошли в тень. На первый план в качестве основных

Курсовая работа нарушение зрения

причин близорукости были выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и,

прежде всего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в особенности

при зрении на близком расстоянии.

3. Важным знаком в поисках причин близорукости явилась созданная в 1913

году швейцарским офтальмологом Штейгером наследственно-биологическая теория

4. Современные теории происхождения близорукости признают влияние как

внутренних факторов наследственности, так и внешней среды.

В настоящее время при оценке рефракции глаз правильно учитывается роль как

внешних, так и наследственных факторов, и развитие близорукости подавляющим

большинством офтальмологов рассматривается как процесс, протекающий под

влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих к ней наследственную

предрасположенность.

Только так можно понять, почему в школе, где все находятся в одинаковых

условиях обучения, близорукость развивается далеко не у всех. Ряд других

факторов из клиники близорукости и особенностей ее течения также объясняется

только с упомянутых выше позиций.

III. 3. Факторы, стимулирующие возникновение близорукости у школьников

Развитие близорукости у школьников определяется переплетением множества самых

разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется

в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2 %. Это

указывает на связь близорукости с природно-географическими условиями.

Можно считать установленными 2 факта. Распространение миопии увеличивается по

мере продвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями

Климатические условия Мурманска отличаются особой неравномерностью инсоляции

(смена полярной ночи полярным днем), сочетающейся с большой интенсивностью

солнечного света.

Синергичность местных неблагоприятных условий оказывает большое влияние на

зрение, обусловливает зрительные нарушения. В первую очередь - это

неудовлетворительный световой режим. С другой стороны, длительное отсутствие

естественного света приводит к необходимости постоянно, в течение дня, а

следовательно, во время занятий в школе и дома пользоваться искусственным

освещением, с другой - большая яркость света в период белых ночей и полярного

дня. Большая неравномерность световых условий в период полярного дня и

полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, от естественного

освещения к искусственному, связаны с частой переадаптацией глаза. Все это

может оказать непосредственно неблагоприятное влияние на зрение.

К основным факторам, стимулирующим миопию у школьников, считается:

· Недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном

освещении). Неизменный вред приносит недостаточная освещенность рабочего

места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

· Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий.

Очень важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели соответствовали росту

детей.

· Неправильная посадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и

писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном

положении способствует развитию ослаблению зрения.

IV. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В Мурманске действует одна школа (№ 58) для детей с нарушениями зрения. В ней

существуют группы профилактики глазной патологии нового образца. Для

гармоничного воспитания и обучения детей в этих группах разработаны

специальные методы профилактики нарушения зрения, которые должны учитывать и

общее состояние здоровья школьника, и уровень умственного и физического

развития, и степень риска по близорукости, и возрастную, и наследственную

отягощенность.

Все работы с детьми осуществляются по принципу играя - лечимся. Все лечебные

мероприятия в классах профилактики глазной патологии должны быть не

насильственными, не навязчивыми, непродолжительными, занимательными и

игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Каждый учитель, школьный медицинский работник и родители должны знать и

неукоснительно выполнять все рекомендации врачей-офтальмологов по отношению к

детям групп глазной профилактики по нарушению зрения.

Основным принципом учебного процесса в классах с нарушениями зрения являются

некоторые ограничения зрительной нагрузки, увеличение нагрузки на слуховой

анализатор в сочетании с большей физической активностью.

Для детей группы профилактики создаются небольшие классы по количеству детей,

чтобы можно было разместить всех детей на удобном, хорошо освещаемом месте.

Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетом ряда признаков (пол,

рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемая близорукостью). Для

учителя в списке «групп профилактики» указываются данные о состоянии глаз,

нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться (только для работы,

вблизи, постоянно, для дали).

IV. 1. Задачи учителя в классах профилактики

зрительной патологии

Одновременно перед учителем ставятся задачи:

1. Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в

6. Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные

соревнования, поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без прыжков с

Контроль за выполнением учителями рекомендаций врача-офтальмолога возлагается

на медсестру школы и врача-офтальмолога в школе. Для четкости выполнения

учителями и медицинскими работниками школы, офтальмологу детской поликлиники

рекомендуется не реже 1 раза в месяц, или в 2 месяца посещать группы

профилактики.

У каждого ребенка, внесенного в список «группы профилактики» должны быть

зафиксированы: острота зрения, рефракция, аккомодация, сопутствующие

заболевания, наследственная отягощенность близорукости, увлечение чтением,

занятия музыкой, иностранными языками, вышиванием и т.п.), а также занятия

физкультурой и спортом; время, затрачиваемое на просмотр телепередач,

пребывание на свежем воздухе, занятия в группах продленного дня.

В конце каждой учебной четверти, года офтальмологи вместе с педагогами на

родительских собраниях должны подводить итоги борьбы с нарушениями зрения,

подчеркивать положительные результаты, указывая одновременно и на

отрицательные моменты с конкретными предложениями по их устранению.

IV. 2. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных

расстройств в классах обычной школы

Учитывая тот факт, что специализированных детских садов и школ для детей с

нарушениями зрения недостаточно, а дети с нарушениями зрения есть в каждом

классе любой школы Мурманска, необходимо объединить усилия врачей, учителей,

медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных

расстройств и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах -

построение учебного дня в школе, организации уроков и перемен, организация

занятий и отдыха во внешкольное время - имеют прямое отношение к работе

учителя.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем

возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно

короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста

отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения. Эти

раздражители впервые систематически вошли впервые систематически вошли в

жизнь детей и представляют для них определенные трудности.

Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступившим к занятиям,

четыре урока ежедневно- непосильная нагрузка, в том числе и для органа

зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно.

Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это

должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.

Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К. Александровой показали, что

учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий к концу третьего, а особенно

4-го урока наблюдалось значительное понижение остроты зрения, устойчивости

ясного видения, скорости зрительно-моторных реакций, общей работоспособности.

Таким образом, количество уроков и их чередование по трудности и степени

зрительного напряжения заметно уменьшает зрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся по сменам. Учебные занятия в

2 смены еще имеют место в наших школах. С позиции гигиены детского зрения все

учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только в первую смену. Первая смена

позволяет значительно легче организовать правильный режим дня, что

обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается больше времени для

отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых же

улучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и в

более благоприятных условиях освещения.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительные функции резко снижаются в

условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного

анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк

(люкс-единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования,

предъявляются к освещению, включают достаточность и равномерность освещения,

отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни

избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит

глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно

пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как

домашние уроки выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и

вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте

необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла

поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается

особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические

условия освещения рабочих мест в школе и дома. Стены в классах и поверхности

столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и

протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света,

например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом

ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может

быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую

четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом

расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в

домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по

приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков

понижение зрительных функций. Тогда как 1 - 1

часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление

учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как

Однако, как показывают наблюдения, многие родители пренебрегают этими

рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятий в кружках,

танцами, музыкой и т.д. что ведет к чрезмерной перегрузке всего организма, в

том числе и зрительного анализатора.

ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА

Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста

являются просмотры телевизионных передач. Однако, при всем их культурном

значении, они должны быть регламентированы с позиции гигиены, так как

являются дополнительной нагрузкой для у.н.с. и конечно для глаз школьников.

Поэтому, составляя режим дня, очень важно стремится к созданию оптимальных

условий, с тем, чтобы телевизионные передачи не увеличивали накопившееся за

день утомление, а наряду с пользой максимально способствовали отдыху детей.

Все рекомендации по просмотру телевизионных передач д. н. давать врач -

офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во

время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее

Реферат: Нарушения зрения детей

Дисциплина«Педагогика»

Темакурсовой работы: «Особенности работы учителя в школе для детей с нарушениямизрения»

2004

ВВЕДЕНИЕ

Зрение принадлежит к числуинтереснейших явлений природы. Над изучением зрения, его тончайших механизмовработают сотни исследователей во многих лабораториях мира.

Зрение дает людям 90 % информации,воспринимаемой из внешнего мира.

Хорошее зрение необходимо человекудля любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый долженпонимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

Потеря зрения, особенно вдетском возрасте — это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчивко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте зрения должно бытьуделено особое внимание.

Дефицит движенийсовременного человека неизбежно пагубно отражается и на функциональныхсвойствах зрительного анализатора — наших глазах.  С другой стороны, чрезмерныеинформационные нагрузки на глаза и мозг приводят к серьезным нарушениям изаболеваниям. В развитых странах каждый четвертый — близорукий. Нарастают ивозрастные изменения глаза, приводящие к дальнозоркости. И особенно остро впоследнее время этот вопрос встал из-за пагубного влияния дисплеев икомпьютеров на зрение. Одна из главных причин такого роста глазных нарушенийсостоит в недостаточном внимании со стороны родителей, врачей и педагогов квопросам гигиены зрения и освещения.

Выбор темы курсовойработы не случаен. Я работаю в городском «Центре охраны зрения детей иподростков» и ежедневно сталкиваюсь с сотнями детей с нарушениями зрения. Мнеочень близка эта проблема.

Цель данной курсовой работы — путемсистематизации и обобщения разрозненной информации из разных источниковподробно изучить и проанализировать причины возникновения нарушения зрения удетей.

Задача: определить конкретное действия состороны педагогов по предупреждению этих нарушений.

Или доказать, что толькопри совместном действии врачей, учителей и родителей, можно сохранить илипредотвратить ранние патологии зрения.

I.  НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ -

БОЛЬШАЯСОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Зрительные расстройства связаны не только с условиями зрительной работы, нои с другими широкими социальными и бытовыми условиями. Это такие факторы, какпитание, в частности витаминная недостаточность, природные условия, климат.Установлена связь между нарушениями зрения и состоянием здоровья. Имеетзначение рост и развитие самого органа зрения, наследственнаяпредрасположенность и др. Немаловажную роль играет и состояние нервной системы.Большое напряжение н.с. ираздражительность также может служить предрасположенностью к развитиюзрительных расстройств.

Другими словами, нельзя выделить один какой-нибудьфактор, влияющий на развитие нарушений зрения. Можно только думать опреобладающем значении того или иного фактора в конкретных условиях.

Исходя из этогоположения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложнуюпроблему.

I.         1.Анатомофизиологические особенности

зрительногоанализатора

Прежде чем представить как развивается орган зренияпо мере роста ребенка и что нужно делать, чтобы избежать появления у негозрительных расстройств, необходимо ответить на вопрос: «Благодаря чему мы видимокружающий мир и как это происходит?»

Функция, именуемаязрением, осуществляется в человеческом организме с помощью зрительногоанализатора.

Зрительный анализаторсостоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной зоны коры головногомозга. Глазное яблоко помещается в глазнице и имеет не совсем правильнуюшаровидную форму. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками. Снаружионо покрыто белочной оболочкой, или склерой. Она самая толстая, прочная иобеспечивает глазному яблоку определенную форму. Эта оболочка непрозрачна илишь в переднем отделе в склеру как бы врезано крошечное окошко диаметром около12 мм — роговица. Изнутри к склере прилегает вторая оболочка глаза — сосудистая. Она обильно снабжена кровеносными сосудами и пигментом, содержащимкрасящее вещество. Часть сосудистой оболочки, находящейся за роговицей,образует радужную оболочку, или радужку. Радужная оболочка окрашена ипросвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента.Когда его много — глаза темно или светло-карие, а когда мало — серые,зеленоватые или голубые.

У некоторых людей(альбиносы) в радужной оболочке пигмент не содержится. Глаза таких людей имеюткрасный цвет (просвечивают только кровеносные сосуды). В центре радужки естьнебольшое отверстие — зрачок, который, суживаясь или расширяясь, пропускает тобольше, то меньше света. Радужка отделяется от собственно сосудистой оболочкиресничным телом. В толще его находится ресничная мышца, на тонких упругих нитяхкоторой подвешен хрусталик — крошечная двояковыпуклая линза диаметром 10 мм.При сокращении или расслаблении ресничной мышцы хрусталик меняет свою форму — кривизну поверхностей. Это свойство хрусталика позволяет видеть предметы какблизком, так и на далеком расстоянии. При чтении или любой другой работе наблизком расстоянии хрусталик становится более выпуклым, а при взгляде вдальуплощается. Свойство глаз приспосабливаться к рассматриванию предметов,находящихся на разном расстоянии он него, называется аккомодацией. Онаосуществляется за счет цилиарной (ресничной) мышцы.

Хрусталик не имеет нисосудов, ни нервов, его питание обеспечивается специальной жидкостью, которуюпродуцирует ресничное тело.

У детей и молодых людейдо 25 — 35 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массуполужидкой консистенции, заключенную в капсулу. С возрастом хрусталик плотнеет.

Вся внутренняя полостьглаза заполнена прозрачной желеобразной массой — стекловидным телом. Припомутнении стекловидного тела зрение резко ухудшается.

Роговица, хрусталик истекловидное тело — оптическая, или преломляющая, система глаза. Луч светапроходит через прозрачные среды, которые изменяют (преломляют) его направление.Преломляющая сила глаза зависит от состояния оптической системы у данногочеловека. Но для получения четкого изображения важна не только преломляющаясила оптической системы глаза сама по себе, но и ее способность фокусироватьлучи на третьей, самой внутренней оболочке глаза — сетчатке.

Сетчатка имеет оченьсложное строение. В ней различают 10 слоев клеток. Особенно важное значениеимеют клетки, получившие название колбочек и палочек. В сетчатой оболочкепалочки и колбочки расположены неравномерно. Палочки (числом около 130 млн.)отвечают за восприятие света, а колбочки (их около 7 млн.) — за цветовоевосприятие.

Самым важным местомсетчатки является так называемая центральная ямка, расположенная в центрежелтого пятна. Это — область наилучшего восприятия зрительных ощущений. Впределах центральной ямки плотность колбочек достигает от 113 тысяч до 147тысяч на 1 мм, а палочки полностью отсутствуют. По мере удаления от центральнойямки количество палочек достигает наибольшей плотности (до 170 тысяч на 1 мм).

Колбочки являютсяклетками, обеспечивающими дневное и цветное зрение. Они возбуждаются присолнечном и ярком электрическом свете. Палочки же обеспечивают сумеречное иночное зрение. Под влиянием света в колбочках и палочках происходятопределенные физические и химические процессы.

В палочках находитсяособое вещество, получившее название зрительного пурпура (родопсин), вколбочках — фотореагент (иодопсин), природа которого не установлена. Врезультате воздействия света зрительный пурпур подвергается изменениям: насвету он распадается, а в темноте восстанавливается при участии витамина А идругих веществ.

Нарушение нормальнойдеятельности палочек вызывает заболевание, известное под названием «куринаяслепота». Это заболевание заключается в том, что человек прекрасно видит днеми при ярком электрическом свете; вечером, как только наступают сумерки, онпочти перестает видеть, а наступлением темноты полностью теряет зрение. Цветпредметов воспринимают только колбочки, поэтому ночью, когда мы видим толькопри помощи палочкового аппарата, все предметы кажутся одинаково серыми. Лучшевсего цвета воспринимаются теми участками сетчатки, где больше всего колбочек(желтое пятно и центральная ямка). У некоторых людей, обычно мужчин, частичноили полностью утеряна способность восприятия цвета. Нарушение цветового зренияявляется серьезным препятствием к овладению такими профессиями, как машинист,летчик, шофер и т.д. при которых цветоощущение имеет первостепенное значение.

От палочек и колбочекотходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазногояблока и направляющийся в головной мозг.

Зрительный нерв состоитпримерно из 1 млн волокон. В центральной части зрительного нерва проходятсосуды. В месте выхода зрительного нерва палочки и колбочки отсутствуют,вследствие чего свет этим участком сетчатки не воспринимается. Это местоназывают слепым пятном в отличие от желтого пятна.

Таким образом, глазчеловека устроен очень сложно, каждая его часть имеет определенное значение.Следовательно, орган зрения нуждается в защите от повреждений, более того, вопределенных условиях для нормального развития и работы.

Защитнымиприспособлениями глаза являются веки и слезная жидкость. Веки закрываютсярефлекторно. При этом они изолируют сетчатку от действия света, а роговицу исклеру — от каких-либо вредных воздействий. При моргании происходит равномерноераспределение слезной жидкости по всей поверхности глаза, благодаря чему глазпредохраняется от высыхания.

Слезная жидкость вырабатываетсяспециальными слезными железами. Она содержит 97,8 % воды, 1,4 % органическихвеществ и 0,8 % солей. Слезы увлажняют роговицу и способствуют сохранению еепрозрачности.

В слезной жидкостисодержатся вещества, убивающие микробы. Благодаря этому слезная жидкость играетособо важную защитную роль. Слезная жидкость через слезные канальцы, отверстиякоторых расположены во внутренних углах глаз, попадает в так называемый слезныймешок, а уже отсюда — в носовую полость.

Когда слезная железапроизводит избыточное количество жидкости (а это бывает, когда человек плачет),то она не успевает уходить в слезные канальцы и стекает через край нижнеговека.

Глаз — самый подвижный извсех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже всостоянии кажущегося покоя. Мелкие движения глаз (микродвижения) играютзначительную роль в зрительном восприятии. Без них невозможно было бы различатьпредметы. Кроме того, глаз совершает заметные движения (макродвижения) — повороты, перевод взора с одного предмета на другой, слежение за движущимсяпредметом (например, на экране телевизора, дисплея и т.д.), сведение глаз кносу, когда предмет приближается к лицу.

Различные движения глаза,повороты в стороны, вверх, вниз обеспечивают глазодвигательные мышцы,расположенные в глазнице. Всего их 6, 4 прямые мышцы крепятся к передней частисклеры (сверху, снизу, справа, слева) и каждая из них поворачивает глаз в своюсторону. А две косые мышцы, верхняя и нижняя, прикрепляются к задней частисклеры. Содружественное действие глазодвигательных мышц обеспечиваетодновременный поворот глаз в ту или иную сторону. При повреждении мышц глаза учеловека ограничивается поле зрения, поскольку утрачивается способностьповорачивать глаза в ту или иную сторону.

Итак, глаз человекапредставляет собой сложную оптическую систему, которая состоит из роговицы,хрусталика и стекловидного тела. Преломляющая сила глаза (прохождение лучасвета через прозрачные среды и изменение его направления) зависит от состоянияоптической системы глаза у данного человека.

I.         2. Формированиезрения у детей

Зрение у детей формируется по мере ихроста и имеет свои особенности. Наиболее интенсивно этот процесс происходит от1-го до 5-го года жизни. Рост глазного яблока продолжается до 14-15 лет. К этомувремени длина оси глаза становится в среднем 24 мм. Соответственно с этимменяется и преломляющая сила глаза, что сказывается на способности глаза видетьпредметы четко — остроте зрения. Острота зрения равняется 1.0 D (диоптрии), формируется у детей несразу, а зависит от возраста. Так, при рождении большинство детей склонны кдальнозоркости, и только с 6-ти лет увеличивается число детей с нормальнымзрением.

Однако, от 3-х до 7-ми лет причинойпонижения зрения у детей бывает близорукость. Кроме того, в 2х-3х летнемвозрасте наиболее активно формируется работа обоих глаз, поэтому именно в этомвозрасте может возникнуть косоглазие.

II.        ОСНОВНЫЕ ФОРМЫНАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Окружающий нас мир виденчетко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично ибез помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнуткраски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляютсяискажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. — это, значит, произошлонарушение работы зрительного анализатора и пришла болезнь.

Наиболее распространенныеформы нарушения зрения у детей — это спазм аккомодации, близорукость,дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

II.        1. Спазмаккомодации

Большинство офтальмологовназывают спазмом аккомодации чрезмерное напряжение мышцы, которое не проходит,даже когда глаз в нем не нуждается. Он (спазм) сопровождается напряжениемзрения вдаль, зрительным утомлением при работе на близком расстоянии. Такойспазм дает стойкое усиление преломляющей способности глаза в ущерб зрению.

Частота спазмааккомодации значительна. Профессор А.И. Данилевский его сотрудники полагают,что подобным нарушением страдает каждый шестой близорукий школьник. По даннымР.С. Зильбермана, при слабой близорукости спазм встречается в 35, 2 %, присредней (3,0D — 6,0D) — в 28,4 %.

Школьник, у которогоразвивается стойкое напряжение цилиарной мышцы,становится раздражительным, быстро устает, снижает свою успеваемость, жалуетсяна головные боли. Продолжительность спазма колеблется от нескольких месяцев донескольких лет, в зависимости от общего состояния ребенка, режима его жизни изанятий, своевременности диагностики и правильно назначенного лечения глаз.

Профилактика спазмааккомодации, имеющая большое значение ввиду частоты этого поражения, еготяжести и длительности, должна осуществляться родителями, педагогами иофтальмологами.

II.2. Близорукость

Как правило, этоприобретенное заболевание, когда в период интенсивной длительной нагрузки(чтение, письмо, просмотр телепередач, игр на компьютере) из-за нарушениякровоснабжения происходят изменения в глазном яблоке, приводящие к егорастяжению.

В результате такогорастяжения ухудшается зрение вдаль, которое улучшается при прищуривании илинадавливании на глазное яблоко.

II.3. Дальнозоркость

В отличие от близорукости, это не приобретенное, аврожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока.

Первые признаки появлениядальнозоркости — ухудшение остроты зрения вблизи, стремление отодвинуть текстот себя. В более выраженных и поздних стадиях — понижение зрения вдаль, быстраяутомляемость глаз, покраснение и боли, связанные со зрительной работой.

II.4. Астигматизм

Это особый вид оптического строения глаза. Явлениеэтого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего,неправильностью кривизны роговицы.

Астигматизм выражается впонижении зрения как вдаль, так и вблизи, снижении зрительнойработоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах приработе на близком расстоянии.

II.5. Косоглазие

Косоглазие — положение глаз, при котором зрительнаялиния одного глаза направлена на рассматриваемый предмет, а другого — отклоненав сторону. Отклонение в сторону носа называется сходящимся косоглазием, к виску- расходящимся, вверх или вниз — вертикальным.

Развивается косоглазиевследствие нарушения согласованной работы мышц глаза. При этом работает толькоодин здоровый глаза, косящий же глаз практически бездействует, что постепенноведет к стойкому понижению зрения.

III.      БЛИЗОРУКОСТЬ УШКОЛЬНИКОВ

Наиболее ужасающих размеров среди нарушений зренияу школьников занимает близорукость.

Степень участиязрительного анализатора в процессе школьных занятий очень велика. А в школедети впервые в жизни начинают выполнять ежедневную, достаточно длительную, сгодами увеличивающуюся работу, непосредственно связанную с напряжением зрения.

Поэтому в школьномвозрасте особое значение приобретает гигиена зрения у детей, задача которойявляется обеспечить все условия для оптимального состояния функций глаза. Междутем, к сожалению, именно в школьном возрасте у детей появляются зрительныерасстройства и в первую очередь, близорукость.

Зрение школьниковявляется предметом широких и всесторонних исследований. При этом всеисследователи обнаруживают общую закономерность — увеличение числа учащихся сблизорукостью от младших классов к старшим.

С возрастом увеличиваетсяне только процент близорукости учащихся, но и степень близорукости. Это имеетособое значение при рассмотрении всей проблемы в целом, особенно спрофилактических позиций.

III. 1. Течение и симптомы

В офтальмологии принятовсе случаи близорукости делить по их степени на 3 группы: слабую до 3,0D (диоптрий), среднюю до 6,0D и высокую (сильную) — от 6,0D и выше.

Ориентировочно можносчитать, что на долю миопии слабой, средней ивысокой степени приходится 82 %, 12 % и 6 % соответственно.

Такое делениеблизорукости, естественно, основывается не только на оптических признаках, аопределять именно функциональной пригодностью рефракции глаза в разной еестепени.

Наблюдения показывают,что в школьном возрасте чаще наблюдаются случаи миопиислабой и средней степени.

Первым признаком миопииявляется понижение зрения, которое коррегируется до нормального уровняотрицательными линзами. На начальном этапе развития близорукости видимыхизменений на глазном дне, как правило, не бывает, если не считать конусов околодиска зрительного нерва, которое встречается у 3-8 % близоруких. Исключениемявляются случаи врожденной наследственной миопии, когда возникают более илименее выраженные нарушения, обычно характерных для высоких степенейблизорукости.

Чаще всего формируетсямиопия, которая остается на всю жизнь. Однако, в некоторых случаях глазноеяблоко продолжает удлиняться, соответственно увеличивается и степень миопии.Дальнейшая точка ясного видения все больше приближается к глазу, область иобъем аккомодации сокращаются, слабость цилиарной мышцы ухудшается.Прогрессирование близорукости может привести к серьезным изменениям в глазу изначительной потере зрения, которое под влиянием очков улучшается лишь в нет. мере или не улучшается совсем. Эти изменениянаблюдаются в основном в заднем отделе глаза, который подвергается растяжению,и прежде всего, затрагивают область диска зрительного нерва.

При очень высокой степенимиопии происходят дегенеративные изменения сетчатки, которые могут привести кодному из самых серьезных осложнений миопии — отслойке сетчатки.

Прогноз

Если миопия протекает без осложнений и, достигнувнебольших степеней, стойко стабилизируется, то прогноз в отношении зрения,которое хорошо коррегируется очками, вполне благоприятный. При близорукостивысокой степени коррегированная острота зрения часто остается пониженной.Визуальный прогноз ухудшается при быстром прогрессировании миопии и появлениидегенеративных изменений в сетчатке. Он становится особенно неблагоприятным,если они развиваются в области желтого пятна.

III. 2. Причины и механизмы развитияблизорукости

Вопрос о причинахразвития близорукости, считают профессора Данилевский А.Ч. и Пильман Н.И.,прошел за последние полтора столетия ряд этапов, из которых можно выделитьчетыре основных:

1.   До 70-80- х годов XIX века было известно, что во многихслучаях близорукость, главным образом высокая, прогрессивная имеетнаследственный характер и наблюдается у ряда членов одной и той же семьи, атакже по восходящей и нисходящей линии у родителей и потомков.

2.   С 70-80- х годов прошлого столетия ина протяжении последующих 3-4 десятилетий, когда в процессе массовых обследованийшкол выяснилось, что близорукость возникает в первые годы обучения в школе иактивно прогрессирует с возрастом ребенка, известные ранее передние факты семейно-наследственного происхожденияблизорукости отошли в тень. На первый план в качестве основных причинблизорукости были выдвинуты неблагоприятные условия внешней среды и, преждевсего, фактор усиленной зрительной нагрузки на глаза, в особенности при зрениина близком расстоянии.

3.   Важным знаком в поисках причинблизорукости явилась созданная в 1913 году швейцарским офтальмологом Штейгеромнаследственно-биологическая теория происхождения сферических рефракций — эмметронии, дальнозоркости и близорукости, нанесколько десятилетий определившая направление исследование в этой области.

4.   Современные теории происхожденияблизорукости признают влияние как внутренних факторов наследственности, так ивнешней среды.

В настоящее время при оценке рефракции глазправильно учитывается роль как внешних, так и наследственных факторов, иразвитие близорукости подавляющим большинством офтальмологов рассматриваетсякак процесс, протекающий под влиянием факторов внешней среды у лиц, имеющих кней наследственную предрасположенность.

Только так можно понять,почему в школе, где все находятся в одинаковых условиях обучения, близорукостьразвивается далеко не у всех. Ряд других факторов из клиники близорукости иособенностей ее течения также объясняется только с упомянутых выше позиций.

III. 3. Факторы, стимулирующиевозникновение близорукости у школьников

Развитие близорукости у школьников определяетсяпереплетением множества самых разных условий и отдельных факторов.

По обобщенным данным,близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 — 13,8 %,а среди выпускников школ -  3,5 — 32,2 %. Это указывает на связь близорукости сприродно-географическими условиями.

Можно считатьустановленными 2 факта. Распространение миопии увеличивается по мерепродвижения с юга на север. Это связано, видимо, с особенностями световогорежима и питания.

В городских школахблизорукость, как правило, встречается чаще, чем в сельских. Очевидно здесьиграет роль меньшая зрительная нагрузка учащихся сельских школ. Помимо того,сельские школьники больше бывают на свежем воздухе и занимаются физическимтрудом, что способствует закаливанию организма и повышению его сопротивляемостик неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Климатические условияМурманска отличаются особой неравномерностью инсоляции (смена полярной ночиполярным днем), сочетающейся с большой интенсивностью солнечного света.

Синергичность местных неблагоприятных условийоказывает большое влияние на зрение, обусловливает зрительные нарушения. Впервую очередь — это неудовлетворительный световой режим. С другой стороны,длительное отсутствие естественного света приводит к необходимости постоянно, втечение дня, а следовательно, во время занятий в школе и дома пользоватьсяискусственным освещением, с другой — большая яркость света в период белых ночейи полярного дня. Большая неравномерность световых условий в период полярногодня и полярной ночи, переход от условий полной темноты к сумеркам, отестественного освещения к искусственному, связаны с частой переадаптациейглаза. Все это может оказать непосредственно неблагоприятное влияние на зрение.

К основным факторам,стимулирующим миопию у школьников, считается:

·    Недостаточноеосвещение рабочего места (особенно при искусственном освещении). Неизменныйвред приносит недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях вовремя приготовления уроков и чтения.

·    Неприспособленнаяили плохо приспособленная мебель для занятий. Очень важно, чтобы в домашнейобстановке размеры мебели соответствовали росту детей.

·    Неправильнаяпосадка за рабочим столом. Вредная привычка читать и писать, сильно склонивголову, сгорбившись, с наклоном в сторону, в неудобном положении способствуетразвитию ослаблению зрения.

IV. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

В КЛАССАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИЗРЕНИЯ

В Мурманске действует одна школа (№ 58) для детей снарушениями зрения. В ней существуют группы профилактики глазной патологиинового образца. Для гармоничного воспитания и обучения детей в этих группахразработаны специальные методы профилактики нарушения зрения, которые должныучитывать и общее состояние здоровья школьника, и уровень умственного ифизического развития, и степень риска по близорукости, и возрастную, инаследственную отягощенность.

Все работы с детьми осуществляются по принципуиграя — лечимся. Все лечебные мероприятия в классах профилактики глазнойпатологии должны быть не насильственными, не навязчивыми, непродолжительными,занимательными и игровыми с учетом психо-эмоционального состояния ребенка.

Каждый учитель, школьный медицинский работник иродители должны знать и неукоснительно выполнять все рекомендации врачей-офтальмологовпо отношению к детям групп глазной профилактики по нарушению зрения.

Основным принципом учебного процесса в классах снарушениями зрения являются некоторые ограничения зрительной нагрузки,увеличение нагрузки на слуховой анализатор в сочетании с большей физическойактивностью.

Для детей группы профилактики создаются небольшиеклассы по количеству детей, чтобы можно было разместить всех детей на удобном,хорошо освещаемом месте. Порядок рассаживания определяет офтальмолог с учетомряда признаков (пол, рост, отягощенная наследственность по зрению, именуемаяблизорукостью). Для учителя в списке «групп профилактики» указываются данные осостоянии глаз, нужно ли пользоваться очками и как ими пользоваться (только дляработы, вблизи, постоянно, для дали).

IV. 1. Задачи учителя в классах профилактики

зрительнойпатологии

Одновременно перед учителем ставятся задачи:

1.           Учебно-физкультурные оздоровительные мероприятия в классах среди групппрофилактики проводятся по принципу ограничения зрительного напряжения иусиления физической и слуховой нагрузки.

2.           Трудовое воспитание у детей с близорукостью не сопровождатьсядлительностью зрительной нагрузки (шитье, рисование, лепка).

3.           В процессе урока должна быть физкультура для глаз (специальныеупражнения).

4.           Осуществлять контроль за правильной посадкой, ношением очков.

5.           Не реже чем один раз в месяц пересаживать учащихся, меняя ряды.

6.           Учащимся с близорукостью не рекомендуется спортивные соревнования,поднятия тяжестей (можно назначать: плавание без прыжков с высоты, гребля, бегтрусцой, теннис и др.).

7.           Делать перерывы при чтении на 10-15 минут, через каждые 30-45 минут.Ограничить просмотр телепередач до 30 минут.

8.           Проводить беседы с родителями о режиме отдыха и занятий детей дома.

Контроль за выполнением учителями рекомендацийврача-офтальмолога возлагается на медсестру школы и врача-офтальмолога в школе.Для четкости выполнения учителями и медицинскими работниками школы,офтальмологу детской поликлиники рекомендуется не реже 1 раза в месяц, или в 2месяца посещать группы профилактики.

У каждого ребенка, внесенного в список «группыпрофилактики» должны быть зафиксированы: острота зрения, рефракция,аккомодация, сопутствующие заболевания, наследственная отягощенностьблизорукости, увлечение чтением, занятия музыкой, иностранными языками,вышиванием и т.п.), а также занятия физкультурой и спортом; время,затрачиваемое на просмотр телепередач, пребывание на свежем воздухе, занятия вгруппах продленного дня.

В конце каждой учебной четверти, года офтальмологивместе с педагогами на родительских собраниях должны подводить итоги борьбы снарушениями зрения, подчеркивать положительные результаты, указываяодновременно и на отрицательные моменты с конкретными предложениями по ихустранению.

IV.      2. Профилактические мероприятия по предупреждению зрительных расстройствв классах обычной школы

Учитывая тот факт, что специализированных детскихсадов и школ для детей с нарушениями зрения недостаточно, а дети с нарушениямизрения есть в каждом классе любой школы Мурманска, необходимо объединить усилияврачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе свозникновением зрительных расстройств и их прогрессированием.

Все основные гигиенические вопросы режима дляшкольника в обычных школах — построение учебного дня в школе, организацииуроков и перемен, организация занятий и отдыха во внешкольное время — имеютпрямое отношение к работе учителя.

В первую очередь, нужно сказать об учащихся младшихклассов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояниязрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшегошкольного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма,длительного сидения. Эти раздражители впервые систематически вошли впервыесистематически вошли в жизнь детей и представляют для них определенныетрудности.

Вот почему для учащихся первых классов, впервыеприступившим к занятиям, четыре урока ежедневно- непосильная нагрузка, в томчисле и для органа зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков вдень постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельностидругим.

Исследования офтальмолога М.И. Варсакина и Л.К.Александровой показали, что учащиеся 1-х классов при обычном режиме занятий кконцу третьего, а особенно 4-го урока наблюдалось значительное понижениеостроты зрения, устойчивости ясного видения, скорости зрительно-моторныхреакций, общей работоспособности. Таким образом, количество уроков и ихчередование по трудности и степени зрительного напряжения заметно уменьшаетзрительную утомляемость.

Следует остановиться и на распределении учащихся посменам. Учебные занятия в 2 смены еще имеют место в наших школах. С позициигигиены детского зрения все учащиеся с 1 по 4 класс дожны заниматься только впервую смену. Первая смена позволяет значительно легче организовать правильныйрежим дня, что обеспечивает меньшее утомление детей. У них остается большевремени для отдыха, пребывания на свежем воздухе, занятий спортом и т.д. Отдых жеулучшает и состояние зрительных функций. Занятия в первую смену проходят и вболее благоприятных условиях освещения.

Врачами гигиенистами доказано, что все зрительныефункции резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятнойдля работы зрительного анализатора является естественная освещенность впределах от 800 до 1200 лк (люкс-единица измерения освещенности). Основныегигиенические требования, предъявляются к освещению, включают достаточность иравномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочейповерхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем местесолнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямыхсолнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи.

В осенне-зимний период, как правило, естественногосвета не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 часов. Впасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальнойосвещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение.

На освещенность помещения влияет чистота оконныхстекол. Немытые стекла поглощают 20 % световых лучей. К концу зимы, когда наокнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50 %.

Чтобы у школьников не развивалась близорукость,нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест в школе и дома.Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконныестекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы,закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитыватьтот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем припасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равныхусловиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт,оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.

Учителя должны регулярно проводить беседы сродителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать квыполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляетнаступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогдакак 1 — 1/>/>часаотдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся,что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе,занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими, когда органзрения напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывыпосле 2-х часов непрерывных занятий.

Большое значение имеет и правильное устройстворабочего места школьника в домашних условиях.

Однако, как показывают наблюдения, многие родителипренебрегают этими рекомендациями. Порой дети посещают несколько школ, занятийв кружках, танцами, музыкой и т.д. что ведет к чрезмерной перегрузке всегоорганизма, в том числе и зрительного анализатора.

ДЕТИ УТЕЛЕВИЗОРА

Одним из частных компонентов режима дня ушкольников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако,при всем их культурном значении, они должны быть регламентированы с позициигигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для у.н.с.и конечно для глаз школьников. Поэтому, составляя режим дня, очень важностремится к созданию оптимальных условий, с тем, чтобы телевизионные передачине увеличивали накопившееся за день утомление, а наряду с пользой максимальноспособствовали отдыху детей.

Все рекомендации по просмотру телевизионных передачд. н. давать врач — офтальмолог, но вобязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы сродителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжениезрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Этоусугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразныхпозах. Но лучше всего расположиться от телевизора не ближе, чем на 3 метра, приэтом следует сидеть не сбоку, а прямо перед экраном. Если школьник носит очкидля дали, ему следует их надеть, чтобы излишне не напрягать зрение.

Смотреть телевизор следует в освещенной комнате.Детям младшего школьного возраста следует смотреть только дневные передачи неболее получаса. В старшем ш

Источники:
http://referats.allbest.ru, http://www.ruhc.ru, http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/167770/

Следующая:


19 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения