коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Коррекция нарушения зрения


Коррекция нарушения зрения

коррекция нарушения зрения

Виды нарушения зрения. Методы коррекции зрения

Нормальное зрение свидетельствует о здоровом состоянии человеческого организма, а также о правильной работе печени и других органов, так как негативные процессы, происходящие в организме, влияют на зрение.

На сегодняшний день все больше людей сталкиваются с проблемами плохого зрения, а ведь зрение очень важно, так как 80% информации человек получает визуально.

Чтобы понять какое же зрение является нормой, следует понимать, что глаз - это оптическая система, состоящая из биологических линз. Каждая из линз обладает своим фокусным расстоянием, которое проектирует картинку восприятия после преломления света в линзе. Фокусное расстояние зависит от изогнутости линзы и имеет свою собственную величину.

Фокусное расстояние здорового глаза равно расстоянию между обеими линзами, находящимися на расстоянии между роговицей и сетчаткой. Среднее расстояние, позволяющее глазу нормально воспринимать зрительную информацию, составляет 23-24 миллиметра.

Перед попаданием на сетчатку световой луч проходит сквозь роговицу, затем через хрусталик, а далее преломляется и концентрируется на сетчатке. Данное преломление лучей называется рефракцией. Если преломление света происходит правильно, то изображение сфокусируется зрительное изображение точно на сетчатке.

Неправильное преломление лучей или нарушение рефракции ведет к развитию таких заболеваний как близорукость, дальнозоркость, астигматизм. По данным офтальмологов от нарушения рефракции страдает около 30% земного населения.

Виды нарушения зрения

Существует множество причин. которые могут вызвать нарушения зрения. Некоторые из них возникают в результате повреждения зрительного нерва и светочувствительной оболочки, но недостаток рефракции является самой распространенной причиной ухудшения зрения. Недостаток рефракции влечет за собой нарушения фокусировки световых лучей, в результате чего человек видит не совсем четкое изображение.

Существует пять основных видов нарушений.

- Миопия или близорукость. При данном виде заболевания человек с трудом различает отдельные предметы, а различает их лишь с очень близкого расстояния. Страдая от близорукости можно спокойно читать книгу, но не различать буквы, написанные на доске. Близорукость бывает как школьная, так и профессиональная.

- Гиперметропия или дальнозоркость. Страдающие данным заболеванием люди с трудом различают объекты находящиеся вблизи, но отлично видят предметы расположенные вдалеке.

- Прибиопия или возрастная дальнозоркость. Данный тип нарушения распространен среди людей достигших 40-летнего возраста и старше. Возникает данное заболевание из-за утраты хрусталиком эластичности и ухудшения способности изменять фокусное расстояние.

- Астигматизм - нарушение, которое возникает по причине неравномерной кривизны хрусталика, что приводит к отклонению световых волн при прохождении через прозрачную среду человеческого глаза.

- Катаракта - это наиболее распространенное заболевание, которое возникает в результате помутнения хрусталика. Обычно данная проблема возникает с возрастом, но также может быть последствием инфекционного заболевания.

Зачастую люди отмечают за собой нечеткое восприятие образа, что может повлечь за собой болевые ощущения в области глаза и головные боли. Это все может быть следствием нахождения долгого времени за компьютером или телевизором. Для того чтобы снять данные неприятные ощущения можно сделать массаж лица или переносицы.

Близорукость

Близорукость - это распространённое заболевание, во время которого изображение фокусируется не на сетчатке, а перед ней, что влечет за собой размытие и нечеткость, находящихся вдалеке предметов. При рассмотрении близко расположенных предметов такой проблемы нет, так как человек страдающий близорукостью прекрасно видит вблизи. Возникает заболевание вследствие изменения размеров и формы глазного яблока. Нормальная сферическая форма глаза становится более овальной (вытянутой).

Существует большое количество причин близорукости.

- Наследственность. Учеными доказана наследственная связь между близорукостью детей и родителей.

- Повышенные зрительные нагрузки.

- Неправильная коррекция в результате неправильного ношения очков.

- Нарушения кровообращения.

- Неполноценное питание.

Дальнозоркость

Дальнозоркость - это определенный вид рефракции, при котором изображение рассматриваемого объекта фокусируется в области за сетчаткой. что приводит к нечеткому восприятию изображения.

Причинами дальнозоркости является либо укороченная форма глазного яблока, либо слабая сила преломления оптической среды.

С возрастом вследствие изменения хрусталика зрение вблизи все более ухудшается. Мышцы ослабевают, эластичность хрусталика снижается, что ведет к ухудшению зрения. Практически у всех людей достигших 40-50 лет наблюдается данное заболевание.

Астигматизм

Одна из наиболее встречающихся проблем со зрением. которая может быть связана как с близорукостью, так и с дальнозоркостью.

Астигматизм переводится как отсутствие фокусной отметки, возникает он в результате неправильной формы роговицы или хрусталика.

Стоит отметить, что если не лечить данное заболевание, то оно может привести к резкому падению зрения и косоглазию.

Современные методы коррекции зрения

Среди современных способов коррекции зрения отмечают:

- Исправление зрения с помощью ношения очков. Современные оправы легки и удобны. Однако какая коррекция может привести к уменьшению или искажению изображения. Также при помощи очков сложно компенсировать разницу зрения между глазами.

- Контактная коррекция при помощи современных контактных линз, которые не дают искажения и не сужают поле зрения. Однако частое ношение линз приводит к нарушению снабжения кислородом роговицы, при этом вызывая дистрофические изменения.

- Хирургический метод. Однако данный метод в последнее время сменился на более современные лазерные методы коррекции зрения, которые позволяют раз и навсегда решить все проблемы связанные с нарушением зрения.

2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С. Корбет М.Д. Демирчоглян Т.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же приводим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав

взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят два раза в день (Шкарлова СИ. Романовский В.Е. 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определен-юго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания.

Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).

Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энергии человека (Корбетт М.Д. 1998). При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэтому следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоминая при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.

Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уго- лев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического напряжения. При обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики.

У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сенсорных эталонов у детей с нар/шгниями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т.д. Например, для формирования эталонов цвета, автор рекомендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цве- торазличимости и формирование целостных образов.

Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать удаленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекомендуется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом постоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности дви-жений.

При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, пре-дусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словесным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отражать окружающую действительность.

JI. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего развития, т. е. индивидуальный уровень психического и физического развития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей.

Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:

— все упражнения выполнять без очков;

— упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;

— научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);

— начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

— между упражнениями часто моргать глазами;

— продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;

— упражнения выполнять два раза в день.

Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:

- моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;

- дышать легко и непрерывно;

- смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза;

Коррекция нарушения зрения

- возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему;

- воспринимать увиденное без усилия;

- часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.

Упражнения для развития устойчивости к утомлению (Цемирчоглян Г. Г, 1997)

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открьпь их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И. п. — свдя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И. п. — сидя. 1) Закрьпь веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. — стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И. п. — стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшав" циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И. п. — сидя, голова неподвижна 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз.

10. И. п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5—10 с, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20 с. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет (платье из бархата, черная шляпа и т. д.). Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражнения.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости (по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

- И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — вьщох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.

- И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз в каждом направлении.

- И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

- И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

- Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу.

- И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении.

- И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 par.

- И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснугьсч мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб. 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

- Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

- Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

- Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

- В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

- Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

- Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы,

тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи-тание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать са-мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди-нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов-летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга-низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по-ведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

Показания к контактной коррекции зрения. Нарушения бинокулярного зрения

Бинокулярным зрением называется способность формировать единый образ из изображений двух глаз. Одновременное зрение двумя глазами имеет ряд преимуществ: расширяется поле зрения; благодаря усилению сигнала в центральном отделе зрительного анализатора острота зрения при наличии бинокулярного зрения примерно на 40% выше, чем при монокулярном зрении; появляется способность оценивать относительную удаленность предметов в пространстве (стереоскопическое зрение).

Бинокулярное зрение - тонкая физиологическая функция, обеспечиваемая согласованным движением обоих глаз, поддерживающих постоянное направление их зрительных осей на точку фиксации и слияние двух изображений в единый зрительный образ (фузия).

Следует указать, что конвергенция, т.е. изменение угла между зрительными линиями в зависимости от положения точки фиксации по отношению к глазам, тесно связана с аккомодацией. Есть определенная зависимость между этими величинами. Так, при конвергенции на точку фиксации, расположенную на 1 м от глаз, аккомодация составляет 1,0 D, при конвергенции на 33 см аккомодация составляет 3,0 D. Фузия и вергентные движения глаз (к которым относится конвергенция) связаны между собой: можно поворачивать зрительную линию одного глаза внутрь или наружу (например, с помощью призмы) до определенного предела без нарушения фузии - это так называемые фузионные резервы.

Нарушения бинокулярного зрения чаще проявляются в виде косоглазия, т.е. отклонения зрительной оси одного из глаз от совместной точки фиксации. Косоглазие классифицируется как содружественное, когда глаза отклоняются на равный угол при разных направлениях взора, и как паралитическое, если отклонение глаза в каком-либо направлении взора увеличивается, уменьшается или исчезает, что наблюдается, например, при парезе глазных мышц. По направлению отклонения глаза различают три основных вида косоглазия: сходящееся, расходящееся и вертикальное. По тому, отклонен ли постоянно один глаз или попеременно оба глаза, различают монолатеральное и альтернирующее косоглазие. Степень косоглазия определяется по углу отклонения косящего глаза и измеряется в градусах. Наконец, различают видимое и скрытое (гетерофория) косоглазие. В первом случае один глаз постоянно отклонен от точки фиксации. При гетерофории отклонение одного из глаз выявляется только при разобщении зрения обоих глаз (например, закрытии одного глаза). В случае гетерофории отклонения глаза кнаружи обозначают термином экзофория, при отклонении вовнутрь - эзофория. При скрытом косоглазии редко наблюдаются расстройства зрения. Только у небольшой части населения наблюдается состояние идеального мышечного равновесия - ортофория, у большинства имеется та или иная степень нарушения мышечного равновесия, т.е. гетерофория, но, как правило, с сохранением бинокулярного зрения.

Оптическая, в том числе и контактная, коррекция при нарушениях бинокулярного зрения во многом зависит от вида и степени косоглазия. Так, при сходящемся косоглазии или эзотропии, чаще отмечается гиперметропия, что приводит к усиленной аккомодации и, следовательно, к избыточной конвергенции. При расходящемся косоглазии (экзотропии) обычно отмечается миопия. Следует указать, что при монолатеральном косоглазии нередко наблюдается стойкое снижение остроты зрения одного глаза - амблиопия.

Лечение нарушений бинокулярного зрения направлено на лечение амблиопии, устранение угла косоглазия, восстановление способности к слиянию изображений в двух глазах, т.е. к фузии.

Устранение косоглазия начинают обычно с оптической коррекции имеющейся аметропии. При наличии, например, сходящегося косоглазия и гиперметропии сила линз должна быть близкой к величине, определенной с помощью объективных методов рефракции. Плюсовые стекла устраняют избыточную аккомодацию, уменьшают конвергенцию и тем самым устраняют так называемый аккомодационный компонент косоглазия. При расходящемся косоглазии, которое чаще сопровождается миопией, наоборот, минусовые стекла способствуют усилению привычного ослабленного тонуса аккомодации и тем самым усиливают конвергенцию и уменьшают угол косоглазия. Существует даже метод лечения расходящегося косоглазия путем гиперкоррекции минусовыми стеклами. При гетерофории коррекцию производят в случае ее декомпенсации, т.е. нарушении бинокулярного зрения. При лечении амблиопии также обязательна полноценная коррекция амблиопичного глаза.

Однако очковая коррекция не всегда позволяет получить соответствующий эффект за счет часто встречающейся недостаточной коррекции астигматизма. Кроме того, дети и подростки нередко стесняются носить очки, снимают их тайком от родителей, в то время как постоянная очковая коррекция является обязательным условием лечения косоглазия и амблиопии.

Контактная коррекция при наличии астигматизма предпочтительнее в лечении расстройств бинокулярного зрения: она обеспечивает полную коррекцию имеющегося астигматизма, кроме того, линзы более эстетичны, так как практически незаметны. Следует учесть также, что при анизометропии с помощью контактных линз возможна полная коррекция имеющейся аметропии, в то время как при значительной разнице в рефракции на обоих глазах приходится довольствоваться только переносимой очковой коррекцией (с различием в силах обоих очковых линз обычно не превышающим 2,0 D).

Поэтому на глазу с большей аметропией применяют очковые линзы с меньшей диоптрийной силой, что приводит к снижению и так пониженного зрения на амблиопичном глазу.

При лечении амблиопии наиболее распространенным методом является окклюзия лучшего глаза. При этом используют заклейку глаза, специальные окклюдоры и пр. что нередко плохо переносится детьми.

Предложен эффективный метод окклюзии с помощью косметических контактных линз с закрашенной зрачковой зоной или линз с высокой плюсовой или минусовой рефракцией. Этот метод обеспечивает полное выключение из акта зрения лучше видящего глаза, он эстетичен, так как линза незаметна на глазу.

Применяется также метод так называемой пенализации, при котором у пациента создается искусственная анизометропия, вследствие чего зрение ведущего, лучше видящего глаза, ухудшается, а фиксирующим становится амблиопичный глаз. Для этой цели используются два основных вида указанного лечения, в зависимости от вида косоглазия, степени амблиопии, возраста ребенка и других факторов:

  • пенализация для близи, когда амблиопичный глаз становится фиксирующим для близи, а ведущий глаз - для дали. При этом на фоне мидриаза проводится полная коррекция ведущего глаза для дали и гиперкоррекция амблиопичного глаза;
  • пенализация для дали, когда на фоне мидриаза проводится гиперкоррекция ведущего глаза и полная коррекция амблиопичного глаза для дали.

Существуют и другие методы пенализации. Указанный вид лечения амблиопии и косоглазия приводит к подключению амблиопичного глаза к активной зрительной работе в условиях, когда и ведущий глаз также принимает участие в акте зрения, что уменьшает вероятность снижения остроты зрения, что иногда наблюдается при окклюзии.

Однако применение очков при пенализации не всегда эффективно, так как при этом ухудшается зрение ведущего глаза, и поэтому дети нередко смотрят поверх очков или снимают их. Контактные линзы имеют преимущества перед очками - их нельзя легко снять, в ряде случаев с их помощью можно проводить пенализацию без мидриаза.

Таким образом, во многих случаях расстройств бинокулярного зрения и амблиопии применение контактных линз позволяет получать хорошие результаты (Киваев А. А. с соавт. 1998).

Коррекция нарушения зрения

коррекция нарушения зрения

Пишем любые работы по Социологии под заказ. Приятные цены и сроки. Просто заполните форму ниже.

* Тип работы:

* Предмет:

* Срок сдачи:

* Количество страниц

Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.

ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ - это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и / или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.

Классификация зрительных нарушений.

Различают следующие типы детей с нарушением зрения:

слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),

слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),

дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)

Причины нарушений зрения.

Врожденные:

вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;

наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);

иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).

Приобретенные:

внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;

в связи с повышением внутриглазного давления;

на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;

недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.

Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Методы ранней диагностики.

Очень важна ранняя диагностика детей группы риска.

Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.

1 тест - проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или яркой игрушкой на расстоянии 10 - 15 см в любом направлении. Проводится в 4 - 4,5 мес.

2 тест - для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.

3 тест - на выверение остроты зрения для обоих глаз. Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.

Особенности проявления нарушений зрения у детей.

Т.к. при врожденной или ранней слепоте ребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.

Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждательству, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.

Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей.

Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.

Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.

1. Лечебные мероприятия:

медикаментозное лечение;

лазеротерапия;

лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;

лечебная физкультура.

Сенсорное воспитание:

развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,

развитие слухового восприятия и внимания,

развитие осязания.

3. Развитие речи.

4. Формирование различных видов деятельности:

предметной и игровой,

мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),

продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),

элементов трудовой деятельности.

5. Физическое воспитание:

различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;

занятия по умению ориентироваться в пространстве,

преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;

спортивные и подвижные игры.

6. Эстетическое развитие:

музыкальное воспитание и ритмика,

ознакомление с художественной литературой,

театрализованная деятельность.

7. Социальная адаптация:

формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,

формирование представлений о самом себе,

формирование навыков самообслуживания.

Источники:
http://dommedika.com, http://aupam.narod.ru, http://www.glazmed.ru, http://socialpeded.ru/shpargalki-po-speczialnoj-pedagogike-i-psixologii/195-rannyaya-diagnostika-i-korrekciya-narushenij-zreniya-u-detej.html

Следующая:


18 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения