коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Коррекция и профилактика нарушений зрения


Коррекция и профилактика нарушений зрения

2.5. Коррекция и профилактика нарушений зрения

Люди с нарушенным зрением задумываются над тем, как сохранить остаточное зрение. В настоящее время существует много сберегающих технологий (Аветисов Э.С. Корбет М.Д. Демирчоглян Т.Г. и др.), которые имеют сходные и различные методики. Мы же приводим некоторые из них, имеющие коррекционную и профилактическую направленность и позволяющие учитывать следующие аспекты: охрана остаточного зрения; особенности индивидуального развития ребенка; щадящий режим зрительной нагрузки; рациональное чередование физической нагрузки и отдыха, специальных упражнений для глаз в течение урока; использование специальных методов и приемов в обучении двигательным действиям; система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Для улучшения аккомодационной способности глаза при близорукости часто используется упражнение «метка», которое можно проводить как в школе, так и в домашних условиях. Для выполнения этого упражнения на стекле на уровне глаз наносится метка диаметром 3—5 мм. Ребенок становится на расстоянии 30—35 см от оконного стекла и намечает вдали за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле. Зафиксировав

взгляд на этом предмете, переводит затем его на метку на стекле, потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Упражнение проводят два раза в день (Шкарлова СИ. Романовский В.Е. 2000). Хорошим средством для развития глазодвигательной функции является сбор фишек определен-юго цвета (например, желтого), предварительно разбросанных по столу Для контроля фиксируется время выполнения задания.

Полезно моргание через каждые 5 мин. О. Хаксли (1997) отмечает, что моргание — естественный способ «смазки» и очищения поверхности глаз. Оно способствует также расслаблению лицевых и лобных мышц (следует моргать без усилий, двигаться должны только веки, брови находятся в расслабленном состоянии).

Напряженное состояние глаз отнимает 90% психической энергии человека (Корбетт М.Д. 1998).

При интенсивной зрительной работе глазные мышцы напрягаются, выводя глаза из правильной центровки, и вслед за этим могут возникнуть головные боли. Поэтому следует чаще использовать упражнения на релаксацию, вспоминая при этом какие-нибудь приятные моменты, спокойную музыку (например, «Лунная соната» Л. Бетховена, «Олимпийская сказка» А. Пахмутовой и др.). При расслаблении боль и напряжение снижаются, нормализуется дыхание, столь важное для зрения.

Есть и чисто психологические способы стимуляции зрения. Д.А. Уго- лев (2001) отмечает, что запахи елки, мандарина и ванилина благоприятно действуют на снятие психического напряжения. При обучении детей с нарушенным зрением можно использовать мяч с запахом ванилина, внутри которого находятся цветные шарики.

У детей с недостаточностью зрения целесообразно развивать зрительные представления прр поворотах на 90°, 180°, анализируя изменение пространственных соотношений. Для формироваьия сенсорных эталонов у детей с нар/шгниями зрения Л.П. Григорьева (2000) предлагает использование эталонов: светлости, цвета, размера, формы и т.д. Например, для формирования эталонов цвета, автор рекомендует использовать набор прямоугольников размером 20 х 40 мм, состоящий из четырех максимально насыщенных цветов (красного, зеленого, синего и желтого); набор, состоящий из семи насыщенных цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового). Этими рекомендациями могут воспользоваться учителя массовых школ в коррекцноьных занятиях с детьми, имеющими нарушения зрения. Данная методика направлена на улучшение цве- торазличимости и формирование целостных образов.

Для развития зрительного восприятия при метании мячей, прыжках в длину и других упражнениях рекомендуется оценивать удаленность предметов в пространстве. При любой работе с мячом (метание на дальность, в цель, броски вверх, вниз и пр.) рекомендуется прослеживать его движение не только глазами, но и носом. После броска движения глаз сопровождают путь мяча, при этом постоянно меняется аккомодация хрусталика, улучшается восприятие постоянно меняющихся пространственных отношений. Это способствует расширению поля зрения, выработке глазомера, точности дви-жений.

При наличии сходящегося косоглазия полезны упражнения, пре-дусматривающие броски мяча вверх, при расходящемся — вниз. Этим детям необходимо больше времени на рассматривание предметов и явлений, поэтому нужно сопровождать восприятие объектов словесным описанием, тогда они смогут более точно воспринимать и отражать окружающую действительность.

JI. С. Выготский призывал учитывать зону ближайшего развития, т. е. индивидуальный уровень психического и физического развития ребенка, включая зону потенциального развития зрительных возможностей детей. Не только ребенок должен адаптироваться к окружающей среде, но и взрослые, воспитывающие ребенка, должны адаптировать окружающую среду к детям, учитывая особенности его развития, возможностей, интересов и потребностей.

Тренировка глаз всегда была и остается актуальной. Своевременная профилактика снижает потерю зрения. Учителя, родители и сами учащиеся могут воспользоваться следующими рекомендациями при проведении упражнений для глаз:

— все упражнения выполнять без очков;

— упражнения выполнять спокойно, без какого-либо напряжения;

— научиться расслабляться (полное физическое и психическое расслабление);

— начинать тренировку лучше всего с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным;

— между упражнениями часто моргать глазами;

— продолжительность занятий: начинать с 1—2 мин, постепенно увеличивая до 10 мин;

— упражнения выполнять два раза в день.

Г.Г. Демирчоглян (1996) для сохранения и улучшения зрения рекомендует выработать у ребенка следующие навыки:

- моргать непрерывно, доведя это движение до автоматизма;

- дышать легко и непрерывно;

- смотреть на ближние и удаленные объекты, скоординировав деятельность психики и глаза;

- возбуждать в себе интерес — во время рассматривания объекта путешествовать по нему;

- воспринимать увиденное без усилия;

- часто закрывать глаза, чтобы давать им отдых.

Упражнения для развития устойчивости к утомлению (Цемирчоглян Г. Г, 1997)

1. И. п. — сидя. Крепко зажмурить глаза на 3—5 с, а затем открьпь их на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

2. И. п. — сидя. Быстрые моргания в течение 1 мин. Способствует улучшению кровообращения.

3. И. п. стоя. 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 25—30 см от глаз; 3) перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3—5 с; 4) опустить руку. Повторить 10—12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. И. п. — свдя 1) Смотреть прямо перед собой 2—3 с; 2) перевести взгляд на кончик носа на 3—5 с. Повторить 6—8 раз. Упражнение развивает способность продолжительное время удерживать взгляд на близких предметах.

5. И. п. — сидя. 1) Закрьпь веки; 2) массировать их круговыми движениями пальцев. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. И.п. — стоя. 1) Отвести правую руку в сторону; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаз горизонтального действия и совершенствует их координацию.

7. И. п. — стоя. 1) Поднять правую руку вверх; 2) медленно передвигать палец полусогнутой руки сверху вниз и снизу вверх, не двигая головой, следить за пальцем. Повторить 10—12 раз. Упражнение укрепляет мышцы глаза вертикального действия и совершенствует их координацию.

8. И. п. — сидя. 1) Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко; 2) спустя 1—2 с снять пальцы с век. Повторить 3—4 раза. Упражнение улучшав" циркуляцию внутриглазной жидкости.

9. И. п. — сидя, голова неподвижна 1) Вытянуть полусогнутую руку вперед и вправо; 2) производить рукой на расстоянии 40—50 см от глаз медленные круговые движения по часовой стрелке и следить при этом глазами за кончиком пальца; 3) проделать то же упражнение, сменив правую руку на левую и совершая ею круговые движения против часовой стрелки. Упражнение развивает координацию сложных движений глаз и способствует укреплению вестибулярного аппарата. Повторить 3—6 раз.

10. И. п. — сидя. «Пальминг». Быстро потрите ладони друг о друга в течение 5—10 с, положите теплые ладони на закрытые глаза. Длительность 20 с. Упражнение на расслабление.

С. Багайка (2001) при пальминге рекомендует не концентрировать внимание на глазах, а мысленно представить предметы, окрашенные в черный цвет (платье из бархата, черная шляпа и т. д.). Достаточно трех таких мысленных картин. Чем дольше вам удастся удерживать черное пятно, тем более эффективными окажутся упражнения.

Комплекс упражнений с мячом для лечения близорукости (по Э.С. Аветисову, Е.И. Ливадо, Ю.И. Курпан, 1996)

- И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «один-два» поднять руки через стороны вверх, потянуться — вдох, переложить мяч в левую руку; на счет «три» через стороны опустить — вьщох. Смотреть на мяч, не поворачивая головы. Повторить 6—8 раз.

- И.п. — стоя. Держать руки с мячом впереди. Круговые движения руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить 6—8 раз в каждом направлении.

- И.п. — стоя. Держать мяч впереди в согнутых руках. Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

- И.п. — стоя. Держать мяч в правой руке. На счет «раз» сделать мах правой ногой вперед-вверх, мяч из правой руки в левую переложить под ногой; на счет «два» опустить ногу; на счет «три-четыре» то же, перекладывая мяч из левой руки в правую под левой ногой. Повторить 8—10 раз каждой ногой.

- Бег на месте в среднем темпе (варианты: бег на прямых ногах, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в коленных суставах так, чтобы пятками касаться ягодиц) в течение 1—2 мин с последующим переходом на ходьбу.

- И. п. — сидя на полу, упор руками сзади, зажать мяч между стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами, смотреть на мяч. Повторить 8—10 раз в каждом направлении.

- И. п. — лежа на животе, мяч сзади. На счет «раз» поднять руки с мячом, приподнять голову и плечи; на счет «два-три» держать; на счет «четыре» опустить руки. Повторить 8—10 par.

- И. п. — лежа на животе, кисти рук на полу у плеч, мяч сдавливать стопами. На счет «раз» согнуть ноги в коленных суставах, распрямить руки, прогнуться, головой постараться коснугьсч мяча; на счет «два» вернуться в и. п. Повторить 8—10 раз.

Улучшение зрения по методу У. Бейтса

Для лечения близорукости американский офтальмолог Уильям Бейтс (цит. по Г.Г. Демирчогляну, Школа здоровья глаз. — СПб. 1996. — С. 26) предлагает комплекс упражнений, который он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Главной причиной ухудшения зрения Бейтс считает психогенное напряжение, сопровождающееся напряжением наружных мышц глаза, усилением увидеть, разглядеть удаленные предметы. По мнению Бейтса, нормальное зрение можно выработать полным расслаблением и с помощью следующих упражнений.

- Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он двигается вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.

- Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из верхнего правого угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

- Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

- В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыь глаза рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз.

- Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

- Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 с. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.

Этот комплекс У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день в течение месяца, затем сделать перерыв на 2—3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет мышцы,

тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и пи-тание глаз.

Профилактика травматизма

Систематический медицинский контроль и соблюдение мер по предупреждению травматизма на занятиях физкультурой является одним из условий эффективного учебно-воспитательного процесса в школе для детей с ограниченными зрительными возможностями. Работу по гигиеническому воспитанию и обучению детей с нарушенным зрением следует проводить не только во время урока, но и после уроков: во время экскурсий, туристических походов, соревнований и пр. Надо объяснять детям о необходимости остерегаться всего, что может привести к травме, и проводить разъяснительную работу по охране остаточного зрения, соблюдению мер предосторожности на уроках по разделам: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание, подвижные и спортивные игры, туристические походы, спортивные соревнования и т. д.

Во время урока учителю следует постоянно контролировать са-мочувствие детей. Снижение работоспособности, нарушение коорди-нации движений, внимания, нистагм глаз, нечеткая речь являются признаком утомления. Дети становятся вялыми, жалуются на усталость, сонливость, боль в области лба и затылка, неосознанное стремление к отдыху. Эти явления наиболее выражены в конце учебного года.

Травмы при занятиях физической культурой и спортом с детьми с нарушенным зрением следует рассматривать как чрезвычайное происшествие. Как правило, они являются результатом неудов-летворительной профилактики травматизма. Причины связаны с состоянием мест занятий и одежды занимающихся; со слабой орга-низацией и методикой проведения занятий; несоблюдением требований врачебного контроля; с отсутствием дифференцированного и индивидуального подхода к каждому ребенку, с неправильным по-ведением ученика при занятиях физическими упражнениями.

Коррекция и профилактика нарушений зрения

Таким образом, создание условий, своевременная помощь детям со зрительной депривацией позволят избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для роста и развития личности каждого ребенка.

И на бочок её клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Физминутка окончена.   Ты молодец !

    массаж глаз -   проводится во  второй  половине  дня,  его элементы включаются в зрительные гимнастики. Он прекрасно восстанавливает зрение, усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз, укрепляет мускулатуру глаз. Цветотерапия.

Упражнение «Цветовые ванны» восстанавливают активность зрительных клеток, активизируют кровообращение в глазах и выделение шлаков. Это упражнение способствует саморегуляции, т.к. фазы напряжения и расслабления зрительных клеток сбалансированы между собой естественным образом. На выполнение понадобится до 10 мин. Смысл упражнения заключается в погружении в цвета: красный, серый, синий.

Упражнение  «Цветовые  пятна»

На  зрительные ориентиры ( цветные пятна)  предлагается   обучающимся  смотреть  по  очереди. Данные ориентиры  могут  быть  представлены  в  разных  моментах (игрушки,  геометрические  фигуры,  флажки,  метки  на  стенах)

– красный ( стимулирует детей в работе,  это сила внимания);

- оранжевый или жёлтый  ( соответствуют положительному рабочему настроению,   это тепло, оптимизм, радость)  и

- синий, голубой     или   зелёный  – действуют успокаивающе,   это общение, надежда, вдохновение.

Упражнение  «Волшебное превращение»

Упражнение способствует расслаблению глаз, дает полноценный отдых.

Внимательно всматриваемся в середину фигуры. Попытаемся сосредоточить свое внимание на цвете, при этом  спокойно и глубоко дышим. Продолжаем пристально всматриваться в фигуру до тех пор пока вокруг нее не появится светящаяся кромка. И когда эта кромка станет светиться ярче, переведем взгляд на чистую белую страницу рядом и пристально посмотрим на нее. После каждого такого «цветного» упражнения необходимо сделать пальминг.

    Волшебные игры для глаз  (по методу И. Смирновой и С. Фатеева)- упражнения в занимательной игровой форме для снятия зрительного напряжения и профилактике глазных заболеваний       (желательно, но не обязательно музыкальное сопровождение) Коррекционно-оздоровительные  игры-физминутки ( по Степановой)
     Коррекционно-оздоровительные игры-физминутки   вызывая возбуждение одних участков мозга, усилива ют кровообращение и создают возможность для отдыха участ ков, находившихся в раздраженном состоянии во время учеб ных занятий. После такого короткого активного отдыха вни мание детей повышается, восприятие учебного материала улучшается, активизируется весь организм, снимается зрительное утомление.
    Приемы лечения глаз - Солнечный свет и видение чёрного поля закрытыми глазами – два могучих рычага в восстановлении и поддержании здорового зрения,   поэтому мы используем некоторые приемы лечения   глаз. Это:

1) лечение солнцем  (соляризация)- для человеческих глаз солнечный свет также необходим, как покой и расслабление и если глаза лишить света, то они утрачивают свою силу и заболевают; соляризацию проводят в три этапа по методике М. Корбетт, если нет возможности воспользоваться солнечным светом, то в домашних условиях солнце может заменить подходящий источник искусственного освещения  или  свечи, лампу следует расположить на расстоянии метра от лица; методика использования аналогична

2) оладонивание (“пальминг” )-  с помощью этого приема добиваются значительного расслабления мышц глаза;   Пальминг регулярно  используем  в  работе  на  уроках  и  во  внеурочное  время,            заканчивать  или  начинать  тренировочные  упражнения  рекомендуется пальмингом.  Прежде,  чем    приступить  к практике использования названных приемов лечения, мы обучаем  детей  технике  выполнения  данных приёмов.

    Большое  значение   имеет   аутотренинг. который то же  улучшает зрение. С помощью аутотренинга человек может расслаблять мышцы, создавать состояние покоя, преодолевать боли, страх, упадок сил, утомление. Методы аутотренинга вполне приемлемы и  необходимы  для улучшения работы глаз.  Аутотренинг  применяем    на    уроках  перед  напряжённой  работой,  во  второй  половине  дня  во  время самоподготовки,  а   так  же предлагаем   выполнять  дома.            

Проводя упражнения для глаз необходимо соблюдать  следующие принципы :

    системность воздействий; постепенное увеличение коррекционной нагрузки; индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от зрительной патологии. состояния здоровья ученика;

И помните, глаза самовосстанавливаемы и  самоисцелимы, поэтому грамотно организованная работа в данном направлении обязательно принесет положительный результат. Очень важна и роль тесного  сотрудничества  школы  и  семьи,  в  результате  которого,    складываются  единые  взгляды  на  профилактическую,  оздоровительную и  коррекционную  работу,  и  обучающиеся  могут  в  семейных  условиях   продолжать  обучение  и  закреплять  полученные  в  школе  знания,  а  приобретённые  умения  трансформировать  в  навыки  и  привычки.   С родителями   детей,  имеющих   патологию  зрения   ведем разъяснительную работу по профилактике нарушения органов зрения,   по вопросам  соблюдения режима зрительной работы, выполнения основных динамических, статических, релаксационных упражнений и приемов   массажа и самомассажа   для органа зрения, организуем широкую просветительскую и консультативную   помощь на  родительских  собраниях, показываем   необходимые приемы, способы, средства коррекции,  нормативные физические и зрительные нагрузки,  а  так  же  даём рекомендации  по  сохранению  зрения   детей.

Профилактика, коррекция нарушений зрения

Зрение: физиология и анатомия. Миопия, контроль близорукости, упражнения для глаз, соляризация и дыхание. Чтение и зрительный комфорт, воздействие телевизора и монитора. Рекомендации по лечебной физкультуре, общеразвивающие упражнения и видеотренажеры.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные работы

Причины, проблема профилактики близорукости и других заболеваний глаз у детей школьного возраста. Упражнения для снятия усталости глаз. Гимнастика для глаз, игры и упражнения с речитативом. Упражнения для глаз на растягивание и укрепление глазных мышц.

реферат [25,0 K], добавлена 22.09.2010

Из всех чувств человека зрение всегда признавалось наилучшим даром природы. Глаз человека - это прибор для приема и переработки световой информации. Анатомическое и физиологическое строение органа зрения. Наиболее распространенные заболевания глаз.

реферат [1,2 M], добавлена 09.07.2008

Методика занятий при миопии. Укрепление мышечной системы глаза. Симптомы дальнозоркости и близорукости. Нарушение формы хрусталика или роговицы. Комплекс упражнений для улучшения зрения. Гимнастика для усталых глаз. Упражнения для мышц шеи и спины.

реферат [21,0 K], добавлена 04.12.2010

Основные функции и строение глаза, особенности его мышечной анатомии. Виды, симптомы и методы коррекции близорукости. Обследование больного при наличии миопии, схема ее развития. Профилактика близорукости с помощью специальных упражнений и медикаментов.

реферат [346,5 K], добавлена 26.02.2012

Использование водолечения, термоконтрастных примочек по методу Г.А. Шичко. Теория У.Г. Бейтса об отношении к очкам; расслабление, пальминг, соляризация. Методика П. Брэгг, направленная на укрепление окологлазных мышц. Упражнения для здоровья глаз.

реферат [30,1 K], добавлена 20.01.2011

Строение глаза, методики сохранения зрения. Влияние работы на компьютере на глаза. Специальные процедуры для улучшения зрения. Комплекс упражнений из йоги. Показания к применению ЛФК при миопии. Физкультура при слабой и высокой степени близорукости.

реферат [69,9 K], добавлена 08.03.2011

Строение глаза и мышечного аппарата. Способность глаза к аккомодации. Упражнения для коррекции и релаксация механизма зрения. Тренировочные упражнения для внутриглазных и окологлазных мышц. Тренажеры для тренировок глазных мышц в оздоровительных целях.

реферат [293,9 K], добавлена 05.05.2009

Снижение остроты зрения вдаль. Увеличение нагрузки на органы зрения. Длительное чтение при недостаточном освещении. Ношение корригирующих очков для дали. Обследование и коррекция миопии. Область слезной железы. Определение клинической рефракции.

история болезни [17,5 K], добавлена 16.03.2009

Симптомы амблиопии, блефарита, близорукости, глаукомы, дальнозоркости, катаракты, кератоконуса, конъюнктивита. Мушки в глазах. Виды и степень астегматизма, его причины. Лечение глазных заболеваний: оптическая коррекция зрения, рефракционная хирургия.

презентация [1,9 M], добавлена 27.05.2014

Коррекция и профилактика нарушений зрения

Обоснование необходимости глазной гимнастики. Упражнения для глазодвигательных мышц, снимающие утомление глаз. Тренировка цилиарных мышц и гимнастика "Зоркость". Специальные упражнения для лиц, работающих с компьютером и для лиц, страдающих миопией.

реферат [1,3 M], добавлена 17.04.2012

Нарушения зрения и их профилактика

Заболевания органов зрения

Существуют следующие заболевания органов зрения и нарушения зрения:

1. Близорукость – нарушение зрения, возникающее тогда когда длина глаза превышает нормальную или когда сила преломляющих сред глаза больше нормальной. Иначе говоря, в этом случае кривизна хрусталика больше. Параллельный пучок лучей,  попадая в такой глаз, собирается в фокус впереди сетчатки. На сетчатку падает пучок расходящихся лучей. Изображение предмета получается расплывчатым. Поэтому люди, страдающие близорукостью, видят предмет только вблизи. Таким людям необходимы очки с двояковогнутыми стеклами.

2. Стремление чрезмерно приблизить рассматриваемый предмет к близоруким глазам, чтобы сделать его более четким, требует значительной нагрузки на мышечный аппарат глаза. Часто  мышцы не справляются с такой напряженной работой, и один глаз отклоняется в сторону виска или носа – развивается косоглазие .

3.   Дальнозоркость – нарушение зрения, возникающее при малой длине глаза или при его слабой преломляющей силе. Пучок света собирается в фокус за сетчаткой. На сетчатку попадают сходящиеся лучи (изображение расплывчатое). Таким людям необходимы очки с двояковыпуклыми линзами.

4. Астигматизм – невозможность схождения всех лучей в одной точке. Причиной астигматизма является неодинаковая кривизна роговицы в разных её меридианах. При астигматизме диск с нанесенными на него концентрическими кругами кажется сплющенным. Таким людям необходимы очки с цилиндрическими стеклами, которые располагаются по соответствующим меридианам роговицы.

5. Глаукома – повышение внутриглазного давления с повреждением зрительного нерва. Причина – нарушение оттока внутриглазной жидкости.

6. Катаракта – помутнение хрусталика. Причина – кристаллизация тканей хрусталика.

7. Конъюктивит – острое воспаление слизистой оболочки глаз. Причины – попадание микробов, вирусов, а также раздражение ядовитыми веществами, пылью, резким светом.

8. Ячмень – гнойное воспаление сальной железы края века. Вызывается гноеродными бактериями. Встречается чаще у ослабленных детей, при нарушении обмена веществ.

► Профилактика близорукости и дальнозоркости.

Профилактика дальнозоркости и близорукости должна  быть направлена на снижение зрительного напряжения. Для этого необходимы следующие условия:

1. Не рекомендуется достаточное левостороннее освещение при чтении, письме и рисовании;

2. Не рекомендуется читать лежа или в движущемся транспорте;

3. Имеет большое значение расстояние от глаз до верхней и нижней строчки на странице тетради или книги. Разное расстояние до этих строк вызывает утомление. Наклон крышки стола облегчает работу глаз. Если её нет, должна быть подставка с углом наклона 12-15°.

Близорукость развивается под влиянием длительной и беспорядочной зрительной работы на близком расстоянии; усиливается при неправильной посадке, слишком низком наклоне головы при письме.

► Профилактика  конъюктивита  и  ячменя.

Профилактика заключается в строгом  соблюдении  правил личной гигиены:

1. Частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков;

2. Правильное питание, степень сбалансированности пищевых веществ, особенно витаминов (А, группы В), меньшее количество углеводов;

3. Соблюдение техники безопасности на уроках труда, физкультуры;

4. Запрещается извлекать соринки краем грязного носового платка, следует промывать из пипетки содовой водой (0,5 чайной ложки питьевой соды на 150-200 мл воды);

5. В случаях воздействия ультрафиолетовой радиации необходимо применить защитные очки;

6. Прогулки на свежем воздухе.

► Гигиенические требования к учебникам и тетрадям.

1. Бумага для тетрадей и книг должна быть матовой белой или слегка кремоватой,  достаточно платной, непромокаемой.

2. Разлиновка – тонкие бледно-синие линии.

3. Читать книги нужно на расстоянии 33-35 см от глаз.

4. Нельзя использовать учебники и тетради с шероховатой, волокнистой (снижается четкость печати), глянцевой (утомляет глаза блеском) бумагой.

5. В тетрадях листы должны быть разлинованными (неразлинованные – вызывают напряжение глаз).

6. Бумага не должна быть тонкой. Если бумага просвечивает – чтение затруднено.

► Освещение учебных помещений.

Люминесцентное освещение более благоприятно, нежели лампами накаливания. Свет должен быть равномерно рассеян. Желательно, чтобы окраска помещений, мебели и рабочего оборудования была в светлых, теплых  тонах, максимально отражающих свет. Таким образом при одной и той же освещенности источников света намного повышается уровень освещенности помещений. Более всего отражают свет белые поверхности (до 80-90%), светло-желтые (до 605), светло-зеленые  (до46%).Резкий солнечный свет неблагоприятно сказывается на состоянии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Поэтому необходимо правильная ориентация окон по сторонам света: оптимальной является  ориентация окон на юг, восток, юго-восток. В кабинетах черчения и рисования – на север, северо-восток, северо-запад. В лабораториях биологии – на юг.  В случаях ориентации на запад и юго-запад  в весенние и осенние месяцы, благодаря глубокому проникновению солнечных лучей, создаются дискомфортные условия микроклимата: большой поток солнечных лучей создаёт неадекватную нагрузку на зрение. При отсутствии солнцезащитных устройств можно применять шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс, льняное полотно), которые обладают достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Нельзя применять поливинилхлоридную пленку (ПВХ), так как она выделяет дибутилфталат. Не допускается применять легковоспламеняющиеся полимерные материалы, закрашивать нижние секции окон, расставлять  на подоконниках цветы. Высокие деревья не должны находиться ближе 10м от здания, чтобы не загораживать окна. Весной ветки больших деревьев подрезают.

► Обеспечение безопасности при работе с компьютером.

Монитор является источником постоянной радиации, может провоцировать обострения заболеваний глаз. Неправильная организация рабочего места может служить причиной компьютерного зрительного синдрома, а также постоянных болей в шейном отделе позвоночника. Поэтому необходимо правильно организовать работу школьника в компьютерном классе с точки зрения гигиены.

Основные требования к помещениям, где установлены компьютеры:

→ В зависимости от ориентации окон  рекомендуется следующая окраска стен и пола помещения:

· Окна ориентированы на юг – стены зеленовато-голубого или светло-голубого цвета, пол – зеленый;

· Окна ориентированы на север – стены светло-оранжевого или оранжево-желтого цвета, пол – красновато-оранжевый;

· Окна ориентированы на восток – стены желто-зеленого цвета, пол – зеленый или красно-оранжевый;

· Окна ориентированы на запад – стены желто-зеленого или голубовато-зеленого цвета, пол – зеленый или красновато-оранжевый.

→ Освещение помещений компьютерных классов должно быть смешанным.

→ Объем помещения класса не должно быть меньше 19,5 м 3 /человека.

→ Температура воздуха должна поддерживаться на уровне 23-23 0 .

Требования к организации рабочего места:

· Высота стола с клавиатурой должна составлять 62-88 см над уровнем  пола, а высота экрана – 90-128 см;

· Расстояние от экрана до края стола 40-115 см;

· Наклон экрана – от 15 до 20 0 по отношению к нормальному его положению;

· Положение спинки кресла должно обеспечивать наклон тела назад от 97-121 0 .

► Компьютерный зрительный синдром.

При длительной работе с монитором может возникнуть компьютерный зрительный синдром (КЗС).  Симптомы: боли в глазных яблоках, слезотечение, сухость глаз, покраснение глаз, частые головные боли, быстрая утомляемость. Причины: высокая частота  кадров дисплейного изображения, относительно низкая контрастность, монитор как источник света.  Поэтому необходимо придерживаться минимально рекомендуемых требований к монитору:

· Количество цветов  должно быть не менее 256 (оптимальным считается режим true color);

· Разрешение 800-600 точек при отсутствии мерцания;

· Размер зерна – не более 0,28 мм.

· Рекомендуемый размер экрана – 15-17 дюймов;

· Частота регенерации – не менее 85 Гц;

· Блики на экране должны отсутствовать;

· Предпочтительнее  использовать – белый фон и черные символы.

Источники:
http://aupam.narod.ru, http://nsportal.ru, http://otherreferats.allbest.ru, http://biofile.ru/bio/2431.html

Следующая:


23 сентебря 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения