коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Доу с нарушением зрения


Доу с нарушением зрения

Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения в ДОУ

Зрение – самый мощный источник знаний об окружающем мире, о явлениях происходящих вокруг.

Дети с нарушением зрительной функции испытывают некоторый дискомфорт, неуверенность, раздражительность, нарушение осанки, затруднение ориентировки в пространстве, что приводит к гиподинамии и закомплексованности, поэтому глаза ребёнка заслуживают особого внимания и бережного отношения. Особенно сегодня актуально говорить о тех перегрузках, которые испытывают глаза, сидящего у компьютера и телевизора ребёнка.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушение зрительных функций начинаются далеко за пределами дошкольного учреждения, а именно в семье. Правильное воспитание и отношение родителей к детям имеют большое значение для их всестороннего развития. Родителям необходимо найти правильный подход к своему ребенку, чтобы не лишать его самостоятельности и не навредить своей гипперопекой, окружить его вниманием, заботой, любовью не забывая о том, что ребенок это член семьи, а не ее центр, чтобы не вырастить собственника и эгоиста. Родителям необходимо понимать, для того чтобы сохранить остаточное зрение, следует соблюдать режим дня, питания, отдыха ограничивать время просмотра телепередач, игры на компьютере. Все эти условия создаются в ДОУ, с родителями проводятся индивидуальные консультации различных специалистов: логопеда, психолога, врача-офтальмолога, ежедневно с родителями работают воспитатели, имеющие высокую профессиональную подготовку и огромный опыт. Взаимодействие с родителями слабовидящих детей является одной из важнейших задач в коррекционной работе, налаженный полноценный контакт с родителями, приводит к более успешным результатам воспитанников.

Дошкольный возраст это период созревания зрительной системы ребенка, становления всех психических процессов и личностных качеств детей. Примерная общеобразовательная программа “Истоки”, Центра “Дошкольное детство” имени А.В Запорожца, под научной редакцией Л.А Парамоновой, а также по программе специальных коррекционных образовательных учреждений для детей с нарушением зрения, под научной редакцией Л.И.

Плаксиной. Программы созданы в соответствии с федеральными государственными требованиями, на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения и успешную подготовку к школе.

На начальном этапе, когда сформирована группа детей родителям воспитателями предлагается консультирование по теме “Особенности развития детей с нарушением зрения”, “Некоторые особенности работы с детьми” происходит знакомство родителей с режимом дня и т.д. Следующим этапом проводятся индивидуальные консультации с врачом-офтальмологом, который разъясняет родителям особенности состояния зрения их ребенка, диагноз и рекомендует необходимые медицинские назначения. Это может быть аппаратное лечение, комплекс упражнений и занятий с ребенком, ношение заклеек и очков. В домашней обстановке родители должны придерживаться этих назначений.

Более усиленная коррекционная работа ведется в ДОУ. Воспитатели, врач-офтальмолог, медицинская сестра ортоптистка, ежедневно проводят аппаратное лечение, контролируют состояние зрения и зрительные нагрузки.

Тифлопедагог проводит индивидуальную работу с детьми имеющими низкую остроту зрения и т.д.

Только совместная работа врачей, психолога, логопеда, воспитателей и родителей приведет положительному результату в коррекции зрительной функции, а следовательно и всестороннему развитию ребенка.

Коррекционная работа в детском саду строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе включения в процесс сохранных анализаторов и потенциальных возможностей детей.

Коррекционная работа в дошкольном учреждении состоит во взаимосвязи коррекционной работы со всеми образовательными областями детской деятельности, всесторонним воздействием содержания приемов, методов, средств коррекции на детей, организацию обеспечения оптимальных условий для системного, комплексного, не прерывного воспитания и обучения.

Основными направлениями коррекционной работы в ДОУ является:

1.Развитие зрительного восприятия.

В естественных жизненных условиях, ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствии чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий ребенок.

Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития.

2.Развитие осязания и мелкой моторики.

Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью пологаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсувствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные упражнения направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий.

Из собственного опыта работы, могу сказать, что образовательная область “Художественное творчество” является наиболее интересной для детей деятельностью, так на пример работа с нетрадиционным материалом – лепка из соленого теста (тестопластика) приводит детей в восторг. Они с удовольствием лепят, чувствуя себя творцами и художниками с гордостью демонстрируют свои произведения родителям. Таким образом, можно решить многие коррекционные психолого-педагогические задачи и погрузить родителей в совместный творческий процесс.

3.Ориентировка в пространстве.

Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; по сравнению с детьми у которых зрение в норме, у слабовидящих ребят, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро и макро ориентировки, словесные обозначения пространственных положений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы величины пространственного расположения предметов. В ходе коррекционной деятельности дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. На практике, применение здоровье-сберегающих технологий, социо-игровых методов и приемов, тренировочных упражнений для развития мелкой моторики пальцев и кистей рук, дают возможность детям с нарушением зрения стать более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

4. Социально-бытовая ориентировка.

Деятельность по социально-бытовой ориентировке прежде всего направлена на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формированием навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации определяется умением рационально пользоваться зрением, получать сего помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, пользоваться определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением взаимодействовать с окружающими.

Для более легкой адаптации и социализации, вновь поступивших в детский сад детей, мной был разработан проект “Вхождение ребенка дошкольника в мир социальных отношений” в процессе реализации которого, мои воспитанники в игровой форме знакомились с элементарными правилами поведения и общения с взрослыми и сверстниками.

Основные принципы организации коррекционно-педагогического образовательного процесса в ДОУ:
  1. Учет общих и индивидуальных особенностей ребенка.
  2. Комплексный медико-психолого-педагогический подход к диагностике и коррекционной помощи ребенку.
  3. Адаптация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределения учебного материала и изменение темпа освоения детьми.
  4. Дифференцированный подход к детям, в зависимости от состояния зрения.
  5. Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки.
  6. Система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации.
  7. Создание офтальмологических условий.
  8. Обеспечение оптимальных условий для медико-психологической реабилитации детей.

В соответствии с принципами организации коррекционно-педагогического образовательного процесса строится модель социальной адаптации и реабилитации детей с нарушением зрения.

Важной составляющей коррекционной работы в ДОУ является система двигательной активности детей. Детям с нарушением зрения трудно зрительно-двигательно сориентироваться в пространстве. Для преодоления данной проблемы необходимо использовать здоровье-сберегающие технологии, целый комплекс подвижных игр и упражнений направленных на коррекцию пространственных ориентировок. В непосредственной образовательной деятельности необходимо применять физ.минутки для глаз. для снятия зрительной утомляемости.

Особую роль нужно уделить физическому развитию дошкольников с нарушением зрения.

На практике в ДОУ дважды в неделю проходит коррекционная физкультура, где применяется комплекс упражнений направленных на коррекцию осанки, плоскостопия, общую координацию и т.д Все это способствует повышению физических качеств и улучшению общего состояния здоровья детей в ДОУ.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе а именно:
  1. Наглядные пособия и материалы должны учитывать степень патологии зрения.
  2. Упражнения и игры должны соответствовать возрасту и диагнозу детей.
  3. Необходимо создать благоприятные условия для развития каждого ребенка.
Все эти моменты учитывает методика проведения тренировочных занятий со слабовидящими детьми:
  1. Тренировочные занятия проводятся для тренировки больного глаза, закрепление знаний и навыков предусмотренных программой воспитания в дошкольном учреждении. Проводятся они два раза в неделю в каждой возрастной группе, как в утренние, так и в вечерние часы.
  2. Продолжительность тренировочных занятий в соответствии с возрастом группы:

Первая младшая группа – 10-15 минут.

Вторая младшая и средняя группы – 15-20 минут.

Старшая и подготовительная группы – 20-25 минут.

  • Занятие проводиться в свободной форме, дети самостоятельно рассаживаются за столом.
  • Занятия проводит одновременно со всеми детьми, но задания индивидуальные.
  • Материал тренировочных занятий должен соответствовать знанию и навыкам предусмотренных программой дошкольного учреждения, для каждой возрастной группы.
  • Пособия должны соответствовать возрасту детей и выдаваться детям согласно зрительной нагрузки.
  • Детей с нарушением зрения уже с двух лет необходимо обучать различным упражнениям для глаз, превратив эти упражнения в игры, постепенно игры непроизвольно станут потребностью для ребенка играть в них.

    Рекомендуемые зрительные нагрузки разнообразны, в зависимости от диагноза. Нагрузка для детей с амблиопией и косоглазием №1, сходящееся косоглазие нагрузка №2, расходящееся косоглазие нагрузка №3 и т. д. В детском саду все зрительные нагрузки это тренировочные игры :мозаики разных размеров, шнуровки, предметы-контуры, различные лабиринты, вкладыши, бусины, а также специальные тренажеры

    Зрительные маршруты и гимнастики.

    В период ношения ребенком заклейки (аклюзии) зрительное восприятие затруднено, поэтому врачи рекомендуют проводить показ игр, иллюстраций на близком расстоянии, при близорукости игры и предметы даются более крупного размера. При дальнозоркости, напротив рекомендуются игры более мелкие.

    В процессе образовательной деятельности, чтобы не было зрительной перегрузки необходимо проведение зрительной гимнастики, физ. минуток или работы с мини тренажерами, массажем активных точек лица, его можно проводить одновременно с несколькими детьми или индивидуально. Взрослее, дети с удовольствием делают его самостоятельно в виде игры.

    Если ребёнок любит играть с машинками, можно подобрать необходимую игру с тренажером “Дорожка”, которую разработал кандидат педагогических наук, доцент В.А.Ковалёв.

    Из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку”.

    Если ребёнку нравятся игры бродилки, лабиринты, предложите ему тренажер “видео-азимут”, разработанный тем же автором, по которому любой сказочный герой пройдёт по направлению стрелок.

    Использую световую указку, можно играть как индивидуально, так и с группой детей в “бродилки по горам”, тем самым мы добьёмся фиксации взора на световом пятне, и слежения взглядом за ним.

    Используя метку на стекле окна диаметром 3-5мм, которая находится на уровне глаз на расстоянии 30-35см от ребёнка, находим предмет на линии взора в дали и смотрим поочередно на удаленный предмет и на метку.

    Таким образом, перефокусируем взор, то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

    Зная, что ведущий деятельность детей дошкольного возраста является игра, наполнив упражнение с тренажёрами игровыми действиями, мы может добиться наработки остроты зрения, даже самым маленьких детей, а следовательно развить познавательные способности детей и помочь развить творческий потенциал детей с нарушением зрения.

    Список литературы

  • Парамонова Л.А. примерная образовательная программа “Истоки”.
  • Плаксина Л.И. программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).
  • Ковалев В.А. Методика профилактики зрительного утомления и развитие зрительных способностей.

    Тема: Система образования детей с нарушениями зрения в России

    г. Краснодар, ул.

    тел. дежурного: ()

    [1] Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. ФЗ от 6 марта 2006 года № 35 «О противодействии терроризму».

    [2] Источник: Громов В.И. Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности»

    [3] Источник: Громов В.И. Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности»

    [4] Источник: http://www.federal16.ru

    [5] Источник: Громов В.И. Васильев Г.А. «Энциклопедия безопасности»

    [6] Источник: подготовлено на основе материалов сайта «Хроники террора» и по материлам книги «Поведение в экстремальных ситуациях», Соловьёв Э. Я. ИВС-Астал, 1996.

    [7] Источник: http://www.bti.secna.ru/

    [8] Источник: http://www.biznes-advokat.ru/

    [9] Источник: по материалам сайта Мины

    1. Характеристика дошкольного образования детей с нарушениями зрения.

    2. Программы (вариативные) обучения детей с нарушениями зрения.

    Основы современной системы специальной помощи детям с отклонениями в развитии были заложены в советском государстве. В СССР сложилась эффективная модель специального образования, в том числе и в отношении детей с нарушениями зрения. К настоящему моменту эта модель претерпевала неоднократные изменения из-за изменений социально-экономического и идеологического характера.

    Для обучения и воспитания детей с нарушениями зрения дошкольного возраста в России на современном этапе существует сеть разного типа дошкольных учреждений специального назначения .

    Дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения имеют цель –

    - лечение, возможное восстановление и предупреждение ухудшения состояния зрения, развитие нарушенных функций зрения у детей,

    - предупреждение появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной патологии

    - преодоление, ослабление, устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений, нежелательных личностных качеств детей с нарушениями зрения в процессе обучения и воспитания

    - подготовка детей с нарушениями зрения к обучению в школе.

    Дифференцированные дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения входят в систему образования и открываются отделами образования совместно с отделами здравоохранения .

    Отделы образования осуществляют общее педагогическое руководство, отделы здравоохранения несут ответственность за обеспечение лечения.

    Отбор детей в дифференцированные дошкольные учреждения для детей с нарушениями зрения осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия на основе медицинского заключения и психолого-педагогического обследования. Как решение о зачислении ребенка в учреждение, а так и о выводе его из учреждения принимается медико-психолого-педагогической комиссией.

    Доу с нарушением зрения

    /3 варианта организации деятельности ПМПК:

    1 вариант. Создаются на базе дошкольного учреждения, в состав входят – штатные сотрудник учреждения (заведующий, врач-офтальмолог, логопед, тифлопедагог), представитель департамента образования, заведующий детским отделением поликлиники.

    2 вариант. Районные ПМПК (в состав входят узкие специалисты), осуществляют отбор детей в различного вида учреждения для детей с нарушениями зрения.

    3 вариант. Отбор в специализированные учреждения через городскую ПМПК/

    ! Раньше дети поступали в дошкольное учреждение для детей с нарушениями зрения в младшую группу и воспитывались до выпуска в школу,

    Теперь – каждый год дети выходят на ПМПК (если есть предпосылки, ребенка выводят в общеобразовательное учреждение).

    Дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах и школах-интернатах:

    · Детские сады, ясли-сады (с 2-хлетнего возраста) и дошкольные группы для детей с амблиопией и косоглазием (с функциональными нарушениями зрения). Зрительная патология у детей данной категории наиболее распространена.

    Детский сад, ясли-сад для детей с косоглазием и амблиопией – специальное учебно-воспитательное учреждение, предназначенное для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.

    Предпосылки создания учреждений для детей с косоглазием и амблиопией:

    – Косоглазие и амблиопия (неглубокие нарушения зрения), возникающие в 2-4 года требует многолетнего лечения. Значительная часть детей была вынуждена поступать в школу, не завершив начатого лечения. Продолжение лечения в условиях школы оказывается трудно осуществимым. /Если косоглазие не лечить, то впоследствии один глаз слепнет/.

    – С другой стороны в условиях поликлиники лечебно-оздоровительные мероприятия практически не сочетались с психолого-педагогическими и воспитательными мероприятиями.

    В связи с этим были созданы детские сады, в которых дошкольники с косоглазием и амблиопией могли бы получать

    интенсивное длительное комплексное лечение. сочетающееся с

    рационально построенным педагогическим процессом. который предусматривает коррекционно-воспитательную работу с учетом нарушений зрительного анализатора.

    . Практика показывает, что эффективность лечения глазных заболеваний в этих учреждениях выше, чем в глазных кабинетах детских поликлиник, кабинетах охраны зрения.

    · Учебно-воспитательный комплекс (УВК) ясли-сад–начальная школа для детей с нарушением зрения – для продолжения лечения и закрепления его результатов, организация преемственности между обучением в детском саду и начальной школе.

    · Детские сады, ясли-сады, специальные подготовительные (дошкольные) группы для слепых и частично видящих детей при школах слепых и слабовидящих.

    · Смешанные детские сады специального назначения. в которых воспитываются дети с амблиопией и косоглазием, слабовидящие и слепые дети.

    · Специальные детские дома для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста.

    · Группы специального назначения для воспитания слабовидящих детей при массовых дошкольных учреждениях.

    · Консультативные группы для детей с нарушениями зрения, не посещающих дошкольные учреждения (с 1990 г.) – вариативные формы организации специальной помощи.

    Потребность открытия связана с необходимостью оказания помощи семье в воспитании слепых и слабовидящих детей.

    Направления деятельности консультативных групп:

    выявление детей с нарушениями зрения, не посещающих дошкольные учреждения и нуждающихся в комплексной медико-психолого-педагогической помощи

    изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания,

    составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка

    консультирование родителей в связи со своеобразием, особенностями психофизического развития ребенка,

    разработка совместно с родителями программы воспитания и обучения ребенка

    обучение родителей методам. средствам и приемам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения в условиях семьи

    проведение коррекционных занятий тифлопедагогом /в присутствии родителей, с их помощью в дошкольном учреждении и домашних условиях/

    Группы могут создаваться как при государственных, так и при общественных, частных и других дошкольных учреждениях.

    Работа может осуществляться как на базе дошкольного учреждения, так и в условиях семьи.

    Комплектование групп осуществляется медико-психолого-педагогической комиссиями, работающими в системе образования. В группы дети зачисляются с момента выявления нарушения зрения (первичного дефекта).

    Пример, в 1992 году в Санкт-Петербурге был открыт первый в России Консультативно-практический центр по абилитации детей со зрительной патологией .

    Консультативные группы предусматривают пребывание ребенка с родителями в Центре несколько раз в неделю (по расписанию).

    В группах работают тифлопедагоги и воспитатели, которые обучают детей игре, общению, проводят индивидуальные занятия, учат пространственной и социально-бытовой ориентировке, изобразительной деятельности.

    В консультативных группах дети занимаются в присутствии родителей, которые обучаются вместе с ними. С детьми работают логопед, психоневролог, невропатолог, которые проводят психокоррекцию детей, назначают медикаментозное и другие виды лечение, оказывают психологическую помощь детям и родителям.

    Результатом деятельности Консультативно-практический центр по абилитации детей со зрительной патологией ( г. Санкт-Петербург) явилось создание методического пособия «Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением: Методическое пособие / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб. 1995» – необходимость его издания обусловлена потребностью развития в России системы специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелыми зрительными нарушениями.

    На базе центра разрабатываются и апробируются «Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / Научн. рук. В.А. Феоктистова. С-Пб. 1995»

    Поделитесь материалом в социальных сетях:

    Профилактический потенциал зрительной гимнастики в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушениями зрения

    12 Июнь 2014

    0 (322) Просмотры

    Презентация адресована педагогам ДОУ, где воспитываются дети с нарушениями зрения. Может быть рекомендована для проведения консультации для родителей или педагогов ДОУ. Актуальность выбранной темы обоснована в сообщении, сопровождающем показ презентации. Раскрывается профилактический потенциал зрительной гимнастики не только для дошкольников с нарушениями зрения, но и для воспитанников общеразвивающих ДОУ.

    Работать с презентацией очень просто: каждый слайд сопровождается текстом, слайды меняются по щелчку мыши

    Содержание презентации «Профилактический потенциал зрительной гимнастики в коррекционно-образовательном процессе ДОУ для детей с нарушениями зрения

    Слайд 1 За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Помимо врожденных отклонений отмечается увеличение числа хронических заболеваний различных органов и систем. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения, которые могут привести к полной слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

    Слайд 2 В настоящее время значительную часть в структуре глазной патологии занимают аномалии рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Помимо этого многие дошкольники страдают косоглазием, амблиопией и многими другими видами нарушения зрения.

    Одним из требований при организации коррекционно-педагогического процесса в специальном дошкольном образовательном учреждении является строгое соблюдение охранительного режима и проведение мероприятий, связанных не только с лечением, укреплением и восстановлением зрительных функций, но и профилактикой зрительных нарушений.

    Слайд 3 К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относятся:

    — соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

    — использование наглядных пособий, методических учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

    — чередование занятий детей с отдыхом;

    — проведение гимнастик для глаз в детском саду и дома;

    — контроль за правильной позой детей во время занятий;

    — организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

    — активное гармоничное физическое развитие детей;

    — организация рационального питания и витаминизации;

    — исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

    По мнению Г.Г. Демирчогляна, педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения. Слайд 4 В связи с этим педагогический коллектив нашего ДОУ большое внимание уделяет охране и гигиене зрения дошкольников, проведению различных занятий, игр и упражнений, способствующих качественному улучшению зрительных функций.

    В программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду» под редакцией Л.И. Плаксиной наряду с общими задачами охраны и укрепления здоровья предусмотрены упражнения для глаз, направленные на преодоление зрительных нарушений, развитие зрительной ориентации, снятия зрительного утомления, совершенствования центрального и периферического зрения.

    Слайд 5 Зрительная гимнастика – это часть коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения. Состоянием глазных мышц во многом определяется зрительная работоспособность. Поэтому зрительная гимнастика эффективна в случае её регулярного проведения, с учетом нарушенных зрительных функций и под обязательным наблюдением врача-офтальмолога.

    Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

    Слайд 6 Гимнастика для глаз снимает зрительное напряжение, повышает зрительную работоспособность, улучшает кровообращение и способствует предупреждению нарушений зрения и развития глазных заболеваний, а также более быстрому восстановлению работоспособности и эффективному усвоению учебного материала.

    Гимнастику глаз проводят постоянно со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах, несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти мин. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться в старшем дошкольном возрасте

    Слайд 7 Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики:

    — вправо-влево;

    — вверх-вниз;

    — далеко-близко (удалять и приближать предмет) ;

    — по кругу — слева-направо;

    — по диагонали — снизу-вверх;

    — по диагонали — сверху-вниз.

    Слайд 8 В комплекс зрительной гимнастики включаются также упражнения на улучшение и укрепление аккомодации для детей с расходящимся косоглазием, а для детей со сходящимся косоглазием – упражнения на расслабление конвергенции и другие.

    Слайд 9 При проведении зрительной гимнастики рекомендуется выполнение следующих условий:

    1. Фиксированное положение головы. Это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

    2. Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе. 4-5 минут в старших группах.

    3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

    При проведении зрительной гимнастики необходимо соблюдать Слайд 10 общие правила:

    — всегда снимать очки;

    — сидеть (стоять) прямо, не напрягаться расслабить плечи и опустить их;

    — следить за дыханием оно должно быть глубоким и равномерным;

    — сосредоточить все внимание на глазах;

    — после выполнения упражнения хорошо потянуться, от души зевнуть и часто поморгать.

    Слайд 11 В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные варианты использования зрительных гимнастик:

    -​ со стихами;

    -​ с опорой на схему;

    -​ с сигнальными метками;

    -​ с индивидуальными офтальмотренажерами;

    -​ с настенными и потолочными офтальмотренажерами;

    -​ электронных зрительных гимнастик.

    Слайд 12 Для более четкого восприятий упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточивания взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

    Слайд 13 Имитационные действия глазами, в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

    Изучив методические рекомендации Базарного В.Ф. Григоряна Л.И. мы разработали материал по использованию видеотренажеров различного направления (офтальмотренажеры, «держалки», сигнальные метки). целью которых является:

    — снижение психической и зрительной утомляемости,

    — повышение остроты зрения,

    — развития зрительно-двигательной координации,

    — упражнение детей в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете,

    — повышение общей активности детей во всех видах деятельности.

    Слайд 14 Индивидуальные офтальмотренажеры, «держалки»: поместив в них сюжетные или предметные картинки по лексическим темам, картинки с заданиями, воспитатель плавно передвигается по комнате то, удаляя, то, приближая к детям демонстрируемый материал, тем самым, создавая дополнительную активность для всех групп глазных мышц.

    Доу с нарушением зрения

    Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким.

    Слайд 15 Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

    Слайд 16 Упражнения с сигнальными метками: в различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки. Располагать их рекомендуем в разноудаленных участках комнаты (например, в 4-х углах потолка).

    Сигнальные метки целесообразно подбирать с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной сказки. Один раз в две недели сюжеты рекомендуем заменять на новые. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуем выполнять только в положении «стоя».

    Слайд 17 Потолочные офтальмотренажеры — это своего рода траектории, по которым дети «бегают» глазами; при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы, туловища. Упражнения выполняются коллективно и только стоя. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание детей. слайд 18 Дети, фиксируя взором траектории (т.е. с постоянно поднятой головой), в начале учатся «обходить» схемы – траектории, а затем «обегать».

    Слайд 19 Настенные офтальмотренажеры представлены виде схем, размещаются на стене, против лица. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

    Одним из новейших вариантов использования зрительных гимнастик является Слайд 20 электронная физминутка. Её цель – сохранение зрения, снятие зрительного напряжения. В соавторстве с учителем-дефектологом Усачевой В.Р. мы разработали комплекс таких зрительных гимнастик с помощью программы Power Point. Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций сохраняет зрение, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции. Методика проведения электронной физминутки проста в использовании. Дети слушают музыку и следят за движением объектов.

    Слайд 21 Таким образом, анализ литературы по проблеме исследования и предложенные варианты применения зрительных гимнастик с детьми с нарушением зрения показали, что зрительная гимнастика оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка, повышает его работоспособность, снимает зрительное напряжение, обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией.

    Опыт нашей работы позволил отметить, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров является эффективной и неотъемлемой частью коррекционно-воспитательного процесса. Использование зрительной гимнастики в комплексе с другими профилактическими и оздоровительными мероприятиями по снятию зрительного напряжения и укреплению зрительных функций детей обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

    Скачать презентацию

    Авторы: Усачева Валентина Рышардовна,

    учитель-дефектолог,

    Алексенцева Ирина Игоревна,

    доу с нарушением зрения

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    СТАТЬЯ: «РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ»

    (из опыта работы)

    Лещева Вера Анатольевна - учитель – дефектолог (тифлопедагог)

    По последним данным (Материалы Всероссийской научно-практической конференции) в настоящее время 1,6 млн.детей, проживающих в Российской Федерации, нуждаются в коррекционном образовании, из них 353 тыс.детей посещают группы и учреждения дошкольного образования компенсирующего вида.

    В государственном бюджетном дошкольном учреждении детский сад № 2 комбинированного вида Петродворцового района воспитываются дети с различной зрительной патологией. Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения   (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.

    По определению «Слабовидящие – дети, у которых вследствие аномалий рефракции, заболеваний сред глаз, сетчатки и зрительного нерва острота зрения (с коррекцией) понижена до 0,05-0.4.

    Наряду со снижением остроты зрения, наблюдаются также разные по степени нарушения других зрительных функций - световой и контрастной чувствительности, временной разрешающей способности, цветоразличения, поля зрения и другие. При всем этом у большого количества детей имеется сложная структура дефекта, то есть сочетание двух-трех нарушений развития (зрения и речи, зрения – речи - психических функций, зрения- опорно-двигательного аппарата).

    Очевидно, что снижение зрительных функций приводит к нарушению нормального взаимодействия ребенка со средой, притом, что опыт взаимодействия играет важную роль в развитии ЦНС.

    Теория и практика обучения детей с нарушением зрения указывает на то, что нарушение зрения неизбежно оказывают отрицательное влияние на зрительный акт, снижает количество и качество воспринимаемой информации.

    Доказано, что снижение функций обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, снижает уровень эмоционального восприятия объектов внешнего мира.

    Дети с нарушением зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, пространственного расположения предметов, в выполнении практических действий, в ориентировании в малом и большом пространствах.

    Кроме того, недостатки зрительного восприятия обуславливают формирование нечетких образов – представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций, что значительно затрудняет их познавательную деятельность.

    Наблюдаются нарушения памяти, внимания, без чего невозможно восприятие информации о внешнем мире. Сформированные, но не включенные в разные виды деятельности, представления быстро распадаются.

    Для детей с нарушением зрения является характерным низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать сюжетные изображения, а также переводить зрительную информацию в речевой план. У детей возникают трудности, связанные с темпом работы, с качеством выполнения заданий, наблюдается быстрая истощаемость нервной системы.

    На основании вышеизложенного понятно, что дети с нарушением зрения нуждаются в специальной помощи, суть которой заключается в ее комплексности, то есть в тесном взаимодействии тифлопедагогов, логопедов, педагогов-психологов, воспитателей.

    Специфика работы логопедов, психологов, воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности ( чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски ).

    Специалисты строят работу с детьми не только с учетом коррекции выявленных нарушений, но и с учетом развития механизмов компенсации, то есть способности в условиях зрительной недостаточности эффективно, на полисенсорной основе обрабатывать информацию.

    Координатором в системе взаимодействия и преемственности в коррекционной работе является тифлопедагог, так как в его ведении находится глобальная проблема.

    ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА.

    Тифлопедагог планирует и проводит коррекционную работу по исправлению выявленных отклонений.

    Развивает у детей компенсаторные возможности познания окружающего мира. Консультирует воспитателей по проведению занятий, посещает занятия воспитателя и анализирует усвоение детьми программы, на основании чего организует индивидуальную работу с детьми.

    Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе со всеми специалистами и воспитателями.

    Проводит работу с родителями.

    ОСНОВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ТИФЛОПЕДАГОГА.

      Карты обследования, индивидуальные карты сопровождения, протоколы МПК. Перспективный план. Календарный план План работы с родителями. Взаимодействие с воспитателями и специалистами.

    ТИПЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ, ПРОВОДИМЫХ ТИФЛОПЕДАГОГОМ.

    Занятия по совершенствованию сенсорных эталонов.

    Задачи:

    - расширение знаний о сенсорных эталонах; закрепление представлений о

    системе сенсорных эталонов; расширение умения пользоваться сенсорными

    эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;

    - формирование умений пользоваться сенсорными эталонами при анализе

    свойств и качеств предметов;

    -расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира;

    Занятия по расширению способов обследования предметов.

    Задачи:

    - уточнение предметных представлений,

    - формирование умения узнавать предметы в разных модальностях;

    - формирование умения выделять признаки опознания,

    -формирование навыков зрительного, осязательного  и полисенсорного

    восприятия объектов.

    Занятия по расширению и коррекции представления о предметах и явлениях окружающего мира..

    Задачи:

    - расширение и углубление знаний о предметах;

    - формирование способов обследования предметов на полисенсорной основе;

    - закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира за

    счет включения их в новые виды деятельности.

    Занятия по совершенствованию глубины пространства.

    Задачи:

    - развитие пространственного восприятия за счет формирования

    нестереоскопических способов восприятия глубины пространства,

    - формирование умений переносить знания в свободное пространство и

    практическую деятельность.

    Занятия по развитию пространственного ориентирования.

    Задачи:

    - формирование пространственных представлений,

    - обучение ориентировке на основе представлений.

    - расширение опыта ориентировки в окружающем мире.

    Занятия по совершенствованию умения воспринимать сюжетное изображение.

    Задачи:

    -формирование и закрепление умения детально, последовательно и целостно

    воспринимать сюжетное изображение;

    - формирование  умения устанавливать причинно-следственные связи и

    отношения на основе выделения информативных признаков;

    - развитие  связной речи.

    Занятия по развитию зрительно-моторных координаций.

    Задачи:

    - развитие навыка прослеживания глазами за действием руки;

    - развитие умения удерживать в поле зрения зрительный стимул;

    - развитие умения пользоваться ручкой, карандашом ( проводить линии,

    соединять точки, писать цифры, буквы) .

    Занятия по развитию сохранных анализаторов.

    Задачи:

    Задачи:

    - развитие внимания;

    - развитие памяти (зрительной, слуховой, осязательной)

    - развитие мышления.

    ОТДЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

    В работе с детьми с нарушением зрения должны соблюдаться определенные условия проведения занятий:

      Освещенность рабочего места подбирается индивидуально в соответствии с особенностями зрительной системы (снижение чувствительности к свету или ее повышение- светобоязнь); Поза ребенка во время занятий не должна оказывать негативного влияния на его осанку; Оптимальное расстояние от глаз наглядного материала 20-30 см; Не допущение зрительного утомления Длительность зрительной работы не должна превышать 10-15 минут. В перерывах для отдыха – визуальная фиксация удаленных объектов или же адаптация к белому или зеленому фону средней яркости.

    Определенные требования к наглядному материалу.

      Каждое изображение должно иметь четкий контур, высокий контраст с фоном (до 60-100%).Лучше воспринимается отрицательный контраст (темное на белом, светло-желтом, светло-зеленом), чем положительный (белое на черном). Важно ограничивать информационную емкость изображений и сюжетных ситуаций с целью исключения избыточности, затрудняющей опознание. Имеют значение количество и плотность изображений, степень их расчлененности. Учет педагогом индивидуального темпа зрительной работы ребенка. Увеличение времени экспозиции наглядных пособий (особенно когда объект воспринимается осязательно-зрительным путем). Расположение иллюстрационного материала в вертикальной плоскости перед взором ребенка. Подключение руки для обведения формы или контура для прослеживания, использование рельефных (выпуклых) контуров. Не допускается расположение объектов для рассматривания на фоне окна, фоне одежды педагога. Не допускается расположение объектов на фоне бликующих поверхностей (окрашенных) Включение в процесс зрительного восприятия слуховых, осязательных, обонятельных, вкусовых ощущений, что позволяет сформировать у детей стойкие, качественные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

    РАБОТА ТИФЛОПЕДАГОГА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ.

    Работа тифлопедагога с воспитателями не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Помочь им в этом должен тифлопедагог. Для этого, исходя из потребностей воспитателей, тифлопедагогом  готовятся консультации.

    Примерный перечень:

      Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:
      название и краткое описание нарушения возможности видения при данной патологии факторы. влияющие на ухудшение зрения
      Особенности работы со слепыми детьми Особенности работы со слабовидящими детьми Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием. Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов. Требования к организации зрительной работы с детьми Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

    Работа тифлопедагога с родителями направлена на  вовлечение родителей в домашний педагогический процесс по развитию зрительного или осязательного (в зависимости от патологии) восприятия. Для осуществления домашнего педагогического процесса родители должны быть соответствующим образом подготовлены.Для этого тифлопедагогом проводятся для них индивидуальные консультации, показательные занятия. Широко используется настенная информация в виде статей с конкретными рекомендациями по вопросам семейного воспитания детей.

    Задействуются  возможности интернета. Создаются закрытые группы в социальной сети, где  выкладываются  фото-, видеоматериалы и текстовые документы для ознакомления родителей с работой  педагогов, проводятся онлайн-консультации.

    Тематика консультаций для родителей.

      Семейное воспитание детей с нарушением зрения. Помогайте детям познавать окружающий мир. Косоглазие и амблиопия, причина их возникновения. Правильное питание для глаз. Отдых для глаз, лечение солнцем. Коррекционные игры и упражнения, способствующие развитию зрения. Как помочь ребенку с нарушенным вниманием. Что такое осязательное восприятие и как его развивать. Развиваем тактильные ощущения у детей дома и на улице Слабовидящий ребенок в семье.

    ПРОГРАММЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.

      От рождения до школы. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И.Плаксиной М. 2003 г. Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения. Научный рук-ль. В.А.Феоктистова.СПб. «Образование» 1995 г.

    ЛИТЕРАТУРА.

      Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. СПб.,1995 г. Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб. РГПУ им.А.И.Герцена,2003 г. Охраняем и развиваем зрение.Г.В.Никулина,Л.В.Фомичева,СПб. 2002 г. Развиваем восприятие у ребенка.М.Э.Бернардская, И.В.Блинникова, О.Г.Солнцева, М. Просвещение, 2001г. Сборник научных трудов «Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих»,Ленинград,1982 г.

    Источники:
    http://festival.1september.ru, http://studopedia.net, http://planetadetstva.net, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/12/13/rabota-tiflopedagoga-v-doshkolnom-uchrezhdenii-dlya-detey-s

    Следующая:


    20 июля 2018 года

    Комментариев пока нет!
    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр справа: код подтверждения