коррекция зрения
Главная » Диагностирование нарушений зрения

Дошкольники с нарушением зрения


Дошкольники с нарушением зрения

«Организация игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 18 «Хрусталик» компенсирующего вида города Белово»

Педагогический совет

Тема: «Организация игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения»

Подготовила:

Гончарова Надежда Ивановна,

старший воспитатель

2011

ЦЕЛЬ: изучение системного анализа организации игровой деятельности дошкольников с нарушением зрения в режиме дня и определить пути совершенствования работы в данном направлении.

старший воспитатель (Приложение 4)

Решение педсовета

заведующая д/с (Приложение 5)

Приложение 1

Доклад заведующей

Актуальность поиска новых подходов и решений к проблеме формирования коррекционно-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения обусловлена увеличением количества детей, имеющих различные нарушения развития не только в нашей стране, но в странах всего мира. Нарушения зрения занимают в этом перечне одно из центральных мест. По данным Всемирной организации здравоохранении в настоящее время каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый, каждую минуту – ребенок.

Изучением детей с нарушением зрения занимались многие отечественные ученые, которые проводили комплексные исследования, а также сравнительное изучение познавательной деятельности нормально видящих и детей с нарушениями зрения.

Своевременная профилактика и коррекция нарушений зрения у детей является особо острой проблемой, т.к. первичный дефект влечет за собой ряд вторичных отклонений, которые влияют на полноценное развитие ребенка.

Из полученных сведений, можно сделать вывод, что характер нарушения зрения дошкольников влияет не только на психофизическое развитие, но и на зрительное восприятие.

В условиях нашего дошкольного учреждения решается важнейшая задача - интеграция детей с нарушением зрения в общество, через воспитание, обучение и коррекции нарушенных функций.

Одним из эффективных средств коррекции нарушенных функция является дидактическая игра, которая не только способствует обогащению и закреплению знаний, но и является средством коррекции зрительного восприятия.

Таким образом, успешность коррекции зрительного анализатора у детей с нарушением зрения зависит от содержания работы дошкольного образовательного учреждения. Реализуя систему по коррекции зрительного восприятия у дошкольников, имеющих нарушение зрения, получается неразрывная цепочка педагогических воздействий, результатом которых является улучшение зрительных диагнозов, развитие психических и познавательных процессов.

Я согласна с высказыванием Евгении Николаевны Потаповой «Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает несравненно больше, чем требуется знать».

Так же хотелось бы отметить, что формирование коррекционно-развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения создает благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных отклонений, для общего развития ребенка.

Приложение 2

Дидактическая игра как средство развития зрительного восприятия

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Именно благодаря зрению, мы способны познавать всю полноту окружающего мира, именно благодаря зрению, мы можем правильно ориентироваться в пространстве и воспринимать богатейшую палитру цветов и оттенков.

Глаза - это благо, счастье и величайший дар.

С каждым годом увеличивается количество детей рождающихся с глазными патологиями.

Организация сенсорного опыта слабовидящих детей осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.

Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, так как основным ее элементом является обучающая задача, представленная разнообразным содержанием (предметный мир с его характерными признаками и свойствами, люди, их труд, быт и др.).

Любая дидактическая игра ставит целью: обогатить чувствительный опыт, развить умственные способности, умение сравнивать, классифицировать предметы и явления, делать умозаключения. Наряду с решениями этих целей с помощью дидактических игр мы решает задачу развития основных зрительных функций. Зрение тесно связано с работой сенсорных систем и жизнедеятельностью всего организма. Во время дидактической игры и во взаимодействии с дидактическим материалом, включаются все группы зрительного восприятия.

Дидактические игры любимы детьми дошкольного возраста из-за наличия в них игрового действия, которое увлекает и занимает детей, стимулирует их активность, вызывает у них чувство удовлетворения и удовольствия, формирует познавательный интерес. Благодаря занимательности игровых действий дидактические игры могут активно способствовать овладению знаниями, навыками и умениями, так как в увлекательной форме усиливаются потенциальные познавательные возможности слабовидящего ребенка.

Игровое действие дидактической игры служит не только усилению активности ребенка, оно является средством коррекции зрительного восприятия и компенсации зрительной недостаточности за счет развития сохранных анализаторов и формирования сенсорных взаимосвязей.

Дидактические игры могут способствовать совершенствованию сенсорного опыта слабовидящих по усвоению сенсорных эталонов, их дифференциации, классификации, а затем использование знаний при практической ориентировке.

Следует выделить возможность дидактической игры констатировать, чем ребенок владеет, для того, чтобы целесообразно организовать коррекционно-компенсаторную работу по сенсорному воспитанию слабовидящего ребенка.

В процессе использования дидактических игр можно оценить эффективность средств обучения, сенсорного воспитания и повысить оптимальность воздействия за развитие сенсорных функций.

Увлечение ребенка игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому восприятию, анализу, запоминанию и т. д.

По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно разделить на две группы:

1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности

слабовидящих детей;

2) логические дидактические игры, назначение которых — на основе

чувственного опыта — развитие мышления.

В играх первой группы, направленных на развитие сенсорной сферы, дети учатся различать, сравнивать, выделять, называть характерные признаки и свойства предметного мира.

Игры второй группы учат детей классифицировать, группировать, систематизировать предметы по общим и отличительным признакам.

При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, трупы предметов по цвету, форме, величине, пространственной характеристикам.

В играх на систематизацию они соотносят предметы между собой только по определенному признаку: предметы одной формы, одного цвета, одного размера и т.д.

По содержанию дидактические игры можно условно поделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений.

Эти виды игр особенно важны в работе со слабовидящими детьми, так как в значительной мере обогащают предметные представления.

Настольно-печатные игры следует использовать в работе со слабовидящими детьми в плане коррекции зрительного восприятия иллюстративного материала, следует особенно требовательно подходить к иллюстрациям с точки зрения их доступности для зрения слабовидящих.

Применение словесных дидактических игр в обучении слабовидящих детей может способствовать уточнению, конкретизации образов предметов и формированию соответствующих чувственному образу словесных описаний.

Игра "Разложи по цвету" дети по образцу, кто скорее разложит фигуры по цветовым оттенкам. Выигрывает тот, кто скорее выполнит работу. ( Также д/игры- «Подбери плащ», «Сборочный цех»)

В упражнении "От какой бабочки крылья" дети рассматривают крылья бабочек разной величины (5 пар крыльев). Дети ориентируются на размер и цвет крыльев, рассматривают узор на крыльях, составляют из частей бабочку.

В дидактическом задании "Выложи орнамент" детям предлагается по образцу составить орнамент из геометрических фигур. При этом они должны назвать фигуры, их цвет, величину, пространственное положение.

Игра "Подбери чашки к блюдцам". Детям даются изображения чашек и блюдец или сами предметы разного цвета. Следует подобрать к каждой чашке блюдце соответствующего цвета.

Игры и материалы, способствующие активизации зрительных функций: мозаики, лото, домино, разрезные и сюжетные картинки.

Дидактические игры и упражнения на цветоразличения "Найди нужный цвет", "Разложи по оттенкам", "Составь из частей цветок. «Посади матрешку в свой вагон».

Дидактические игры на развитие глазомера "Какой предмет больше, меньше?", "Что дальше, что ближе", "Самый длинный, высокий, толстый, тонкий, короткий, низкий предмет"и др.

Игры на развитие зрительного внимания и памяти "Угадай, что изменилось?", "Чего не стало?", "Найди такой же предмет".

Игра "Кто скорее соберет листья" ставит своей задачей научить различать от какого дерева лист.

В игре "Найди каждому ребенку свою игрушку" по характерным движениям дети должны подобрать игрушки: мальчику — самокат, девочке — скакалку, другим детям волчок, мячик и т. д. Дети должны внимательно рассмотреть, а затем определить, для какого действия характерна та или иная поза и найти игрушку, с которой играет ребенок.

Дидактическая игра "Одень куклу". Детям даются каждому кукла своего размера. На столе лежит одежда соответствующего размера для всех кукол, дети отбирают одежду. Задание дается с учетом скорости.

Игра "Какой геометрической фигуры не стало". Все геометрические фигуры яркой окраски, разного размера. Детям предлагается запомнить расположение фигур, а затем одно из них убирается. Следует угадать, какую фигуру спрятали. В игре "Составь из частей целое" предлагается из простых форм предметов пирамидки, флажки, матрешки составить целое.

Дидактическая игра "Кто скорее нанижет свои бусы". Даются наборы бус разного размера и образец нанизывания бус по убывающей величине.

Игра "Найди в групповой комнате предметы соответствующей высоты, ширины, длины". Каждый ребенок получает свою мерку. Дается задание, кто скорее найдет предмет соответственно мерке: длины, высоты, ширины.

Игра "Найди предмет по форме геометрической фигуры". Детям даются различные геометрические фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник и геометрические тела: конус, шар, цилиндр, эллипс, призма. Найти предметы такой же формы.

В игре "Каждый игрушке свое место" дети должны соотнести величину коробки и игрушки.

Игра "Чей телефон?" дети выкладывают на фланелеграфе вырезанные из картона изображения игрушек. Задание: проследить глазами по шнуру, кто с кем говорит по телефону. Задание дается на время, кто скорее выполнит задание.

Важным условием развития пространственной ориентации и зрительных ощущений во время прогулки являются такие игры как: "Сравни два дерева", "Чьи следы на снегу?", "Рассмотри радугу", "Сравни снежинки", "Пройти путь на звук", "Найди дерево, цветок по картинке" и т. д.

Нужно учить детей наблюдать изменения природных явлений, смену времен года, показать большие и маленькие льдинки, сравнить их, учить рассматривать и обследовать разнообразный животный и растительный мир в таких играх, как "Назови цвета первых упавших листьев", "Узнай растение по листочку", "Назови растение по ростку и месту посадки" и т. д.

Эти игры способствуют развитию зрительного восприятия, внимания, понимания пространственных представлений.

Игра на формирование у детей представлений о перспективе: "Выложи такой рисунок" (на фланелеграфе). Дается образец рисунка (с 2—4 плановой перспективой) и точно такие же вырезанные детали этого рисунка. В задании требуется выложить на фланелеграфе сначала те предметы, которые расположены на переднем плане, затем на среднем и заднем.

В игровом задании "Кто с каким мячом играет?" дети прослеживают по линиям, соединяющим девочек и мальчиков с разноцветными шарами на рисунке, называют направление движения объектов: вверх-вниз, влево -вправо, в нижнем правом углу, середине, с правой стороны и т. д.

Дидактическая игра "Угадай, где позвонили?". Детям предлагается на слух узнавать направление звука: позвонили вверху, внизу, на уровне головы, слева, справа и т. д.

Игра "Угадай, кто позвал?". Ребенку предлагается определить, кто из товарищей его позвал.

Наряду с играми, где дети имеют общение с конкретным предметным миром, можно для закрепления детских представлений использовать словесные дидактические игры. Назовем отдельные из них:

Игра "Котятки и перчатки". Детям раздаются карточки с изображением котят в разноцветных костюмчиках. Говорится скороговорка:

Потеряли котятки

От костюмов перчатки

Прибежали ребятки

Отыскали перчатки.

Дети произносят скороговорку и подбирают к своим картинкам с котятами изображения перчаток соответствующего цвета.

Игра "Угадай по описанию". Детям предлагаются картинки с предметными изображениями: игрушки, предметы быта (обувь, посуда, мебель и др.). Дидактическое задание "Загадать загадку, описать предмет". Кто отгадает, то получает карточку. Выигрывает тот, у кого окажется больше карточек.

Дидактические упражнения:

нарисовать, что данное слово обозначает;

связать слово с иллюстрацией, его изображающей;

произнести слоги похожих слов;

составить как можно больше слов, начинающихся одинаково.

Следует широко использовать сенсорно-двигательные игры для упражнения на узнавание, классификацию форм, цвета, размеров, величин на всевозможные сложные различения по убывающей и возрастающей величине, оттенкам.

Детям предлагаются игры-упражнения типа: найди знакомые качества в других предметах (понятие тождества), сравни, сопоставь (понятие различия), всевозможные игры на сортировку, классификацию, комбинацию форм и цветов, перестановку, разделение, отрицание, воспроизведение, размещение посредством схем, диаграмм и др.

Простейшие игры-задания развивают у ребенка способность причислять отдельный предмет к классу предметов (важный шаг к дедукции — обобщению).

В зависимости от диагноза и степени заболевания, мы используем различный дидактический материал в работе с детьми.

Детям со слабой степенью амблиопии предлагаем дидактические игры: «Лабиринты», «Трафареты», «Цветные фасольки», «Заштрихуй по-разному», «Додумай и дорисуй» - размеры не менее 10-15см.

Детям со средней степенью амблиопии: «Весёлые зверята», «Волшебные шнурочки», «Цветные палочки», «Собери сказку», «Пазлы» - размеры от 15 до 20 см.

Детям с высокой степенью амблиопии: «Лоскутное одеяло», «Собери квадрат», «Сложи узор», «Колумбово яйцо» - размеры от 20см. и более. Размеры очень важны, так как для детей с одним диагнозом это соответствующий размер, а для других нет.

Детям с расходящимся косоглазием предлагаем дидактические игры: «Нанизывание бус, (пуговиц)», «Мазаики» - различной величины, «Вкладыши, разрезные картинки».

Детям со сходящимся косоглазием: «Дротики», «Баскетболисты», «Меткий стрелок». В процессе всей игровой деятельности мы осуществляем дифференцированный подход.

В нашей педагогической деятельности, мы широко используем дидактические игры на занятиях и в повседневной жизни. Работая с детьми, большое внимание уделяем обследованию, выделению и квалификации предметов и их свойств. Для этого применяем дидактические игры: «Посылка от Незнайки», «Опиши на ощупь», «Чудесный мешочек», «Опиши, что чувствуешь». Для изготовления игр мы строго соблюдаем гигиенические и эстетические требования. Используем прочные материалы ярких и красочных тонов, необходимых размеров, для ребёнка с нарушением зрения очень важны познания о мире, в котором он живёт полученные в игре, в частности дидактической.

Итак, все приведенные игры направлены на формирование у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста обобщенных представлений, сенсорной деятельности и ориентации в окружающей действительности. Кроме того, целый ряд игр, описание которых приводилось, может быть использован педагогами для определения того, как дети усвоили знания, какие навыки и умения у них сформировались и как они ими пользуются в повседневной жизни.

Приложение 3

Справка по итогам изучения предметно-развивающей среды.

Приложение 4

Деловая игра «Крестики – нолики»

Назовите игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата:

Дошкольник с нарушением зрения: упражнения и рекомендации родителям

Обучение детей с нарушением зрения в домашних условиях отличается своими особенностями. Важное внимание играют состояние зрительного нарушения и время возникновения заболевания. Родители должны своевременно обращаться к помощи специалистов и получать консультации у офтальмолога, психолога и так далее. Мы же постараемся дать некоторые базовые рекомендации, чтобы дошкольник с нарушением зрения мог полноценно учиться и развиваться.

Рекомендации родителям

При общении с детьми с нарушением зрения советуем комментировать свои действия. Это позволяет ребенку получать информацию с помощью зрения и слуха. Важно создать оптимальные условия для обучения и семейного воспитания детей. Щадящий режим и неоправданная опека при дефекте зрения могут негативно сказаться на формировании личности.

Нарушение зрения у дошкольника откладывает социальный отпечаток на формировании характера. Как правило, детей с нарушением постоянно жалеют родственники и знакомые. Ребенок становится центром внимания в своей социальной группе, что негативно складывается не только на воспитании, но и формировании самооценки и модели общения с окружающими.

С раннего детства детей с нарушением зрения нужно приучать получать информацию с помощью других сохранных чувств. Причем обучение должно проводится непринужденно, ребенок не должен чувствовать что к нему относятся как-то особенно, излишняя забота в некоторых случаях может только навредить, плохо влияя на формирование самостоятельности.

Родители не должны ограничивать коммуникативные связи детей. Общение со сверстниками позволит получить максимум информации об окружающем мире. Не нужно стесняться нарушений.

Дошкольники с нарушением зрения

Родители дошкольника с дефектом зрения должны стать активными участниками игр. Причем играть можно и даже нужно с нормально видящими детьми. Родители должны корректировать ребенка, подсказывать ему и принимать участие в игре. В случае необходимости попросить других детей помочь ребенку приспособиться к игре.

Важно понимать возможности детей и не заставлять их делать то, что они пока не готовы выполнить. Никогда не заставляйте ребенка с нарушением зрения что-то делать, если получили четкий отказ. Заинтересованность детей появляется в результате создания игровой ситуации.

Игровые упражнения для зрения

Сложно приучить ребенка выполнять определенный комплекс упражнений для борьбы с нарушением зрения. Упражнения нужно построить в виде игры. Тогда результат будет гораздо эффективней. Родители должны контролировать регулярное выполнение упражнений, следить за режимом и питанием детей. Тогда результаты будут идти в гору. Ну а мы посоветуем вам, как можно заинтересовать детей регулярно упражняться.

«Лабиринт»

На когнитивное развитие детей и улучшение остроты зрения влияет проведение такой игры как «лабиринт». Дошкольнику предлагается провести различных сказочных героев к своему домику. Главная задача – максимальная подвижность глаз. Упражнение можно усовершенствовать, задавая временные рамки, заинтересовав ребенка другими способами, которые зависят уже от индивидуального подхода родителей.

«Путаница»

Важно уделить внимание и бинокулярному развитию ребенка. Вы можете найти в Интернете множество картинок для проведения такого развлечения как «путаница». Ребенку с нарушением зрения предлагается найти все овощи, которые спрятались в левой части изображения.

«Маршруты»

Простой тренажер, который можно повесить на стену. Методика тренинга предполагает слежение глазами по указанной траектории. Можно следить глазами за указанной траекторией и дополнять упражнение движением указательного пальца. Основные направления для тренинга:

  • Плавные движения влево-вправо;
  • Движения по вертикали: вверх-вниз;
  • Движения глаз по часовой стрелке (красный эллипс);
  • Против часовой стрелки – желтый эллипс;
  • Упражнений «восьмерка» - движение по зеленой траектории.

Вот некоторые советы и упражнения, которые могут быть включены в режим дня дошкольника с нарушением зрения. Попробуйте позаниматься с детьми, возможно, некоторые упражнения станут вашей любимой игрой. Заинтересуйте ребенка. Желаем вам успехов и быстрых результатов!

Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения

Главная > Реферат > Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения

«Музыкальное воспитание дошкольников с нарушением зрения»

«Музыкальное воспитание должно начинаться с момента рождения ребенка, не следует ждать, когда ребенок подрастет, ибо, чем дольше родители будут оттягивать начало музыкального воспитания и обучения, тем больший урон будет причинен развитию ребенка, и его способности все в большей мере будут затухать. Очень важно, чтобы музыкальное образование и воспитание охватывало все периоды развития ребенка, начиная с младенчества.» (Я.А.Коменский)

В.А. Сухомлинский обращал внимание на огромные возможности музыки в плане умственного развития детей. «Музыка – это могучий источник мысли, могучее средства самовоспитания. Именно она способна пробудить энергию даже у самых инертных детей, влить в клетки мыслящей материи какую-то чудодейственную силу»-считал он.

Таким образом, эти и многие другие выдающиеся педагоги прошлого считали, что музыка – это могучий стимулятор мысли, без него невозможно полноценное умственное развитие детей.

Зрение — природный дар, имеющий огромную ценность. Благодаря нашим глазам мы можем любоваться красотой окружающего мира, его красками. Начиная с середины двадцатого века, врачи отмечают рост числа глазных заболеваний, вызванных различными факторами современной жизни — изменением рациона питания, повышением умственной нагрузки, но снижением физической, появлением компьютеров и других «благ» цивилизации. По данным современной статистики, в нашей стране почти каждый третий ребёнок дошкольного возраста уже имеет проблемы со зрением, и их количество растёт. И очень важно, чтобы для таких детей лечение сочеталось с педагогическим воздействием, направленным на коррекцию и компенсацию имеющейся патологии.

Самые сильные впечатления и переживания ребенка с нарушенным зрением связаны со звуками, весь мир воспринимается им как наполненный звуками, музыка звучит во всем.

Для развития музыкальных способностей слуховая функция имеет наибольшее значение. Если ребенок попадает в соответствующие условия, где оптимально используются компенсаторные возможности последнего, где идет коррекция нарушения, то можно предположить, что ребенку, несмотря на нарушенное зрение, возможно, добиться определенных успехов в музыкальной деятельности. Этому способствует раннее выявление музыкальных способностей у ребенка с нарушениями зрения, т.к. к 5 годам уже появляются признаки одаренности в области музыки. В дошкольном учреждении это может происходить только при тесном контакте работающих с детьми специалистов- офтальмологов, тифлопедагогов, логопедов, воспитателей, музыкального руководителя. Такая взаимосвязь помогает следить за динамикой развития проблемного ребёнка.

Знание особенностей развития детей с нарушением зрения указывает на целесообразность проведения диагностики музыкальных способностей в дошкольном возрасте и необходимость и актуальность для них музыкального воспитания на протяжении всего дошкольного возраста. У детей с нарушением зрения невысокая двигательная активность, быстрая утомляемость, у многих — нарушение речи, неустойчивое внимание, плохая память. Наблюдаются так же эмоциональные и поведенческие расстройства, у одних это неуверенность в себе, сильная зажатость, заторможенность, у других — наоборот -расторможенность, неуправляемость, нарушение координации движений. У тех и у других – трудности зрительно-пространственной ориентировки, а так же эти дети легко возбудимы. ранимы, часто не могут управлять своими чувствами. Поэтому именно на музыкальном занятии, где проявляется эмоциональность, а музыка требует выражения чувств и настроения, видна необходимость коррекции эмоционально-поведенческих нарушений детей с патологией зрения. Наиважнейшей задачей музыкального руководителя в работе с такими детьми является создание на занятии эмоционально комфортных условий, важно заинтересовать детей музыкальной деятельностью, создавать интересные игровые ситуации. Педагог должен быть артистичным, увлекать детей собственным примером ,чутко реагировать на состояние детей, вовремя переключаясь с одно вида музыкальной деятельности на другой, соблюдать темп занятия относительно особенностей восприятия детей с нарушением зрения. Всё это развивает устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности- пению ,музыкально-ритмическому движению, слушанию музыки, музыкальной игре- драматизации,c помощью которых удаётся развивать эмоциональную сферу, снять психологическую зажатость. Благодаря специально подобранному репертуару целенаправленному педагогическому воздействию достигается психоэмоциональная коррекция, cоздаются условия для развития музыкальных и творческих способностей детей.

Дети в коррекционных группах, как правило, имеют разный уровень подготовленности, развития, различные патологии. Для работы с детьми с нарушением зрения важна организация и подготовка их к музыкальной деятельности. Необходимо заинтересовать детей, собрать их внимание, создать условия максимального комфорта- дать возможность удобно расположиться в зале, сконцентрировать внимание ребёнка на самом себе (снять при помощи специально подобранных упражнений напряжение рук и ног, поработать над осанкой). Речь музыкального руководителя должна быть чёткой, выразительной, не быстрой, задания даются коротко, ясно. Важно сохранять интерес детей к занятию, чтобы дети всё время смотрели на педагога.

Чем больше органов чувств задействовано в деятельности ребёнка, тем интенсивнее идёт развитие .Для детей с нарушением зрения очень важны тактильные прикосновения к предметам, частям тела. Поэтому для активизации внимания детей в начале занятия используются различные упражнения с использованием “звучащих жестов” и песенки- распевки. Несложные тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, помогают собрать внимание (“включиться в работу”),снять зажатость, развивают координацию голоса и движения, поднимают настроение, задают позитивный тон, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.

Например:

Здравствуйте,ножки -топ-топ-топ (поют и 3 раза топают )

Здравствуйте,ладошки -хлоп-хлоп-хлоп (поют и 3 раза хлопают в ладоши)

Здравствуй, шустрый язычок-ля-ля-ля (поют)

Здравствуй,звонкий голосок -(гладят себя по горлышку сверху вниз)

Муз.рук.(поёт на звуках мажорной гаммы вверх ):

Здравствуйте,ребята–

Дети:Здравствуйте!

М.Р. Как ваше настроенье?

М.Р. Мы будем заниматься?

Дети: Да-да-да!

М.Р: Вы будете стараться?

Дети: Так же ,как всегда!

После такого игрового приветствия можно переходить к разным видам музыкально-развивающей деятельности, в зависимости от целей и формы занятия.

Определяющую роль в развитии музыкальных способностей и интереса к музыкальному искусству можно отвести вокальной работе, развитию певческих навыков. Вся певческая работа- и распевание, и пение- должна проводится в удобном для каждого ребёнка диапазоне, в соответствии с типом голоса. Рассаживание детей для пения должно проводится с учётом зрительной патологии, показаний (окклюзия).

Для активизации внимания используются различные приёмы обучения — пение цепочкой, сольное пение, подгрупповое пение, используются “звучащие жесты”,включаются детские шумовые музыкальные инструменты. При работе над песнями используются упражнения на дыхание, артикуляционные и речевые игры, так как для слабовидящих детей необходимо преодоление отставания в развитии речевой функции.

Например:

Дыхательное упражнение «Машина»

(обучение постепенному выдоху воздуха)

И.П. — Дети становятся на одной линии, делают вдох («наливают бензин») и начинают движение вперед, при этом делая губами «бр-р-р». Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех «уехал» на одном дыхании.

Важен подбор песенного репертуара, так как дети с нарушением зрения малоэмоциональны, и для успешного певческого их развития необходимо искать песни, которые совпадают со сферой их интересов, небольшие по объёму, простые и понятные по содержанию и имеют диапазон, совпадающий с речевым. Нужно создать все условия для того, чтобы дети почувствовали свободу в пении, получали от него удовольствие. Детям с нарушением зрения при определённом подходе хорошо удаются инсценировки песен, игры-драматизации .При этом всегда учитывается общий уровень развития группы в целом, степень глазной патологии большинства детей, особенности их внимания, памяти, речевого развития. Уверенным в своих возможностях детям можно поручать сольные выступления ,а более зажатых лучше брать в групповые и подгрупповые, постоянно подбадривая и замечая их старания.

Большое внимание при разучивании песен уделяется работе с текстом, объяснению смысла непонятных слов. Так же детям необходим очень качественный показ педагога. Музыкальный руководитель обязан быть артистичным, эмоциональным, ярким, так как разучивание песен требует от детей с нарушением зрения больших усилий и напряжения. Очень важно вовремя заметить начинающееся у детей утомление и “переключить” их на другой вид деятельности, снять напряжение.

Так же полезно совмещение видов деятельности, когда один вид как бы помогает другому. Детям с глазной патологией трудно выполнять несколько действий сразу ,это особенно заметно в музыкально-ритмических движениях, в пении с движением, в хороводах. Поэтому большое внимание на занятиях уделяется восприятию музыки с помощью музыкального движения. Одновременное слуховое и двигательное восприятие музыки помогает формированию целостности музыкальных образов. Нужно стремиться к свободному движению под музыку, что снимает и эмоциональное напряжение, и развивает интерес к этому виду деятельности. Для развития у детей с нарушением зрения ориентировки в пространстве хорошо применять крупные яркие ориентиры(кубики, обручи ,игрушки). Всегда интерес у детей вызывают движения с предметами(игрушками, цветами, ветками и т.д.)Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Меняя предметы в упражнениях ,мы, не снижая интереса детей, добиваемся развития долговременной памяти и двигательных навыков. Развивая воображение детей, постепенно в более старшем возрасте вводятся движения с воображаемыми предметами. Для развития пластичности и координации движений с музыкой используются пляски и танцы разных жанров, танцы с сюжетной линией, образно-игровые(танец петрушек, гномов ,цветов, матрёшек и многие другие).

Игра на музыкальных инструментах так же очень хорошо способствует развитию музыкального слуха детей с нарушением зрения. С их помощью развиваются чувство ритма, тембровый и звуковысотный слух. В младшем возрасте в занятия включаются простые шумовые инструменты –погремушки ,деревянные ложки, колокольчики, музыкальные молоточки, в более старшем возрасте присоединяются разновысотные треугольники, звуковысотные ксилофоны, металлофоны, народные инструменты. Детский оркестр часто подчёркивает ритмичский рисунок песен, танцев(«танец с бубнами»).Игра в оркестре развивает чувство ансамбля, координацию слуха и движения рук, является хорошим коррекционным упражнением для глаз.

Результативность работы по музыкальному воспитанию и развитию с детьми с нарушением зрения является более высокой при различной организации занятий -групповые, подгрупповые и индивидуальные, продолжительность которых зависит от возраста, самочувствия детей.

В результате целенаправленной работы большинство детей со зрительной патологией успешно развиваются и раскрываются в различных видах музыкальной деятельности. координируют свои движения, чувствуют ритм, у них уменьшается зажатость и скованность, формируется эмоциональная открытость, уверенность в своих силах.

дошкольники с нарушением зрения

Скачать:

Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников с нарушением зрения пространственной и социально-бытовой ориентировке.

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания  детей c нарушением зрения является проблема ориентировки в пространстве и мобильности. Эта тема является более значимой, так как потеря или снижение зрения вызывает у детей значительные затруднения  в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности: познавательной, образовательной, двигательной, трудовой. Актуальность этой проблемы заключается и в том, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для слепых и слабовидящих детей. Неумение ориентироваться в пространстве ведёт к постоянной зависимости от зрячих людей, лишает возможности детей с глубоким нарушением зрения продолжать обучение, общаться с друзьями и с внешним миром вообще. Таким образом, не имея навыков ориентировки в пространстве, нарушается полноценная связь этих детей с окружающей средой.

В последнее время нередки ситуации, когда в наш центр поступают дети  с нарушением зрения ЧАЗН (частичная атрофия зрительного нерва), косоглазием, амблиопией,  незрячие дети (тотально слепые или с остаточным зрением). Присутствие таких детей требует организации благоприятной коррекционно-развивающей среды. Поэтому одной из основных задач в работе социального педагога, работающего c дошкольниками с патологией зрения, является обучение пространственной и социально-бытовой ориентироке.

На занятиях по обучению пространственной ориентировке  с дошкольниками со зрительной патологией решаются следующие задачи:

-развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

-формирование необходимых умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и  ориентировки в нем;

-развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке, обследовании);

-обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

-развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, неуверенности в своих силах, формирование интереса  к данному    виду деятельности).

Занимаясь  детьми с нарушениями зрения. мы  пришли к выводу, что слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств, поэтому работа проходит по нескольким направлениям.

Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях по пространственной ориентировке проходит по нескольким направлениям :

1. Развитие мелкой моторики .

Дети учатся захватывающим движениям ладонью, пальцами, умение удерживать и манипулировать предметами, необходимыми в быту (полотенце, расческа, ложка, чашка, тарелка, карандаши, кисть и др.), и игрушками, учатся вкладывать, нанизывать, шнуровать, завязывать. Тренируются захватывать мелкие предметы двумя разными пальцами поочередно, для этого используются такие виды работ как пальчиковые игры, обведение по внешнему контуру, раскрашивание. Таким образом, учатся самоконтролю производимых движений.

2 .Развитие осязательного восприятия пространства.  Необходимо всегда помнить, что для ребенка с нарушением зрения осязание  – главный источник познания окружающего мира. Руки заменяют слепым детям зрение, с их помощью он получает представление о тех или иных предметах. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. Посредством осязания ребенок получает основную информацию о форме, величине, структуре поверхности, температурных признаках предметов, их пространственном положении. При обследовании предметов управляем руками ребенка (приём рука на руке), накладывая на них   свои руки, сто за ребенком. одновременно рассказывая, какого цвета предмет, какова его форма, для чего он служит и как им пользоваться.

Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент нужно стараться заинтересовать ребенка или, наоборот, перейти к другому виду деятельности, отвлекая его.На занятиях дети:

-   Учатся узнавать предметы на ощупь, обследовать игрушки из разных материалов ( пощупать, толкнуть, дотянуться, подуть, хлопнуть и т.д) ;

-   Учатся распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые(это  способствует профилактике плоскостопия);

-     Учатся обследовательским действиям ( воды, липких материалов - глина, пластилин, мокрый  песок, сыпучих материалов- рис, горох, фасоль, бобы);

     Учатся различать и сопоставлять некоторые свойства предметов по    форме ( круглый, квадратный, прямоугольный); весу (лёгкий- тяжёлый), температуре ( тёплый- холодный); характеру поверхности ( гладкий- шершавый- колкий, мягкий- твёрдый ); материалу (бумага, ткань, дерево); Учатся способам активного осязания (могут передвигаться, ощупывая руками стены, шкафы, крупные предметы); Учатся соотносить конкретные признаки с некоторыми помещениями (Скажи, где ты находишься? Какая это комната? Что в ней делают?).

3. Развитие слухового восприятия пространства.

На занятиях по слуховому восприятию дети обучаются узнаванию и локализации звуков окружающего пространства: шаги людей, голоса окружающих (мама, воспитатель, ребёнок, папа), слушают звуки улицы, определяют по шуму приближающуюся автомашину (грузовая или легковая), медленно или быстро движется. Учатся оценке удаленности звучащего предмета ( удаляется или приближается, громко или тихо). Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет. Дети учатся слушать сказки, погоду, стук капель по стеклу, завывание ветра, вой метели за окном; определять некоторых домашних животных и птиц по голосам; шелест листьев, бумаги, звук воды. Особенно эффективны игры со звучащим мячом, колокольчиком; узнавать предметы по звукам, сопровождающим действие с ними (например, предметы обихода, находящиеся в постоянном пользовании у детей).

4. Развитие обонятельного восприятия .

Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах. Задача - подводить детей к пониманию того, что предметы имеют разные запахи, знакомить с некоторыми запахами и учить локализовать их, определять с помощью обоняния запахи, встречающиеся в окружающем пространстве.  Внимание детей обращаем на запахи  пищи, растений, а также запах, свойственный определенным предметам или сопровождающие какие-то явления природы.

5. Развитие зрительного восприятия пространства .

Дети учатся узнавать предметы знакомого пространства с помощью остаточного зрения, учить выделять зрительные признаки предметов, наполняющих знакомое пространство (цвет, форма, величина), воспринимать хорошо знакомые предметы в контрастном цветовом изображении.

6. Обучение ориентировке на своем теле.

Особое внимание уделяем умению детей различать правую и левую стороны «на себе», т. к. ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя. Дети учатся правильно употреблять слова «справа», «слева», различают пространственное направление и учатся показывать: вперед- назад, слева-справа, вверху-внизу; употреблять предлоги «за», «перед».

В обучении используем реальные чувственные ощущения детей. Например, левая сторона тела связывается с расположением сердца. Дети прикладывают к груди руку, находят сердце, слушают как оно бьется. Можно использовать систему меток: аппликационные изображения, кружки, бантики и т. д, прикрепляя на одежду и объясняя ребенку, что эта сторона его тела – левая.

7.Формирование представлений о предметах, наполняющих пространство .

У детей формируются представления о предметах, наполняющих знакомое пространство: игрушки, мебель, посуда, одежда, формируются навыки обследования данных предметов; учатся использовать эти предметы в практической деятельности и при ориентировке.

8. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространствах .

Дети изучают пространственную соотнесенность предметов (местоположение предметов: место шкафчика, кровати, игрушек), учатся ориентироваться в игровой зоне, за столом во время еды, за столом на листе бумаги при рисовании. Развиваем умения выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные). Основой обучения на этом этапе, является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко – далеко», «ближе – дальше». Дети упражняются в зрительной оценке расстояний в ходе игр и упражнений: «Какая игрушка дальше, какая ближе?», «Где стоит игрушка?», «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» и т. д. Эти упражнения достаточно сложны для детей с нарушением зрения, поэтому зрительное восприятие пространства необходимо дополнить двигательными ощущениями.

9. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов.

Дети учатся правильной позе при обследовании предметов, находящихся выше и ниже роста ребенка, обнаружении предметов, при отыскивании предметов, при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Задача педагога сформировать правильную позу в положении стоя, сидя за столом, в кресле, при ходьбе, при передвижении и действии с игрушками-каталками. С помощью остаточного зрения дети учатся распознавать очертания знакомых предметов и узнавать их в контрастном цветном изображении. Учатся ходить в паре со взрослым и сверстником, согласовывая движения рук и ног, сохраняя при этом правильную позу.

Проанализировав свой опыт работы, мы выявили условия успешности обучения детей пространственному ориентированию :

1.Подробное словесное описание приемов совместного выполнения действий (у ребенка создается иллюзия самостоятельного выполнения задания, что важно для поддержания интереса);

2.Использование поэтапного показа последовательности выполнения действий (сначала  показываем каждое действие ребенку, называем его,затем эти действия выполняем вместе. С детьми старшего возраста  подробный алгоритм действий используется на показе наиболее трудных действий;

3.Частичное совместное выполнение, предоставление большей самостоятельности;

4.Соединение показа действия, обозначение этого действия словом (помогает в приобретении чувственного опыта);

5.Использование только словесной инструкции, которая дается четко, поэтапно;

6.Подбор материала для заданий, дидактических игр, упражнений по принципу доступности, занимательности, постепенного усложнения;

7.Комплексное использование сохранных анализаторов для формирования полисенсорного восприятия детьми пространства.

Социально-бытовая ориентировка  относится к числу специальных коррекционных занятий. Умение обслужить себя без посторонней помощи - главное, чему необходимо научиться ребёнка с нарушением зрения. В процессе этих занятий  решаются следующие задачи:

1.Формирование у детей адекватных представлений об окружающем мире на основе использования нарушенного  или остаточного зрения и сохранных анализаторов.

2.Формирование у детей умения осмысливать и отражать в речи воспринимаемые ими предметы, их признаки, свойства, качества.

3.Развитие у детей зрительно-пространственной адаптации (т.е. необходимого объема пространственных представлений, умений и навыков, при наличии которых они смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в пространстве и контактировать с окружающей их средой).  Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями, прежде всего, применяется метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком с использованием словесной регуляции. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, получают представления об основных видах бытового и профессионального труда, учатся выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх и  беседах. Большое место  отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыками взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения»,«Дом»,«Торговля»,«Медицинская помощь».Овладение навыками социально – бытовой  ориентировки облегчает социально – психологическую адаптацию детей с нарушениями зрения к современным условиям жизни.

Занятия по теме «Личная гигиена» позволяют детям овладеть умениями и навыками гигиены и охраны зрения и осязания, ухода за кожей, сохранения и укрепления своего здоровья.

Занятия по теме «Питание» предусматривают ознакомление детей с основными продуктами питания, способами приготовления и хранения пищи, сервировки стола.

Расширению навыков самообслуживания способствуют тематические занятия «Одежда и обувь», «Дом». Они включают знакомство с повседневным уходом за одеждой, обувью и жилищем.

Пути и средства установления личных взаимоотношений в семье, группе, общественных местах раскрываются в темах «Семья», «Культура поведения».  Детям показываются правила поведения за столом, а также как правильно нужно вести себя в магазине и других общественных местах.                                                                                                                           Важную роль играет формирование у детей умений и навыков пользования средствами связи, магазинами, медицинской помощью. Эти умения и навыки формируются при прохождении тем «Торговля», «Медицинская помощь.

Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слабовидящих и слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают детям учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ними возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь. Данные занятия формируют у детей навыки пространственных представлений, которые помогают им адаптироваться к окружающей среде, а на занятиях по социально - бытовой ориентировке формируются умения  ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях. Мы пришли к выводу, что дети получают разнообразные впечатления и умения, общаясь даже со зрячими сверстниками. Именно такие взаимоотношения способствуют их естественной адаптации, помогают формированию целеустремлённости и воспитанию самостоятельности.

Источники:
http://dopoln.ru, http://plus-vision.ru, http://sundekor.ru, http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/03/02/obuchenie-doshkolnikov-s-narusheniem-zreniya-prostranstvennoy-i

Следующая:


17 ноября 2018 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения