коррекция зрения
Главная » Аппаратура и технологии

Компьютерные программы косоглазие


Компьютерные программы косоглазие

Компьютерная программа Контур

Скачать компьютерную программу Контур. вместе с другими компьютерными программами для лечения и диагностики амблиопии Вы можете ЗДЕСЬ.

1. Работа с программой «Контур»

Пациент должен нарисовать рисунок по представленному контуру. Если упражнения выполняются в красно-синих очках, то один глаз видит контур, а другой глаз будет видеть рисунок. Лечебный эффект достигается благодаря совместной деятельности обоих глаз.

1.1. Экранный интерфейс

Основными элементами экранного интерфейса являются изображения кнопок, движков и руки. С помощью руки осуществляется воздействие на элементы управления - кнопки и движки. Чтобы «нажать» на экранную кнопку, надо передвинуть на нее руку и нажать клавишу [ Enter ]. Передвижение руки осуществляется с помощью клавиш управления курсором [↑], [↓], [→]. [←]. А чтобы изменить положение какого-либо движка, надо поставить на него руку и управлять им с помощью клавиш [→] и [←]. Если на экране одновременно находятся две панели управления, переход между панелями осуществляется с помощью клавиши [ Tab ].

1.2. Выбор рисунка и условий рисования

При загрузке программы «Контур» появляется краткая инструкция. Нажмите на кнопку «Продолжить». Слева откроется панель выбора опорных рисунков, справа - панель управления. Переходить между панелями можно с помощью клавиши [ Tab ]. Выход из программы - по клавише [ Esc ].

Панель выбора рисунка (слева) предлагает набор опорных контуров. Нажатие на кнопки с двойными черными стрелками позволяет листать страницы с рисунками. При нажатии на кнопку с выбранным рисунком происходит переход к рисованию. По клавише [ F 1] на экран выводится краткая инструкция по работе с программой.

Панель управления (справа) позволяет выбрать основные параметры изображения при рисовании.

Выбор толщины линии, которой будет нарисован опорный контур на экране, - верхний движок. В окошке над движком отображается пятно соответствующего размера. Пиктограмма рядом с окошком подсказывает, что данный движок относится к опорному рисунку.

Выбор толщины кисти, которой пациент рисует, - второй движок. Образец также можно видеть в окошке над движком.

Выбор «рисующего» глаза - удлиненная кнопка. Цвет пиктограмм на кнопке показывает, через какое стекло будет виден опорный рисунок, а через какое - рисунок кистью. Первоначально при загрузке программы опорный рисунок виден через синее стекло, кисть - через красное стекло.

Переключение позитивного изображения на негативное, и наоборот. Левая кнопка делает изображение объекта (опорного контура или рисунка кистью), видимого через синее стекло очков, светлее фона («позитив») или темнее («негатив»). Правая делает то же самое для объекта, видимого через красное стекло.

Включение и регулировка контраста периферического стимула. Стимул представляет собой рамку из колец вокруг рисунка. В окошке над движком можно наблюдать выбранный контраст рамки.

Чтобы получить краткую информацию о назначении того или иного элемента правой панели, перейдите к нему и нажмите [ F 1].

Правую панель можно также включать и выключать в процессе рисования, нажимая клавишу [ Alt ].

1.3. Рисование

Задача пациента состоит в том, чтобы, глядя через красно-синие очки, нарисовать (дорисовать, обрисовать) «кистью», видимой одним глазом, рисунок, совмещенный с опорным контуром, предъявляемым другому глазу.

«Мышь» - это инструмент ребенка. Передвижение мыши по столу вызывает перемещение кисти на экране. При нажатой левой клавише мыши кисть рисует. При нажатой правой клавише мыши можно стирать рисунок, сделанный кистью.

Во время рисования врач имеет возможность изменить установленные ранее параметры и условия предъявления изображения. При нажатии клавиши [ Alt ] РИСОВАНИЕ приостанавливается, и в правой части экрана появляется панель управления. Пока она присутствует на экране, программа не реагирует на манипуляции с мышью. Смена «рисующего» глаза, переключение «позитив - негатив», изменение контраста имеющейся рамки видны сразу в процессе регулировки. Изменение же толщины линий и включение рамки происходят только после закрытия панели управления. При этом изменение толщины линии опорного контура приводит к его перерисовыванию, а изменение толщины кисти не сказывается на рисунке, сделанном ранее. Чтобы вернуться к РИСОВАНИЮ, надо повторно нажать клавишу [ Alt ]. Панель управления исчезнет, и РИСОВАНИЕ продолжится с той точки, где оно было приостановлено.

Другие параметры изображения можно изменять с помощью клавиатуры, не прерывая процесса РИСОВАНИЯ. Перечень управляющих клавиш выводится при нажатии [ F 1].

ВКЛЮЧЕНИЕ МИГАНИЯ осуществляется клавишами:

[ F 5] - для объектов, видимых через синее стекло,

[ F 6] - для объектов, видимых через красное стекло,

[ F 7] - для попеременного мигания,

[ F 8] - для одновременного мигания.

Мигать могут только опорный контур и рисунок кистью - рамка мигать не должна. Для изменения частоты мигания нужно сначала нажать клавишу [ F ], а затем с помощью клавиш [<] или [>],

соответственно, уменьшать или увеличивать частоту мигания. Частота мигания изменяется от 0 (не мигает) до 9,6 Гц. Чтобы выключить мигание, нужно повторно нажать ту же клавишу, которая его включила, либо клавишу [=] после [ F ].

Для изменения соотношения контрастов рисунков в пользу одного из глаз - за красным или за синим стеклом, - нужно сначала нажать клавишу [ W ] (БАЛАНС ЯРКОСТИ КРАСНОГО И СИНЕГО), а затем [<] или [>]. Контраст рисунков может меняться от максимального в исходном положении до 0 (объект исчезает). Меняется контраст только опорного контура или рисунка кистью -контраст рамки не меняется. Быстро восстановить максимальный контраст можно, нажав клавишу [=] после [ W ].

Чтобы включить периферический стимул в виде рамки из колец по периметру экрана, нужно последовательно нажать клавиши [С] и [>]. КОНТРАСТ РАМКИ можно регулировать, нажимая [<] или [>] после нажатия [С]. Нажатие клавиши [=] после [С] выключает рамку. Если опорный контур был сдвинут относительно исходного положения в центре экрана, то при появлении рамки он автоматически переместится в центр, а рисунок, сделанный кистью, исчезнет.

Если ребенок с большим углом косоглазия при рисовании пытается переместить кисть за край экрана, применяют СДВИГ РИСУНКА в противоположном направлении. Для этого нужно нажать клавишу [ S ], а затем с помощью клавиш [↑], [↓], [←], [→] передвинуть опорный контур. То, что ребенок нарисовал ранее, исчезнет. Если на экране присутствует периферический стимул (рамка из колец), то перед сдвигом опорного контура его нужно выключить. Клавиша [=], нажатая после [ S ], возвращает опорный контур в центр экрана.

Если при выборе ЧАСТОТЫ МИГАНИЯ, БАЛАНСА ЯРКОСТИ КРАСНОГО И СИНЕГО или КОНТРАСТА РАМКИ с помощью управляющих клавиш Вы хотите видеть их значения, нажмите клавишу [ Caps Lock ]. Соответствующая буква ( F. W или С) и значение параметра будут отображаться в левом нижнем углу экрана. При повторном нажатии [ Caps Lock ] индикация пропадает. Сводную таблицу значений этих параметров, а также толщины линий опорного контура и рисунка кистью, можно получить, нажав клавишу [ Q ].

При нажатии клавиши [ Esc ] на экране появляется вопрос «Выбрать новый рисунок?». Вы можете:

«Выбрать» - перейти к выбору другого опорного контура;

«Продолжить» - продолжить РИСОВАНИЕ с той точки, на которой оно было прервано;

«Выйти» - завершить работу с программой.

МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ И КОСОГЛАЗИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «КОНТУР»

Пособие для врачей

Аннотация

В настоящем пособии для врачей представлены новые способы восстановления монокулярных и бинокулярных функций при амблиопии и косоглазии с помощью компьютерной программы «Контур». Изложены показания к использованию новых методик, подробно описаны упражнения по развитию бинокулярных функций и лечению амблиопии, правила их проведения.

Методика рассчитана на врачей-офтальмологов и ортоптистов. Она может использоваться в амбулаторных и стационарных условиях, а также в домашних условиях под контролем лечащего врача.

Введение

Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы к лечению амблиопии и косоглазия. Благодаря компьютеру сложность зрительного стимула может сочетаться с гибкостью, управляемостью и избирательностью воздействия на различные механизмы зрительного анализатора. Изображения с физиологически обоснованной пространственно-временной модуляцией яркости служат адекватными раздражителями для различных каналов и уровней зрительного анализатора. Организация активного взаимодействия пациента с адаптированной к его индивидуальным особенностям виртуальной реальностью через обратную связь с компьютером, мотивация к сотрудничеству, вносимая творческим характером лечебных упражнений, повышают эффективность функционального лечения.

Прототипами при создании программы «Контур» послужили такие традиционные приборы, как амблиотренер, синоптофор и хейроскоп, а также компьютерная программа « eYe ». Методика основывается на признанных в офтальмологической практике методах плеоптики, ортоптики и диплоптики. Сочетание зрительной стимуляции с тактильными и проприоцептивными раздражениями, игровая форма занятий особенно эффективны при лечении детей. Это выгодно отличает данную методику от ряда других известных методов лечения амблиопии и косоглазия.

Показания и противопоказания

Показаниями к применению служат:

-амблиопия различного генеза, в том числе при косоглазии, врожденной миопии и нистагме;

-нарушения бинокулярного зрения (в том числе, при наличии функциональной скотомы) при различных видах косоглазия и нистагма.

Противопоказаниями к применению программы являются острые воспалительные заболевания глаз. Не рекомендуется предъявлять мигающие изображения пациентам, склонным к эпилептиформным припадкам.

Описание метода

Заниматься с программой «Контур» можно пациентам с 3-летнего возраста.

Занятия следует проводить в неярко освещенном помещении. На экране не должно быть бликов от источников света и блестящих предметов. К концу курса лечения освещение повышают до обычных условий.

Приступая к лечению с помощью программы «Контур», следует ознакомить пациента с программой, проведя 1-2 пробных занятия.

Для полного использования возможностей программы при выборе стимулов и их параметров нужно учитывать состояние зрительных функций, возраст пациента, его психомоторные реакции. В частности, необходимо следить за тем, чтобы толщина линий опорного рисунка и «пера» была достаточна для хорошего различения соответствующим глазом.

Первое знакомство пациента с программой

Пробные занятия

Перед первым занятием нужно научить пациента обращаться с «мышью», объяснить, как ее кнопки включают «перо» и «ластик».

Рекомендуется установить достаточно большую толщину «пера» и контура, использовать первые, самые простые рисунки. Пациенту предлагают выполнить обрисовывание, дорисовывание и закрашивание рисунков без красно-синих очков. Изменяют толщину «пера», добиваясь правильного выполнения заданий.

Для выработки у пациента навыков работы с программой проводят 1-2 пробных занятия.

Лечение амблиопии

Восстановление центральной фиксации, повышение остроты зрения

Программу «Контур» можно применять для лечения функционального снижения остроты зрения: дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопии, в том числе при врожденной миопии, а также амблиопии при нистагме.

Для лечения амблиопии можно использовать три вида упражнений:

  • монокулярные упражнения с окклюдором перед лучше видящим глазом;
  • монокулярные упражнения с окклюдором перед лучше видящим глазом и красным фильтром перед худшим глазом;
  • бинокулярные упражнения в красно-синих очках.

Монокулярные упражнения традиционно используются при лечении амблиопии. Однако, в ряде случаев целесообразно использовать и два других вида упражнений - монокулярные с красным фильтром и бинокулярные. При амблиопии в первую очередь страдает центральное зрение. Объект, видимый через красный фильтр, в большей степени возбуждает красночувствительные колбочки, плотность которых максимальна в центре фовеа. Таким образом, красный фильтр перед амблиопичным глазом способствует фиксации объекта центром фовеа и восстановлению центрального зрения. Бинокулярные упражнения укрепляют бинокулярные связи, ослабляющиеся при амблиопии. У пациентов с нистагмом окклюзия ведущего глаза, как правило, усиливает нистагм. Для таких пациентов рекомендуется выполнять бинокулярные упражнения в очках с красным и синим фильтрами, причем красный фильтр ставится перед хуже видящим глазом. В монокулярных же упражнениях им рекомендуется вместе с окклюзией лучше видящего глаза ставить красный фильтр перед хуже видящим глазом.

Монокулярные упражнения

Пациент занимается только в своих очках - красно-синие очки не применяют. Программа позволяет дозировать нагрузку на глаз за счет изменения контраста и толщины линий изображения.

На лучше видящий глаз пациента надевается окклюдор (прямая окклюзия). Если снижение зрения на обоих глазах одинаково, начинают с любого, например, с правого глаза.

Пациенту предлагают как обводить рисунки, так и закрашивать или дорисовывать их. Например, в упражнениях с лабиринтами пациент должен провести «перо» по лабиринту, по возможности не касаясь его «стенок».

Рисунки постепенно усложняют.

Давая задание обвести контуры каждого рисунка 3-4 раза подряд, каждый раз уменьшают ширину «пера» и/или контраст рисунка.

Монокулярные упражнения с красным фильтром

Используются для восстановления центральной фиксации при амблиопии, в том числе, при наличии нистагма.

Ведущий глаз пациента закрывают окклюдором. Кроме того, надевают красно-синие очки с красным фильтром перед амблиопичным глазом.

В данном случае можно выбирать любой опорный рисунок. Пациент будет видеть лишь «перо» - красное на темном фоне или темное на красном. Упражнение заключается в произвольном рисовании на экране, кажущемся пациенту пустым.

В процессе лечения постепенно уменьшают ширину и/или контраст «пера».

После восстановления центральной фиксации переходят к описанным выше монокулярным упражнениям с окклюдором без красно-синих очков.

Бинокулярная стимуляция при лечении амблиопии

В описываемом ниже методе, с одной стороны, амблиопичный глаз с необходимостью вовлекается в зрительную деятельность. С другой стороны, для выполнения упражнений требуется сотрудничество обоих глаз, восстанавливающее ослабленные при амблиопии бинокулярные связи.

Пациент занимается в красно-синих очках, при необходимости, с коррекцией для близи. При двусторонней амблиопии следует в равной степени пользоваться очками как с левым красным, так и с правым красным фильтром. При односторонней амблиопии красный фильтр ставится перед амблиопичным глазом, синий - перед лучше видящим.

Для преимущественной стимуляции хуже видящего глаза применяются следующие приемы.

  • Пониженную контрастную чувствительность хуже видящего глаза компенсируют повышением контраста предъявляемого изображения по сравнению с изображением, предъявляемым лучше видящему глазу.
  • Чтобы повысить субъективную яркость изображения для хуже видящего глаза, толщину линий для него делают на несколько позиций больше, чем для лучше видящего глаза.
  • Помимо увеличения контраста включают мигание изображения для хуже видящего глаза.

Для устранения возможного подавления (торможения) амблиопичного глаза ведущим глазом при косоглазии можно воспользоваться перечисленными ниже приемами. Эти приемы изменяют характер и увеличивают степень диссоциации изображений для обоих глаз, и применяются как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

  • Исключают бифовеальное слияние, давая задания на дорисовывание или закрашивание вместо обрисовывания.
  • Переключают цвета контура и «пера» так, чтобы опорный рисунок предъявлялся хуже видящему глазу, а ведущий глаз в начале упражнения видел лишь пустой экран сточкой-»пером».
  • Изображение для одного глаза делают ярче фона, а для другого - темнее (яркое изображение лучше предъявлять хуже видящему или косящему глазу).
  • Уменьшают контраст изображения для ведущего глаза вплоть до полного исчезновения изображения.
  • Для уменьшения бинокулярного соперничества толщину линий для хуже видящего глаза делают на несколько позиций больше, чем для ведущего.
  • Включают попеременное мигание изображений, так чтобы в любой момент времени только один глаз видел свой рисунок. Начинают с низкой частоты миганий.

По мере устранения подавления и повышения остроты зрения можно постепенно отказываться от этих приемов, переходя к обрисовыванию опорного рисунка, начиная предъявлять его лучше видящему глазу, делая яркость изображений для обоих глаз одинаковой (по отношению к фону), сближая их контрасты, толщины их линий, повышая частоту миганий, вплоть до его выключения.

Чтобы при большом угле косоглазия увеличить рабочую площадь экрана, опорный рисунок следует передвинуть в направлении, противоположном тому, где пациенту не хватает экрана для рисования. При необходимости применяют компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, пациенту под красно-синие очки надевают очки для близи.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Продолжительность одного занятия для детей 3-5 лет - по 10-20 минут, для остальных пациентов - по 20-30 минут.

Курс лечения: по 15-20 занятий на каждый амблиопичный глаз.

Курсы лечения можно повторять по показаниям через 1,5-2 месяца.

Восстановление бинокулярного зрения

Лечение может проводиться как в пред-, так и в послеоперационном периоде при периодическом контроле за состоянием бинокулярных функций.

Лечение проводят при симметричном или близком к нему положении глаз, достигнутом операцией или очковой коррекцией. В предоперационном периоде или при стойкой девиации более 10 град, целесообразно назначение постоянной призматической коррекции, компенсирующей степень девиации.

Бинокулярные тренировки более эффективны при небольшой разнице в остроте зрения обоих глаз: при высокой остроте зрения фиксирующего глаза (0,9-1,0) острота зрения амблиопичного глаза должна быть не ниже 0,3-0,4.

Восстановление бинокулярных функций с помощью программы «Контур» в общем случае проводится в три этапа:

  • устранение функциональной скотомы;
  • развитие бифовеального слияния;
  • закрепление результатов.

Устранение функциональной скотомы

На пациента надевают красно-синие очки (синий светофильтр - на ведущий глаз). Выбирается один из простых опорных рисунков, и устанавливается одинаковая толщина линий рисунка и «пера» - такая, чтобы хуже видящий глаз пациента хорошо различал «перо» (хотя бы при закрывании ведущего глаза). Первоначально после запуска программы рисунок имеет синий цвет, а «перо» - красный.

Проводят «пером» какую-нибудь линию. Если пациент не видит эту линию и опорный рисунок одновременно, используются те же приемы, которые выше были рекомендованы для устранения торможения амблиопичного глаза ведущим при косоглазии (см. «Бинокулярная стимуляция при лечении амблиопии»).

  • При выборе рисунков ограничиваются лишь самыми простыми, без сложных деталей.
  • Для уменьшения бинокулярного соперничества толщину линий для глаза, на котором проявляется скотома, делают на несколько позиций больше, чем для ведущего.
  • Изображение для одного глаза делают ярче фона, а для другого - темнее (яркое изображение лучше предъявлять глазу, на котором проявляется скотома).
  • Уменьшают контраст изображения для ведущего глаза вплоть до полного исчезновения изображения.
  • Включают попеременное мигание изображений, чтобы в любой момент времени только один глаз видел свой рисунок. Начинают с низкой частоты мигания, чтобы уменьшить функциональное торможение глаза со скотомой со стороны ведущего глаза.
  • Цвета контура и «пера» переключают так, чтобы ведущий глаз в начале упражнения видел лишь пустой экран, а опорный рисунок предъявлялся другому глазу. При альтернирующем косоглазии опорный рисунок предъявляют то правому, то левому глазу.

При правильной установке параметров, индивидуальных для каждого пациента, он видит и опорный рисунок, и «перо». Пациенту предлагают обвести «пером» рисунок или дорисовать его (в последнем случае подавление уменьшается из-за отсутствия стимулов для бифовеального слияния).

Если пациенту с большим углом косоглазия не хватает места для рисования в какой-то части экрана, опорный рисунок следует передвинуть в противоположном направлении. Если этого недостаточно - используют компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, пациенту под красно-синие очки надевают очки для близи.

Продолжают занятия, выбирая рисунки со все более мелкими деталями. Если использовалось мигание - переходят от поочередного мигания к миганию изображения для глаза, на котором проявляется скотома, или одновременному миганию. Увеличивают частоту мигания, со временем отказываются от него.

Постепенно делают стимулы фузируемыми. Если контрасты или толщина линий изображений, видимых ведущим глазом и глазом, на котором проявляется скотома, были разными - их приводят к одинаковым значениям. Также переходят к тому, чтобы оба изображения были ярче фона - и рисунок «пером», и опорный контур.

Со временем начинают предъявлять опорный рисунок ведущему глазу.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 10-20 минут, для остальных пациентов - 20-30 минут.

Количество занятий - не менее 20.

Развитие бифовеального слияния

На пациента надевают красно-синие очки (синий светофильтр - на ведущий глаз) и загружают подходящий опорный рисунок. Устанавливают одинаковую толщину линий рисунка и «пера» - такую, чтобы хуже видящий глаз пациента хорошо различал «перо». Первоначально после запуска программы рисунок имеет синий цвет, «перо» - красный, а их яркость - выше, чем у фона.

Проводят пером какую-нибудь линию (потом ее можно будет стереть «ластиком»). Определяют, видит ли пациент рисунок и «перо» одновременно. Если нет - применяется изложенная выше методика устранения функциональной скотомы. Если пациент видит оба объекта, каждый - своим глазом, необходимо убедиться, что они кажутся пациенту одинаково контрастными. При необходимости регулируют контрасты, чтобы уменьшить степень превалирования ведущего глаза над косящим. После этого пациенту предлагают обрисовать рисунок или дорисовать его.

Для оценки величины угла косоглазия в разных условиях пациента просят отметить пером габаритные точки рисунка. Если имеется заметный угол - проверяют, не уменьшится ли он при включении максимально контрастного периферического стимула («рамки»). Если угол уменьшается - используется этот стимул.

Периферическая фузия более сохранна. Это ее свойство можно использовать для облегчения центральной фузии.

Если пациенту из-за большого субъективного угла косоглазия не хватает места для рисования в какой-либо части экрана, опорный рисунок сдвигают в противоположном направлении. При необходимости можно применить компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, надеть очки для близи под красно-синие очки.

Занятия продолжают, используя все более сложные рисунки и уменьшая толщину линий. При выборе рисунков следует учитывать степень снижения остроты зрения пациента, его психоэмоциональное состояние и координацию движений.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 5-10 минут, для остальных пациентов -15-20 минут.

Количество занятий для детей 3-5 лет - 10-15, для остальных пациентов - 15-20.

Повторный курс лечения - не ранее, чем через 1,5-2 месяца.

Закрепление результатов плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения

Эти занятия можно проводить как в момент прохождения традиционного плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения, так и сразу после курса лечения. Они рекомендуются пациентам, у которых либо уже имелись, либо в результате предшествующего лечения были получены следующие показатели:

  • одновременный или бинокулярный неустойчивый характер зрения (для дали);
  • устойчивое или неустойчивое бифовеальное слияние;
  • симметричное положение глаз или неустойчивый угол косоглазия не более ±10° по Гиршбергу;
  • острота зрения не ниже 0,1 на оба глаза.

Дальнейшее лечение пациентов с неустойчивым бинокулярным характером зрения, неустойчивым бифовеальным слиянием проводится путем повышения устойчивости фузии.

Рекомендуется давать упражнения только на обведение контура (слияние) при одинаковой толщине линий опорного рисунка и «пера». Для тренировки фузии, закрепления способности к слиянию постепенно переходят от условий, облегчающих фузию, к менее комфортным.

  • Если для облегчения фузии использовался контрастный периферический стимул («рамка»), его контраст уменьшают вплоть до полного исчезновения.
  • Включают одновременные мигания опорного рисунка и «пера», чтобы при выполнении упражнений часть времени стимулы для фузии просто отсутствовали.
  • Опорный рисунок и «перо» делают темнее фона.
  • Вносят небольшую разницу контрастов опорного контура и рисунка «пером».

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 5-10 минут, для остальных пациентов -15-20 минут.

Количество проводимых после основного курса плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения «закрепляющих» занятий - 5-10, в зависимости от возраста пациента.

Поделитесь в социальных сетях

КЛИНОК

Назначение программы

Программа предназначена для дифференциальной диагностики и количественной оценки нарушений бинокулярного зрения у детей, начиная с 4-5 летнего возраста, а также для коррекции и развития бинокулярных функций.

Общая характеристика программы

КЛИНОК-2 - комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре. Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей. Лечебно-тренировочный блок программы содержит упражнения, предназначенные для ликвидации скотомы, устранения косоглазия и расширения фузионных резервов.

Программа КЛИНОК-2 обеспечивает раздельное предъявление зрительных стимулов левому и правому глазу на основе анаглифной гаплоскопии, независимое перемещение этих стимулов по экрану и мелькание изображений с разной частотой. Левый и правый зрительные стимулы генерируются на дисплее в виде изображений разного цвета (красного и синего или красного и зеленого) и должны рассматриваться через очки, у которых линзы имеют красный (правый глаз) и синий (левый) фильтры. Для перемещения стимулов по экрану предусмотрено 2 режима: ручной и автоматический.

Все результаты измерений и тренировок регистрируются автоматически и выводятся на экран в виде таблиц и графиков.

Установка программы

После скачивания программы необходимо распаковать её в любой удобный каталог

Далее необходимо записать данные в реестр. Для этого необходимо запустить файл Регистрация.reg в каталоге программы.

После этого программа в большинсве случаев должна работать.

Запуск производится с помощью ярлыка КЛИНОК.lnk

Если возникают ошибки, то необходио установить системные файлы .

Для этого их надо скачать, распаковать и установить.

Правила работы с программой

Запуск программы может быть выполнен из подменю Программы Главного меню Windows. Ярлык программы для удобства может быть помещен на Рабочий стол компьютера стандартными средствами системы Windows.

После запуска программы на экране появляется информационное окно с наименованием программы и сведениями об авторах. Через несколько секунд или по щелчку мыши эта информация исчезает и на экране появляется рабочее окно программы, содержащее строку регистрации нового пациента, список для выбора фамилии ранее зарегистрированного пациента, а также несколько кнопок.

Четыре кнопки в группе "ДИАГНОСТИКА" служат для вызова диагностических процедур. Четыре кнопки в группе "ТРЕНИРОВКА" служат для вызова тренировочных процедур. Щелчком на кнопке [Просмотр результатов] открывается окно, в котором отображаются результаты работы пациента, фамилия которого отображена в поле "Фамилия".

Переключатель "Включить звук" управляет подачей звуковых сигналов.

Щелчок на кнопке [Выход] закрывает программу.

Если программа была установлена неверно, например, не был запущен файл записи реестра, то отображается информационное окно, в котором содержится текст "Неверно установлена программа".

5.1. Запись сведений о пациенте

Если пациент работает с программой впервые, надо щелкнуть мышью в поле "Новый пациент". В этом поле появится мелькающий курсор. Надо напечатать фамилию (если нужно добавить имя). После появления в этом поле хотя бы одной буквы справа появляется кнопка [Добавить]. На эту кнопку надо щелкнуть, когда фамилия будут напечатана полностью.

Если пациент тренируется повторно, надо щелкнуть мышью в списке "Фамилия" и в раскрывшемся списке фамилий щелкнуть мышью на нужной фамилии.

Каждый пациент имеет номер, который присваивается автоматически и отображается в ноле "Номер". Этот номер используется в системе при записи результатов работы (см. раздел "Просмотр результатов").

5.2. Выбор процедуры

В основном меню программы расположены две группы по четыре кнопки для вызова диагностических и тренировочных процедур.

Диагностика

" Оценка характера зрения (ЦВЕТОТЕСТ)

" Измерение угла косоглазия

" Выявление функциональной скотомы

" Ликвидация функциональной скотомы

" Устранение косоглазия. Мелькания

" Закрепление бификсации. Колебания

" Развитие фузионных резервов.

После выбора нужной процедуры на экране появляется страница, на которой можно установить нуж-ные параметры для выбранной процедуры.

Щелчком на кнопке [Выход] выполняется возврат в первое окно программы со списком процедур и пациентов.

5.3.Выбор условий тестирования/тренировки

По умолчанию, в программе установлены значения параметров, рекомендуемые для проведения тестирования и начальных стадий лечения. Однако программа предусматривает возможность варьирования параметров для индивидуальной оптимизации лечения и обеспечения наиболее комфортных условий восприятия с учетом особенностей зрения данного пациента.

Приступая к тренировке, в первую очередь, необходимо убедиться в том, что расположение цветных фильтров, выбранное в группе "Положение фильтров" (красный - справа, синий - слева или наоборот), соответствует тренировочным очкам. Если это не так, то следует щелкнуть на нужной строке в этой группе.

Затем в пункте "Расстояние до экрана" надо указать расстояние, при котором будет проводиться работа с пациентом.

В группе "Выбор палитры" необходимо выбрать цвета изображений в соответствии с рекомендуемыми для данного пациента и данной процедуры.

Программа предусматривает работу в трех цветовых гаммах: светлые тестовые изображения на темном фоне (палитры 1 и 2) и пастельные тестовые изображения на светлом фоне (палитра 3). Если выбрана палитра 1 или 2, то красные стимулы должны быть видны через красный фильтр (а синие - через синий) как более светлые, чем фон. С палитрой 3 изображения тест-объектов должны быть видны более темными, чем фон, как почти одинаково серые на более светлом фоне. С точки зрения силы воздействия, яркие стимулы (палитра 1) предпочтительнее, но в этом режиме левый и правый стимулы заметно различаются в восприятии по цвету, что может провоцировать бинокулярную конкуренцию. В палитрахах 2 и 3 стимулы слабее, но зато их сходство по воспринимаемому цвету способствует интеграции

Описание процедур

6.1. Диагностические процедуры

6.1.1. Оценка характера зрения.

Этот тест представляет собой компьютерную модификацию цветотеста Ворта и используется для оценки характера зрения.

Тестирование рекомендуется проводить на ярких изображениях (цветовая палитра 1).

Характер зрения по ЦВЕТОТЕСТУ можно проверять с разных расстояний (от 0.5 м до 5 м), причем на разных расстояниях результаты могут быть разными. Поэтому следует проводить измерения при нескольких расстояниях наблюдения.

После щелчка на кнопке [Начать работу] в центре экрана появляется тест-объект.

Тест-объект содержит изображения трех синих/зеленых кружков, расположенных по вертикали, и двух красных, расположенных по горизонтали таким образом, что центральный синий и левый красный кружки совпадают. В нижней части экрана представлена таблица всех возможных вариантов ответов. Испытуемый не должен обращать внимания на эту таблицу; в случае необходимости ее можно прикрыть. Попросив пациента описать видимое взаимное расположение больших кружков, нужно указать в таблице соответствующую конфигурацию (нужный ответ) курсором мыши и нажать левую кнопку. При этом на экране появится результат (характер зрения - монокулярный, одновременный, бинокулярный).

Выход осуществляется нажатием левой/правой кнопки мыши или клавиши [Enter]. При этом результат будет сохранен, а на экран вернется перечень тест-объектов.

Если после отображения на экране результата нажать кнопку [Esc], то результат не будет сохранен.

6.1.2. Измерение угла косоглазия.

После выбора этой процедуры на экране появляется окно с параметрами этой процедуры. Справа рас-положен список тест-объектов. У выбранного объекта справа отображается уменьшенное его изображение. Желаемый тест-объект выбирается щелчком мыши. После щелчка на кнопке [Начать работу] тест-объект появляется в центре экрана.

Каждый тест-объект состоит из красной и синей частей, которые в процессе измерения угла косоглазия нужно совмещать или центрировать друг относительно друга. Чтобы перемещать изображение с помощью мыши нужно поставить курсор (стрелку) на красную или синюю часть тест-объекта, щелкнуть левой кнопкой мыши и затем плавно развести части изображения на достаточно большое расстояние. После этого можно производить измерение: сдвигать эти две части до тех пор, пока они не покажутся пациенту слившимися или центрированными, и снова нажать левую кнопку мыши. На экране появится результат измерения: углы отклонения косящего глаза по горизонтали и вертикали. Для постороннего наблюдателя красная и си-няя части изображения будут восприниматься как разнесенные на расстояние, определяемое углом косоглазия пациента.

Углы сходящегося косоглазия, как принято, указываются со знаком (+), а расходящегося - со знаком (-). При вертикальном косоглазии знак угла косоглазия не отображается.

Выход осуществляется нажатием левой/правой кнопки мыши или клавиши [Enter]. При этом результат будет сохранен, а на экран вернется перечень тест-объектов.

Если после отображения на экране результата нажать кнопку [Esc], то результат не будет сохранен.

6.1.3. Выявление функциональной скотомы.

Для выявления функциональной скотомы ведущему глазу в центре поля зрения предъявляется набор синих концентрических окружностей, напоминающих мишень для стрельбы. Второму глазу предъявляется подвижная красная стрелка, исходно расположенная на периферии экрана. Задача пациента - поместить в центр мишени стрелку, которая управляется мышью или с помощью клавиш [←], [↑ ], [→], [↓]. При наличии центральной функциональной скотомы эта задача оказывается невыполнимой: когда стрелка доходит до края скотомы, пациенту кажется, что она появляется с другой стороны от центра мишени ("перескакивает"). Для определения границы скотомы необходимо точно зафиксировать позицию стрелки в момент перескока и нажать левую кнопку мыши или клавишу [Enter]. При этом положение границы по данному направлению движения стрелки будет зарегистрировано, а стрелка перейдет в новое положение, чтобы начать дви-жение по другому направлению (всего предусмотрено измерение по 8 направлениям). При завершении тестирования на экране появится карта скотомы.

6.1.4. Определение фузионных резервов.

В программе оцениваются следующие показатели фузионных способностей:

" Фузионные резервы (положительные)

" Фузионные резервы (отрицательные)

" Границы фузии (скрещенные)

" Границы фузии (нескрещенные)

При этих измерениях предусмотрены 3 тестовых изображения - бабочка, кошка и конфета, угловые размеры которых можно варьировать: для каждого изображения предложено три варианта.

При измерении фузионных резервов в исходный момент красное и синее изображения находятся совмещенными в центре экрана. Затем они должны расходиться, заставляя глаза сильнее конвергировать (при измерении положительных резервов) или дивергировать (при измерении отрицательных резервов). Задача испытуемого - сохранять при этом единый образ объекта.

Для разведения синего и красного изображений в целях большей точности измерений в этой процедуре использован ручной режим перемещения (с помощью помощью клавиши [ ]). Как только единый образ распадется на два, для регистрации результата следует нажать кнопку [Enter]. Если по какой-либо причине процедуру измерения надо повторить, нажатием клавиши [Home] можно вернуть тестовые изображе-ния в исходную позицию в центр экрана.

При измерении границ фузии красное и синее изображения исходно разнесены к разным краям экра-на и должны восприниматься как два объекта. Затем путем многократного нажатия клавиши [ ] их нужно медленно смещать к центру экрана, пока не произойдет их кажущееся слияние в единый образ (если требуется увеличить скорость сближения нужно удерживать нажатой клавишу [Shift]). В этот момент нажатием клавиши [Enter] надо обеспечить регистрацию остаточного разнесения, которое и будет характеризовать границы фузионной зоны. При измерении скрещенных границ тест-объект располагается таким образом, что две взора от двух глаз все время перекрещиваются. При измерении нескрещенных границ исходное рас-положение тест-объектов обратное. Эти измерения также должны производиться в ручном режиме.

С помощью клавиши [Home] объекты можно вернуть в исходное положение.

6.2. Лечебно-тренировочные процедуры

6.2.1. Ликвидация функциональной скотомы

Для ликвидации функциональной скотомы предлагаются 2 упражения: "Мышеловка", "Пчелка" и "Самолет".

"Мышеловка". С этим объектом можно выбрать одно из двух противоположных направлений движе-ния мышки: справа к центру или от левой границы экрана к центру. В центре экрана - синий круг (мышеловка) с большим куском дырявого сыра в середине, у правого (левого) края экрана - красная мышка. Размер круга должен примерно соответствовать тому размеру скотомы, который был определен на этапе диагно-стики. Задача пациента: двигая мышку к центру экрана, завлечь ее в мышеловку полностью. Для этого она должна "съесть" сыр до середины. При каждом соприкосновении мышки с краем сыра, кусок сыра будет уменьшаться на 1 мм с той стороны, где мышка его "кусает". Когда мордочка мышки коснется центра мышеловки, мышеловка "захлопнется" (накроется решеткой).

"Пчелка". В центре экрана - синий цветок с сердцевиной, покрытой точечками пыльцы, у правого края экрана - красная пчелка. Сердцевина цветка по размеру соответствует скотоме. Задача пациента: подвести пчелку к цветку и двигать ее к центру, чтобы она "собрала всю пыльцу". Количество пыльцы уменьшается при каждом успешном продвижении пчелки к центру. Когда голова пчелки достигает центра цветка, упражнение завершается - пчелка улетает.

"Самолет". С этим объектом можно выбрать одно из восьми направлений движения самолета к центру.

Для всех объектов можно включить режим мельканий.

Управление перемещением подвижных объектов (мышки, пчелки и самолета) в этих упражнениях производится с помощью мыши или клавиш [ ], [ ], [ ] и [ ]. При выполнении упражнения задача пациента состоит в перемещении подвижного объекта до центра экрана и выработке способности удерживать этот объект в данном положении. Если у пациента возникло впечатление перескока, то с помощью клавиш со стрелками надо вернуть объект в прежнее положение и продолжить упражнение. Если таким способом продвинуть объект больше не удается, то для регистрации достигнутого результата (максимального приближения к центру), нужно нажать клавишу [Enter].

Вернуться в исходное положение и начать упражнение повторно можно, нажав клавишу [Home]. Для выхода без записи результата в файл следует нажать [Esc] или правую кнопку мыши.

6.2.2. Устранение косоглазия. Мелькания.

Это тренировочное упражнение предусматривает не только возможность мелькания зрительных стимулов в разном режиме, но и возможность передвижения по экрану красных или синих (зеленых) изображе-ний в процессе мелькания. Перед началом тренировки необходимо выбрать параметры мельканий, вид и размер тест-объектов.

При выборе этого пункта меню на экране появятся цветные квадратики, демонстрирующие разные варианты мельканий по цвету (только красный, только синий, красный и синий одновременно, красный и синий поочередно) и разные возможные значения частоты мельканий (0, 1, 2, 4, 6, 8 Гц). Для каждого из предложенных объектов предусмотрено два размера - большой и малый.

Нужные объекты и параметры выбираются стандартным способом (щелчком мыши).

После выбора желаемого объекта, пациент должен развести синюю и красную части изображения и поставить в такую позицию, при которой они ему кажутся совмещенными. Для этого курсор мыши надо поставить на красную часть тестового изображения и щелкнуть левой кнопкой мыши. При этом изображение не только начнет мелькать в выбранном режиме, но и получит возможность передвижения вместе с мышью. Выбранная позиция будет примерно соответствовать углам косоглазия, измеренным при диагностике.

Первая задача пациента - научиться удерживать обе части изображения субъективно совмещенными в выбранном положении с помощью волевых усилий в течение 15-20 секунд.

Вторая задача - удерживать единый образ, не допуская его распада в условиях медленного сближения обеих частей изображения.

Поскольку в предложенных тест-объектах левая и правая части значительно различаются либо полностью не совпадают, при выполнении упражнений оказываются задействованными, главным образом, моторные механизмы фузии.

Для перемещения выбранной части изображения предусмотрено 3 режима: ручной, автоматический с паузами и автоматический равномерный.

Ручной режим (работа с тренером). Пациент субъективно совмещает 2 части изображения с помощью мыши, и когда ему это удалось, нажимает левую кнопку мыши. При этом начинается отсчет времени. С по-мощью волевого усилия пациент все время старается сохранить изображение целостным и сообщает тренеру, когда изображение распадается. Тренер должен повторно нажать левую кнопку мыши и отсчет времени начнется заново. Если пациенту удается удержать целостный образ не менее 15 с, тренер нажимает клавишу [Home], и выбранная часть изображения сдвигается к центру на 1 мм. Пациент вновь волевым усилием старается совместить обе части изображения и т.д. до тех пор, пока изображение не распадется окончательно (необратимо). В этот момент надо нажать клавишу [Enter] или правую кнопку мыши для регистрации результата (начальных и конечных углов отклонения по горизонтали и вертикали). После вывода результата на экран щелчок мышью или нажатие клавиши [Enter] приведет к записи полученного результата в файл и возврат в окно с параметрами процедуры. Если нажать клавишу [Esc], то результаты не будут сохранены.

Автоматический режим с паузами. В этой процедуре перемещение красной части объекта к центру производится автоматически, и предусмотрен выбор шага перемещения (1, 2 или 3 пикселя) и продолжительности паузы (15, 10 и 5 секунд). Пациент производит субъективное совмещение двух частей изображе-ния с помощью мыши, и когда ему это удалось, нажимает левую кнопку мыши. При этом начинается отсчет времени, причем за секунду до очередного смещения части изображения раздается предупреждающий звуковой сигнал. В момент кажущегося распада образа надо нажать левую кнопку мыши для высвечивания ре-зультата. Если пациент дошел до центра, результат высвечивается автоматически.

После вывода результата на экран щелчок мышью или нажатие клавиши [Enter] приведет к записи полученного результата в файл и возврат в окно с параметрами процедуры. Если нажать клавишу [Esc], то результаты не будут сохранены.

Автоматический режим с равномерным перемещением. В этом режиме предусмотрена возможность выбора скорости перемещения красной части изображения (быстрое и медленное). Пациент субъективно совмещает две части изображения и нажимает левую кнопку мыши. При этом отведенная часть изображе-ния начинает приближаться к центру с выбранной скоростью. В момент распада образа пациент снова на-жимает левую кнопку мыши для регистрации результата.

После вывода результата на экран щелчок мышью или нажатие клавиши [Enter] приведет к записи полученного результата в файл и возврат в окно с параметрами процедуры. Если нажать клавишу [Esc], то результаты не будут сохранены.

6.2.3. Закрепление бификсации. Колебания.

В этой процедуре предложено на выбор несколько тест-объектов. Для всех объектов предусмотрено 2 размера - большой и малый. Колебательные движения объектов происходит медленно или быстро - предусмотрено 2 скорости.

После выбора объекта и скорости колебаний пациент должен с помощью мыши поставить красное и синее изображения в такую позицию, в которой он видит их совмещенными. При нажатии левой кнопки мыши изображения начнут колебаться в противофазе вдоль условной линии, соединяющей их центры, а пациент должен стараться сохранить единый бинокулярный образ. В момент распада единого бинокулярного образа на два монокулярных нужно нажать левую кнопку мыши, и на экране высветятся результаты (начальный и конечный сдвиги красного и синего изображений по горизонтали и вертикали).

После вывода результата на экран щелчок мышью или нажатие клавиши [Enter] приведет к записи полученного результата в файл и возврат в окно с параметрами процедуры. Если нажать клавишу [Esc], то результаты не будут сохранены.

6.2.4. Развитие фузионных резервов.

В этой процедуре, как и в предыдущей, предложено на выбор несколько тест-объектов. Для всех объектов предусмотрена возможность выбора размера (большой или малый) и скорости перемещения (медленная или быстрая). Кроме того, перед началом тренировки следует указать знак фузионных резервов, которые предстоит развить.

Процедуры развития положительных и отрицательных фузионных резервов различаются направлением движения красного и синего объектов. Задача пациента - как можно дольше удерживать единый образ. Как только образ распадется на два, необходимо зарегистрировать результат - достигнутую степень расхождения. Это и будут фузионные резервы.

Для запуска движения объектов и регистрации достигнутого результата используется левая кнопка мыши. Если после регистрации результата или во время движения объектов нужно повторить упражнение, то следует нажать клавишу [Home] - объекты встанут в исходное положение (в центр).

После вывода результата на экран щелчок мышью или нажатие клавиши [Enter] приведет к записи полученного результата в файл и возврат в окно с параметрами процедуры. Если нажать клавишу [Esc], то результаты не будут сохранены.

. В В Е Р Х.

Форма записи результатов

Все результаты тестирования/тренировки автоматически сохраняются в отдельном файле для каждого пациента (в специальном формате). Имя файла совпадает с номером пациента, файл имеет расширение dat. Файлы с результатами хранятся в папке Rezults, которая расположена в папке с программой. Во всех случаях, используется не только табличная, но и графическая форма отображения результатов. Также предусмотрена возможность вывода на принтер любой части полученных данных. Для просмотра результатов выбранного пациента надо щелкнуть мышью на кнопке "Просмотр результатов".

В окне просмотра результатов отображается фамилия пациента. Ниже размещена таблица с результа-тами по выбранному виду работы. В этой таблице результаты расположены в порядке убывания даты получения результатов - самые последние результаты расположены вверху таблицы. В списке, расположенном справа от фамилии, можно выбрать другой вид тренировки или диагностики, не возвращаясь в основное окно. После изменения вида работы изменяется содержание таблицы и заголовок окна.

Справа от таблицы находятся панели с переключателями для отбора отображаемых данных - отображаются только те данные, которые соответствуют включенным переключателям на этих панелях.

Таблицу можно напечатать на принтере. Для этого следует щелкнуть на кнопке "Печать", находя-щейся в верхнем правом углу экрана. После щелчка на этой кнопке открывается стандартное окно Windows "Печать" ("Print"). В этом окне надо выбрать один из доступных принтеров и установить все другие параметры печати.

Содержание таблицы выводится в текстовый файл щелчком на кнопке "В файл". Имя файла совпа-дает с номером пациента: данные пациента с номером 3 выводятся в файл с именем "3.txt". Данные записываются как текст в формате Windows. Этот файл можно открыть в программе Word, как файл в формате "Только текст". При открытии файла в программе Excel следует выбрать в качестве разделителей символ табуляции. В этом случае данные будут загружены в виде таблицы.

Для удаления ненужных данных из таблицы на экране (и из файла на диске) надо выбрать соответствующую строку и нажать комбинацию клавиш [Ctrl]+[Delete]. Можно выделить несколько строк под-ряд. Для этого надо щелкнуть на первой строке выделяемого диапазона и, удерживая нажатой клавишу [Shift], щелкнуть на последней строке диапазона. Для удаления выделенного диапазона следует нажать комбинацию клавиш [Ctrl]+[Delete].

Для получения результатов в графическом виде надо щелкнуть на кнопке "Показать график". На графике можно отобразить все данные выбранного вида работы или только часть данных. Если в таблице выделить диапазон строк (для этого надо щелкнуть на первой строке выделяемого диапазона и, удерживая нажатой клавишу [Shift], щелкнуть на последней строке выделяемого диапазона), то на графике будут отображены только выделенные данные. Чтобы убрать график следует щелкнуть на кнопке "Убрать гра-фик".

График можно напечатать на принтере. Для этого следует щелкнуть на кнопке "Печать графика", находящейся справа от графика. После щелчка на этой кнопке открывается стандартное окно Windows "Печать" ("Print"). В этом окне надо выбрать один из доступных принтеров и установить все другие пара-метры печати.

Минимальные системные требования

" Операционная система Microsoft Windows 98/Me/2000/XP

" Процессор: Pentium 166 МГц

" Графический режим 600х800

Программа занимает 2 Мб на жестком диске.

Для поддержки звуковых сигналов необходимо звуковое устройство

Методические рекуомендации по проименению программы "Клинок"

Программа КЛИНОК-2 является модифицированной версией программы КЛИНОК, рекомендованной к использованию в детских медицинских учреждениях Комитетом здравоохранения г.Москвы в 1996г.

Целью создания программы КЛИНОК была компьютеризация измерительных и лечебных процедур, производимых с помощью синоптофора - классического прибора, широко применяемого в офтальмологиче-ской практике. Использование возможностей компьютерной техники позволило не только имитировать тра-диционные процедуры аппаратного лечения, но и расширить их временной и скоростной диапазоны, увели-чить количество тест-объектов, ввести ряд новых режимов и обеспечить автоматическую регистрацию ре-зультатов. Создание новой версии программы (КЛИНОК-2) обусловлено, с одной стороны, желанием учесть накопленный опыт работы с компьютерными программами, а с другой стороны - развитием компьютерных технологий, позволяющим расширить возможности этих программ.

В программе КЛИНОК-2 сделаны следующие усовершенствования по сравнению с программой КЛИНОК:

" диагностическая и тренировочная части выделены в отдельные блоки, что облегчит работу медиков;

" увеличено количество процедур и режимов работы, в частности, введены специальные процедуры для выявления и ликвидации функциональной скотомы;

" существенно увеличено количество тест-объектов и предусмотрена возможность варьирования их размеров, что сделает тренировки более интересными и менее утомительными, позволит лучше осуществлять индивидуальную оптимизацию;

" табличный способ представления результатов всех процедур тестирования/тренировки дополнен представлением результатов в графической форме и возможностью их прямого вывода на печать.

Принципы использования программы КЛИНОК-2 в диагностических и лечебных целях идеологиче-ски соответствуют принципам использования синоптофора. Однако преимущества компьютерной техники позволяют реализовать новые режимы работы, стандартизировать процедуры тренировок и автоматизиро-вать их.

Оценка характера зрения (6.1.1.). Методика проведения этого теста в компьютерном варианте не отличается от обычной методики тестирования на приборах "Цветотест".

Измерение угла косоглазия (6.1.2.). Преимуществами компьютерного измерения угла косоглазия по сравнению с традиционным (на синоптофоре) являются: возможность видеть со стороны на экране дисплея расположение фигур, соответствующее углу косоглазия пациента; быстрая и удобная смена объектов и их параметров; автоматическая регистрация результатов измерений и вывод их на печать.

Выявление функциональной скотомы (6.1.3.). Методика проведения этого теста также не отличается от традиционной методики. Преимуществами компьютерного варианта являются: возможность приближения периферического объекта к центру с 8 направлений, автоматическая регистрация и представление ре-зультатов в виде карты.

Определение фузионных резервов (6.1.4.). Все измерения фузионных способностей должны прово-диться при фиксированном положении головы пациента (с использованием подбородника и налобника) на расстоянии 50 см от экрана. Чтобы не получить заниженных результатов из-за бинокулярной конкуренции по цвету, в этой процедуре рекомендуется использовать только тестовые изображения в пастельных тонах (цветовой режим 3). Преимуществами компьютерного измерения фузионных резервов являются возмож-ность быстрой смены объектов и их параметров и автоматическая регистрация результатов. Следует учиты-вать, что измеряемые показатели фузионных способностей существенно зависят как от параметров объектов (величины, формы, цвета), так и от условий наблюдения. Поэтому для прослеживания динамики изменения фузионных резервов следует сравнивать результаты, полученные в идентичных условиях.

Ликвидация функциональной скотомы (6.2.1.). Приступая к этой процедуре, необходимо правильно выбрать начальный размер неподвижного центрального (синего) тест-объекта: он не должен быть меньше размера скотомы, определенного при тестировании. При выполнении этой процедуры важно обеспечить очень медленное перемещение подвижной части теста (мышки или пчелки) у границы скотомы (в области перескока). Поэтому в этой зоне рекомендуется перемещать периферический (красный) объект с помощью клавиш со стрелками.

При соприкосновении периферического объекта с центральным, центральный объект будет изменяться. Например, кусок сыра в месте соприкосновения будет уменьшаться, а на цветке будет исчезать пыльца. Пациенту дается инструкция: усилием воли удержать подвижный объект и не позволить ему перескочить через центральный. Если перескок произошел, следует немного сдвинуть объект назад спомощью клавиш со стрелками и продолжить тренировку.

Когда пациенту не хватает усилий для дальнейшего продвижения к центру, надо зафиксировать дос-тигнутый результат в положении перескока (нажать клавишу [Enter]).

Устранение косоглазия. Мелькания (6.2.2.). Компьютерный вариант этой процедуры имеет большие преимущества по сравнению с приборным лечением, так как позволяет перемещать объекты в любом на-правлении, а не только по горизонтали и вертикали, как в синоптофоре. Кроме того, программа обеспечива-ет возможность перемещения объектов с заданной скоростью и с заданным шагом.

Для устранения косоглазия, в соответствии с традиционной методикой, в этой процедуре используется разведение левой и правой частей тест-объекта в позицию, обеспечивающую их совмещение/слияние в восприятии пациента, с последующей выработкой способности сохранять единый (слитный) образ при постепенном сближении левой и правой частей до их объективного совмещения в нулевом положении.

Для большинства пациентов рекомендуется начинать тренировки с частоты мельканий 6 Гц, выбирая тест-объекты среднего или малого размера.

В ходе курса тренировок частоту мельканий надо постепенно снижать, добиваясь того, чтобы у паци-ента выработалась способность удерживать обе части тест-объекта в нулевом положении в отсутствие мель-каний.

На первых этапах тренировки, если пациент испытывает затруднения в удержании обоих частей тест-объекта совмещенными в позиции, соответствующей углу косоглазия, следует работать в ручном режиме. В этом случае очень желательна помощь "тренера".

Пациент субъективно совмещает 2 части изображения с помощью мыши, и когда ему это удалось, нажимает правую кнопку мыши. С помощью волевого усилия он все время старается сохранить изображе-ние целостным и сообщает тренеру, когда изображение распадается. Если пациенту удается удержать цело-стный образ не менее 15 с, тренер нажимает клавишу [Home], и красная часть изображения сдвигается к центру на 1 мм. Пациент вновь волевым усилием старается совместить обе части изображения и т.д. до тех пор, пока изображение не распадется окончательно (необратимо). В этот момент надо нажать клавишу [Enter] или левую кнопку мыши для регистрации результата (начальных и конечных углов отклонения по горизонтали и вертикали). Нажатием правой кнопки мыши можно вновь вернуться в меню данной процедуры и выбрать другой тест-объект.

Когда пациент выработает прочный навык удержания левой и правой частей объекта совмещенными, можно перейти к другому режиму тренировки - автоматическому с паузами. В этом режиме перемещение красной части объекта к центру автоматически производится очень мелкими шагами (по выбору: 1, 2 или 3 пикселя) с паузами (продолжительности паузы по выбору: 15, 10 и 5 секунд). Надо постараться подобрать такие параметры процедуры, при которых пациент на каждом шаге успевает надежно совместить обе части тест-объекта. На том шаге сближения частей тест-объекта, когда их совмещение с помощью волевого уси-лия становится невозможным (единый образ распадается на два), для регистрации результата надо нажать левую кнопку мыши. В случае полного успеха (пациенту удалось дойти до центра - 0о), результат высвечивается автоматически.

Когда пациент начинает с легкостью выполнять упражнения в автоматическом режиме с паузами, можно перейти к тренировкам в автоматическом режиме с равномерным перемещением.

Пациентам старше 6 лет рекомендуется тренироваться не менее 30 минут в день с различными тест-объектами; при необходимости можно делать перерывы. Для детей младшего возраста продолжительность тренировок надо подбирать индивидуально.

Закрепление бификсации. Колебания (6.2.3.). Как и предыдущая процедура ("мелькания"), данное уп-ражнение имеет целью устранение косоглазия, но достигается эта цель несколько иным способом. Сходство этих процедур состоит в том, что на начальном этапе производится разведение левой и правой частей тест-объекта соответственно углу косоглазия пациента, в результате чего пациент видит их совмещенными. Про-цесс тренировки также заключается в постепенном приближении частей изображения к нулевой позиции.

Различия же заключаются в том, что

" изображения не мелькают;

" зрительные стимулы для левого и правого глаза полностью совпадают по форме;

" движение изображений к центру носит возвратно-поступательный характер.

То обстоятельство, что левый и правый стимулы полностью совпадают по форме, способствует более активному участию в фузии сенсорных механизмов бинокулярной интеграции.

После выбора объекта и скорости колебаний пациент должен с помощью мыши поставить красное и синее изображения в такую позицию, в которой он видит их совмещенными. При нажатии левой кнопки мыши изображения начнут колебаться в противофазе вдоль условной линии, соединяющей их центры, а пациент должен стараться сохранить единый бинокулярный образ.

В момент распада единого бинокулярного образа на два монокулярных пациент должен нажать левую кнопку мыши, и на экране высветятся результаты (начальный и конечный сдвиги красного и синего изображений по горизонтали и вертикали).

Развитие фузионных резервов (6.2.4.). Эффект лечебных процедур по устранению угла косоглазия будет неустойчивым, если после достижения ортофории (нулевого угла отклонения косящего глаза) не провести комплекс тренировок для укрепления фузии и развития фузионных резервов.

В процессе этих тренировок пациент должен научиться как можно дольше удерживать слитный образ при перемещениях левой и правой частей тест-объекта, провоцирующих распад образа на две части.

Процедуры развития положительных и отрицательных фузионных резервов различаются направлени-ем движения красного и синего объектов. В случае положительных резервов красное изображение движется влево, а синее - вправо, в случае отрицательных - наоборот. Как только образ распадется на два, необходи-мо зарегистрировать результат - достигнутую степень расхождения (нажать левую кнопку мыши). Это и будут фузионные резервы.

Начинать развитие фузионных резервов рекомендуется с использования пастельных цветов (цветовой режим 3), так как при этом практически нет бинокулярной конкуренции по цвету: левое и правое изображения воспринимаются пациентом как серые на светлом фоне. В дальнейшем можно подключать цветовые режимы 2 и 3 с более насыщенными цветами. При этом левая и правая часть изображения будут иметь в восприятии разные цвета и для удержания слитного образа потребуются большие усилия.

. В В Е Р Х.

Содержание:

ВНИМАНИЕ: Остерегайтесь подделок! Детальнее.

Источники:
http://infoglaza.ru, http://parlan.narod.ru/

Следующая:


16 декабря 2017 года

Комментариев пока нет!
Ваше имя *
Ваш Email *

Сумма цифр справа: код подтверждения